Инициативы по поддержке и развитию ИТ-отрасли в Российской Федерации в условиях санкций

8 марта 2022 года я написал письмо в Минцифры и ряд других ведомств, в котором обозначил свой взгляд на проблемы ИТ-отрасли в ретроспективе, а также перечислил основные инициативы по поддержке отрасли в сложившихся условиях. Часть содержания моего письма привожу ниже:

"Хотел бы предложить к рассмотрению следующие инициативы, реализация которых, на мой взгляд, поможет в осуществлении перехода нашей страны к инновационной модели экономики и повысит ее конкурентоспособность на мировом рынке.

1. Ревизия ИТ-компетенций.

Учитывая мощнейшее санкционное давление на нашу страну и возросшие риск оттока внутренних ИТ-компетенций за границу, считаю необходимым осуществить следующий комплекс мер:

  • Провести анализ ИТ-компетенций, необходимых для обеспечения текущих и перспективных потребностей Российской Федерации в развитии собственной ИТ-отрасли с учетом новой действительности, исключающей доступ к технологиям недружественных государств в виде программного обеспечения, серверного, компьютерного и телекоммуникационного оборудования, клиентских устройств, АСУ ТП и др.;
  • Определить наиболее дефицитные и чувствительные компетенции, сформулировать достижимые показатели эффективности по наращиванию каждой из компетенций и разработать план мероприятий, направленных на покрытие дефицита компетенций за счет реформирования системы образования, мотивации, повышения эффективности коммуникаций между ИТ-сообществом, профильными государственными структурами и бизнес-сообществом, создания точек притяжения в виде технопарков в федеральных масштабах, распространения культуры поиска молодых талантов, а также привлечения специалистов из дружественных стран;
  • Сформировать Реестр ИТ-специалистов Российской Федерации для включения в него всех участников российского ИТ-сообщества, задействованных в хозяйственной деятельности для осуществления государственного контроля и эффективного управления внутренними ИТ-компетенциями, балансировки и адаптации соответствующих программ и инициатив как ответа на изменения в отраслях экономики.

Реализация данных мер позволит сформировать Дорожную карту по сокращению дефицита внутренних ИТ-компетенций в среднесрочной и долгосрочной перспективе с учетом Стратегии социально-экономического развития России на горизонте до 10 лет.

2. Импортозамещение

Одной из преград на пути к реальному импортозамещению в прошлые годы, на мой взгляд, стало отсутствие качественной работы профильных служб с российским бизнес-сообществом с целью привлечения частной инициативы к задаче реформирования ИТ-отрасли российской экономики. Иными словами, бизнес попросту не поверил в перспективы перехода на отечественные решения, предпочитая идти проверенным путем. В этой связи считаю необходимым:

  • Расширить состав Комиссии по импортозамещению за счет представителей бизнеса и ИТ-сообщества с целью повышения эффективности взаимодействия всех участников процесса и взаимного доверия;
  • Разработать меры поддержки частных лиц и предприятий, осуществляющих инвестиции в разработку и развитие отечественных ИТ-решений;
  • Провести ревизию всех производственных мощностей на предмет технологической готовности отечественной экономики с целью формирования плана мероприятий по модернизации предприятий для локализации производства микроэлектроники и наращивания электронно-компонентой базы;
  • Обеспечить локализацию производства и разработку ПО с учетом потребностей не только государственных служб и ВПК, но и масс-маркета;
  • Разработать и распространить среди всех участников рынка Дорожную карту по миграции с зарубежных аппаратных и программных решений на их альтернативы;

3. Дополнительные меры поддержки отечественной ИТ-отрасли.

Считаю необходимым разработать протекционистские меры с целью создания необходимых условий для развития отечественных производителей оборудования и разработчиков ПО. Данные меры могут выражаться в следующем:

1. Обязать зарубежные компании из недружественных стран, пожелавших вернуться на российский рынок, внести единовременный платеж в размере 1% от валовой выручки. Вырученные средства использовать для инвестиций в ключевые отечественные ИТ-проекты;

2. Разработать план-график перехода компаний на территории Российской Федерации на программное обеспечение из Реестра отечественного ПО с целью отказа от зарубежных аналогов. На время перехода снизить налоговую нагрузку с условием значительного повышения такой нагрузки в случае отказа организации от перехода на отечественные альтернативы или отставания от план-графика;

3. Разработать и реализовать Федеральную целевую программу по разработке и тиражированию Национальной операционной системы на базе OS Linux с привлечением российского ИТ-сообщества и обязательной предустановкой на все клиентские устройства;

4. Обеспечить внесение изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты с целью распространения культуры использования Национальной операционной системы с детских лет для сокращения зависимости от зарубежных операционных систем и прикладного ПО.

Считаю, что наша страна впервые в своей новейшей истории получила уникальный шанс мобилизовать все необходимые ресурсы, возродить материально-техническую базу и интеллектуальный потенциал, организовать рыночные условий для качественного развития отечественного ПО и аппаратных решений, распространить культуру потребления собственных высококачественных продуктов и услуг и бережливое отношение к производству, выстроить новые логистические цепочки и сформировать собственные Центры ИТ-компетенций в разрезе направлений деятельности, что, убежден, поспособствует скорейшему переходу отечественной экономики на инновационные рельсы и обеспечит достойное будущее нашему народу".

33
4 комментария

Автор, спасибо за ревизию инфо и аналитику.

1
Ответить

Спасибо за высокую оценку моих скромных трудов!:)

Ответить

Выводы бы пересмотрела, на мой скромный взгляд, часть предлагаемых решений не бьются с проблемами. Нужно большее движение к рынку и как это сказать - реальному экономическому акционизму, а не к плановой экономике, заседаниям, комиссиям и требованиям бизнесу соблюдать "тупые" решения людей без опыта в рынке. Однажды Андрей Георгиевич Косолапов, делавший в далеком 2009 первую Венчурную ярмарку в Приморье с кучей азиатско-тихоокеанских фондов... так вот АГ спросил, как думаешь, правильная стратегия межрегионального холдинга в кризис - взять всех под супер контроль? нет, дать максимальную автономию - сильные выплывут сами и ты приобретешь вместе с ними. Но к решениям, которые предложила бы я. Тут на vc была статья с аналитикой и прогнозом по микроэлектронике и инженера по микроэлектронике, который работал в РФ, а теперь в Европе. Он писал что в Европе зп такого инженера 2-5 тысяч евро. а у нас? 50 тысяч рублей? Вот это корень того, почему это отрасль нахрен никому не нужна. При том, что 2-5 тысяч евро - ну камон, это что за деньги? я менеджером без профильного образования получала в этой вилке через 3 года после универа. Ну я конечно крутой менеджер. Но нас таких дохерища. Когда космонавт у нас сколько получает 60-80 тысяч? А какой уровень подготовки у космонавта? Нужно делать минимально допустимые уровни зп для спецов с ключевыми компетенциями. и субсидировать это. продолжая ваши предложения про контроль ключевых компетенций. Дальше люди и рынок все делают сами.

1
Ответить

Бизнес, как и вода, прокладывает себе самый короткий путь к достижению финансового результата. Следуя градостроительным правилам древности, без гидротехнических сооружений в виде дамб и плотин города оказались бы затоплены. Без контроля со стороны Государства частная инициатива будет делать все то, что делала все последние десятилетия - находить контрактные производства и импортные комплектующие, а те же производства внутри страны попросту не смогут предложить им конкурентные цены. Как я писал выше в своей статье, отрасль попалась на "уловку 22" - не имея возможности предложить конкурентные цены, внутренние производства лишены крупного спроса на свои услуги. Не имея крупного спроса, нет возможности предложить конкурентные цены. И вот на этом этапе в дело должно вмешиваться Государство посредством мер финансового и нефинансового стимулирования спроса, субсидирования цен и протекционистских мер по ограничению импорта ввозными пошлинами. Но часть таких мер нарушает требования ВТО. И зависимость от импорта растет год к году.
Согласен полностью с проблемой отсутствия привлекательности отрасли для специалистов. Это тем более обидно на фоне того что Россия - оин из лидеров по поставке на мировой рынок труда высококвалифицированных специалистов.

PS: я бы сам сейчас на 70% переиграл свои же предложения в статье выше, но билет уже пробит.

Ответить