(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93447585, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93447585, 'hit', window.location.href);

Запуск проекта — как отношения с девушкой. Не стоит усложнять

А еще не нужно быть вместе 24/7

По своему опыту — если проект заходит, это понятно максимум через месяц после старта.

Так было, когда я запустил Kind Bot здесь на vc.ru. Бот позволяет в 2 клика напечатать и отправить фото вашим родным и близким. Мы сделали его за 2 недели. В первый же месяц после запуска вы заказали 2000 фото.

Мы даже выиграли грант от ЮКассы в 700 000 рублей, как проект, который получил наибольшее число платежей среди новых клиентов.

И наоборот. У меня ни разу не получилось запустить что-то успешное, если работа шла 2-3 года.

Я начал замечать, что секретный ингредиент - в простоте. Поэтому бросил себе вызов в этом Telegram-канале: 12 проектов за 12 месяцев. Там я рассказываю о наших запусках и жестких фейлах. Можете подписаться.

А еще этот проект показал, что работа над стартапом чертовски похожа на реальные отношения. Да, эта простая до тупости аналогия реально работает.

Почему? Все просто. Погнали по пунктам.

Не стоит влюбляться в нее раньше времени

Ты придумал продукт, полюбил его, развиваешь. Тратишь деньги, веришь в него. А продукт вгоняет тебя в депрессию.

Такое бывает, если ты придумал то, чего нет на самом деле. В случае с проектом — забил на своих пользователей, для которых вообще-то делаешь проект:

Чем дольше задерживать получение фидбека от пользователей, тем с большей вероятностью сделаешь ерунду

Звучит элементарно, но лишь единицы имеют смелость упростить продукт так, чтобы потестить или продать его через месяц после разработки. Причём, чем дольше затянешь, тем сложнее начать получать фидбек.

Договоритесь на берегу

ПЕРЕД созданием продукта, договоритесь. Как и где ты поймешь, что стоит продолжать? На сегодня человечество придумало только 2 способа это сделать:

  • Попросить кого-то потестить
  • Попросить кого-то купить

Естественно факт покупки в 1000 раз более ценный. Поэтому постарайся найти 1 ключевую функцию, ради которой купили бы сразу.

Самое главное. То что тебе прикольно делать продукт не говорит о том, что его стоит делать дальше! Да-да, мы очень любим пилить продукты. А еще больше мы любим делать это долго.

Прямо перед созданием продукта четко визуализируй, как и где ты просишь своих юзеров купить (или потестить) то, что получится.

Напиши (именно напиши!) короткое сообщение в котором ты просишь потестить продукт, сохрани его и перечитывай во время разработки. Иначе просто забудешь, что ты обещал. Напиши это сообщение ДО начала реализации продукта. Ответь на эти вопросы:

  • Что конкретно ты напишешь своим первым покупателям
  • Кого конкретно ты попросишь купить
  • Где ты попросишь их купить
  • Что для тебя будет успешным результатом тестирования

Не стоит усложнять

Быстро сделай проект с 1 основной функцией за пару недель и скорее беги за фидбеком. Имей в виду, что если через несколько недель ты не получишь первый фидбек, продукт начнет сам развиваться в твоей голове, обрастать новыми идеями и в итоге возьмет тебя в заложники. На несколько лет, как это часто бывает.

Когда мы запускали Kind Bot, который печатает и отправляет фото родным и близким в 2 клика, я для себя решил, что мне будет достаточно 50 покупок в первые пару дней. У нас тогда купили более 100 раз. Месяц спустя — через нас отправили 2000+ фото. Спустя еще месяц — 4000+. Сейчас мы делаем второй этап по такой же схеме.

Как понять, что пора расстаться?

Если все правильно сделать в предыдущем пункте, то элементарно. Смотрим, какую цель мы ставили и что мы видим.

Мы хотели получить 10 продаж? Они есть. Продолжаем. Мы попросили 15 сообщений с фидбеком? Получили? Отлично, делай следующий этап точно также.

Никто не написал фидбек? Никто не установил прилу? Никто не купил? Все ок, ты обязан сделать пивот или отказаться от идеи. Ты просчитался. Но! Нужно радоваться, а не огорчаться. Ведь ты сэкономил себе 2 года жизни.

Важная оговорка. Самих тестеров (они же early adopters) может быть мало. Значит найди такой канал, где их будет достаточно. Не можешь найти? Не делай этот продукт — ведь ты даже не знаешь, кто захочет его протестировать.

Поэтому идеальный продукт — это приложение с 1 функцией, которое решает 1 задачу для 1 целевой аудитории. Только такие продукты можно создать быстро и очень бюджетно. Их намного проще тестировать.

И самое главное — от продукта можно спокойно отказаться, если что-то пошло не так! И наоборот, очень сложно отказаться от продукта, в который ты вложил годы жизни. Те кто прожили 7 лет вместе, а потом расстались, меня поймут.

Ты не должен быть с ней 24/7

Что будет, если ты начнешь проводить с любимой все время, которое у тебя есть? Ты задолбаешь ее, а она задолбает тебя. Пропадет ценнейшая возможность привнести в эти отношения что-то новое извне.

Решение - заставлять себя отдыхать. Запомни, самые крутые идеи приходят во время отдыха. На утренней пробежке или в душе. Но уж точно, не когда они круглосуточно сидят за компом и пилят в поте лица.

Не стоит начинать сразу... с двумя.

У некоторых предпринимателей возникает соблазн оставить старый проект на балансе и приступить к новому.

Что ж, отношения с несколькими тоже возможны. Правда это не только шанс повеселиться, но и уничтожить серьезное начинание.

Стартап по определению проигрывает компаниям. Во всем. В тысячу раз. Ведь денег у корпораций в 1000 раз больше. Больше ресурсов на найм дорогой команды.

Если предприниматель начинает делать 2 проекта, он теряет свое единственное преимущество — фокус, т. е. умение решать 1 проблему лучше всех. И по определению проиграет в неравной конкуренции.

Решение. У основателя должно хватать силы воли отбросить все фичи, кроме 1 ключевой, сфокусироваться на 1 аудитории, найти 1 самый дешевый метод продвижения, собрать маленькую, но сфокусированную команду. И самое главное — не держать на балансе несколько проектов.

Только тогда появляется шанс лучше всех решить 1 ключевую проблему клиента.

12 проектов за 12 месяцев

Именно поэтому я устроил маленькое реалити-шоу: запустить 12 проектов за 12 месяцев настолько просто, быстро и дешево, насколько это возможно. Быстрый запуск, тестирование, продажа. Цель - чтобы 1 проект по-настоящему выстрелил.

Схема простая: 7 дней на дизайн, 7 дней на разработку, 14 дней на валидацию идеи. В первой версии - максимум 1 функция.

Мой челлендж проходит в этом Telegram-канале. 12 простых проектов за 12 месяцев, чтобы запустить 1 IT-блокбастер в год. Там я честно рассказываю обо всех метриках и не скрываю прибыль. Я также пишу о наших эпичных фейлах, которых тоже не мало. Можете подписаться, у нас жарко 🔥

0
134 комментария
Написать комментарий...
Дяченко Александр

"12 проектов за 12 месяцев"... Наверное, я никогда не смогу понять тех стартаперов, которые входят в ниши на 1 месяц и, выжимая все малые сливки со своего MVP, бегут к следующему проекту, похерив репутацию и взаимоотношения с ЦА... Рынок уже переполнен такими "однодневками".

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Продолжая аналогию автора 12 отношений за год это ту мач...

Ответить
Развернуть ветку
Короче, Зуев
Автор

Но страдать в несчастливых отношениях несколько лет это еще хуже

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Timofeev

Лучше бегать за юбками всю жизнь?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Gerasimov

блин, я-то чувствую, что что-то не так 8(

Ответить
Развернуть ветку
131 комментарий
Раскрывать всегда