(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93447585, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93447585, 'hit', window.location.href);

Запуск проекта — как отношения с девушкой. Не стоит усложнять

А еще не нужно быть вместе 24/7

По своему опыту — если проект заходит, это понятно максимум через месяц после старта.

Так было, когда я запустил Kind Bot здесь на vc.ru. Бот позволяет в 2 клика напечатать и отправить фото вашим родным и близким. Мы сделали его за 2 недели. В первый же месяц после запуска вы заказали 2000 фото.

Мы даже выиграли грант от ЮКассы в 700 000 рублей, как проект, который получил наибольшее число платежей среди новых клиентов.

И наоборот. У меня ни разу не получилось запустить что-то успешное, если работа шла 2-3 года.

Я начал замечать, что секретный ингредиент - в простоте. Поэтому бросил себе вызов в этом Telegram-канале: 12 проектов за 12 месяцев. Там я рассказываю о наших запусках и жестких фейлах. Можете подписаться.

А еще этот проект показал, что работа над стартапом чертовски похожа на реальные отношения. Да, эта простая до тупости аналогия реально работает.

Почему? Все просто. Погнали по пунктам.

Не стоит влюбляться в нее раньше времени

Ты придумал продукт, полюбил его, развиваешь. Тратишь деньги, веришь в него. А продукт вгоняет тебя в депрессию.

Такое бывает, если ты придумал то, чего нет на самом деле. В случае с проектом — забил на своих пользователей, для которых вообще-то делаешь проект:

Чем дольше задерживать получение фидбека от пользователей, тем с большей вероятностью сделаешь ерунду

Звучит элементарно, но лишь единицы имеют смелость упростить продукт так, чтобы потестить или продать его через месяц после разработки. Причём, чем дольше затянешь, тем сложнее начать получать фидбек.

Договоритесь на берегу

ПЕРЕД созданием продукта, договоритесь. Как и где ты поймешь, что стоит продолжать? На сегодня человечество придумало только 2 способа это сделать:

  • Попросить кого-то потестить
  • Попросить кого-то купить

Естественно факт покупки в 1000 раз более ценный. Поэтому постарайся найти 1 ключевую функцию, ради которой купили бы сразу.

Самое главное. То что тебе прикольно делать продукт не говорит о том, что его стоит делать дальше! Да-да, мы очень любим пилить продукты. А еще больше мы любим делать это долго.

Прямо перед созданием продукта четко визуализируй, как и где ты просишь своих юзеров купить (или потестить) то, что получится.

Напиши (именно напиши!) короткое сообщение в котором ты просишь потестить продукт, сохрани его и перечитывай во время разработки. Иначе просто забудешь, что ты обещал. Напиши это сообщение ДО начала реализации продукта. Ответь на эти вопросы:

  • Что конкретно ты напишешь своим первым покупателям
  • Кого конкретно ты попросишь купить
  • Где ты попросишь их купить
  • Что для тебя будет успешным результатом тестирования

Не стоит усложнять

Быстро сделай проект с 1 основной функцией за пару недель и скорее беги за фидбеком. Имей в виду, что если через несколько недель ты не получишь первый фидбек, продукт начнет сам развиваться в твоей голове, обрастать новыми идеями и в итоге возьмет тебя в заложники. На несколько лет, как это часто бывает.

Когда мы запускали Kind Bot, который печатает и отправляет фото родным и близким в 2 клика, я для себя решил, что мне будет достаточно 50 покупок в первые пару дней. У нас тогда купили более 100 раз. Месяц спустя — через нас отправили 2000+ фото. Спустя еще месяц — 4000+. Сейчас мы делаем второй этап по такой же схеме.

Как понять, что пора расстаться?

Если все правильно сделать в предыдущем пункте, то элементарно. Смотрим, какую цель мы ставили и что мы видим.

Мы хотели получить 10 продаж? Они есть. Продолжаем. Мы попросили 15 сообщений с фидбеком? Получили? Отлично, делай следующий этап точно также.

Никто не написал фидбек? Никто не установил прилу? Никто не купил? Все ок, ты обязан сделать пивот или отказаться от идеи. Ты просчитался. Но! Нужно радоваться, а не огорчаться. Ведь ты сэкономил себе 2 года жизни.

