Как из волонтёрского объединения мы смогли построить социальный бизнес и создать партнёрскую сеть в РФ и СНГ
Мы помогаем решить очень сложную для многих людей проблему — выбрать ту профессию, которая станет любимым делом и приведёт к профессиональному успеху.
Основатели Школы выбора профессии «Пункт Б», социальные предприниматели Наталия Винокурова, Вероника Винокурова и Наталья Серпионова рассказали о том, как из волонтёрского объединения смогли построить социальный бизнес в области образования и создать партнёрскую сеть из 107 представительств в России и СНГ.
С чего всё началось
Проект «Пункт Б» зарождался на уровне волонтёрского объединения, когда в 2012 году мы начали проводить в детских домах Новосибирска первые программы по выбору профессии. Дальнейшее развитие волонтёрской инициативы привело к сотрудничеству с благотворительными фондами и последующему выходу на региональных партнёров, которые приобретали разработанную нами образовательную программу — всё это стало основой для создания школы по обучению специалистов в сфере профориентации, а на сегодняшний день мы уже экосистема, которая объединяет в себе три основных направления:
1. Школа выбора профессий для детей и взрослых. Помогаем выбрать профессию и проводим карьерное консультирование для тех, кто хочет заниматься любимым делом и стать успешным профессионалом;
2. Предпринимательство в профориентации. Помогаем развивать бизнес в профориентации: франшизы, обучение, консультации;
3. Профессиональное сообщество. Развиваем клуб профориентологов для обмена опытом, нетворкинга и поддержки.
В самом начале нашей совместной работы над проектом мы твёрдо для себя решили распределить обязанности и определить зоны ответственности каждой из нас. Обязанности распределяли исходя из компетенций, навыков и уровня знаний по каждому направлению, так как именно такой подход к управлению совместным бизнесом может положительно сказаться на развитии компании, в чём мы лично смогли убедиться. Так Наталья Серпионова взяла на себя управление коммерческим сектором, Вероника отвечает за создание продуктов компании и процессы обучения клиентов, а Наталия Винокурова выстраивает внешние коммуникации и занимается продвижением проекта в медийном пространстве. В общую зону ответственности у нас входит генерация идей, разработка ключевых программ и стратегия развития проекта.
Вся прибыль между нами всегда делится на три равные части. Здесь у нас всё просто.
Реализация проекта
Первые инвестиции были в размере 5000 рублей на приобретение флипчарта и на регистрацию Общества с ограниченной ответственностью «Пункт Б». На первых этапах развития проекта мы руководствовались очень простым принципом: «Сэкономленное — это тоже заработанное». Мы старались, чтобы наш бизнес развивался органически.
Когда в 2015 году мы захотели реализовать один системный проект в теме выбора профессии с детьми из детских домов, то обратились в несколько корпоративных благотворительных фондов с письмом, в котором была просьба о поддержки нашей инициативы, и мы нашли тогда такой фонд. Проект был успешно реализован.
Дополнительные вложения понадобились на PR нашего проекта и на развитие нашей экспертности: обучение, повышение квалификации, посещения и выступления на конференциях и форумах. И сейчас нашим партнёрам, которые развивают свои проекты в сфере дополнительного образования мы всегда говорим: «Вкладывайте деньги в себя и в свою экспертность». В нашей сфере это принципиально важно.
Непредвиденными расходами при создании проекта были поездки на конференции и форумы, куда нам очень хотелось попасть, чтобы сделать наши продукты ещё лучше.
Развитие проекта
Путь становления не был для команды достаточно лёгким, но нас всегда мотивировала идея создаваемого проекта и формирование вокруг него комьюнити, состоящего из профессионалов, родителей и детей, которые способны изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своих близких. Стоит отметить, что финансовая мотивация не была у команды на последнем месте, ведь социальное предпринимательство не может существовать без получения прибыли, в чём мы окончательно убедились, участвуя в программе «Инкубатор» фонда поддержки социальных инициатив «Навстречу переменам».
В тот период основная задача для нас заключалась в том, чтобы перейти от социального проекта в коммерческий. Участие в «Инкубаторе» позволило нам увидеть и понять процессы перехода в коммерческую деятельность, при этом сохраняя социальную составляющую. Мы начали зарабатывать на продаже своих услуг, что привело к финансовому развитию проекта и выходу на полную самоокупаемость.
Переход в онлайн-образование стал для нас следующим немаловажным этапом развития, который позволил выйти на региональный и международный уровень обучения. Адаптируя нашу образовательную программу под онлайн-курсы, мы ставили перед собой цель — организовать и выстроить обучающие процессы так, чтобы как можно большее число студентов проходили всю программу обучения и в дальнейшем доказывали на деле её эффективность.
Дополнительно своим студентам мы даём большую базу для продвижения и монетизации полученных у нас знаний, а также закладываем в их сознание основы предпринимательского мышления, работаем над тем, чтобы они получали предпринимательские навыки, которые позволят им реально зарабатывать после прохождения наших курсов, а не просто получить очередную корочку об образовании и положить её на полку.
Основные расходы при развитии проекта были связаны с повышением уровня нашей экспертности и продвижением проекта (одна поездка на международную образовательную конференцию EdCrunch, например, могла нам стоить 80 000–100 000 рублей, если считать билеты, проживание и питание). Так как у нас интеллектуальный бизнес нам важно много вкладывать в себя и в развитие своих компетенций. Если мы принимаем решение и говорим, что в нашей программе будет модуль по работе с темой выбора профессии через философские практики, то мы организуем для своей команды и своих партнёров стажировку в Париже у мирового эксперта по развитию критического мышления доктора философии Оскара Бренифье. А это стоит больших денег!
Трудности и проблемы в развитии проекта
В начале нашего предпринимательского пути мы сталкивались с трудностями в привлечении клиентов, выстраивании бизнес-процессов и налаживании регулярного поступления финансовых потоков для масштабирования проекта. Первое время, когда мы работали только в офлайн и самостоятельно занимались продажами, у нас не было большого количества клиентов и иногда случалось так, что мы не могли набрать полную тренинговую группу. Все эти трудности стало решать намного легче, когда мы смогли создать полноценный отдел продаж с квалифицированными специалистами. Поэтому очень важно, особенно в самом начале развития проекта, привлекать в команду профессионалов, которые смогут закрывать самые ключевые потребности компании — это то, на чём точно не стоит экономить.
Большой проблемой для нас было желание реализовать одновременно как можно больше идей в нашем проекте, что приводило к расфокусировке внимания над главными задачами. В последующем мы отказались от подобного подхода и сфокусировались на одной понятной идеи, которую удачно масштабировали, и только после этого переходили к реализации следующей.
Сейчас же основная наша проблема связана с постоянно меняющимися условиями современной реальности, которые требуют умения быстро перестраиваться и адаптироваться. Такие процессы невозможно преодолеть без регулярного обучения и всестороннего развития.
Продвижение проекта
С переходом в онлайн нам пришлось перестраивать процессы продвижения проекта, так как те инструменты, которые мы использовали в офлайн, не смогли бы генерировать необходимый поток клиентов. Мы начали изучать таргетированную рекламу, способы продвижения в соцсетях, Email-маркетинг, чат-боты в Telegram и прочее. Очень эффективным инструментом продвижения стал для нас комьюнити-менеджмент, который работает как в офлайн, так и в онлайн. Мы собрали вокруг себя большое сообщество — более 1000 участников, с которыми бесплатно делимся всевозможными полезными материалами, а участники обмениваются друг с другом опытом, достигнутыми результатами и самостоятельно добавляют новых пользователей, которые в дальнейшем становятся нашими клиентами или партнёрами.
Ошибки социальных предпринимателей
Социальные предприниматели очень часто уходят с головой в решение социальных проблем, оставляя на втором плане саму суть предпринимательства, в то время как классический предприниматель ясно понимает, что он идёт в бизнес за прибылью, и если её нет в проекте, то он его закрывает. В социальном предпринимательстве может абсолютно не быть прибыли и проект будет работать в убыток, но его владелец продолжит им заниматься и доказывать всем, что деньги здесь не так важны, так как он, прежде всего, делает мир лучше. Но только такую модель уже нельзя отнести к социальному предпринимательству, ведь она больше подходит к благотворительности или хобби для души.
Поэтому очень важно в социальном предпринимательстве соблюдать баланс между решением социальных проблем и ведением предпринимательской деятельности.
Эпилог
Сегодня «Пункт Б» — это 107 партнёров, работающих по франшизе в России и СНГ, а также более 10 000 клиентов, прошедших наши курсы по профориентации и выбору профессии. Проект существует не только за счёт расширения партнёрской сети, но и за счёт продажи курсов, а также привлечения грантов. За время нашей работы мы собрали достаточно большую образовательную базу, материалами которой делимся абсолютно бесплатно на различных площадках — сайт проекта, семинары, вебинары и прочее.
По больше бы таких людей неравнодушных и замотивированных помогать другим )
Мы примерно в это время начали проводить подобные и другие программы для детей из детских домов и РЦ в Перми. Но движуха распалась лет 5 назад :)
Спасибо вам за то, что вы делаете! Социальный предприниматель меняет мир вокруг себя к лучшему!
Денис, спасибо вам за комментарий!
душа радуется после прочтения таких статей!вы супер молодцы, спасибо вам, за ваше дело
Олег, спасибо вам огромное! Стараемся!
9 лет назад, когда перед поступлением хотел удостовериться в своем выборе, с профориентацией в Москве все было грустно: дорого, очень долго и очень скучно.
Круто, что в России есть проекты, которые борются с этой проблемой и выводят профориентацию на новый уровень.
Жаль, что у нас на школьном уровне (в выпускных классах) не проводят никаких тестов, образовательных программ и так далее, которые помогут подросткам определиться с выбором их будущей профессии. У меня племянник пошёл учиться на программиста, поддавшись всеобщей моде и мечтам работать удалённо (насмотрелся всяких блогеров). В итоге отучился полтора года (260 000 родители слили) и бросил - оказалось вообще не его тема, его больше тянет в поварское)
Я застал тесты по профориентации в школе. Коротко- ни о чем.
Мало кто в 17 лет сам - без подсказок взрослых и ожидания родителей - способе понять что ему интересно.
Без ошибок вряд ли обойдется.
Тесты - это те де самые ожидания, только чужих людей.
Алексей, спасибо вам за душевный комментарий! Мы стараемся и формируем большое сообщество крутых экспертов, которые помогают людям отвечать на важный вопрос: "Кем быть?".
Почему вы втроем смотрите в один компьютер ?
Теперь считайте убытки