Сколько стоит быть ИП, если ты фрилансер
Четыре года я индивидуальный предприниматель. Захотелось подвести некий итог, выраженный в показателях.
Когда я регистрировала ИП, не очень задумывалась о том, что будут какие-то дополнительные расходы, кроме налогов и фиксированных взносов. И вот однажды в Facebook задали вопрос о том, какие ещё расходы есть у ИП.
Я тогда задумалась. Но, судя по всему, примерные подсчёты тогда не стали для меня каким-то откровением. Потому что я твёрдо уверена, что платить надо, а раз надо — какой смысл считать и вообще об этом задумываться.
Важное уточнение! Я никогда не поддерживаю разговоры о несправедливости государства, которое повышает налоги и взносы. Меня больше интересует то, на что я могу повлиять. На сумму налога, например, я влияю, если каждый квартал выплачиваю фиксированные взносы.
Но теперь захотелось посчитать расходы и понять, сколько это для меня стоит.
Расходы ИП-фрилансера
- Фиксированные взносы.
- Налоги.
- Обслуживание расчётного счёта.
- Банковская карта, привязанная к расчётному счёту (если сильно хочется).
- Бухгалтерский сервис.
- Распечатка и отправка документов (если живёте не в регионе, в котором зарегистрированы, или надо каждый месяц отправлять документы контрагентам).
- Приложение для контроля финансов (необязательная, но желательная опция).
Некоторые расходы можно исключить из этого списка.
- Карта нужна, если вы не планируете переводить деньги на счёт физлица и сразу оплачивать покупки. Я перевожу, поэтому она мне оказалась не нужна. Редко использовалась.
- Бухгалтерский сервис можно заменить какой-нибудь бесплатной программой или делать всё руками: создать шаблоны договоров, актов, счетов. Декларации оформлять в программе налоговой. Но это не сильно удобно. Я пользуюсь «Эльбой» и не хочу от неё отказываться.
- Отправку бумажных документов можно полностью исключить, если сделать электронную подпись. Я с этого года начала её использовать и сэкономила на бумаге и почтовых расходах. Хотя эти расходы не были такими уж огромными, но лучше всё-таки избавляться от того, за что приходится платить. С контрагентами лучше тоже оформлять все отношения в электронном виде. По большому счёту, ни вам, ни им не нужны бумажные документы. Хватит и тех, которые есть в электронном виде.
- Приложение для учёта финансов нужно для того, чтобы понимать, сколько денег вы тратите в месяц, сколько вам нужно на обеспечение ваших основных потребностей. Да и спокойнее, когда видишь, сколько денег есть на счёте. Проще планировать выплату налогов и фиксированных взносов. Тут главное платёж не просрочить. Да и дисциплинируют такие приложения. Сейчас я использую «Дзен-мани» для Android, потому что экономит время: не надо тратить время на внесение всех расходов и можно планировать бюджет. Да и расходы небольшие, если сразу оплатить подписку навсегда.
Итого: из расходов я в этом году исключила карту, которая ежемесячно обходилась бы в 299 рублей и за год я бы отдала 3 588 рублей, и почтовые расходы (пусть это будет 500 рублей). Экономия 4 088 рублей.
Интересно, что в свои расчёты я не включаю комиссию банка. Все платежи, которые я провожу по расчётному счёту ИП, у меня получаются без комиссий.
Счёт ИП открыт в «Альфа-банке». Там же счёт физлица. Деньги я перевожу со счёта ИП на счёт физлица без комиссии. За налоги и взносы тоже комиссия не списывается.
Расчёты
Допустим, я как фрилансер зарабатываю ежемесячно 50 тысяч рублей. С одной стороны, такую сумму беру для удобства подсчётов, с другой — в среднем приблизительно столько получают копирайтеры и всякого рода писатели.
В результате у меня получилось, что 9,5% от дохода я трачу на то, чтобы работать в качестве ИП. В деньгах это 56 980 рублей. То есть один гонорар я отдаю за право работать законно.
В чём польза таких подсчётов
Для тех, кто собирается регистрировать ИП:
- вы получите представления обо всех расходах;
- посчитаете, сколько денег будет уходить из вашего кошелька в другие организации;
- если ведёте учёт личных финансов, то сможете понять, будет ли вам хватать денег от гонорара до гонорара и сможете ли вы оплатить налоги и взносы вовремя.
Для тех, кто уже фрилансер и ИП: посчитайте, сколько должны стоить ваши услуги, чтобы не остаться ни с чем или не просрочить платёж.
Я же поняла, что мои представления о финансах сильно меня подвели. Как предприниматель я должна думать, на чём сэкономить и постоянно отслеживать ситуацию. А я этого не делала.
В итоге я натуральным образом лоханулась. «Альфа-банк» повысил оплату по моему тарифу с августа до 1290 рублей, и об этом я узнала, когда мне пришла SMS о списании этой суммы вместо 790 рублей. Только тогда я пошла смотреть тарифы и обнаружила, что давно пора перейти на более дешёвый тариф за 490 рублей. В общей сложности я потеряла из-за своей безалаберности 4000 рублей, а может, и больше.
Вот такая арифметика получается. Что думаете по этому поводу? На чём ещё можно сэкономить?
Расчет неправильный потому что уплаченные за себя взносы вычитаются из налога. Разве вам Эльба об этом не говорит?
И потом, я ИП и расчетный счет у меня в Тинькофф. Я плачу за него 500 руб в месяц (а можно и дешевле если заплатить сразу 4 тр за год) и в эту плату включен выпуск цифровой подписи и интернет-бухгалтерия.
Если за первые три мес. мы заработали 150 тр, налог 6% = 9 тр.
Взнос за ИП за квартал 8096. Значит остается уплатить налог только 9000 - 8096 = 904 руб! Этот вычет можно делать при условии что взносы уплачены вовремя- внутри квартала.
Платить 1% за сумму дохода, превышающего 300тр в год можно или в IV квартале (например, когда вы получили доход 10 декабря и знаете что больше в этом году поступлений у вас не будет), либо в I квартале следующего года.
Таким образом расчет следующий:
50 000 * 12 = 600 000 руб доход за год.
6% = 36 000 - налоговая база
1% за доход выше 300 тр: 600 тр - 300 тр = 300 тр * 1% = 3 тр
В бюджет (в пенсинный и ОМС) уплачивается (если 1% платить в декабре):
32 385 + 3 000 = 35 385 руб
За налог 6% остается доплатить:
36 000 - 35 385 = 615 руб (всего то!)
Таким образом, суммарные расходы на ИП, при условии что мы оплатим год обслуживания в Тинькове сразу (4 тр в год):
35 385 + 615 + 4 000 = 40 000
И это составит 40 000 / 600 000 * 100% =6.66%
Извиняюсь, расчет правильный- разул глаза и увидел цифру 615 руб в графе "налог". Непонятно в таблице в каком месте он уменьшается- надо бы поквартально его показать.
А большие суммы за накладные расходы и я платил, пока не догадался передти в Тинькофф. У меня был банк Открытие за 1500 в мес (начинали с 770 руб, но постепенно тариф увеличивался) и бухгалтерия "Мое дело" тоже где-то за 9 тр в год.