Важная оговорка. Самих тестеров (они же early adopters) может быть мало. Значит найди такой канал, где их будет достаточно. Не можешь найти? Не делай этот продукт — ведь ты даже не знаешь, кто захочет его протестировать.

Поэтому идеальный продукт — это приложение с 1 функцией, которое решает 1 задачу для 1 целевой аудитории. Только такие продукты можно создать быстро и очень бюджетно. Их намного проще тестировать.

И самое главное — от продукта можно спокойно отказаться, если что-то пошло не так! И наоборот, очень сложно отказаться от продукта, в который ты вложил годы жизни. Те кто прожили 7 лет вместе, а потом расстались, меня поймут.

Ты не должен быть с ней 24/7

Что будет, если ты начнешь проводить с любимой все время, которое у тебя есть? Ты задолбаешь ее, а она задолбает тебя. Пропадет ценнейшая возможность привнести в эти отношения что-то новое извне.

Решение - заставлять себя отдыхать. Запомни, самые крутые идеи приходят во время отдыха. На утренней пробежке или в душе. Но уж точно, не когда круглосуточно сидят за компом и пилят в поте лица.

Не стоит начинать сразу... с двумя.

У некоторых предпринимателей возникает соблазн оставить старый проект на балансе и приступить к новому.

Что ж, отношения с несколькими тоже возможны. Правда это не только шанс повеселиться, но и уничтожить серьезное начинание.

Стартап по определению проигрывает компаниям. Во всем. В тысячу раз. Ведь денег у корпораций в 1000 раз больше. Больше ресурсов на найм дорогой команды.

Если предприниматель начинает делать 2 проекта, он теряет свое единственное преимущество — фокус, т. е. умение решать 1 проблему лучше всех. И по определению проиграет в неравной конкуренции.

Решение. У основателя должно хватать силы воли отбросить все фичи, кроме 1 ключевой, сфокусироваться на 1 аудитории, найти 1 самый дешевый метод продвижения, собрать маленькую, но сфокусированную команду. И самое главное — не держать на балансе несколько проектов.

Только тогда появляется шанс лучше всех решить 1 ключевую проблему клиента.

12 проектов за 12 месяцев

Именно поэтому я устроил маленькое реалити-шоу: запустить 12 проектов за 12 месяцев настолько просто, быстро и дешево, насколько это возможно. Быстрый запуск, тестирование, продажа. Цель - чтобы 1 проект по-настоящему выстрелил.

Схема простая: 7 дней на дизайн, 7 дней на разработку, 14 дней на валидацию идеи. В первой версии - максимум 1 функция.

Мой челлендж проходит в этом Telegram-канале. 12 простых проектов за 12 месяцев, чтобы запустить 1 IT-блокбастер в год. Там я честно рассказываю обо всех метриках и не скрываю прибыль. Я также пишу о наших эпичных фейлах, которых тоже не мало. Можете подписаться, у нас жарко 🔥

0
134 комментария
Написать комментарий...
Дяченко Александр

"12 проектов за 12 месяцев"... Наверное, я никогда не смогу понять тех стартаперов, которые входят в ниши на 1 месяц и, выжимая все малые сливки со своего MVP, бегут к следующему проекту, похерив репутацию и взаимоотношения с ЦА... Рынок уже переполнен такими "однодневками".

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Продолжая аналогию автора 12 отношений за год это ту мач...

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Роман Анисимов

А никто не говорит, что должно быть качественно) Должно быть прибыльно

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Дмитрий Беговатов

Если пробовать решить одну и ту же проблему разными MVP, то все будет окей и никакой потери репутации не будет. Если метаться от агрегаторов доставки подгузников к дейтинг сервисам, то вот это да – распыление фокуса.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Светлана Завацкая

Ну это как мужчина, который умеет и строить, и самолётом управлять, и мебель со сруба делать и т.д. Мастер на все руки получается? А потом понимают такие люди, что не умеют вообще ничего.

Ответить
Развернуть ветку
Короче, Зуев
Автор

Почему вы считаете от этого падает репутация? Спокойно и честно объясняешь аудитории, что гипотеза оказалась неверная. Адекватные люди поймут, неадекватные - вам не нужны

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Mike Espoo

это уйня популязируется ничего не понимающими в бизнесе людьми наподобиик it бороды.

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Фёдоров

поддерживаю!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Патрушев

Плюсую

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia
Схема простая. 7 дней на дизайн, 7 дней на разработку, 14 дней на валидацию идеи. Быстро сделать, быстро получать фидбек от пользователей.

И в этом месте взрывается мозг! Спрашивается, какого черта делают компании с полтысячей разработчиков и дизайнеров, когда аж целый проект можно за две недели сделать? Или вы конкретно про ботов для телеграм?

А если коммент назвать продуктом, то это я что - стартапер?

Ответить
Развернуть ветку
Роман Анисимов

Суть стартапов, думаю, в том, чтобы сделать что-то типа mvp, быстренько привести его в порядок и продать на пике. Во-первых, такие успехи серьёзно вдохновляют и придают уверенности и сил, во-вторых, это деньги, в-третьих, хороший опыт в различных сферах. После этого можно уже заниматься серьёзным бизнесом на полтысячу разработчиков, и тут уже не такой большой шанс прогореть. А если прогорит - просто очередной неудачный стартап, и опыт пережить такое уже есть от мелких стартапов

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Короче, Зуев
Автор

Спросите людей из корпораций. Полтысячи разработчиков и дизайнеров могут годами что-то пилить, а потом это никому не нужно и просто держится на балансе

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Короче, Зуев
Автор

Да, если ваш коммент позволяет оценить гипотезу, то мое уважение. Вы отличный предприниматель, который сэкономил кучу денег в отличие от тех, кто потратил годы разработки на то же самое

Ответить
Развернуть ветку
Хамитов Ильшат

У нас очень много нетерпеливых «бизнесменов». А по большому счёту успех в бизнесе строится на труде и терпении. Два одних из основополагающих факторов. Бизнесменам чуть терпеливее достаются все сливки. Понятно, что все успеха не добьются, из 10 бизнесменов примерно только 1 будет суперуспешным, двое просто успешны, а остальные либо поработают в ноль и в минус

Иногда новую маркетинговую попытку или гипотезу тестируешь несколько месяцев, отказываешься, а через год опять пробуешь. И всегда результаты разные, так как исполнение идеи отличается с учетом новых знаний в той индустрии, где ты практикуешь.

С удовольствием принимаю тот факт, что многие новички рассуждают как автор. Мне по карману такие новые конкуренты. Прямо мечтаю, чтобы они рассуждали так, как описано в тексте. Пришла идея, протестили на копейки, потратили немножко времени, что-то пошло не так, сделали вывод что денег здесь нет. Пойду дальше.

Как качок в качалке, фигурист на катке, оратор перед трибуной, хирург в операционной, продавец отрабатывающий возражения, так и бизнесмен сталкивающийся с проблемами и пытающийся их решать будет всегда успешнее конкурента, приложившего меньше времени, ресурсов, сил и энергии

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Похоже, что автор где-то прочитал, что проваливаются 9 проектов из 10, вот и пытается сделать их максимально быстро. Что, конечно же, далеко не факт, что за год он найдет тот самый, прибыльный.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
color
нетерпеливых «бизнесменов»

А вы не задумывались о причинах?
Я подскажу - когда правила игры меняются раз в пол года - год - три, то уже нет места "инвестициям в длинную", важно получить профит пока в очередной раз не поменялись правила.

Потому и нетерпеливые все...

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Короче, Зуев
Автор

Мои мысли никак не противоречат вашим. Мой тезис - не нужно упираться рогом в 1 проект до потери пульса. Нужно работать маленькими итерациями, как можно чаще выходя в поля к клиентам. Если клиенты не покупают - делать пивот.

И это требует точно такой же самоотдачи, терпения и воли, как и работа качка в качалке или фигуриста на катке. Общаться с клиентами и подстраиваться под них ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ, чем просто пилить несколько лет вслепую.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin T.

За такое время можно только телеграмм бота запилить.
Может лучше девушку завести?

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Palchuk

12 девушек в год.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Иисус был социалистом

Вроде про ай ти читал, а перед глазами инфоцыганский табор пронесся

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

Ох автор, с такими посылами вы придете сначала к проституции а затем к онанизму - оптимизация же:

'это приложение с 1 функцией, которое решает 1 задачу для 1 целевой аудитории.'

