{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Собственный бизнес и долгие путешествия. Совместить несовместимое

Привет, меня зовут Саша. Я самый главный в студии дизайна Алалай. А ещё я много путешествую. Невозможно - скажете вы. Ну, это мы ещё посмотрим.

То, что однажды у меня будет собственный бизнес, я знал ещё с университетской скамьи. И вот уже более 7 лет я работаю исключительно на себя. Для троллей, ворчунов и фатальных скептиков - это не заведомо удалённый бизнес, не студия из одного человека, не хвастовство и не лукавство. У меня полноценная компания, требующая ежедневного внимания и ухода. И вообще vc.ru всегда советует делиться личным опытом и вести себя как в обычной жизни, что я и сделаю. Я расскажу то, что будет для тебя полезным и интересным. Надеюсь. Я также прекрасно понимаю, что мой опыт - это только мой опыт. Он подойдет не каждой профессии, не каждому бизнесу и не каждому человеку. Учитывай это и ты. Погнали!

Вершина Пун Хилл, Непал 2018

Мой формат

В апреле мы вернулись из путешествия по Азии. На этот раз решили испытать себя на прочность в Непале. Ходили в свой первый горный трекинг. Маршрут был не сложный, всего на четыре автономных дня. Тестовый, чтобы понять, нравится тебе бродить по горам или нет. Понравилось. Теперь планируем посложнее и на подольше. Но это зимой. А пока работа. Четыре дня - срок не большой, и можно себе позволить выключить телефон и целиком погрузиться в путешествие. Хотя даже на трекинге во время подъёма по скалистыми ступеням я периодически зависал в телефоне, отвечая на самые срочные рабочие письма.

Мы очень любим Азию, потому уже несколько лет активно исследуем этот регион. Ведём даже телеграм-канал, в котором делимся своим опытом. Пишем о таких странах как Индия, Непал, Тай, Мьянма, Шри-Ланка, Индонезия, Вьетнам и др. Обычно нас двое, реже к нам присоединяется кто-то из друзей. Особенность наших путешествий такова, что уезжаем мы не на неделю или две, а на несколько месяцев. При этом редко задерживаемся на одном месте. Как правило, это ежедневные перемещения. В таком формате за максимально короткий срок удаётся увидеть больше. Само собой в наиболее интересных и масштабных местах иногда задерживаемся на день или дольше. К примеру, в Индии, в городах Джайпур, Агра и Орчха мы тормозили сразу на несколько ночей. Надо понимать, это не вальяжный отдых на побережье и не инстаграмный завтрак у бассейна. Нам нравится активный отдых, смотреть туристические и не туристические места, пробовать новую кухню, знакомиться с культурой местных людей. Работать в таких условиях очень не комфортно. У тебя нет привычного графика и удобного рабочего места. Не говоря уже о разнице во времени, климатических особенностях и отсутствии стабильного вайфая. Но что поделать. Если у тебя есть две столь несовместимые мечты, то нужно хорошо постараться, чтобы их совместить.

Мои страхи и опасения

Отважиться на длительное путешествие удаётся не всем и не сразу. Это не отпуск в привычном понимании. Несмотря на расстояние в несколько тысяч километров, ты должен оставаться в рабочем процессе и ежедневно выполнять свой функционал. В связи с этим у любого адекватного человека возникает много самых разнообразных опасений и страхов. Я готов рассказать о своих и о том, каким образом мне удаётся с ними справиться.

Страх первый: Без меня никто и ничто не будет работать

Зацикливание на себе - одна из главных проблем всех руководителей. Я сам, всё там, только я. Правильный бизнес - это командная игра, где каждый решает поставленные перед ним задачи. Работай с профессионалами, в которых ты уверен. Проблема контроля решается с помощью деловых коммуникатов и системы регулярной отчётности. Смело делегируй и распределяй задачи таким образом, чтобы их не приходилось контролировать в режиме нонстоп. Специфика моего бизнеса позволяет работать удалённо. В моей команде есть арт-директор, которая выстраивает работу дизайнеров студии. Есть компаньон Аня, она курирует работу менеджеров. В те дни, когда я физически не могу быть оперативным, они компенсируют моё временное отсутствие, и потому рабочий процесс не прерывается.

Счета, закрывающие и другие документы тоже не проблема. Право подписи можно передать по доверенности. А современные технологии позволяют без проблем вести диалог с клиентами, многие из которых порой даже не догадываются, что я нахожусь не в Москве.

Страх второй: Что если случится что-то экстренное

Я смотрю на это следующим образом. То, что должно произойти, однажды обязательно произойдёт, хочешь ты этого или нет. Уволится важный сотрудник, серьёзно заболеет кто-то из близких, прорвёт трубу в доме. Нужно в принципе мыслить позитивно, ведь большинство проблем всегда можно решить либо позже, либо удалённо. Если нет - придётся пожертвовать деньгами и путешествиям и вернуться назад. Так или иначе всё решаемо, а от внезапных проблем никто не застрахован. Перед поездкой нужно прикинуть все возможные риски, продумать механизмы решения возможных проблем. Назначить ответственных людей, передать ключи от дома кому-то из знакомых, подготовить документы, которые могут срочно понадобиться.

Страх третий: Я не смогу быть эффективным

Слушай себя и старайся трезво оценить свои возможности. Боишься ехать на месяц, езжай на две недели. Боишься на две, езжай на одну. Пока не попробуешь, никогда не узнаешь наверняка, получится у тебя или нет. Та же ситуация с советами и полезными статьями. Учиться на чужих ошибках можно, но на то они и чужие, а не твои. Люди разные, ситуации разные, условия разные. Потому любой совет нужно сперва пропустить через себя, попробовать и оценить, насколько он применим или нет.

Наладить рабочий процесс в заведомо не комфортных условиях - трудная задача. Мы путешествуем по азиатских странам, зачастую останавливаемся в очень бюджетных отелях. В них нет стола для того, чтобы усесться за ним с ноутбуком. В номере и вовсе может быть лишь одна розетка, размещённая в самом неудобном месте. Может быть медленный интернет. Его вообще может не быть. Не стоит забывать и о том, что ты поехал туда не только работать, но и путешествовать, значит большую часть времени ты будешь либо в дороге, либо в местах, которые хочешь увидеть и изучить, а не возле ноута. Если ты понимаешь, что тебе всё это по силам, пробуй, и всё получится.

Не будут работать другие, Не смогу работать я, Что-то произойдёт. В контексте темы моей статьи это три главных страха. Всё остальное - частности, являющиеся частью одного из них.

Мои советы

Если честно, я не очень люблю советы. Ни давать, ни тем более слушать. Но в силу своего опыта, у меня есть несколько хитростей, которые тебе могут пригодиться.

Совет первый: Организация рабочего процесса

Заранее продумай все нюансы и подготовь всё, что тебе может пригодиться. Дай чёткие указания команде, оставь им все необходимые для работы ресурсы. Установи полезные и важные именно для твоей работы приложения. По возможности просчитай и возможные риски, набросай для себя механизмы решения проблем с учётом того, что ты будешь далеко.

Совет второй: Предупреди о том, что ты путешествуешь

В первую очередь, свою команду. Клиентов, коммуникацию с которыми ты ведёшь. Подрядчиков и партнёров, с которыми ты сотрудничаешь. Причём не просто предупреди, а задай правила игры. Определи формат вашего взаимодействия, согласуй удобное время, познакомь в теми, кто будет решать определённые вопросы во время твоего отсутствия. Когда все знают и понимают, что тебя нет, что ты на связи только в определённые часы и что ты можешь выполнять только определённый функционал, они подстроятся под тебя. Это решит множество возможных проблем и поможет избежать неразберихи.

Совет третий: Решай только те вопросы, которые можешь решить

Это круто, если ты лично принимаешь участие в выборе рисунка для офисной туалетной бумаги. Но уезжая в длительное путешествие, сохрани за собой только самый важный и необходимый функционал, который ты в состоянии качественно выполнять. Остальное делегируй своей команде.

Совет четвертый: Планируй маршрут заранее и тщательно

Это в принципе важно для путешествия. Имея даже ориентировочный план, ты сможешь эффективнее планировать время своей работы. У тебя будет чёткое понимание, когда и куда ты поедешь, что планируешь посмотреть и сколько времени на это потребуется. Исходя из этого будет и понимание того, когда ты сможешь посвятить себя работе.

Совет пятый: Позаботься о комфорте

В условиях пониженного комфорта это очень важно. Купи себе местную симку, чтобы всегда быть на связи и иметь доступ в интернет. Купи полезные гаджеты типа усилителя вайфая и аккумулятора для телефона. Захвати с собой удлинитель, чтобы организовать рабочее место там, где удобно, а не куда дотянулся провод. Лайфхаков может быть масса. Кому интересно, готов лично пообщаться и поделиться опытом.

Вообще главный совет таков - не бояться пробовать что-то новое. Не бояться ошибок. От них никто не застрахован. Но я точно знаю, что ничего не получается только у того, кто ничего не делает. Открывайте карту мира, выбирайте страны, которые нравятся, читайте о них, планируйте маршрут и вперед. Можно начать с малого. Неделя, две, три, месяц. Несите столько, сколько можете унести.

0
154 комментария
Написать комментарий...
Александр Привалов

Слушать себя... не бояться пробовать что-то новое...ничего не получается только у того, кто ничего не делает... - Тони, ты?) 30 тыщ не дам! >:(

На самом деле, заголовок лукавит: всё-таки, у вас есть ресурсы (команда профи, некая Аня и проч.) которые позволяют функционировать фирме без вашего участия. А "не бойтесь оставить фирму, делегировать задачи, передоверить право подписи, печать в ящике стола" - это нифига не совмещать)))

"Работай с профессионалами, в которых ты уверен" - да в природе нет столько надежных профессионалов, чтобы на все компании хватило)

А что касается Непала ... ой, ладно, завидую по-доброму. Ты крут!)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Dolzhikov
Автор

Для того, чтобы были ресурсы, их нужно сперва найти или создать, а затем еще и грамотно использовать.

Ответить
Развернуть ветку
151 комментарий
Раскрывать всегда