{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Заказчик не планирует платить

Когда случился кризис 14-15 года, я попала под сокращение, т.к. была молодым и, соответственно, не самым ценным сотрудником. В тот момент я посвятила все свое время работе на фрилансе, чтоб выжить. Но за свою самостоятельную практику в шесть лет, тогда я впервые столкнулась с заказчиками, которые могли кинуть на деньги, слить. Сейчас сложное время для всех, а значит риск подобных случаев снова усиливается. Делюсь своим опытом, чтоб молодые специалисты могли обезопасить себя. И еще о том, что заказчики так могут повести тебя на любом этапе работы.

100% постоплата, а если еще и без договора, то прямо мое “любимое”

Самый распространенный способ — когда псевдо-заказчик начинает давить на жалость и рассказывать:- что они уже заплатили одному дизайнеру, но их кинули — дизайнер пропал, поэтому теперь работают только по постоплате;- заплатили одному дизайнеру, портфолио было хорошее, но сделали лютую дичь, поэтому надо, чтоб ты начал без оплаты, и если им понравятся эскизы, то тогда заплатят;- из соображений безопасности.Вот, кстати, цитата из переписки с таким “заказчиком”, причем хочу отметить, что на одну и ту же формулировку про юр.лицо одинаково в Словакии от разных контактов натыкались несколько моих знакомых, цитирую:

“Также сразу хочу сказать, что по предоплате я не работаю (по причине безопасности). Могу предложить найти гаранта, который сможет провести сделку (у меня средства на зарубежном банковском счету, имею юр. лицо в Словакии), либо же можно заключить договор (но, опять же, без предоплаты)”

Заказчик-абьюзер: “вот он-то хороший специалист, а ты — никто”, “как ты смеешь просить деньги” и др. варианты.

С этими я сталкивалась и на работе, и на фрилансе, и даже недавно. Способ манипуляции, при котором псевдо-заказчик пытается принизить профессиональные навыки, значимость работы, трудозатраты.Например, когда я планировала уволиться, моя руководитель говорилf, что я никому не нужна и плохой дизайнер. Не то, что тот, с которым они на фрилансе сотрудничали: вот он-то прекрасный, а я никто. Спрашивала как и кто у меня “за такие деньги” будет заказывать проекты при таком низком уровне работ.

Другой говорил, как я смею брать деньги за работу, которую не сделала, что совести у меня нет разводить людей на деньги ну и все в таком духе.Думаю, смысл ясен. Суть везде одна — внушить, что ты никто, никому кроме них не нужен и вообще должен ноги их целовать за то, что они позволили тебе поработать с их брендом. Все как и в абьюзивных отношениях.

Им все равно что ты скажешь, часто прямо так об этом и говорят

На этапе переговоров, например, при обсуждении любых из условий вы объясняете что из чего складывается, процесс, последовательность работ, стоимость или что угодно, а он в ответ: “мне все равно, что ты говоришь, я считаю так”. Он все сказал, разворачивайся и беги. Без шуток, им ничего не докажешь, они не услышат ни тебя, ни кого-либо другого — сам себе царь.

В случае недопонимания отказывается давать комментарии, созваниваться, пояснять

Хороший дизайн-проект невозможен без примерки и обсуждения с заказчиком, как и идеально сидящий костюм. Если до начала работ при ведении переговоров или в их процессе возникают недопонимания, особенно в переписке, я всегда прошу созвона. Ситуация, когда заказчики не так сформулировали и им сложно объяснить что-то в письменном виде — не редкость, они не профессионалы, потому к нам и обращаются. Если при возникновении такого заказчики отказывается пояснять, созваниваться и идти на контакт — они искали повод, чтоб слиться и создали его.

Чаще всего такие ситуации происходили после консультаций, особенно, когда они были бесплатными или дешевыми. Заказчики говорили, что все не так, ты плохой специалист. Когда задаешь вопросы, предлагаешь созвониться, чтоб уточнить, может я что не так поняла, просто пишет: “мне не о чем с тобой больше говорить, я все сказал/а”. После этого следовало, что заказчик внедрял в свой проект все, что было на консультации, от и до.Да, бывают еще такие, которые хотят, чтоб их понимали с полуслова и читали мысли, но такие ничем не лучше. Чтоб быть на одной волне и понимать друг друга нужно перед этим много общаться.

Начинает разговор с наезда и криков

Это самый простой и частый типаж по которому все понятно. Им так проще психологически, видимо. Чем спокойней и адекватней вы отвечаете, тем громче они орут.

При этом когда вы просите конкретики, ее нет: “все неправильно, это не соответствует нам”, на вопросы что именно и почему, попытку разговорить, выяснить более четкие замечания, предложение изменить, исправить говорят: “не знаю, я подумаю”. Все, больше ты человека не услышишь, а вот свою работу, используемую этой компанией, 100% увидишь.

Угрозы и шантаж: “если не сделаешь так, то выкину твою работу”, “порву”, “подам в суд” и пр.

Заказчики могут угрожать и шантажировать не только перед началом или в процессе работы, самые интересные персонажи — те, кто это делают после сдачи дизайн-проекта. Этот вид пытается развести на бесплатный авторский надзор, комплектацию или поиск подрядчиков, шантажируя тем, что проект будет некачественно реализован и тем самым запятнает ваше доброе имя.

Тут в ход идут куда более интересные высказывания и намерения. Например, что если ты не найдешь подрядчиков для реализации проекта, то заказчик этот проект выкинет или подаст на тебя в суд. Ну там было много всяких вариантов, все не вспомню, даже проклинали, нашли кого XD

Самое главное, чтоб такого пункта с требованием заказчика не было в договорах. Ты можешь порекомендовать, если имеешь на примете хороших подрядчиков, но ты не кадровое агентство, чтоб заниматься их поиском. Даже штатного сотрудника не имеют право заставить делать работу, которая не входить в его компетенции, а тебя и подавно!

Запомни: они заплатили деньги, ты проект сдал. Что дальше они сделают с твоей работой — это их решение, т.к. работа передана и принадлежит им. Если хотят выкинуть, сжечь, разорвать, утопить, запустить в космос - пожалуйста.

Дополнительные задачи без оплаты: «не сделаешь — вообще денег не увидишь» и т.д

Этот пункт похож с предыдущим, только здесь не шантажируют тем, что тебе дорога твоя работа, а деньгами.

Одумайся и не делай ничего дополнительно. Ты сделаешь доп.работу, они захотят что-то еще, еще и еще. Они не планируют платить, а хотят бесплатную рабочую силу. Шли таких туда, куда надо.

Всем добра и самых лучших заказчиков!

0
53 комментария
Написать комментарий...
Alexander

Прикольный опыт. По предоплате с новым подрядчиком действительно многие не готовы работать, что в общем объяснимо - подрядчики точно так же могут кидать клиентов как и клиенты подрядчиков.

Я здесь выработал простой подход: если клиент не готов на предоплату, предлагаю быстрый дешевый этап с постоплатой. Заказчик видит тебя в работе, ты видишь его финансовую дисциплину. Понравились друг другу - поехали дальше строить долгосрочные доверительные отношения. Кто-то кого-то кинул - разбежались с малыми потерями.

Но если заказчик быкует уже на этапе первых коммуникаций - просто "Не работайте с мудаками" - этим все сказано.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Комлев

Плюсую, по этой теме и литература есть соответствующая.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Пришелец

Самый эффективный подход

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

так же делаю как заказчик

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

Вообще не стоит работать с заказчиками, которые в деловой переписке общаются на ты.

Ответить
Развернуть ветку
LabO

Есть такие, на своей волне. Чаще всего они молоды, под наркотиками и хорошо платят даже за эскизы не доведенные до конца. Потом у них отходняк, они поковыряются в правках деятельность показывая и улетают с макетами в закат.

Нельзя работать с теми, кто хамит. Вот это 100%.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Знаете, был в практике супер адекватный заказчик, общавшийся на "ты". По своей инициативе оплачивал время, потраченное на консультации, например. Так что "флажок", но не стопроцентный критерий.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Анастасия Шалаева
Автор

100% да!

Ответить
Развернуть ветку
Vanessa Creeed

К сожалению, неадекваты (а может просто задача такая - получить работу бесплатно или как можно сильнее выжать исполнителя) встречаются очень часто. И не только в сфере дизайна...
Выход один - не работайте без договора! Постарайтесь предусмотреть чтобы результат работ был четко зафиксирован. И, главное, что будет, если заказчику по каким-то причинам не нравится дизайн .. или еще что-то.. Лучший способ - расстраться, при этом аванс остается у вас. Что-то вроде.. если результат работ не соответствует ожиданиям заказчика, он вправе рассторгнуть договор, при этом обязуется подписать акт выполненных работ на сумму аванса, или согласовать допкост... как-то так...

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Ещё лучше, на мой взгляд, гарант биржи с заморозкой средств заказчика. А то договор договором, но судиться - тоже морока, и нужно ещё чтобы у ответчика деньги были для списания. Ну и если уж договор, то желательно с лицом в стране пребывания фрилансера, а не в Словакии, как в примере в статье. И в договоре прописать подсудность в городе проживания.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Aleksandr Rogozhnikov

Хорошо бы дополнить картину рассказав о "великом счастье" работы с некоторыми фрилансерами которые размещают в портфолио чужие работы и не имея отзывов требуют 50%. Потом пропадают неделями, делают все "тяп-ляп" по видео из ютуб, и теперь уже ты их должен уговаривать. Как итог начинают ныть и клянчить остаток "у бабушки завтра день рождения...", а получив всю сумму грациозно уходят в закат.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Шалаева
Автор

с таким тоже сталкивалась, когда расширяла команду :)

Ответить
Развернуть ветку
LabO

Найм дело тонкое. Здесь не воронка HR по 10 собеседований в день. Пример: искал специалиста для создание 3D/2D персонажей-маскотов. Это довольно трудоемкий и многоуровневый креативный процесс. Так вот из 30 человек, отликнувшихся с Биханса, VK, Авито (не поверите), FL и еще пару случайных мест:
- 7/10 не имеют представления на что подписываются, хотя пишут не роботом и готовы даже БЕЗ предоплаты е%ать мне мозги откровенной %уйней. Я вежливо всем отказал
- 2/10 показали в портфолио чужие работы. Как проверил? Они разношерстные и появляются очень классные. Прогнал через картинки гугл/яндекс. Выслал им автора, те сказали, что так и так сможем также. Вежливо всем отказал.
- 1/10 сказали дорого, долго и можно. Описали алгоритм, выстроили трудовую горизонталь. Вот это я люблю.

Вывод: <b>ищите с умом</b>. Не как номенклатурный отдел кадров, а как участник проекта.

Ответить
Развернуть ветку
LabO

Скупой платит дважды. Вы отдали деньги тому, кто не имеет отзывы. Дали еще когда клянчил (звоночек к саботажу) ну и т.д. Вы сами себя подстрелили.

Не ругайтесь, сколько раз платил таким же по той же самой схеме.

Ответить
Развернуть ветку
LabO

1. Портфолио
2. Предоплата 100%
3. Работу можно дробить на этапы, но за любой этап работы п.2,
4. От того понравится вам результат работы или нет является степень вашей компетенции оценивать исполнителя по п.1. Если сомнения, то п.3.
5. Условия работы, количество правок, сроки согласования и молчания оговариваются с вашей стороны предложением до п.2

Только это может заказчика заставить желать согласовать и продвигать макеты к финальному согласованию. Всё остальное от лукавого. Скидывайте это любому, кто напишет вам ответным письмом "А если мне не понравится?"

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Мне в одном договоре (на написание текста) понравился пункт про правки: что-то вроде "Правки и замечания принимаются в виде конкретных указаний: в таком-то месте добавить/убрать такие-то слова". Фактически, конечно, исполнитель принимал и правки более общего вида, но формулировка защищала от невнятных замечаний вроде "переформулируйте так, чтобы мне понравилось". Потом похожий пункт стал добавлять в свои договора на работы, где нельзя чётко сформулировать ТЗ на результат.

Ответить
Развернуть ветку
Сломебир

Это жесть - иметь такой опыт. Неужели это все лично пришлось пережить? Как же много неадекватных заказчиков что их прям классифицировать пришлось ))

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Шалаева
Автор

Да, это личный опыт. Но если бы все были такими, в профессии давно уже не работала :) Все компенсируется теми, кто безмерно благодарен, регулярно возвращается и рекомендует)))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Богдан В.

Как выше написали - есть 2 верных способа не остаться без оплаты - или договор, или давать попробовать кусочек, причем желательно, чтобы его нигде толком нельзя было использовать, типа как некоторые компании раздают бесплатно образцы плиток, с которыми ничего нельзя сделать, но можно выбрать и купить ту, которая понравилась.

Ответить
Развернуть ветку
Lina M

Что насчет гаранта, которого вы упомянули? Чем/кем пользуетесь?

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Шалаева
Автор

договор + аванс

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Комлев

Очень актуальная проблема, на IT рынке РФ она вездесущая.

Мы напрочь отказались работать без предоплаты минимум в 50%, и то, процент предоплаты зависит от итоговой суммы проекта. Хорошим моментом является разделение услуги на этапы и предоплата по каждому из них.

Сейчас всегда заключаем договор, выдаём чек, если это физлицо, обычно чека и договора достаточно, чтобы убедить в нашей состоятельности, но бывают те, кто пытается нас учить и внушать что-то про пост-оплату, к счастью мы таких шлем лесом, но чаще всего они сами отваливаются и не внушают доверия.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Интересный опыт, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Viktoriya

А если скринить и все водяными знаками показывать. Если все устраивает отдавать материал в оригинале. Только после оплаты. Конечно у каждого фрилансера свои нюансы . Но в любом случае правообладателем является исполнитель до тех пор пока заказчик не оплатит.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Шалаева
Автор

Если заказчик не хочет платить изначально, то дальше сценарий такой:
пункт "В случае недопонимания отказывается давать комментарии, созваниваться, пояснять" или "Начинает разговор с наезда и криков" и пропадает. Находит студента, который перерисует ваш эскиз в нужном размере / формате / доделает чертежи / развертки и т.д. :)

А нормальному заказчику водяные знаки только мешают ознакомиться с макетом))

Ответить
Развернуть ветку
Endrino

Очень расстраивает запрос некоторых заказчиков на чтение мыслей и нежелание идти на диалог по брифам и правкам. Это существенно усложняет процесс разработки. Почему-то работа с визуалом не котируется и не считается работой, отсюда и нежелание платить. Хотя, подозреваю, что так дела обстоят не только с визуалом.

Ответить
Развернуть ветку
Wera Ferat

Актуальная тема для фриланса и не только, часто сталкиваюсь с такими заказчиками, которые платят за одну работу, а хотят еще прилепить несколько дополнений.

Ответить
Развернуть ветку
Timofey Asyrkin

У меня есть код, н-н-н-ада?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Как, вообще, можно на такую симпатяжку кричать или кидать? Нельзя же так.

Ответить
Развернуть ветку
Денис

""Могу предложить найти гаранта
Обычно гарантом является биржа, где замораживается оплата за работу и клиент не сможет тебя обмануть. Но вот только не все биржи работают с такими условиями.

Ответить
Развернуть ветку
Timon

Никому тут случайно не нужен не шаблонный сайт на джанге/фласке?

Ответить
Развернуть ветку
50 комментариев
Раскрывать всегда