{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как из волонтёрского объединения мы смогли построить социальный бизнес и создать партнёрскую сеть в РФ и СНГ

Мы помогаем решить очень сложную для многих людей проблему — выбрать ту профессию, которая станет любимым делом и приведёт к профессиональному успеху.

Вероника Винокурова, Наталия Винокурова и Наталья Серпионова

Основатели Школы выбора профессии «Пункт Б», социальные предприниматели Наталия Винокурова, Вероника Винокурова и Наталья Серпионова рассказали о том, как из волонтёрского объединения смогли построить социальный бизнес в области образования и создать партнёрскую сеть из 107 представительств в России и СНГ.

С чего всё началось

Проект «Пункт Б» зарождался на уровне волонтёрского объединения, когда в 2012 году мы начали проводить в детских домах Новосибирска первые программы по выбору профессии. Дальнейшее развитие волонтёрской инициативы привело к сотрудничеству с благотворительными фондами и последующему выходу на региональных партнёров, которые приобретали разработанную нами образовательную программу — всё это стало основой для создания школы по обучению специалистов в сфере профориентации, а на сегодняшний день мы уже экосистема, которая объединяет в себе три основных направления:

1. Школа выбора профессий для детей и взрослых. Помогаем выбрать профессию и проводим карьерное консультирование для тех, кто хочет заниматься любимым делом и стать успешным профессионалом;

2. Предпринимательство в профориентации. Помогаем развивать бизнес в профориентации: франшизы, обучение, консультации;

3. Профессиональное сообщество. Развиваем клуб профориентологов для обмена опытом, нетворкинга и поддержки.

В самом начале нашей совместной работы над проектом мы твёрдо для себя решили распределить обязанности и определить зоны ответственности каждой из нас. Обязанности распределяли исходя из компетенций, навыков и уровня знаний по каждому направлению, так как именно такой подход к управлению совместным бизнесом может положительно сказаться на развитии компании, в чём мы лично смогли убедиться. Так Наталья Серпионова взяла на себя управление коммерческим сектором, Вероника отвечает за создание продуктов компании и процессы обучения клиентов, а Наталия Винокурова выстраивает внешние коммуникации и занимается продвижением проекта в медийном пространстве. В общую зону ответственности у нас входит генерация идей, разработка ключевых программ и стратегия развития проекта.

Вся прибыль между нами всегда делится на три равные части. Здесь у нас всё просто.

Реализация проекта

Первые инвестиции были в размере 5000 рублей на приобретение флипчарта и на регистрацию Общества с ограниченной ответственностью «Пункт Б». На первых этапах развития проекта мы руководствовались очень простым принципом: «Сэкономленное — это тоже заработанное». Мы старались, чтобы наш бизнес развивался органически.

Когда в 2015 году мы захотели реализовать один системный проект в теме выбора профессии с детьми из детских домов, то обратились в несколько корпоративных благотворительных фондов с письмом, в котором была просьба о поддержки нашей инициативы, и мы нашли тогда такой фонд. Проект был успешно реализован.

Дополнительные вложения понадобились на PR нашего проекта и на развитие нашей экспертности: обучение, повышение квалификации, посещения и выступления на конференциях и форумах. И сейчас нашим партнёрам, которые развивают свои проекты в сфере дополнительного образования мы всегда говорим: «Вкладывайте деньги в себя и в свою экспертность». В нашей сфере это принципиально важно.

Непредвиденными расходами при создании проекта были поездки на конференции и форумы, куда нам очень хотелось попасть, чтобы сделать наши продукты ещё лучше.

Развитие проекта

Путь становления не был для команды достаточно лёгким, но нас всегда мотивировала идея создаваемого проекта и формирование вокруг него комьюнити, состоящего из профессионалов, родителей и детей, которые способны изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своих близких. Стоит отметить, что финансовая мотивация не была у команды на последнем месте, ведь социальное предпринимательство не может существовать без получения прибыли, в чём мы окончательно убедились, участвуя в программе «Инкубатор» фонда поддержки социальных инициатив «Навстречу переменам».

