«Поменяй свою голову на американскую»: как я работала в США, Европе и Азии

Директор EF Education First Russia Ирина Эддайра о том, чем отличается корпоративная культура на Западе и Востоке.

В закладки

Международная карьера привлекает многих. Я не стала исключением, поэтому сразу после российского вуза отправилась учиться в Америку. Впоследствии мне удалось поработать в очень разных сферах и странах: от IT-стартапа в США и мультинациональной компании в Ирландии до образовательных проектов в Таиланде и Сингапуре. Оказалось, что в каждой новой стране приходится учиться новым корпоративным правилам и традициям. Рассказываю, чем они отличаются на Востоке и на Западе.

Старт на Западе

В России я была патологической отличницей, но в США у меня ничего не получалось. За все эссе, рефераты и курсовые, которые я готовила для университета, мне ставили низкие баллы. Однажды мой преподаватель отвел меня в сторону и сказал: «У тебя ничего не выйдет, пока ты не поменяешь свою голову на американскую».

Правило, которое я выучила в Америке: нет разницы, иностранец вы или местный. Когда вы становитесь частью компании, то corporate identity — ваша первоочередная задача. В США, где есть общий курс на «становление американцем», вам нужно поскорее стать «как все».

Европа же — плавильный котел многих культур. К национальному опыту, который вы привозите с собой, там относятся внимательнее, чем в Штатах. США держат в фокусе только самих себя, Канаду и Латинскую Америку; культурные особенности всех остальных они не всегда понимают и воспринимают.

Старт на Востоке

Условный Восток объединить в единое целое невозможно. Здесь очень важно, в какой стране вы оказались. В Таиланде и Сингапуре я прожила несколько лет и действительно “пропустила” их через себя, так что могу рассказать о них больше. Там ценят любую инаковость, а компании предпочитают нанимать на руководящие должности иностранцев. Но главное — это доверие.

Когда я прилетела в Таиланд, мне нужно было оформить разрешение на работу. Для этого мне пришлось подписывать примерно триста страниц документов на тайском языке. Я не могла проверить, на что именно соглашаюсь. Но мне доверились как иностранцу-руководителю, предложив должность, — теперь я должна была довериться компании.

Любая азиатская культура ожидает от вас полного внедрения и соблюдения обычаев. Если вы следуете правилам, вам будет очень комфортно быть самим собой.

Как поздороваться, чтобы вас не уволили

Если честно, у Востока и Запада — различия во всем. Даже в приветствии. Во всех странах Востока у приветственных ритуалов есть свои нюансы, которые стоит внимательно изучить перед началом работы.

На заметку:

  • Как взять визитку на Западе? Как угодно. Вы можете сразу спрятать ее в карман пиджака — никого это не смутит.
  • Как взять визитку в Азии? С почтением принять ее из рук дающего, внимательно прочесть то, что там написано, а имя человека проговорить вслух, соблюдая правила местного произношения.

В Таиланде распространены три разноуровневых приветствия: для старшего, равного и для младшего по чину. Если вы руководитель, все ждут, что вы будете понимать это еще перед вступлением в должность.

В США самый распространенный способ приветствия — крепкое рукопожатие (как для мужчины, так и для женщины). А в Европе лучше всего перенять тот вид приветствия, который характерен для культуры страны: если вы работаете в Испании — то можете обняться при встрече, если во Франции — то приемлем даже поцелуй (формальный!).

Как выглядеть в офисе: укладка — в США, сиреневый костюм — в Азии

Во время учебы в университете я проходила стажировку в американской консалтинговой компании. В первую же неделю кто-то оставил на моем столе буклет, в котором говорилось, как правильно выпрямлять и укладывать волосы. Позже менеджер вызвала меня к себе и резко спросила: «Утром тебе не хватает времени, чтобы привести себя в порядок?» Тогда я впервые поняла, насколько в корпоративной культуре США важно то, как ты выглядишь. Европа в этом плане более расслабленная, а в Швеции и Финляндии никто не осудит вас, если вы придете на работу в мятом свитере или с копной растрепанных волос.

В Азии же по тому, как и с кем вы здороваетесь, первым ли входите в комнату, какой на вас костюм и открыты ли ваши руки, люди составляют о вас мнение, изменить которое будет невозможно.

Сиреневый — новый черный: в Таиланде я узнала, что тайцы очень любят яркие цвета. Для празднично-формальной одежды они выбирают именно их. Мало того, у каждого дня недели есть собственный цвет, и это правило очень важно соблюдать. Тогда я купила несколько формальных тайских костюмов и на всех важных мероприятиях появлялась в них. Коллеги это приветствовали — мне удалось показать им, что я ценю и уважаю местные порядки.

Можно ли обедать с коллегами?

Если на Западе вы имеете право перекусить или выпить кофе с любым из коллег вне зависимости от должности, то Азия в этом плане гораздо жестче.

Как-то раз в Таиланде новый босс вызвал меня в кабинет и сказал, что выносит мне «официальное предупреждение». Оказалось, что я нарушила табу: решила пообедать с подчиненными, чтобы узнать их поближе.

По правилам мне надо было начать с «равных», а потом уже идти по нисходящей. Получилось, что я поступила невежливо, обделив вниманием старших коллег. А мои подчиненные просто не смогли сказать «нет» из-за иерархии: начальник позвал обедать — значит, надо обедать.

А что по корпоративным вечеринкам?

Корпоративы устраивают для того, чтобы сотрудники лучше узнали коллег и наладили нужные контакты. Такие вечеринки — всегда нетворкинг. Но в США есть четкое разделение на personal и professional: на корпоратив нельзя прийти с супругом или друзьями. В Европе же все чуть более расслабленно: можно брать с собой любимых, отдыхать, говорить о своих проблемах, о семье, о планах.

Корпоративная вечеринка в Азии может превратиться в настоящую феерию (я хорошо знаю, на что тайцы способны в караоке-баре). Но это постоянный труд. Самое страшное там — потерять лицо: придется соблюдать субординацию и ни в коем случае не перебарщивать с едой или алкоголем.

Субординация: чей босс важнее?

На востоке высока роль CEO. Решения, которые выдает азиатский руководитель — не оспариваются, и коммуникация строго вертикальная. Но стоит различать CEO крупной корпорации и CEO небольшого бизнеса: сегодня в Азии работает множество стартапов с молодыми руководителями, которым нет и тридцати. Таким интересно мнение подчиненных. Но если в консервативной азиатской корпорации ваш начальник дал вам задание, вы обязаны исполнить его быстро и молча.

Я считаю, что менеджеры помогают двигать бизнес. Но и в Таиланде, и в Сингапуре, и в Индии моя команда поначалу была очень молчаливой: они не могли ответить, когда я спрашивала их мнение. Пришлось долго работать над тем, чтобы подчиненные перестали чувствовать дискомфорт и не боялись со мной говорить.

Роль босса в западной компании тоже велика, но вы хотя бы можете увидеть, как топ-менеджер отстаивает свое мнение на совещании. Западное начальство стараются не сакрализировать.

Женщина в корпорации

К сожалению, «стеклянный потолок» все еще можно встретить в любой части света: мужчинам охотнее отдают должности руководителей, они часто получают больше за ту же работу. Несмотря на это, в Сингапуре и Таиланде огромное количество женщин занимает руководящие посты. Почему-то в двух этих странах мы смогли хорошо закрепиться в бизнесе.

Если говорить о харассменте, то в США и большинстве стран Западной Европы все хорошо понимают, что это значит.

Пример. Когда мы начинали IT-бизнес в США, меня отправили на HR-тренинг. Среди прочего меня учили, как делать комплименты так, чтобы это не посчитали сексуальным домогательством. Например, «Ты великолепна в этом платье» и «Это платье потрясающе на тебе сидит» — чувствуете разницу? Да, разница в одном судебном иске. Неважно, с чем вы столкнулись: непристойные предложения, навязчивое внимание, оскорбляющие высказывания — обычно вы можете обратиться с этим в HR-отдел компании, и они разберуться, не разглашая вашего имени.

В Азии, как и в России, подобное зачастую просто заметают под ковер. «Правильно» ли вы себя вели? Может, дали повод? Или просто не поняли комплимент? Запад сейчас имеет более эффективную систему по работе с такими ситуациями.

А что же сейчас?

Обычно информации о том, как вести себя в чужой деловой среде, нигде не найти, поэтому лучше приехать в страну заблаговременно. Можно вступить в неформальные бизнес-сообщества или просто начать общаться с местными. Например, чтобы понять культуру Таиланда, по выходным я стала преподавать английский в местной школе. А в свободное время ходила на курсы тайского языка.

Я работала в 7 странах на 4 континентах и в итоге вернулась в Россию. О чем совсем не жалею: здесь невероятный микс культур, огромное количество инноваций и стартапов, здесь интересно двигать бизнес. Мне кажется, сейчас Россия вбирает в себя все то, что я узнала за 18 лет международной карьеры. Так что могу сказать одно: вы не узнаете, где вам комфортней всего, пока не попробуете несколько классных вариантов.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Ирина Эддайра", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 35, "likes": 60, "favorites": 62, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 45261, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 07 Sep 2018 15:01:49 +0300" }
{ "id": 45261, "author_id": 200652, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/45261\/get","add":"\/comments\/45261\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/45261"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123 }

35 комментариев 35 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
14

Как люди, проработав в 2-3х компаниях, делают вывод обо всём рынке и стране?

Одно дело курсы, другое дело - прожить лет 10 не просто в стране, а в разных городах и частях страны.

Запад и восток США - разные.
Мюнхен, Берлин - разные.
Испания, Германия - разные.
Тот же принцип и на Востоке.

Статья - очень поверхностная. Потому что это лишь личный опыт автора. У другого человека - возможен другой опыт

Ответить
2

Вообще мнение это ...как бы сказать....это как сравнивать владельца фокуса и мерседеса в Москве. Да они разные. Но в отеле Турции скорее всего они будут одинаковые

Ответить
0

Как прочитав поверхносто статью людипишут поверхностные комментарии? Автов явно указал, что работал в нескольких нескольких компаниях в одной стране. Автор явно описал, что все компании разные. Но люди все же пишут поверхностные комментарии.

Ответить
9

«Ты великолепна в этом платье» и «Это платье потрясающе на тебе сидит»

А в чём разница?!

Ответить
7

Я подозреваю, что в первом случае цель - женщина, а во втором - платье. Но я бы на месте женщины скорее подал иск, на то, что "этому козлу важнее моё платье, чем я"

Ответить
13

я бы на месте женщины смог найти причину для иска в обоих случаях. но всё зависит от настроения.

Ответить
3

По английски второй вариант на статью больше тянет: "Бла бла платье feet you (облегает как одно из значений) бла, бла" . Сексуальный контекст.. Надо автора звать @here ;)

Но. Какие же они )(*?:%;... !

Ответить
3

feet? Оригинально!

Ответить
3

Да, тут я чушь написал, нечего на ходу с телефона комментировать

Ответить
0

первое - личное
второе - про платье

в итоге первое можно расценить как харассмент

Ответить
0

Я бы на месте женщины просто подал иск.

Ответить
5

Я бы на месте иска подал женщину.

Ответить
1

на западе женщина подаёт иск
в россии иск сам подаёт женщину

Ответить
1

Все ровно наоборот. Судебный иск был за второе высказывание; то, как платье сидит на женщине подразумевает оценку ее фигуры. А в первом случае дается общая оценка представлению (appearance).

Ответить
9

Это уже вторая моя статья за день с vc, и в обеих после поверхностного контекста расхваливается возвращение в Россию-матушку, как великое спасение и избавление от мук. А парк Горького мадам-автору понравился? Ведь он так преобразился за последнее время. Особенно перед выборами.

Ответить
3

Полностью согласен, VC нужно добавить пару статей как на предпринимателей сфабриковывают уголовные дела и присаживают на бутылку.

Такого не узнаешь на семинарах Тони Робинсона или лекциях Грефа о machine learning: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/04/16/76202-pozvonochnik-sloman-sledy-ot-kipyatilnika-vo-rtu

Ответить
6

Опять фригидные манекены, страшащиеся сексуальных домогательств.
Культура, разрушающая здоровые инстинкты человека.

Ответить
5

Спасибо, крутая статья! Походу на Восток сложнее всего с нашим менталитетом...

Ответить
3

Даже если все так - статья очень формальная. Реальность далека от формальностей.
Сужу по собственному азиатскому опыту - ближний и дальний восток в частности.

По визиткам все любят рассказывать - в какой-то мере правда, но реальное значение этого момента сильно преувеличено.

Многое зависит от индустрии. Я в геймдеве - там все очень упрощено.

Ответить
3

В США, где есть общий курс на «становление американцем», вам нужно поскорее стать «как все».

Европа же — плавильный котел многих культур. К национальному опыту, который вы привозите с собой, там относятся внимательнее, чем в Штатах.

да и нет. Но в основном наоборот, хехе

Ответить
1

"Если вы работаете в Испании — то можете обняться при встрече, если во Франции — то приемлем даже поцелуй (формальный!)."
Не-еее, фпи@ду, лучше я останусь в Раше))

Ответить
1

Нельзя так обобщать по одной точке. Мой опыт в США примерно противоположен статье.

Ответить
–1

Так шо там во Франции мужики на бизнес-встречах лобызаются?

Ответить
0

Съездите из своего зажопинска хоть куда нибудь и не будете глупых вопросов задавать. Не видел во Франции чтобы мужики при встрече целовались. А вот женщины с мужчинами и женщины с женщинами видел. Непривычно выглядит, но мило.

Ответить
–1

Свои комменты перечитай

Ответить
0

Отличная статья! Очень интересный момент про субординацию в Азии

Ответить
0

Спасибо за материал!

Ответить
0

В России действительно очень не хватает такого эйчар-отдела)) Везде))) Спасибо!

Ответить

0

Чтобы кто-то парился как ты выглядишь в США, такое возможно только если это client facing role. Автор работает именно в консалтинге, что является очень formal индустрией с огромными гонорарами - так что не надо все индустрии под одну гребенку грести.

Ответить

0

я решил уйти из компании путешествовать по миру. ведь что такое деньги, я не знаю с детства...

Ответить
0

В целом довольно глупые комплименты про платье с точки зрения этики и логики:

«Ты великолепна в этом платье» - типичная женщина подумает "а что, без этого платья я уродлива?" (именно в такой форме).
«Это платье потрясающе на тебе сидит» - скорее всего (как минимум американская) женщина будет думать "ты оценивал мое тело? ты меня хочешь? это харассмент!"

Лучше сказать, что она просто прекрасно выглядит и что у неё отличный вкус.
А вообще женщинам коллегам (как минимум в США и Европе) делать комплимент чисто по работе, по результатам и т.д.

Ответить
0

«”Ты великолепна в этом платье” и “Это платье потрясающе на тебе сидит” — чувствуете разницу? Да, разница в одном судебном иске» - вот прям замечательно, а главное ведь всем все понятно, в чем разница, это же прям очевидно, все ведь жили и работали в США. Прям как шутка-самосмейка.

Ответить
–1

Какае-то несвязанная еъала офисного раба. По Таиланду - староверческая хрень описана. Может где-то в селах такой вот офисный уклад, но если ты работягой устроился работать в тайскую компанию - тут все зависит от тебя. Если раб с детства, то им и останешься. Ну и концовка, да... Порадовала. Такие чушки всегда возвращаются в то дерьмо, где родились.

Ответить
0

Глазам своим не верю! Какая-то обоссаная вышиванка, слившаяся из одной жопы мира в жопу мира с трансами, обсуждает человека, поработавшего в 7 компаниях на 4 континентах? Это шарман!

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }