«Чем успешнее люди, которые переезжают в США, тем хуже они адаптируются»

Бывший консультант McKinsey и серийный предприниматель Антон Урбанас — о жизни и бизнесе в Калифорнии.

Работая в консалтинге, Антон Урбанас столкнулся с тем, что большая часть рабочего времени тратится на оформление презентаций, и создал DeckRobot – плагин для PowerPoint, который экономит время офисных работников.

Предприниматель рассказал vc.ru о переезде в США, проанализировал бизнес-ошибки и подсчитал, сколько нужно зарабатывать, чтобы комфортно жить в Кремниевой долине.

Переезд

Мне было легко переехать в США — я работал в McKinsey и решил перевестись в американский офис в разгар последнего финансового кризиса в 2015 году. Консультантов было слишком много, и проектов на всех не хватало. Так происходило не только в McKinsey, но и в остальных консалтинговых компаниях. Люди ездили по всему миру: например, в Австралию, Новую Зеландию или Арабские Эмираты.

Я выбрал именно США, потому что давно хотел заниматься своими проектами. Где делать стартап, если не в США? Ведь большая часть венчурного капитала находится там, при этом самый большой «кусок пирога» достаётся Калифорнии — в частности, заливу Сан-Франциско.

В первый раз я хотел уйти из консалтинга и заняться бизнесом после полутора лет работы в McKinsey, но меня отговорил знакомый инвестор. Тогда у меня не было какого-то серьезного проекта. Во второй раз я начал готовиться заранее — даже написал черновик прощального письма. У меня был проект для покупки электроники в рассрочку, и я даже нашёл инвесторов.

Но не сложилось — 17 декабря 2014 года ЦБ за одну ночь поднял ключевую ставку до 17% годовых, и про любой финтех-стартап в России можно было забыть. Фондирование проектов стало очень дорогим — мы планировали привлекать инвестиции под 25%, но после поднятия ставки так не мог даже «Сбербанк».

Из-за кризиса закрывались даже очень сильные проекты. Летом 2015 года я помогал основателям Wikimart — Камилю Курмакаеву и Максиму Фалдину. Тогда они подняли не один раунд, в том числе от американских инвесторов. Казалось, ребята должны были стать миллиардерами. А через пару месяцев по ним ударил кризис — речь уже шла о том, чтобы просто удержать проект на плаву. Но в итоге он всё равно закрылся.

В апреле 2015 года я окончательно решил переехать. Спустя три месяца я уже был в США — рабочую визу мне оформляла McKinsey, поэтому с этим проблем не возникло.

Основное различие консалтинга в США и в России — это клиенты. Они более продвинутые в плане инноваций и чаще пользуются услугами консультантов. Не было такого, как в России, когда приходили люди и были готовы платить огромные деньги за красивые презентации.

В США мой социальный статус резко упал. В России, особенно когда я уезжал, «Большая тройка» (BCG, Bain, McKinsey — vc.ru) была единственным местом, где можно было столько зарабатывать. А если смотреть на США, то там самое престижное место работы — это уже хедж-фонды. И самые амбициозные ребята после выпуска идут туда. Если же им хочется меньше работать и меньше получать, то они выбирают стартапы.

В консалтинге в основном работают люди из других стран, потому что компании инвестируют в обучение сотрудников и получение грин-карты. Статус у консультанта в США примерно как у аудитора в России — вроде бы занимаешься интеллектуальными вещами за зарплату, которая выше средней по рынку, но до большого заработка нужно десять лет карабкаться по корпоративной лестнице.

Когда я только переехал, меня это очень удивляло. Как-то я сказал коллегам: я не могу привыкнуть, что я средний класс — ведь McKinsey престижная компания с жёстким отбором. Один из моих собеседников посмотрел на меня круглыми глазами и спросил, что в этом плохого. В Америке средний класс — это надежность и предсказуемость, к которым многие стремятся.

Поэтому главное, что я советую людям, которые хотят переехать, — это умерить свои ожидания. По моему опыту, чем успешнее приезжают люди, тем хуже они адаптируются. Те, кто в России в 25-30 лет зарабатывали $7-15 тысяч, делали интересную работу и чувствовали себя королями, переезжали и разочаровывались. Они продолжали зарабатывать столько же, но уровень жизни вокруг был в пять раз выше.

Люди, которые ожидали, что при переезде будут жить так же, как в Москве (или круче), обычно возвращались обратно.