Рекомендую вместо живой девушки вот такое:
https://market.yandex.ru/product--pretty-love-masturbator-vacuum-cup-vagina-6603bm0273/662985405?nid=54524&show-uid=16537327461630997969416003&context=search&sku=100921649795&cpc=e4i6O4nQKnCkWRCgWq7-0naI_fGamC1GVwstbcN7tFOzZ6gV1D8cyFScM-_1gj_eXmYWrsgiW-pBYxigtkrFEFdCwFJV3d0wD_pwb2U0lpUpACPr0Hy5a-caaFhpWU96wTbg-crkxB39wBgPb8qVccKOT-pspL6g7Gu0u02JLtG560D5inc3OvCNesOeSlVn&do-waremd5=XcJSPB7SPaB7V5syFTwPsA&sponsored=1

Ровно одна функция, как вы и просили.

Ну и быстро только кролики плодятся.

Ответить
Развернуть ветку
Короче, Зуев
Автор

не очень понял почему одна функция - это для вас это непременно онанизм..?

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Короче, Зуев
Автор

спасибо за ссылку на мастурбатор)

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Mike Espoo

уйня из разряда it бороды

"боты"
". По своему опыту — если проект заходит, это понятно максимум через месяц после старта."
"моего челленджа 12 за 12"

как тошнит уже от этой уйни.
это наша локальная уйня, популяризируемая it бородой и похожими.
пообщайтесь с иностранными предпринимателями и стартаперами.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Ну Вы как-то слишком уже нагоняете на бедного стартапера. Не всем же открывать кафе и рестораны, кто-то должен и с пирожков у метро начинать. За границей таких нано-стартапов - миллионы.

Ответить
Развернуть ветку
Komorebi
Ответить
Развернуть ветку
Влад Бад

Блин, а мы свой проект "пилим" уже пятый год и "конца и края не видно"...

Ответить
Развернуть ветку
Александр

тут вариантов не много
или у вас очень много ресурсов или у вашего инвестора очень много ресурсов
или вы уже нашли куда копать =)

все эти 12 стартапов за год — это же про тестирование гипотез. типа зачем залипать на одной гипотезе год, если через месяц уже понятно, что она мёртвая.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Анна Волгина

Спор остроконечников и тупоконечников) Я за быстрые тесты. Но все-таким дала бы не 1 месяц на проверку гипотезы, а 2-3. Наверное, у меня не та ориентация(

Ответить
Развернуть ветку
Короче, Зуев
Автор

1-2 месяца не играют большой роли. Это быстро. Главное не затягивать дальше) Поэтому лично мне комфортнее ставить жесткий дедлайн в 1 месяц

Ответить
Развернуть ветку
Zilada

Я бы сократил до 10 дней.
4 дня ты варишь, 3 дня фасуешь, 3 дня продаёшь.

А если серьезно, то на опыте с ботами оценивать все проекты, имеет 0 смысла. Тот же Airbnb в подтверждение.

Ответить
Развернуть ветку
Короче, Зуев
Автор

У нас запущены не только боты. Но что не так с ботами?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Anton Ilabanau

корректность утверждений автора - 50% - или да или нет.
упорно пилить впустую - тупняк.
но сливаться через месяц потому что не получил 1 продажи - тоже бред. дедлайн иметь надо, но все-таки он очень зависит от ЦА проекта.

Ответить
Развернуть ветку
Короче, Зуев
Автор

Согласен, именно поэтому перед разработкой лучше убедиться, что ты знаешь где искать первых early adopter-ов. Если не знаешь, то лучше не делать

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Беговатов

Если любишь - отпусти 😄 эти и многие другие цитаты по продакт менеджменту вы можете найти в нашем паблике в вк «Подслушано у стартапера»

Ответить
Развернуть ветку
Короче, Зуев
Автор

Золотые слова

Ответить
Развернуть ветку
Исторический кран

Хорошая ассоциация, но как по мне, циничненько как то...

Ответить
Развернуть ветку
Короче, Зуев
Автор

В каком плане?

Ответить
Развернуть ветку
born in africa

А если девушка запускает проект, ей обязательно ориентацию менять?

Ответить
Развернуть ветку
Короче, Зуев
Автор

А что так?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Роман Недосеков

Да, и если вовремя не завершить токсичные и выматывающие отношения с Проектом, то другие начинают казаться страшными и сложными. Ведь в других то вообще все с 0 надо начинать, а вдруг будет еще хуже или не найду другой проект. В общем в любом детище нельзя забывать про MVP и выводить результат в течении 2 месяцев максимум.

Ответить
Развернуть ветку
Короче, Зуев
Автор

Абсолютно точно

Ответить
Развернуть ветку
Vlad

Те все что было до фото проекта закрыли?

Ответить
Развернуть ветку
Короче, Зуев
Автор

Скрепя сердцем приостановили, вернемся, если не зайдет фотопроект. Там есть потенциал, но фотопроектом оказалось очень интересно заниматься и отдача намного лучше

Ответить
Развернуть ветку
Вайтишник

Если вы не натрахались с проектом, это был не очень проект

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Zelenskiy

Ни один серьёзный проект, за это время не сделать.
Все мои серьезные проекты и разработки занимали минимум год.
А нормальные проекты требуют многолетней работы.
Я говорю про серьезные, сложные и технологичные проекты.
Для наглядного пример
- основатели Макдональдс потратили много времени пока продумали свой проект
- Джобс и Возняк потратила много лет, прежде чем покали свой продукт
- Палмер Лаки, который сделал Oculus шлем, потратил 5 лет прежде чем представил его на кикстартер

Поэтому все зависит от того, что вы хотите сделать. От степени серьезности проекта, его масштаба.
Телеграмм-боты - конечно их можно клепать хоть по несколько ботов день. Но назвать это стартапом, я бы не стал. Это как сайты, которые можно клепать по несколько в день на шаблонах. каждый месяц новый сайт для чего-то там.

Поэтому, написание бота - это не проект. Я вот прям представляю, как за месяц запустил проект компонентов текстового процессора (который сейчас используют за рубежом), или мультимедийный компонентов.. До разработки первого продукта, который был корявый и не рассыпался сразу и можно было продать, проходил год. И нормально продажи там начинали идти, только когда он стал стабильным.
А как быть с более серьезными проектами, AR-очки, или разработка оборудования для тянущейся электроники, или оборудования для производства стекол с динамической прозрачностью, где разработка оборудования требует несколько лет, и прохождение предварительного этапа создания ручного MVP требует еще 1-2 года.

Хотите, чтобы уровень проектов был - телеграмм бота, делайте их.
Хотите проекты, которые реально представляют серьезную ценность - будьте готовы потратить на это и 5 и 10 лет и 25.. если это потребуется.

Ответить
Развернуть ветку
Аналитик Шманалитик

Все таки автор писал скорее про запуск, а не разработку. Понятное дело, что можно годами пилить AR-очки или какое-нибудь сложное оборудование. Однако, речь про то, что если за условный месяц стартапер понимает, что его идея не нужна никому, то надо менять идею (или стартапера).

А то о чем вы говорите это уже как бы следующий этап.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
MegaAnders

Интересная аналогия))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Влад Бад

Да, "копаем", параллельно и вглубь.
Иногда кажется, что идём правильным путем.
Иногда - охватывает отчаяние.
Иногда делаем совершенно неожиданные находки.
Но не бросаем, несмотря на совершенно противоположные мнения в соотношении 50/50.

Ответить
Развернуть ветку
умный человек

ой, всё

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
VISAMARKT

А в какой позе нужно Е...с проектом, чтобы в течении 9 месяцев, он вышел на самоокупаемость? ))

Ответить
Развернуть ветку
Zoringer

Нее, с проектом головняка меньше)

Ответить
Развернуть ветку
Gera

Ох уж эти пикаперы…

Ответить
Развернуть ветку
Wonabeez Doratie

А как проверить что эта баба твоя перед релизом? да так же как в айти. Регресс тестирование, отдай ее по кругу 10ти злобным тестерам, и пусть тестируют сколько в нее пальцев влезет, и обо что ее надо бить чтобы крешануть

Ответить
Развернуть ветку
Dima

Статья вообще ни о чем, говорю как PM :/

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ivan Off

Любопытно, что бы сказал Джобс на эту статью, если бы прочел её перед презентацией первого Iphone.

Ответить
Развернуть ветку
diimdeep

Самое интересное в этом посте это картинка.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Ещё круче знакомства в путешествиях. Немного о них. https://youtu.be/TFBIhF1-Fys

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Чернов

прикольно, вот энергии у тебя :) успехов в начинаниях! Ну и в продолжениях тоже

Ответить
Развернуть ветку
Короче, Зуев
Автор

.

Ответить
Развернуть ветку
131 комментарий
Раскрывать всегда