В тот период основная задача для нас заключалась в том, чтобы перейти от социального проекта в коммерческий. Участие в «Инкубаторе» позволило нам увидеть и понять процессы перехода в коммерческую деятельность, при этом сохраняя социальную составляющую. Мы начали зарабатывать на продаже своих услуг, что привело к финансовому развитию проекта и выходу на полную самоокупаемость.

Переход в онлайн-образование стал для нас следующим немаловажным этапом развития, который позволил выйти на региональный и международный уровень обучения. Адаптируя нашу образовательную программу под онлайн-курсы, мы ставили перед собой цель — организовать и выстроить обучающие процессы так, чтобы как можно большее число студентов проходили всю программу обучения и в дальнейшем доказывали на деле её эффективность.

Сегодня по некоторым потокам доходимость студентов до конца программы составляет 91%, а в среднем этот показатель равен 60-70%. Подтверждают эффективность программы через 2 года порядка 77% студентов.

Дополнительно своим студентам мы даём большую базу для продвижения и монетизации полученных у нас знаний, а также закладываем в их сознание основы предпринимательского мышления, работаем над тем, чтобы они получали предпринимательские навыки, которые позволят им реально зарабатывать после прохождения наших курсов, а не просто получить очередную корочку об образовании и положить её на полку.

Основные расходы при развитии проекта были связаны с повышением уровня нашей экспертности и продвижением проекта (одна поездка на международную образовательную конференцию EdCrunch, например, могла нам стоить 80 000–100 000 рублей, если считать билеты, проживание и питание). Так как у нас интеллектуальный бизнес нам важно много вкладывать в себя и в развитие своих компетенций. Если мы принимаем решение и говорим, что в нашей программе будет модуль по работе с темой выбора профессии через философские практики, то мы организуем для своей команды и своих партнёров стажировку в Париже у мирового эксперта по развитию критического мышления доктора философии Оскара Бренифье. А это стоит больших денег!

Трудности и проблемы в развитии проекта

В начале нашего предпринимательского пути мы сталкивались с трудностями в привлечении клиентов, выстраивании бизнес-процессов и налаживании регулярного поступления финансовых потоков для масштабирования проекта. Первое время, когда мы работали только в офлайн и самостоятельно занимались продажами, у нас не было большого количества клиентов и иногда случалось так, что мы не могли набрать полную тренинговую группу. Все эти трудности стало решать намного легче, когда мы смогли создать полноценный отдел продаж с квалифицированными специалистами. Поэтому очень важно, особенно в самом начале развития проекта, привлекать в команду профессионалов, которые смогут закрывать самые ключевые потребности компании — это то, на чём точно не стоит экономить.

Большой проблемой для нас было желание реализовать одновременно как можно больше идей в нашем проекте, что приводило к расфокусировке внимания над главными задачами. В последующем мы отказались от подобного подхода и сфокусировались на одной понятной идеи, которую удачно масштабировали, и только после этого переходили к реализации следующей.

Сейчас же основная наша проблема связана с постоянно меняющимися условиями современной реальности, которые требуют умения быстро перестраиваться и адаптироваться. Такие процессы невозможно преодолеть без регулярного обучения и всестороннего развития.

Продвижение проекта

С переходом в онлайн нам пришлось перестраивать процессы продвижения проекта, так как те инструменты, которые мы использовали в офлайн, не смогли бы генерировать необходимый поток клиентов. Мы начали изучать таргетированную рекламу, способы продвижения в соцсетях, Email-маркетинг, чат-боты в Telegram и прочее. Очень эффективным инструментом продвижения стал для нас комьюнити-менеджмент, который работает как в офлайн, так и в онлайн. Мы собрали вокруг себя большое сообщество — более 1000 участников, с которыми бесплатно делимся всевозможными полезными материалами, а участники обмениваются друг с другом опытом, достигнутыми результатами и самостоятельно добавляют новых пользователей, которые в дальнейшем становятся нашими клиентами или партнёрами.

