Почему все наши попытки овладеть тайм-менеджментом неэффективны

Советы Анастасии Овчаренко, директора департамента по подбору персонала для технологичных рынков компании «Контакт» (InterSearch Russia) и тренера по тайм-менеджменту.

Вы прочли классную книгу по организации времени или преодолели всеми рекомендованный тренинг, но так и не смогли применить полученные знания. Разбираем типичные ошибки: где точка невозврата, почему теория не может стать практикой и как это исправить.

Ошибка №1: откладывать старт

Вы усвоили информацию и решили: начну с понедельника. Это ключевая ошибка, которая не позволяет вам эффективно применить изученные техники. Чем дольше вы переносите старт практики и выдерживаете паузу, тем меньше запала остается и наступает стресс: вы скорее заставляете себя что-то делать, а не хотите пробовать новое.

Самый правильный совет в этом случае – начинать с минимума: с каких-то элементарных техник, которые вы сможете использовать сразу. Сразу – это сразу буквально: лучше всего приступить к работе над собой тем же вечером.

Ошибка №2: пытаться использовать все сразу

Мы устроены так, что наша «оперативная память» не может держать очень много вещей одновременно. Использование новых техник тайм-менеджмента – это вопрос прививания привычек. Прививание привычек – всегда достаточно сложный процесс, от которого бывает тяжело и морально, и физически. Поэтому не надо стараться использовать более 3 новых методов тайм-менеджмента сразу – это просто не получится. Наверняка на свете существуют гении силы воли, у которых в конечном счете получается объять необъятное, но этот процесс так или иначе проходит через огромный стресс, со слишком большими затратами ресурсов организма.

Поэтому мой совет в этом случае – соблюдать «правило трех». Выучили первые три фишки – переходим к следующим трем и так далее.

Ошибка №3: нет системы контроля

Итак, вы выбрали три техники и даже начали их применять. И тут мы снова сталкиваемся с процессом прививания привычек. Запала большинства людей хватает на несколько дней. Но привычка – это всегда про силу воли: вы пробуете 1-2-3-5 раз, а потом перестаете себя контролировать, и все усилия сводятся к нулю. Привычка, т.е. в нашем случае овладение техниками тайм-менеджмента, формируется минимум за 15 итераций: после этого вам гораздо проще выполнять задачи, сила воли уже не нужна и можно приступать к изучению других методов.

Как себе помочь? Банально, но ставить напоминания в календарь и заниматься формированием привычек по утрам, пока у вас еще есть силы. Это отличный психологический прием, как со спортом: утром у вас только одна причина пропустить тренировку – вы проспали, вечером для отмены занятий найдется миллион вполне логичных и достойных причин.

Ошибка №4: начинать со сложного

Типичная ошибка – стараться применить сложный метод на практике, который априори потребует гораздо больших затрат: и времени, и контроля над собой.

Что делать? Начинать с простых техник, которые практически ничего не будут стоить с точки зрения силы воли и каких-то дополнительных усилий, но в короткий срок докажут свою эффективность. Например, вполне можно начать с самых известных методов – «лягушки», «швейцарского сыра» и «слона». Под «лягушкой» подразумевается французская пословица «съешь лягушку утром, и весь день свободен», т.е. сделай самое неприятное дело в начале дня, чтобы потом заниматься более приятными вещами весь оставшийся день. «Швейцарский сыр» означает принцип «делай дело, которое занимает у тебя меньше 5 минут, сразу, не копи такие короткие задачи». И «слон» подразумевает деление задачи по частям, максимально независимым друг от друга.

Да, все это техники, рассказанные и описанные миллион раз, но они по-прежнему работают. А главное – позволят начать с минимумом усилий и дадут толчок к освоению новых, более сложных техник.

Ошибка №5: брать за образец только одну ролевую модель

Вы прочитали книгу о том, как строит свой день какой-то известный человек, добившийся феноменальных успехов и теперь пытаетесь следовать его заветам. Проблема в том, что вы переносите чужие техники без каких-то поправок не только на свои личные особенности и профессиональные качества, но и в принципе без учета окружающей среды: например, мы забываем, что для адаптации распорядка дня другого человека важна даже длина светового дня (сравните Россию и Калифорнию).

Поэтому мой совет в этом случае – обязательно изучайте чужие истории успеха, но используйте разные варианты. Пробуйте, как работает на практике пример Илона Маска, пробуйте распорядок дня Стива Джобса, ищите другие ролевые модели – и в конце концов методом перебора вы сможете найти подходящие для себя техники, которые дают максимальный эффект.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Pavel Ivanov

Менеджить нужно не время, а внутреннее состояние (здоровье, знания, гармонию, мотивацию и проч.) – тогда всё будет хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Dolzhikov

Плюсую!

Ответить
Развернуть ветку
Anastacia Ovcharenko
Автор

Павел, это уже продвинутый уровень.
со временем часто проще разобраться. а уже потом браться за вещи более высокого полета

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Согласен.
Частично :)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Федоров

Через что лет наши внуки будут смеяться над коучами и тренерами 2010-2030-х годов...

Ответить
Развернуть ветку
Anastacia Ovcharenko
Автор

мы тоже посмеемся лет через -дцать))

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Chernyshov

Статья про менеджмент тайм менеджмента? 🤔

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Старцев

Хорошо написано:

Чем дольше вы переносите старт практики и выдерживаете паузу, тем меньше запала остается и наступает стресс: вы скорее заставляете себя что-то делать, а не хотите пробовать новое.

Ответить
Развернуть ветку
Anastacia Ovcharenko
Автор

;)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда