Сколько стоит быть ИП, если ты фрилансер
Четыре года я индивидуальный предприниматель. Захотелось подвести некий итог, выраженный в показателях.
Когда я регистрировала ИП, не очень задумывалась о том, что будут какие-то дополнительные расходы, кроме налогов и фиксированных взносов. И вот однажды в Facebook задали вопрос о том, какие ещё расходы есть у ИП.
Я тогда задумалась. Но, судя по всему, примерные подсчёты тогда не стали для меня каким-то откровением. Потому что я твёрдо уверена, что платить надо, а раз надо — какой смысл считать и вообще об этом задумываться.
Важное уточнение! Я никогда не поддерживаю разговоры о несправедливости государства, которое повышает налоги и взносы. Меня больше интересует то, на что я могу повлиять. На сумму налога, например, я влияю, если каждый квартал выплачиваю фиксированные взносы.
Но теперь захотелось посчитать расходы и понять, сколько это для меня стоит.
Расходы ИП-фрилансера
- Фиксированные взносы.
- Налоги.
- Обслуживание расчётного счёта.
- Банковская карта, привязанная к расчётному счёту (если сильно хочется).
- Бухгалтерский сервис.
- Распечатка и отправка документов (если живёте не в регионе, в котором зарегистрированы, или надо каждый месяц отправлять документы контрагентам).
- Приложение для контроля финансов (необязательная, но желательная опция).
Некоторые расходы можно исключить из этого списка.
- Карта нужна, если вы не планируете переводить деньги на счёт физлица и сразу оплачивать покупки. Я перевожу, поэтому она мне оказалась не нужна. Редко использовалась.
- Бухгалтерский сервис можно заменить какой-нибудь бесплатной программой или делать всё руками: создать шаблоны договоров, актов, счетов. Декларации оформлять в программе налоговой. Но это не сильно удобно. Я пользуюсь «Эльбой» и не хочу от неё отказываться.
- Отправку бумажных документов можно полностью исключить, если сделать электронную подпись. Я с этого года начала её использовать и сэкономила на бумаге и почтовых расходах. Хотя эти расходы не были такими уж огромными, но лучше всё-таки избавляться от того, за что приходится платить. С контрагентами лучше тоже оформлять все отношения в электронном виде. По большому счёту, ни вам, ни им не нужны бумажные документы. Хватит и тех, которые есть в электронном виде.
- Приложение для учёта финансов нужно для того, чтобы понимать, сколько денег вы тратите в месяц, сколько вам нужно на обеспечение ваших основных потребностей. Да и спокойнее, когда видишь, сколько денег есть на счёте. Проще планировать выплату налогов и фиксированных взносов. Тут главное платёж не просрочить. Да и дисциплинируют такие приложения. Сейчас я использую «Дзен-мани» для Android, потому что экономит время: не надо тратить время на внесение всех расходов и можно планировать бюджет. Да и расходы небольшие, если сразу оплатить подписку навсегда.
Итого: из расходов я в этом году исключила карту, которая ежемесячно обходилась бы в 299 рублей и за год я бы отдала 3 588 рублей, и почтовые расходы (пусть это будет 500 рублей). Экономия 4 088 рублей.
Интересно, что в свои расчёты я не включаю комиссию банка. Все платежи, которые я провожу по расчётному счёту ИП, у меня получаются без комиссий.
Счёт ИП открыт в «Альфа-банке». Там же счёт физлица. Деньги я перевожу со счёта ИП на счёт физлица без комиссии. За налоги и взносы тоже комиссия не списывается.
Расчёты
Допустим, я как фрилансер зарабатываю ежемесячно 50 тысяч рублей. С одной стороны, такую сумму беру для удобства подсчётов, с другой — в среднем приблизительно столько получают копирайтеры и всякого рода писатели.
В результате у меня получилось, что 9,5% от дохода я трачу на то, чтобы работать в качестве ИП. В деньгах это 56 980 рублей. То есть один гонорар я отдаю за право работать законно.
В чём польза таких подсчётов
Для тех, кто собирается регистрировать ИП:
- вы получите представления обо всех расходах;
- посчитаете, сколько денег будет уходить из вашего кошелька в другие организации;
- если ведёте учёт личных финансов, то сможете понять, будет ли вам хватать денег от гонорара до гонорара и сможете ли вы оплатить налоги и взносы вовремя.
Для тех, кто уже фрилансер и ИП: посчитайте, сколько должны стоить ваши услуги, чтобы не остаться ни с чем или не просрочить платёж.
Я же поняла, что мои представления о финансах сильно меня подвели. Как предприниматель я должна думать, на чём сэкономить и постоянно отслеживать ситуацию. А я этого не делала.
В итоге я натуральным образом лоханулась. «Альфа-банк» повысил оплату по моему тарифу с августа до 1290 рублей, и об этом я узнала, когда мне пришла SMS о списании этой суммы вместо 790 рублей. Только тогда я пошла смотреть тарифы и обнаружила, что давно пора перейти на более дешёвый тариф за 490 рублей. В общей сложности я потеряла из-за своей безалаберности 4000 рублей, а может, и больше.
Вот такая арифметика получается. Что думаете по этому поводу? На чём ещё можно сэкономить?
А Вы правда четыре года как ИП?
А нужны доказательства? )
Нет, наверное Вы просто по неопытности переплачиваете за все.
Расходы ИП-фрилансера вызывает вопросы с учетом, что стаж не полгода, а четыре. Вот они:
1. Почему-то не упомянуты нефиксированные взносы (в эксель-скриншоте ниже есть, правда).
2. Обслуживание расчетного счета - за 4 года вроде можно было найти банки с нулевым обслуживанием. Тут приводили примеры. На моей памяти Альфа ежегодно поднимала планку тарифов, один из неудачных банков для зарабатывающих фрилансом, имхо.
3. Карта. Траты по этой карте - это траты по бизнесу. Т.е. она просто сразу не нужна, спустя первый год это понимание приходит. Не думаю, что банк или налоговая будут проходить мимо трат по этой карте в супермаркетах, с удовольствием выслушаю такой опыт, если у кого есть.
4. Бухгалтерский сервис, отправка документов, приложение для учета финансов - все это есть на Бизнес-тарифе в Эльбе, которым Вы пользуетесь. Почему дана ссылка на дзенмани но не дана на Эльбу, которая тоже есть в виде приложения для телефонов? Полагаю первые просто заказали и оплатили статью - я прав? ;)
Электронная подпись для документов, кстати, не решает обмен ими с контрагентами. Обеим сторонам необходимо быть подключенными к системе электронного документооборота.
Вы описываете идеального ИП-фрилансера, который досконально во всём разобрался и для него ИП=бизнес. Я не знаю ни одного такого. Чем проще всё, тем лучше. Интереснее сделать один раз, а потом только документы оформлять да отчётность отправлять.
Отслеживание тарифов и мысли, как сэкономить, у обычных ИП-фрилансеров, которые не сидят без клиентов и которым всё пофиг, кроме интересного проекта, начинается как раз через четыре года. Может, статья кому-нибудь поможет сразу об этом подумать.
По поводу карты не поняла вообще. Банку и налоговой вообще по барабану, что я с этой карты плачу в гипермаркетах. У меня УСН доходы 6 %.
Электронный документооборот с контрагентами ни разу не пригождался. Им хватало файла в пдф с подписью и печатью. Для той же Эльбы когда пишу статьи им достаточно файла, хотя сначала они хотели пересылать из Екатеринбурга бумажные документы.
В Эльбе только общая картина по финансам. Я же поняла, что нужно видеть всю картину целиком. Без отслеживания всех расходов, которые после перевода на счёт физика становятся личными, вообще сложно. Не видно, сколько денег есть и куда уходят. Мотивация снижается, потому что начинаешь думать, что работаешь-работаешь, а где деньги, блин?
Да, рекомендую Дзен-мани, потому что работаю сейчас с ними. Надеюсь, что это признание не сделало хуже статью ) Хотя в соцсетях у меня написано, кто я и чем сейчас занимаюсь )
Надежда, вы очень сильно рискуете. Не прямо сразу, а в некоей туманной перспективе.
1) По поводу карты не поняла вообще. Банку и налоговой вообще по барабану, что я с этой карты плачу в гипермаркетах. У меня УСН доходы 6 %.
Это ошибка. В настоящее время налоговая открыла охоту на обнальщиков и дробильщиков. Поэтому если вы будете использовать карту ИП совсем бесконтрольно, это может закончиться блокировкой счета и кучей неприятностей. Рекомендую все таки минимизировать расходы с корпоративной карты и использовать для этого личную.
2) Электронный документооборот с контрагентами ни разу не пригождался. Им хватало файла в пдф с подписью и печатью. Для той же Эльбы когда пишу статьи им достаточно файла, хотя сначала они хотели пересылать из Екатеринбурга бумажные документы.
Это тоже очень плохо. Во первых, сканы, это не документы. А во вторых, документы положено хранить несколько лет и это тоже стоит денег, труда и т.д.. Без этих подшивок первая же проверка налоговой (кто ее знает, когда она будет, но будет же) закончится огромными проблемами, по сравнению с которыми ваши три тысячи экономии будут просто смехом...
Алексей, карту я закрыла, а из документов у меня налоговая просит только Книгу учёта доходов и расходов. В этой книге у меня только доходы, потому что ИП на УСН доходы 6 %. Мои расходы не интересны налоговой. И проверки у меня только камеральные, а из документов на бумаге я обязана хранить только КУДиР, кажется, 4 года.
КУДиР эльба вам формирует, это да. Хотя ее нужно еще распечатать и прошить.
Однако первичные документы никто не отменял. Раз уж вы ничего кроме услуг не предлагаете и НДС не выделяете, должны быть договоры, счета и акты, закрывающие услуги. Это нужно и вам и вашим контрагентам.
А теперь представьте, что у вас и вшего контрагента встречная проверка, а у вас ничего, кроме книги? А если возникнет спор с контрагентом? Не хочу пугать, но у меня на глазах плохой контрагент из неплательщика превратился в нового собственника всего бизнеса того, кому он задолжал. Бесплатно...
ого...а что за бизнес потерял человек, если не секрет?
Хороший бизнес. На сотню ИП хватит и еще останется...
Тут дело не в персоналиях, а в том, что дела надо вести аккуратно смолоду.