Когда эмигрируешь, то становишься никем и должен начинать с низов своей профессии. Например, в Москве я уже руководил проектами, а в Бостоне мне снова пришлось строить финансовые модели в Excel.

Нужно заново зарабатывать весь свой капитал — социальный, профессиональный, финансовый. Здесь никому не важен диплом Высшей школы экономики — даже название нормально не переводится — Higher School of Economics. Когда я говорил о ВШЭ, меня постоянно переспрашивали и думали, что я говорю про старшую школу.

При переезде статус всегда падает — но теперь для меня это не так важно. Гораздо важнее возможности, интересные люди и стабильность общества, в котором живёшь. Я стал меньше зарабатывать, особенно когда занялся стартапом, — но приобрёл высокое качество жизни.

Поэтому важно понять, зачем ты хочешь переехать. Как правило, люди переезжают, потому что им плохо в России и у них есть нереализованный потенциал. У меня был очень сильный дискомфорт: я руководил проектами в McKinsey и не понимал, как мне развиваться дальше. Можно было пытаться стать партнером фирмы и всё.

Нужно понять, в чём заключается дискомфорт и можно ли его закрыть переездом. Кому-то может быть плохо из-за того, что рядом моря нет, — тогда нужно уезжать на Бали и купаться.

Я проработал в McKinsey в Бостоне два года, прежде чем решился основать свой стартап. Тогда я должен был переходить на позицию менеджера проектов — перед этим консультантам несколько недель читают тренинги, чтобы они поняли, чем хотят заниматься.

Я решил обсудить c коучами предпринимательство, и один из них предложил: «Поставь себе горизонт — и если ты не начнешь делать стартап, то смирись и работай там, где работаешь. Бизнес — это не твоё». Это было в 2016 году. Сначала я решил начать поиск идей параллельно работе — придумывал гипотезы и тестировал их.

Потом я понял, что если пытаться подстелить соломку и заниматься двумя вещами одновременно, ничего путного не выйдет — нужно решаться и уходить. Так я взял себе три месяца неоплачиваемого отпуска и не вернулся из него.

Как понять, что готов начать свой бизнес? Да никак, только попробовать.

После увольнения я начал работать над GoCarrot, приложением, которое в игровой форме мотивирует пользователей заниматься спортом и следить за здоровьем.

Я подошел к выбору проекта «по-консультантски» — прежде чем начать, полгода работал над задачами в сфере здравоохранения и понял, что большая часть трат на медицинское обслуживание зависит от образа жизни. В итоге мне пришла идея: нужно мотивировать людей к здоровому образу жизни через знакомых, создавать сообщество, где люди друг друга контролируют.

Приложение GoCarrot

Мы долго занимались разработкой продукта — а стоило заниматься продажами. Ещё нужно было уделить больше внимания тому, удовлетворяет ли продукт запросам клиентов, и удастся ли его монетизировать. Мы хотели продавать услугу страховым компаниям, приходили к ним с идеей. Проект им нравился, но был не очень нужен, и мы так и не нашли достаточно клиентов.

Когда я стал предпринимателем, мой доход упал в пять-восемь раз. При этом у меня очень сильно поменялся уровень личной свободы, и выросло качество жизни: я общаюсь с людьми, с которыми хочу, трачу время так, как хочу. В консалтинге всё иначе — тебя могут послать как на проект в Бостон, так и в какую-нибудь Небраску. В стартапе даже если я еду куда-то, куда мне не очень хочется, то я понимаю, зачем я это делаю.

Официально зарегистрировать GoCarrot было несложно. В США, чтобы зарегистрировать компанию, нужны $300 и голова на плечах. Не нужно, как в России, стоять в какой-то регистрационной палате. Даже если у основателя туристическая, а не рабочая виза — заходишь на incorporate.com, собираешь документы и подаешь заявку.

На основание компании у меня ушло около пяти тысяч долларов. Я потратил их на регистрацию бизнеса, логотип и дизайн. Сейчас я понимаю, что большей части трат можно было избежать.

В идеале запускать проект нужно с сооснователем или сооснователями, с которыми вы закрываете все стартовые потребности проекта. Даже одного человека хватит,чтобы сделать первоначальный прототип и проверить гипотезу на рынке — нужна она вообще кому-то или нет.

Пока не появилась гипотеза, не нужно вкладывать деньги — можно будет потратить бесконечно много и так и не добиться результата.

В первый раз я специально искал кофаундера — мы пересеклись на какой-то технологической тусовке в Сан-Франциско. Так делать не всегда разумно — сложно понять, как человек обычно себя ведёт, как действует в стрессовых ситуациях. На таких встречах видно только то, как вы друг другу себя продаете — как на свидании вслепую.

Это не значит, что нужно делать бизнес с друзьями. Когда я делал уже следующий проект, мы с моим кофаундером не были лучшими друзьями — просто друг друга знали. У каждого человека есть довольно большая сеть знакомств — около 1000 человек, про которых он точно знает, адекватные они или нет.

Удастся ли получить первые инвестиции, зависит от похожих вещей. Инвесторы хотят удостовериться, можно ли доверять основателю: не пропьёт ли он деньги и не спустит ли на офис с бассейном и пальмами.

GoCarrot проходил акселерацию в Batchery — это не очень известный акселератор в Сан-Франциско. Акселераторы как вузы — их много, и не на все стоит тратить время. Как с экономическими факультетами в России — есть ВШЭ, есть РЭШ и с натяжкой МГУ. Так и здесь — есть YCombinator, 500 startups, TechStar и есть всё остальное.

Есть смысл идти в отраслевые инкубаторы — например, к компаниям, которые растят проекты «под себя». Или, например, помогают с продажами. Если бы был акселератор в сфере здравоохранения — мы бы за любые деньги туда пошли. А если в акселераторе пытаются «учить жизни», это, как правило, не очень помогает.

Идти в акселератор по принципу «куда получится, туда и пойдем» — не очень правильно. Это как идти в вуз, чтобы избежать армии.

Сейчас мы заморозили проект — но если найдутся классные ребята, которые захотят заниматься операционной деятельностью в GoCarrot, то мы готовы снова вернуться к его продвижению.

DeckRobot

Пример работы DeckRobot

К сервису для автоматического создания презентаций DeckRobot мы подошли иначе — стартовые инвестиции составили всего $1200. Причём большую часть вложенных средств мы потратили на поездку к первому клиенту. Проект я делал со старым знакомым, у которого я спал в гостиной, когда сдавал свою квартиру на Airbnb, чтобы подзаработать.

Мы подходили к проекту не как к чему-то масштабируемому, что позволит выжать побольше денег из инвесторов, а хотели решить «боль» консультантов, с которой сталкивались сами. Я проработал в консалтинге около семи лет, а мой сооснователь Иван — два года.

Как-то Иван рассказывал про своего знакомого, который сделал плагин для Excel. И одна крупная технологическая компания была готова его купить за достаточно невменяемые деньги. Молодой человек был очень уверенным и запросил вдвое больше — и только тогда ему отказали.

Мы сошлись на том, что рынок всяких дополнений для офисных программ очень привлекательный и начали думать над идеями проектов. Первым, что пришло мне в голову, был PowerPoint. Так как Ваня занимается машинным обучением, мы сразу задумались о том, чтобы делать из черновиков на бумаге готовые слайды.

Мы пришли к консультантам, чтобы протестировать гипотезу, и поняли, что это максимум 5-10% их запросов. Остальное — просто выравнивать объекты на слайдах и корректно их размещать. Мы подумали, что это не очень классно, но решили всё-таки сделать. В дальнейшем мы планируем предлагать и функцию распознавания — это прикольная штука, которая привлекает внимание, но денег только на ней не заработать.

Наш продукт отличается от макросов и ThinkCell тем, что с его помощью можно не только редактировать отдельные элементы или менять тип слайда — можно отформатировать всю презентацию одним кликом. Но отсутствие прямых аналогов не означает отсутствие прямых конкурентов. Наши конкуренты — все плагины для PowerPoint.

Мы ориентируемся в первую очередь на консалтинг, аудит и юридические фирмы. Также начали работать с компаниями из Fortune 500. Первых клиентов мы нашли благодаря моему опыту в McKinsey — мои знакомые работали практически во всех консалтинговых фирмах.

Делать проект лучше в той сфере, где можешь своими связями обеспечить хорошие продажи.

Сейчас мы не раскрываем своих корпоративных клиентов, как, впрочем, и ThinkCell. Но в аудиторских и консалтинговых фирмах, которые пользуются нашим продуктом, работает больше миллиона человек.

Обязанности у нас с Ваней не пересекаются. Ваня консультирует команду по вопросам искусственного интеллекта и исследований, помогает выбирать правильные алгоритмы. Он закончил физический факультет МГУ и помимо DeckRobot руководит собственным бизнесом Wallarm. Ванина компания занимается ИТ-консалтингом и кибербезопасностью. Сейчас Wallarm уже достаточно большая для того, чтобы он мог помогать сторонним проектам.

В DeckRobot я занимаюсь бизнес-процессами: стратегией, продажами и наймом сотрудников. Но это не значит, что я всё делаю руками — например, в команде есть продажник, который помогает мне с привлечением клиентов. Остальные ребята — разработчики, сейчас в команде 15 человек.

DeckRobot закрыл два раунда — посевной и предпосевной. Мы уже привлекли средства от бизнес-ангелов и сейчас выбираем венчурный фонд. Но у нас нет лихорадки по поводу венчура. Мы набрали необходимый минимум от ангелов — от фонда будет зависеть только число продажников у компании.

Инвестиции от венчурных фондов всегда накладывают ограничения.

В общении с инвесторами важно не фокусироваться на переговорах, а заниматься продуктом или продажами. Если проект развивается, то инвесторы сами к нему придут.

Главный риск инвесторов на ранних стадиях заключается в том, что предприниматель окажется неадекватным и спустит их деньги не ветер. Поэтому важно, чтобы у вас с инвестором были какие-то общие знакомые, которые могут поручиться за проект, — но для этого нужно общаться.

Я бы посоветовал тем, кто занимается поиском инвесторов в первый раз, воспринимать только реальные действия и факты. Если инвесторы подписывают документ и, самое главное, дают деньги — это уже факт. А если говорят: «Да, здорово, накопите опыт и приходите», дальше есть тысяча способов сказать нет.

Что касается презентаций, стартап как твой ребенок, ты редко кому скажешь: «Он глупый и страшный». Поэтому я бы меньше волновался о том, что именно говорить инвесторам, и больше думал о том, есть ли на рынке спрос на продукт.

Команда DeckRobot

DeckRobot расположена в Сан-Франциско, но у нас есть и украинские разработчики, и ребята с Филиппин — у них сильный опыт, а на их рынке уровень зарплат гораздо ниже, чем в Калифорнии. Местные ИТ-специалисты дорого обходятся стартапам. А лучшие разработчики в Долине быстро становятся основателями собственных компаний или сотрудниками Facebook.

Мы стараемся нанимать сотрудников рано и растить их уже в компании. Важны не навыки, а интеллект, мотивация и готовность много работать. Даже если у человека есть какие-то проблемы с социальными навыками, когда он попадает в комфортную среду, это обычно проходит.

Пока никто из иностранных сотрудников DeckRobot не просил опционы — это непопулярный формат за пределами Кремниевой Долины. В Украине и на Филиппинах не принято давать опционы — это расценивается так, будто у стартапа нет денег. В Сан-Франциско всё наоборот.

Калифорния

В Калифорнии можно жить очень недорого. Мой прожиточный минимум — $4000 в месяц на семью из двух человек. Этого достаточно, чтобы снимать студию, ездить на общественном транспорте и не ограничивать себя в еде. Ниже $4000 — тоже можно, но уже некомфортно.

Дальше интересно — разница между образом жизни за, например, $6000 и за $14000 неприниципиальная — можно переехать в квартиру получше и путешествовать бизнес-классом. Но радикально на качество жизни это не влияет.

Стартап — это не тот бизнес, где можно быстро разбогатеть. Я видел мало основателей, которые вели роскошный образ жизни, и это обычно плохо заканчивалось. За $5000 можно закатить вечеринку, а можно найти пятерых разработчиков. Всё, что основатель тратит на свой образ жизни, он забирает у проекта. На начальных стадиях стартап требует аскетизма.

Экономить можно на ресторанах, на жилье — жить у своих знакомых или выбирать квартиру в недорогом районе, например, Сан Матео. За $2500 там можно найти хорошую квартиру. Я не советую жить далеко от Сан-Франциско, потому что так сложнее налаживать связи и общаться с нужными людьми.

Район Сан Матео

Долина сильно отличается от своего образа в поп-культуре — только 10% населения Сан-Франциско заняты в технологиях. В Кремниевой Долине немало людей, которые ненавидят технологии и считают предпринимателей негодяями, которые наращивают цены на недвижимость.

Во время прогулки не столкнёшься сразу с десятью предпринимателями, половина из которых миллиардеры. Можно и встретить кого-то — например, я сталкивался с основателем Abbyy Давидом Яном в баре. На контакт получится выйти только с людьми, с которыми у вас есть взаимный интерес. Не стоит ожидать, что если вы подойдете к случайному предпринимателю, то он даст какой-то совет или вообще захочет с вами общаться.

