Антикризисный план (которого не было), изменения на рынке продуктов питания и что будет дальше
В конце февраля мы, как и многие российкие компании, перешли в режим турбулентности. Условия меняются каждый день, клиенты в растерянности, но наши планы по выручке в силе, бизнес нужно развивать, а зарплату – платить. Расскажем, как мы с этим справляемся, и что будет дальше – а дальше будет еще интереснее
Ситуация
В кризис производители и поставщики продуктов питания обычно «садятся на товар». При любых потрясениях еда остаётся востребованной, поэтому продать её позже почти всегда получится дороже. В последние годы в России и так был «рынок продавца», а сейчас ситуация стала еще более непредсказуемой, поэтому никто не спешит менять ликвидную еду на рубли. Плюс если в процессе производства используются импортные компоненты, то обеспокоенность продавцов становится существенно более острой. С другой стороны, покупатели хотят как можно быстрее обменять деньги на еду, чтобы зафиксировать риски. Рынок лихорадит, и продавцам не всегда нужно продвижение – всё и так купят. Так все выглядело в конце февраля.
«Приостановление» работы сети «Макдональдс» и неясность по другим игрокам отрасли быстрого питания внесли свои коррективы. Цепочка поставок для этих ресторанов генерит огромные объемы продуктов, которые крайне трудно остановить или перестроить за короткий период, а значит, поставщики будут выводить эти объемы на рынок, даже если рестораны оплатят неустойки.
Еще один фактор – неизбежное изменение покупательской способности населения. Люди будут хотеть есть всегда, но величина дохода довольно сильно влияет на состав диеты, а значит, производителям еды нужно оперативно перестраивать ассортимент, ценовую политику и, в конечном счете, финансовую стратегию.
Не забываем, что многие игроки работают с небольшой маржой или только на обороте, поэтому их поведение скорее не стратегическое, а ситуативное.
Государство же в таких ситуациях распечатывает резервы и гарантирует спрос на определенную часть ассортимента, но делать предсказания сейчас – дело неблагодарное.
Словом, никто не понимает, что делать, но делать что-то надо. Мы видим спад активности, но о полной заморозке взаимодействия на рынке речи нет. Однако даже небольшое его торможение ведет с снижению нашей выручки и, как следствие, ухудшению финансового положения. Поэтому мы приняли ряд мер, чтобы повысить устойчивасть бизнеса.
Организационные меры
Хотелось бы написать, что у нас был план митигации рисков, но это не так. Точнее, не такого набора рисков, который начал приходить к нам неделю назад, и все никак не может остановиться.
К шокам и некоторому снижению выручки мы готовы – все же 13 лет на рынке оставили не только шрамы от 2008 и 2014, но и специфический опыт. Так что первым делом мы:
- перевели рекламу с Google на Яндекс
- сократили рекламный бюджет, тем более на Яндексе платежи в рублях
- закрыли вакансию маркетолога
- расстались с двумя самыми неэффективными продавцами
- отменили все командировки
- закрыли корпоративный аккаунт Google (все равно оплачивать его из РФ не сможем)
- отказались от платных функций в Miro (по той же причине)
Все это позволило одномоментно сократить затраты с марта на 450 тысяч рублей, что для нас – очень ощутимая сумма. Из негативных эффектов – часть денег зависла в рекламе Google. Но – зависла и зависла, чего уж теперь.
Технические меры
Учитывая приостановку работы некоторых сервисов в России, мы также предприняли меры по сохранению работоспособности сервисов и непрерывности разработки:
- провели инвентаризацию всех используемых сервисов и ресурсов, рассмотрели альтернативы
- перевелись с GitHub на GitLab (и готовы к новым переездам)
- установили всем разработчикам Linux (у кого не было)
- отключили автоматическое обновление Windows
- выполнили внеочередные бэкапы
- смоделировали дальнейшие сценарии и нашу реакцию на них
Пока проблем с технической частью не возникло, и мы морально готовы к новым потрясениям.
Перспективы
Мы продолжаем разработку и внедрение функционала B2B-маркетплейса продуктов питания и видим растущий интерес со стороны клиентов. Здесь все в соответствии с планом.
Есть высокая вероятность того, что в среднесрочной перспективе продовольственный экспорт России будет расти, а государство поддержит отрасль производства продуктов питания вообще и фермерства в частности. Поэтому мы начали более активно работать над выходом на зарубежные рынки и продвигать нашу отраслевую аналитику в России и за рубежом.
Сниженный болевой порог малого бизнеса в России позволяет взглянуть на ситуацию отстраненно и по-философски, поэтому мы продолжаем работать в этих новых условиях и смотрим в будущее с оптимизмом.
И да, у нас есть открытые вакансии, их можно найти через m16.tech
GitLab создан украинцами. Если он не крякнутый, вы рискуете.
Переходить нужно на свои git-репозитории, размещая их на серверах России.
Лучше пушить git-коммиты сразу на заборы. Очень надёжно, если коммиты не антивоенные. А то ведь и в серверах может быть ЗАКЛАДКА.
Поэтому мы и готовы к новым переездам)
А как вы будете реагировать на то что дума решила ввести госконтроль цен на продовольствие.?
Уволят еще двух продавцов, отменят рекламу уже и на Яндексе тоже и перейдут на Mercurial
Никакого развития экспорта в ближайшее время не предвидится, так что лучше развивать внутренний сбыт.
Комментарий недоступен
такие гаражи сразу сжигать надо, а умников на кол садить
Закройте аккаунт Google Ads и в течение 2 недель деньги вам вернут.
4 недель, извините
Первично, пока всё не устаканится, вообще прекратить любой экспорт продовольствия.
Судя по свежим новостям, это вероятный сценарий в краткосрочной перспективе. Но не по всем товарам, и в какой-то момент экспорт все же откроют и будут наращивать
Неплохо будет понять, кому этот самый экспорт предложить. Пока от нас как от прокаженных бегают, боятся штрафа. Может получиться, что он и останется настолько токсичным, пока "туман войны" не развеяться.
В мире довольно много стран, которые занимают разные позиции
Согласен, работае.м по питанию с Китаем, всё отлично!
Мы отлично работаем с Китаем по продуктам питания и в пандемию тоже.
Ещё сайт перевели на бесплатный шаблон тильды))