Ошибки социальных предпринимателей

Социальные предприниматели очень часто уходят с головой в решение социальных проблем, оставляя на втором плане саму суть предпринимательства, в то время как классический предприниматель ясно понимает, что он идёт в бизнес за прибылью, и если её нет в проекте, то он его закрывает. В социальном предпринимательстве может абсолютно не быть прибыли и проект будет работать в убыток, но его владелец продолжит им заниматься и доказывать всем, что деньги здесь не так важны, так как он, прежде всего, делает мир лучше. Но только такую модель уже нельзя отнести к социальному предпринимательству, ведь она больше подходит к благотворительности или хобби для души.

Поэтому очень важно в социальном предпринимательстве соблюдать баланс между решением социальных проблем и ведением предпринимательской деятельности.

Эпилог

Сегодня «Пункт Б» — это 107 партнёров, работающих по франшизе в России и СНГ, а также более 10 000 клиентов, прошедших наши курсы по профориентации и выбору профессии. Проект существует не только за счёт расширения партнёрской сети, но и за счёт продажи курсов, а также привлечения грантов. За время нашей работы мы собрали достаточно большую образовательную базу, материалами которой делимся абсолютно бесплатно на различных площадках — сайт проекта, семинары, вебинары и прочее.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Алексей Жданов

По больше бы таких людей неравнодушных и замотивированных помогать другим )

Ответить
Развернуть ветку
Dima
когда в 2012 году мы начали проводить в детских домах Новосибирска первые программы по выбору профессии

Мы примерно в это время начали проводить подобные и другие программы для детей из детских домов и РЦ в Перми. Но движуха распалась лет 5 назад :)

Ответить
Развернуть ветку
Denis Mokhin

Спасибо вам за то, что вы делаете! Социальный предприниматель меняет мир вокруг себя к лучшему!

Ответить
Развернуть ветку
Ошибатор
Автор

Денис, спасибо вам за комментарий!

Ответить
Развернуть ветку
Олег Беляков

душа радуется после прочтения таких статей!вы супер молодцы, спасибо вам, за ваше дело

Ответить
Развернуть ветку
Винокурова Ната

Олег, спасибо вам огромное! Стараемся!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Юдаев

9 лет назад, когда перед поступлением хотел удостовериться в своем выборе, с профориентацией в Москве все было грустно: дорого, очень долго и очень скучно.

Круто, что в России есть проекты, которые борются с этой проблемой и выводят профориентацию на новый уровень.

Ответить
Развернуть ветку
DM Group

Жаль, что у нас на школьном уровне (в выпускных классах) не проводят никаких тестов, образовательных программ и так далее, которые помогут подросткам определиться с выбором их будущей профессии. У меня племянник пошёл учиться на программиста, поддавшись всеобщей моде и мечтам работать удалённо (насмотрелся всяких блогеров). В итоге отучился полтора года (260 000 родители слили) и бросил - оказалось вообще не его тема, его больше тянет в поварское)

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

Я застал тесты по профориентации в школе. Коротко- ни о чем.
Мало кто в 17 лет сам - без подсказок взрослых и ожидания родителей - способе понять что ему интересно.
Без ошибок вряд ли обойдется.

Тесты - это те де самые ожидания, только чужих людей.

Ответить
Развернуть ветку
Винокурова Ната

Алексей, спасибо вам за душевный комментарий! Мы стараемся и формируем большое сообщество крутых экспертов, которые помогают людям отвечать на важный вопрос: "Кем быть?".

Ответить
Развернуть ветку
Максим Горький

Почему вы втроем смотрите в один компьютер ?

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Новиков
Ответить
Развернуть ветку
Евгений Столетов

Теперь считайте убытки

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда