Как работает оптимизация в «Яндекс Директе» и почему ей нельзя пользоваться

Думаю, мало кто доверяет полностью автоматизировать рекламу алгоритмам «Яндекса». Поэтому наиболее разумным выглядит стратегия «Ручное управление ставками с оптимизацией». Там мы можем для каждой фразы установить цену клика и… Получить клики по вообще любой цене. Я получил 27,4 рубля за клик в среднем при указанной ставке в 15. Отдельные клики я видел и в 5 раз дороже заявленной цены. Но и это не самое страшное. Самое страшное, что это абсолютно бесполезные клики. Давайте разберемся, что я выяснил из статистики, разговора с саппортом и документации.

История вкратце:

После нескольких дней нормальной работы рекламы в сетях произошли следующие вещи:

1) Выросла цена клика

2) Весь бюджет начал скликиваться за пару часов

3) Пропали регистрации

Чтобы вы понимали, при нормальной работе я получил 6 регистраций за 7000, а после «оптимизации» - 0 регистраций за 7000.

Документация

«Ставки могут автоматически снижаться для кликов с низкой вероятностью конверсии или повышаться для кликов с высокой вероятностью конверсии.»

Это все, что сказано про оптимизацию. То есть они могут творить все, что захотят. Например, сделать вам 1 клик по стоимости дневного бюджета. Саппорт говорит, что такого точно не будет, но потом добавляет, что вообще говоря это ничем не запрещено.

Саппорт

Валит все на алгоритмы и велит читать документацию.

Почему алгоритмы себя так ведут?

Разумно было бы предположить, что они повышают ставки, потому что по текущим ставкам мои объявления не показываются. Но нет, сегодня мой дневной бюджет + 30% от него скликали за к 1:30 ночи. То есть они даже и не пытались показывать мои объявления по указанной мной цене.

Также разумно было бы предположить, что мне предлагали очень хороших посетителей. Но, как я уже писал, регистрации исчезли совсем.

Значит, либо дело не в алгоритме, либо алгоритм просто максимизирует мои расходы.

Что еще это может быть?

1) Автотаргетинг
Может быть автотаргетинг начал подбирать много плохих запросов? Нет, его доля оставалась в пределах 20-30%.

2) Боты/скликивание

Возможно, но цены-то за клик поднял в 2 раза Яндекс! Если он ради ботов увеличивает в 2 раза стоимость клика, то я даже не знаю…

3) Места показа

Вполне себе адекватные — сам Яндекс, тематические площадки, известные площадки с большим трафиком. Всех кроме Яндекса понемногу, нет каких-то странностей.

Еще один гвоздь в Яндекс

При цене клика на поиске в 4 раза выше и самом широком таргетинге соотношение показов по одним и тем же запросам 10 на поиске против 2000 в сетях без учета автотаргетинга. Более того, Яндекс в своем же прогнозе пишет, что по мои запросы ищет 330 человек в день. При этом он за 1,5 часа ночью делает им 2000 показов!!! Т.е. предполагается, что каждый человек, вбивший мои запросы, увидит только мои объявления около 100 раз.

Полезная информация

Оба раза показатели круто менялись после приостановки кампании. Первый раз приостановка из-за того, что кончились деньги, была всего лишь на 6 часов. Второй раз на 3 недели реклама в сетях была отключена полностью.

Альтернативы

Можно выбрать стратегию «Оптимизация кликов» и указать максимальную цену клика. Проблема в том, что она будет одинакова для всех запросов. То есть вам придется создавать отдельные кампании для каждой группы запросов с отдельной ценой. Для крупных рекламных кампаний пользоваться этой стратегий невозможно.

Что в итоге?

1) Яндекс во вред конверсиям завышает число показов рекламы. Причем судя по цифрам показывает тем, кто не искал нужные запросы, потому что таких людей просто не существует в таких количествах.

2) Яндекс во вред конверсиям завышает стоимость клика.

3) Яндекс фактически игнорирует указанную пользователем стоимость клика. Т.е. в стратегии «Ручное управление ставками с оптимизацией» есть только оптимизация Яндекса, никакого ручного управления там нет.

4) Яндекс полностью меняет стратегию показов рекламы после любой остановки ее остановки, даже на несколько часов.

Я не знаю, злонамеренный ли это слив бюджета или там такие кривые алгоритмы. И я даже не знаю, что из этого уже. Но советую всем внимательно посмотреть, что реально происходит в ваших кампаниях.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Денис Голуб

есть такая старая для маркетинга фраза - запусть рекламу это только 10% успеха, остальные 90% это каждодневный анализ и корректировка всего и вся, от анализа микро- и макроконверсий, до отминусовки площадок, представьте даже на автостратегиях

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Куфтинов
Автор

Так основная проблема в том, что Яндекс в любое время может в разы изменить стоимость клика или аудиторию для показов, и вы на это повлиять не можете.
Вы заходите анализировать - а там просто вообще другим людям по другой цене показывается ваша реклама. Что с чем сравнивать?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Голуб

на самом деле все не так, для этого придумали аналитику и прометку, если корректно все прометить видно и как меняется аудитория с течением времени по той или кампании, и то как менялась средняя цена клика и тд, и если не быть дураком и не запускать сразу все на автостратегиях, то вполне все контролируется, да и на автостратегиях есть свои приколы для контроля

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Куфтинов
Автор

Может тогда подскажете, как избежать ситуации, когда Яндекс при одинаковых настройках в один прекрасный день повышает цену клика в 2 раза, а охват - в десятки раз. То есть просто по тем же самым запросам начинает гнать неадекватное количество трафика, который при этом становится неадекватным указанным запросам?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Голуб

ну надо смотреть что произошло и почему в каждом случае свое решение, заранее ничего не сделаешь, это главная ошибка тех кто делает рекламу, думать что можно настроить и с одними настройками жить долгое время, работа маркетолога и контекстника в частности в этом и состоит не в том чтобы просто запустить рекламу но и постоянно что-то делать.
Как минимум аудитория и ее интерес к тематике, спрос на тот или иной товар величина не постоянная, могла появиться какая-то новость и вот уже все скупают определённый товар.

Реклама это то, за чем надо следить каждый день. заходишь и смотришь, а что произошло за вчера, а после обеда смотришь еще раз, анализируешь поведение аудитории, смотришь что произошло на сайте - есть ли какие-то вычленения из статистики странные и т.д. и т.д
Плюс вопрос настроек, никто не отменял синонимы в рекламе. а за ними надо следить, как только реклама набирает обороты появляются синонимы, за ними тоже надо следить, так как то что инициирует показ (собственно фраза в РК и поисковый запрос по которому произошел показ это разные вещи могут быть и это стоит учитывать, так как у системы есть свои правила, определяющие то как они подбираются, более того это все описано и рассказано в куче, видео и статей.
Не подумайте что я выгораживаю директ - нет, у него есть свои минусы и не мало, но они нивелируются экспертизой и профессионализмом.

плюс опять что значит средней, при задаче средней ставки надо в настройках ставить ограничение по цене максимальной ставки, иначе у вас может быть ситуация, когда в некоторых ключах ставка в районе 5 рублей, а где-то 25, где-то для низкочастотки подставится 5, 10, 50 копеек, а где-то почти 30 рублей, и естественно что высокочастотная семантика с большей ставкой будет тянуть трафик на себя, что приведет к сдвигу срс в большую сторону как раз в сторону ближе к 30.
Для этого и собирают вложенные запросы делают кросс-минусовку и подбирают минуса, а потом еще и следят за запросами поисковыми. а если название бренда еще и английское, то будьте готовы к каким-нить неправильным глаголам оттуда.

И вот то что я описал выше, это не единственное что может произойти, и именно поэтому спецам по контексту и тд платят то что платят, не за то что он вам собрал СЯ и загрузил РК, а за то что он делает каждый день.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Куфтинов
Автор

"Плюс вопрос настроек, никто не отменял синонимы в рекламе. а за ними надо следить, как только реклама набирает обороты появляются синонимы"
В рекламе в сетях их нельзя настроить, они идут как автотаргетинг. Но он отключен. К тому же, почти весь трафик - "пословное соответствие". Оно не могло измениться.

Ответить
Развернуть ветку
kolyan

Да просто кот в мешке этот ваш Яндекс.Директ. Я вот не представляю как можно пользоваться этим сервисом. Только когда деньги не твои или их не жалко.

Может кто-то объяснит мне. Вот смотрите, если переформулировать предложение Яндекса, то оно будет звучать так: "Вы мне положите на счет денег, а я что-то и где-то там буду кому-то показывать. Вы можете выбрать что, где и кому, но я все равно буду делать по своему. Заранее вы не узнаете что, где и кому я буду показывать, а деньги буду списывать по своему усмотрению. Нет, заранее нельзя понять сколько что будет стоить, но когда деньги закончатся, нужно срочно будет положить еще, а то алгоритм испортится."

Я не знаю ни одного мелкого или среднего бизнесмена, который согласится работать на таких условиях. Из всех моих клиентов в Яндексе давало рекламу только одно агентство по продаже коттеджей. У них бюджеты позволяли, да и деваться особо некуда было - там ниша такая.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Куфтинов
Автор

1) "Заранее нельзя понять сколько что будет стоить" там и потом в большинстве случаев нельзя понять, куда они ушли
2) Тем не менее, реклама на поиске работает нормально. Сравнивал стоимость конверсии с Телеграмом, Гуглом и ВК. Получилось на уровне лучших групп в телеге и намного лучше ВК и Гугла.

Ответить
Развернуть ветку
kolyan

А что скажете по поводу "пристрелки". То есть, сколько денег надо спустить, чтобы настроить алгоритм на хорошую конверсию?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Куфтинов
Автор

В сфере услуг и интернет-магазинах обычно после пары сотен кликов на поиске в целом понятно становится, какие запросы лучше работают, какие страницы сайта и т.д. А цена клика уже от конкретной сферы зависит, но обычно это десятки рублей.

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Савельева

И чем же можно заменить Директ в таком случае?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Куфтинов
Автор

Реклама на поиске работает нормально. А вот сети лучше заменять рекламой в ТГ-каналах (нужен жесткий отбор), или даже напрямую на сайтах.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Потемкин

Если от автостратегий ожидать, что вы их подключили и больше никогда не заходили в аккаунт, то да - они бесполезны ))) А гугл всегда выдавал более качественный трафик, более дешёвые и качественные конверсии, пусть в целом трафика из гугла, как правило, было меньше, чем из яндекса. Просто нужно уметь им пользоваться.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Куфтинов
Автор

Вот бы читать пост, прежде, чем комментировать.
Суть поста была в том, в Яндексе в рекламе в сетях НЕВОЗМОЖНО не использовать автостратегии. Яндекс их навязывает. И хоть каждые 5 минут можно заходить - Яндекс игнорирует настройки пользователя.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Голуб

можно, просто работать придется в два раза больше) чистка ручная и тд и тд, поверьте всем там можно управлять - вопрос придумать как, но любой более менее толковый маркетолог сможет корректировать то как ему надо с определенной точностью работу сетей даже на автострате. Просто у сетей есть проблема в том что они слишком большие. и просто использовать соц дем и 1 аудиторию не получится, уже не двухтысячные так-то. работы с сетями это как работа с отдельной системой по сути. Хитросплетение аудиторий, и корректировок по ним, постоянная работа с площадками и тд и тд, и куча всего еще, и да выхлоп там будет не ахти в 60% тематик. Но говорить что они плохие всегда и там ничего не сделать - это говорить о непрофессионализме

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Куфтинов
Автор

Управлять можно, кто же спорит. Проблема в том, что Яндекс сам полностью меняет нормально работающую кампанию. Вы настроили, все работает как надо и тут фигак - в разы меняется цена клика и на 2 порядка увеличивается аудитория (то есть просто по тем же самым запросам начинают показывать кому попало). И это может произойти в любой момент.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда