{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как я потерял 1 миллиард долларов. Цена одного решения

Компанию, которую я основал в 2008-м, наконец купил стратегический инвестор. За несколько миллиардов рублей МТС стал владельцем Webinar, лидера российского рынка видеокоммуникаций. И это отличная сделка. Мы построили достойный сервис, в цене которого оправдан каждый рубль. В экосистеме МТС Webinar станет масштабнее благодаря синергии с другими продуктами компании. Мечта стартапера сбылась?

Александр Альперн и Дмитрий Грин в передаче "Точка Зрения" 4 октября 2012 года

Нет. Только не для меня.

Когда мы начинали в 2008-м, мало кто из инвесторов и партнеров видел ценность в сервисе для видеоконференций. «Люди будут учиться за партами, а переговоры будут проходить в офисах. Никто на онлайн-общение не перейдет» — говорили мне постоянно.

Но я четко видел тренд. За семь лет, с 2001-го по 2008-й, число удаленных работников в США выросло вдвое и тренд уверенно шел вверх. Рабочий Skype стали отделять от личного, на Гоа и Бали каждую зиму становилось все больше людей с ноутбуками. И из каждого ноутбука постоянно звучал один и тот же звук входящего звонка в Skype.

Потребность была очевидна, а выбора хороших сервисов не было. Чтобы занять место на будущем рынке в $22.5 Bln, нужно было предложить части пользователей решение, подходящее для их задач лучше, чем Skype или Webex. Я пробивал эту позицию, убеждал и доказывал. В итоге оказался прав.

Примерно также думали и основатели Zoom. И слышали те же самые возражения, я уверен. Только Zoom начинал на американском рынке и поэтому смог стать мировым лидером. Наша команда стала строить бизнес в России и в итоге компанию купили по не самой высокой цене во время общего падения рынка.

Почему мы не начали сразу с американского рынка, когда была возможность? В 2009-м я поехал в Долину, оценил наши перспективы и решил сначала развиваться в России. Думал за пару лет сделать привлекательный бизнес и потом масштабировать на крупнейшие рынки.

Это была большая ошибка.

Пока мы развивались в России, оптимальный момент для старта нашего продукта на крупнейших рынках ушел. В нишу пришли другие компании и стоимость успешного входа на рынок кратно выросла. Кстати, эти компании сейчас стоят миллиарды.

GoToMeeting предлагает отличное решение для SMB. Компанию купил стратег за $1.8B в 2016-м. RingCentral, поставщик видеоконференций с VoIP, вышел на IPO и сегодня стоит $4,6В. Этот список можно продолжить еще на десяток пунктов.

Мы с кофаундерами потратили огромное количество сил и на создание нашей компании. В обмен получили несколько миллиардов рублей. А могли бы получить несколько миллиардов долларов, если бы начали на большом рынке. Потратили бы самый главный ресурс намного эффективнее.

«Попробуй хоть что то сделать...» - прокомментировал мой предыдущий пост Олег Тиньков. Там как раз было про то, что строить инновационный банк стоило на глобальном рынке, а не только в России.

Но задача не только сделать правильный бизнес. Важно сделать его на правильном рынке.

0
261 комментарий
Написать комментарий...
SS

Не очень понятно - а чего ее продавать-то решили сейчас? Получается экономика не сходилась? То есть жили на инвестиции и не смогли новых привлечь? А внутри уже гос деньги видимо были какие-то, судя по покупателю?

Так в общем-то нормальная цена за технологию и пользователей из России. Даже отличная. А кто там сколько не заработал - это какие-то фантазии.

Ответить
Развернуть ветку
Ревербератор
а чего ее продавать-то решили сейчас?

Потому, что МТС ему сказал, что в условиях конкуренции с ними Димина звонилка не протянет и года. И это - правда.

В таких случаях "шантажа" ищут других более "сильных" инвесторов. Но, во-первых, время не самое лучшее, а во-вторых и в-главных: продукт - говно.

Это был откровенный экономический рэкет. Поэтому Дима и плачет. На западе куда он так рвётся - это обычное дело. Поэтому и надо делать качественно. А Дима этого не понимает и считает, что "место" виновато.

Ответить
Развернуть ветку
Timur Karimbaev

в конкуренции с МТС?? ) пока не видел ни одного продукта от них, кроме оператора, который бы выигрывал конкуренцию в любом сегменте. Ни МТС Банк, ни МТС Music, ни Kion, ни любой другой из открытой экосистемы МТС. Может и есть что интересное в продуктах, которые ближе к корпорату, но поверить в то что так вот можно выиграть конкуренцию у специализированного сервиса оператору, да еще этим шантажировать - сложно. Там полно других конкурентов на рынке ведь

Ответить
Развернуть ветку
Boris Baranov

Так и звонилка не димина

Ответить
Развернуть ветку
258 комментариев
Раскрывать всегда