Одна из самых важных вещей в Долине — сообщество. Когда я жил в Нью-Йорке, у меня было довольно мало русскоязычных знакомых. Когда я приехал в Сан-Франциско, за пару месяцев у меня появилось человек двадцать, которых я был готов пригласить на Новый год — такого не было даже в Москве.

Классовости я не замечал — человек в дешёвом кафе вполне может оказаться новым Марком Цукербергом. Поэтому начинаешь внимательнее относиться к тому, кому и что говоришь. Похоже на боксёрские клубы в Москве — люди там очень вежливые. Потому что маленький сорокалетний мужичок, который сидит рядом с тобой, может оказаться кандидатом в мастера спорта. И всё, тогда ты попал.

Водитель Uber и сотрудник Google вполне может оказаться одним и тем же человеком — подрабатывать потому что ему, к примеру, не хватает на стартап. И перемещения между категориями «предприниматель», «наёмный сотрудник», «работник сферы услуг» не редкость — причём как вверх, так и вниз.

Люди, не занятые в технологиях, зачастую испытывают фрустрацию, но у них есть возможность переехать в Лос-Анджелес или на Восточное побережье. Нет стеклянного потолка, через который невозможно пробиться, нет какой-то касты неприкасаемых — можно просто быть недостаточно мотивированным. В Сан-Франциско самое динамичное и открытое сообщество, которое я видел.

Переезд в Кремниевую Долину научил меня трём основным вещам. Во-первых, я отбросил свою предвзятость по отношению к людям. Налёт заносчивости, который выработался у меня в консалтинге, исчез. Я начал меньше ценить достижения и больше ценить личность человека и его потенциал. В Сан-Франциско много примеров людей, которые начинали с низов и добивались успеха — как за счёт навыков, так и благодаря удаче. Когда понимаешь это, становится гораздо проще общаться с окружающими — и они сами охотнее идут на контакт.

Во-вторых, я понял, что научиться можно всему, а предпринимательство это навык. Нет какого-то склада характера, который автоматически сделает тебя предпринимателем. Несмотря на это, тебе пригодятся динамичность и стрессоустойчивость. Это как с огранкой алмазов — если человек неусидчивый, он, конечно может ей научиться, но удовольствие вряд ли получит.

В-третьих, среда — это очень важно. Когда я работал в Москве, Бостоне и Нью-Йорке, я думал: не важно, где жить, если можешь заниматься интересными вещами. Но я переехал в Сан-Франциско и понял: хорошая погода, стабильность и разнообразный круг общения гораздо важнее для твоего качества жизни, чем деньги.

0
206 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Tony Urban

Безусловно. Более того, это уже случалось :) но это не влияет на комфорт "там"

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Tony Urban

Деньги влияют на твой личный комфорт в любом месте мира. Но солнышко не перестаёт греть и пальмы не перестают радовать от отсутствия денег :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Анатолий Б.

Сочи - город втиральщиков ненужных квартир. Вижу на НН з/п агентов - ниже 200 тыс.нет. Вижу реальные з/п при отсутствии работы и огромной конкуренции - 20-25 тыс.
Так что пальмы не сильно радуют при таком раскладе.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

У автора наоборот: «пальмы не перестают радовать от отсутствия денег». То есть денег нет, а пальмы радуют. Вы с этим согласились, поэтому и живёте в Сочи - так написали.
А вот я из Сочи уехал, тупиковый город, на мой взгляд.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Artem Ilchenko

Могу ответственно заявить, что не только регистрация ООО сильно упростилась. Живу в Москве с 1994, за последние 5 лет город преобразился радикально, теперь в нем хочется жить и работать не только из-за уровня доходов. Приезжайте посмотреть, будет интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

Также улучшилась погода и качество фрапучино, за что спасибо Сергею Семеновичу!

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev
теперь в нем хочется жить

Артём, может Вы просто в другой социальный слой переместились - там где солнце светит ярче, и некоторым образом стали "наблюдать Москву только из окна своего персонального автомобиля?"
У меня друзья когда переехали в коттеджный посёлок за МКАД, а в Москве стали бывать на выходных в ресторанах, торговых центрах и освежиться .. у них тоже взгляд на Москву сильно улучшился :)

Ответить
Развернуть ветку
203 комментария
Раскрывать всегда