Семь ежедневных инструментов менеджера продукта

Обзор сервисов и расчёт месячной стоимости одного виртуального рабочего места.

Работаю менеджером продуктов более десяти лет (Kolesa.kz, Avito, «Яндекс»).

Нужно признать, что за последние несколько лет облачные решения почти полностью вытеснили с моего рабочего ноутбука установленные программы. И это здорово! Переезд на нового боевого коня теперь занимает несколько минут — достаточно поставить любимый браузер и восстановить настройки, которые, опять же, лежат где? Правильно, в облаке. Итак, список моих рабочих инструментов.

Майндмапы — наше всё. Mindmeister

Мой конспект вебинара Google в виде майндмапа

Майндмап (mind map), пожалуй, самый универсальный инструмент в работе менеджера продукта. В карте можно записать важные факты по ходу общения с командой или стейкхолдерами, набросать архитектуру будущего продукта, показать дизайнеру составляющие макетов, сделать быстрый и понятный список задач с приоритетами.

Для построения майндмапов я использую Mindmeister — облачный, кроссплатформенный, шустрый, удобный. Легко шарить карты с коллегами, открывая доступ по ссылке. Стоит всего 5$ в месяц на личном тарифе. Есть бесплатная версия с ограничением на количество карт.

Магия коллективной работы над макетами. Figma

Макеты корпоративного сайта в Figma

Не так давно я открыл для себя новое решение для работы над макетами. И оно практически идеально! Figma позволяет работать над макетом интерфейса или презентацией одновременно вам, дизайнеру, арт-директору и команде разработки.

При этом ещё большее количество коллег могут наблюдать за творческим процессом и комментировать всё что ни попадя. Особенно забавно звучит обсуждение макетов с дизайнером, когда вы сидите в разных офисах и проводите обсуждение по аудиосвязи.

— Видишь мою мышку?

— Где?

— Ну вот она! (Здесь собеседник начинает дико шарить мышкой по столу или пальцем по тачпаду, привлекая внимание к своему курсору.)

— Вижу!

— Вот этот макет нужно переместить сюда и добавить на него…

Конечно, есть похожие решения. Например, Zeplin или InVision, которыми мне доводилось пользоваться в прошлом. Но только Figma, на мой взгляд, делает процесс создания дизайна по-настоящему многопользовательским и интерактивным. Есть бесплатная версия на двух пользователей с ограничением до трёх проектов, нормальный пакет для команды стоит 12$ за пользователя в месяц.

Документы, куда без них. Google Docs

Чек-лист для юзабилити-экспертизы в Google Docs

Какой бы ни был у вас понятный и простой продукт, ему нужна документация. Я стараюсь ограничиваться концепцией продукта, в которой описываю цели, ключевую функциональность, список user story, целевую аудиторию, метрики, технические требования, риски и конкурентов. Такой документ обычно нужно показать большому количеству людей и получить обратную связь.

Ничего лучше Google Docs, на мой взгляд, человечество пока для таких задач не придумало. Особенно когда у вас корпоративная почта на Google Apps и все коллеги уже есть в списке контактов. Аналогично с табличными данными, для них Google Sheets. Инструмент бесплатный, как и большинство продуктов Google.

Презентации для выступлений. Keynote

Слайды к выступлению на тему Customer Journey Map в Keynote

Здесь я остаюсь ретроградом и делаю презентации на установленном на рабочем ноутбуке ПО. Раньше это был PowerPoint, сейчас, с переездом на Mac, это Keynote. От переезда с Windows на Mac OS у меня только хорошие впечатления! Ни капельки не жалею тех моральных усилий и первых двух недель мучений с незнакомой операционной системой.

Есть, конечно, вещи, которые удивляют и выглядят странными для пользователя с более чем 20-летним стажем работы на «винде», но в целом UX на «маке» намного приятнее. Всё выше сказанное можно применить и к сравнению PowerPoint с Keynote — удобнее, быстрее, больше стиля и чистоты в шаблонах, меньше лишних операций. Инструмент идёт в комплекте с Macbook.

Менеджер, к доске! RealtimeBoard

Бизнес-модель продукта по lean canvas в RealtimeBoard

Ещё один относительно новый для меня инструмент, которым я начал пользоваться в BTS Digital, — RealtimeBoard. Это такое безграничное пространство, на котором можно размещать стикеры, списки, заметки, блок-схемы и прочие полезные для работы в команде вещи.

Я пока использую его для создания lean canvas (о них я уже писал ранее — отличный инструмент для работы с бизнес-моделью, а в RealtimeBoard есть готовые шаблоны) и для визуализации пользовательских сценариев.

Инструмент явно умеет больше! Коллеги рисуют в нём монстрообразные схемы и даже проставляют статусы реализации составляющих их функций. Есть бесплатная версия с ограничениями на количество досок и пользователей. Для компании всё удовольствие обходится примерно в 10$ за человека в месяц.

Чатики, чатики, больше чатиков! Slack, Telegram, Skype

Наш уютный чатик в Telegram

Больше половины работы любого менеджера составляет общение. Когда время дорого, а коллеги могут работать в другом кабинете (офисе, городе, стране), большая часть общения идёт в чатах. Это и плюс, и минус одновременно.

Чатики заметно съедают рабочее время, особенно если вы замкнули много коммуникаций на себя и ведёте несколько продуктов одновременно. Иногда можно весь день отвечать на сообщения в чатах. Следовательно, чат должен быть, во-первых, удобным, во-вторых, быть установлен у всех нужных вам людей.

Наиболее удобным для командной работы мессенджером я считаю Slack. В этом со мной согласны тысячи довольных клиентов по всему миру и инвесторы, которые недавно вложили в компанию ещё $427 млн с оценкой в $7 млрд. Самое полезное в Slack, на мой взгляд, — это тематические каналы.

Чтобы они хорошо работали, на каждое продуктовое направление должен быть отдельный канал, в котором есть сотрудник, способный ответить на любой вопрос или принять комментарий по работе этого продукта. Такое «дежурство» по важной для вас, как для продакта, теме, помогает быстро решать вопросы, быть в курсе всего и организовать единую точку входа в продукт для всей компании.

Мелочь, которая мне просто нравится в Slack, — это реакции на сообщения в виде смайлов. С их помощью можно очень быстро получить срез отношения коллег к любой теме в виде цифр рядом с определённого вида смайликами.

Telegram использую как личный мессенджер, средство для чтения каналов, все новости теперь там, и для неформального общения с коллегами. Из-за его распространённости среди представителей ИТ-тусовки именно в нём существует корпоративный чат-флудильня обо всём на свете.

Там важные объявления о временном отключении интернета могут соседствовать с поздравлениями с днём любителей пива, полезные ссылки с фотографиями котиков и сообщения о релизах с вопросами о лучшем в городе ресторане.

С этим приходится мириться — любой чат с аудиторией больше 100 человек превращается со временем в нечто подобное. Главное, чтобы у вас был другой чат, в котором запрещено флудить, предназначенный для решения форс-мажорных ситуаций.

Skype остаётся на моём ноутбуке вынужденно. Есть ещё компании, которые признают только его за стандарт общения и не хотят давать возможность своим сотрудникам устанавливать другие мессенджеры. А ещё в нём обычно проходит большинство видеозвонков, хотя на рынке давно есть аналогичные решения от Google, Telegram и других сервисов для общения. Но людям сложно изменить свои привычки, и мы чаще «созваниваемся в скайпе».

Все мессенджеры традиционно бесплатны.

Жирные следы. Jira и Confluence

Задача на анализ user stories в Jira

Последний инструмент, о котором хочу рассказать в этом обзоре, а точнее, два инструмента от одной компании — это Jira и Confluence. Первый помогает ставить задачи, контролировать их статусы, держать руку на пульсе процесса разработки. Для новичка Jira кажется монстром, в котором есть всё и даже больше.

Но стоит привыкнуть и настроить под себя стартовый экран, как она становится вашим надёжным помощником. Конечно, чтобы это работало, в команде должны быть приняты правила работы и ответственность за отражение всех результатов в Jira. Например в Avito, где в разработке в той или иной степени участвовали более 1000 человек, это был незаменимый источник информации.

Использовать Jira лучше всего в связке со вторым продуктом от Atlassian. Именно в Confluence есть возможность сохранить все знания о продукте и оставить их внутри компании, даже если кто-то из команды решит уйти. Инструменты не ориентированы на малый бизнес и стартапы, поэтому бесплатной версии нет. Цена за одного пользователя составит около 12$ за оба решения.

Если подвести итог, то организовать рабочее окружение для менеджера продукта можно примерно за 40$ в месяц. А при желании сэкономить — вообще бесплатно.

Интересно, сколько моих инструментов совпали с вашим списком? Если что-то забыл или не использую, но оно того стоит — пишите в комментариях.

0
43 комментария
Написать комментарий...
Dmitry Ilyin

У меня распределённая по экс-СССР команда 10+ человек.
Пробовали для коммуникаций команды (скрамы, созвоны, переписка), помимо традиционного скайпа, еще хэнгаутс, и еще созвоны в атлассиановском чате HipChat.
Хипчат какое-то время составлял конкуренцию Скайпу. Хэнгаутс сразу отвалился из-за своей громоздкости и слабой используемости членами команды, в целом.

На сегодняшний день Скайп, особенно после обновлениями с возможностью упоминания конкретного собеседника, практически победил Хипчат. К тому же, Атлассиан сообщил, что перестаёт его развивать в пользу Slack.

Еще бы добавил про полезный софт для продакт-менеджера:
1) SnagIt от TechSmith (удобный сервис для быстрого скриншотирования и набрасывания прото-макетов на базе имеющегося скриншота + видеозаписи созвонов с демонстрациями экрана) - на одного юзера это единовременно $50 + 12 баков за годовую поддержку (апдейты главным образом), есть трайал версия
2) Morae от того же TEchSmith (классная тулза для UX-тестирования клиентов, фокус-групп и прочего CusDev: запись экрана, разговора, возможность вставлять комменты, редактировать). Официальная версия дорога - единовременно $2 тыс. почти. Но трайал-версия тоже вполне функциональна.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Меркушев из Продуктория
Автор

Спасибо! Snaglt обязательно попробую, не знал о таком продукте. Использую функцию Яндекс.Диска для скриншотов — быстро, удобно, бесплатно. Но захвата экрана и создания видео там конечно нет.

Ответить
Развернуть ветку
O-o

Для скриншотов и аннотаций к ним еще есть отличный под mac https://droplr.com/

Ответить
Развернуть ветку
Filip Zaleski

Thanks for mention @Vladimir. We are working to make our app better and better. Right now we updated our Mac app, where we solved some UX issues and upgrade file transfer tool (right users can send up to 10 GB files incredibly fast!)

Best
Filip from Droplr :)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ершов
Ответить
Развернуть ветку
Денис Королев

Я бы добавил Draw.io как редактор диаграмм, схем и эскизов. По мне так лучше Visio и всегда под рукой -- и как веб-сервис, и как оффлайн приложение из браузера.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Меркушев из Продуктория
Автор

Спасибо! Хороший инструмент. Диаграммы можно строить и в RealtimeBoard, но этот похоже удобнее.

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов

Перечислены общекорпоративные инструменты, они нужны менеджеру по продукту точно также, как и всем остальным. Они либо уже используются в компании (или альтернативы), либо нафиг не нужны.

Не представляю ситуации, что менеджер по продукту натыкается на статью на VC и хлопает себя по лбу "он нифига себе, столько продуктов выпустил, а тут есть Google Docs и JIRA, не знал!"

Менеджер по продукту - это про менеджмент, soft-skills, а не инструменты прежде всего

Ответить
Развернуть ветку
Влад Меркушев из Продуктория
Автор

Пост именно про инструменты (tools), которые помогают работать. А не про навыки (skills), которые, конечно, важнее ;)

Ответить
Развернуть ветку
Константин Вознесенский

Спасибо за перевод на английский. Получилось также полезно, как и статья

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

Vladimir Merkushev, без обид, но web-разработчик и product manager, это разные веши. В твоем списке ни одного аналитического инструмента. Продукт, это про бизнес!

Ответить
Развернуть ветку
Влад Меркушев из Продуктория
Автор

Пожалуй ты прав. Пару систем аналитики можно смело добавить в этот список!

Ответить
Развернуть ветку
Aleks B

дополни статью

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прилипко

Не очень понимаю, какая есть альтернатива скайпа для бизнеса с нормальным качеством голосовых вызов, возможностью демонстрации экрана?

Ответить
Развернуть ветку
Сослан Сакшин

zoom, там еще девайс отдельный для хорошего звука есть

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Akchurin

BlueJeans номер 2 после зума.
скайп ад

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прилипко

а девайс это типа бонус, зум не юзабельный с точки зрения голосовых созвонов. Проходили. даже teamspeak его делает

Ответить
Развернуть ветку
Сослан Сакшин

как-то голословно звучит
мы долго мучались со скайпом, сейчас сидим на зуме и довольны

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прилипко

Как то голословно звучит, "что зум у вас отлично справился". (отвечаю тем же) Я вам про свой опыт говорю. А что за девайс для хорошего звука? у меня много разных людей с телефонов, компов разное качество интернета, переговорок нет.

Ответить
Развернуть ветку
Сослан Сакшин

свой кейс описал выше

отдельный дивайс - бт колонка с микрофоном
ставится посередине стола - всех хорошо слышно и всем хорошо слышно

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прилипко

а такой девайс, понял пробовал его + zoom работает конечно, но это сугобо ваш кейс, мне к сожалению не подходит (нет переговорок), спасибо за информацию.

Ответить
Развернуть ветку
Сослан Сакшин

хотя у каждого свой кейс
у нас был такой - люди в переговорке + удаленщики
в этом случае отлично решил вопрос

Ответить
Развернуть ветку
O-o

https://appear.in/ - вещь, перешли на нее :)

Ответить
Развернуть ветку
Влад Меркушев из Продуктория
Автор

Мы в компании используем Google Hangouts. Особенно для разговоров с большим количеством участников — интеграция с календарем помогает быстро всех собрать. Качество нормальное, бывает конечно иногда задержка, но терпимо.

Ответить
Развернуть ветку
O-o

А в Google Hangouts можно как-то расшарить рабочий стол или конкретное приложение, чтобы, например, показать презентацию?

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev

Можно.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Mirolubow

....

P.S. Мой комментарий так же содержателен, как эта статья

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Bragin

Типичный набор. Думал что-то новой найти, а н-нет. Прочитав статью, ощущение будто продакт только агрегирует, а не решает какие-то проблемы.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Крылов

Господа, отличная замена слака и Скайпа это discord. Разграничение прав, видео и аудио звонки без ограничений. И бесплатно.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Для презентации ещё можно порекомендовать beautiful.ai - пока бесплатный, есть шаблоны, свой редактор, на выходе получаешь готовую презентацию в разных форматах.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Меркушев из Продуктория
Автор

Спасибо! Попробую.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Костинский

Спасибо за полезную информацию.

Ответить
Развернуть ветку
Aleh Prntv

Спасибо за realtimeboard, взял в работу

Ответить
Развернуть ветку
Artem Matvienko

Скайп с распределенной командой, ClickUP для ведения задач по разработке, Zeplin, RealtimeBoard для флоу, Axure для прототипов, Getresponse для рассылок, Notion для статей.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Фоминов

С удивлением узнал, что легальный по оффис от майкрософта предлагает ещё по 1 Тб*5 человек. Юзаю сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Павлов

Управление проектом в Битрикс24
Flock против Slack (Flock хороший мессенджер со своими преимуществами)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Смирнов

А как же Trello? Или канбан уже не используется?

Ответить
Развернуть ветку
Egor Kunovsky

Такие карточки есть внутри Jira или в Asana

Ответить
Развернуть ветку
Влад Меркушев из Продуктория
Автор

Пробовал Trello на одном из проектов. Лично мне не зашла. И Jira в последнее время всё активнее идёт в сторону Agile.

Ответить
Развернуть ветку
Janus Sikomor

Майндмеп и чеклисты делаю в goalton.com. При необходимости канбан доску там же.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Меркушев из Продуктория
Автор

Сайт пугает. Если продукт на таком же уровне, то лучше попробуйте Mindmeister ;)

Ответить
Развернуть ветку
Влад Меркушев из Продуктория
Автор

Добавлю ещё несколько инструментов, которые нашлись благодаря этой статье.

https://elements.envato.com — огромная подборка шаблонов для презентаций и роликов. Полезно для того, чтобы показать свой продукт красиво.

https://monosnap.com/ — простой, удобный и бесплатный инструмент для записи видео использования продукта. Кстати, в последней iOS и MacOS есть встроенный аналог.

https://www.draw.io — инструмент для рисования диаграмм и флоу-чартов на лету.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Меркушев из Продуктория
Автор

И ещё один сервис в копилку — сравнение решений, которым можно отдать часть своих забот по продукту. Вот, например, выбор системы поддержки.
https://www.getapp.com/customer-service-support-software/a/zendesk/compare/freshdesk-vs-helpgizmo-vs-sysaid/

Ответить
Развернуть ветку
40 комментариев
Раскрывать всегда