Как я потерял 1 миллиард долларов. Цена одного решения

Компанию, которую я основал в 2008-м, наконец купил стратегический инвестор. За несколько миллиардов рублей МТС стал владельцем Webinar, лидера российского рынка видеокоммуникаций. И это отличная сделка. Мы построили достойный сервис, в цене которого оправдан каждый рубль. В экосистеме МТС Webinar станет масштабнее благодаря синергии с другими продуктами компании. Мечта стартапера сбылась?

Александр Альперн и Дмитрий Грин в передаче "Точка Зрения" 4 октября 2012 года

Нет. Только не для меня.

Когда мы начинали в 2008-м, мало кто из инвесторов и партнеров видел ценность в сервисе для видеоконференций. «Люди будут учиться за партами, а переговоры будут проходить в офисах. Никто на онлайн-общение не перейдет» — говорили мне постоянно.

Но я четко видел тренд. За семь лет, с 2001-го по 2008-й, число удаленных работников в США выросло вдвое и тренд уверенно шел вверх. Рабочий Skype стали отделять от личного, на Гоа и Бали каждую зиму становилось все больше людей с ноутбуками. И из каждого ноутбука постоянно звучал один и тот же звук входящего звонка в Skype.

Потребность была очевидна, а выбора хороших сервисов не было. Чтобы занять место на будущем рынке в $22.5 Bln, нужно было предложить части пользователей решение, подходящее для их задач лучше, чем Skype или Webex. Я пробивал эту позицию, убеждал и доказывал. В итоге оказался прав.

Примерно также думали и основатели Zoom. И слышали те же самые возражения, я уверен. Только Zoom начинал на американском рынке и поэтому смог стать мировым лидером. Наша команда стала строить бизнес в России и в итоге компанию купили по не самой высокой цене во время общего падения рынка.

Почему мы не начали сразу с американского рынка, когда была возможность? В 2009-м я поехал в Долину, оценил наши перспективы и решил сначала развиваться в России. Думал за пару лет сделать привлекательный бизнес и потом масштабировать на крупнейшие рынки.

Это была большая ошибка.

Пока мы развивались в России, оптимальный момент для старта нашего продукта на крупнейших рынках ушел. В нишу пришли другие компании и стоимость успешного входа на рынок кратно выросла. Кстати, эти компании сейчас стоят миллиарды.

GoToMeeting предлагает отличное решение для SMB. Компанию купил стратег за $1.8B в 2016-м. RingCentral, поставщик видеоконференций с VoIP, вышел на IPO и сегодня стоит $4,6В. Этот список можно продолжить еще на десяток пунктов.

Мы с кофаундерами потратили огромное количество сил и на создание нашей компании. В обмен получили несколько миллиардов рублей. А могли бы получить несколько миллиардов долларов, если бы начали на большом рынке. Потратили бы самый главный ресурс намного эффективнее.

«Попробуй хоть что то сделать...» - прокомментировал мой предыдущий пост Олег Тиньков. Там как раз было про то, что строить инновационный банк стоило на глобальном рынке, а не только в России.

Но задача не только сделать правильный бизнес. Важно сделать его на правильном рынке.

0
261 комментарий
Написать комментарий...
Максим Кольцов
Zoom начинал на американском рынке и поэтому смог стать мировым лидером

я правильно понял что кроме зума никто такое делать не пытался на американском рынке и поэтому у вас бы обязательно получилось?

ну смешно же

Ответить
Развернуть ветку
Мэттью Грин
Автор

В стартапах, "обязательно получилось" не работает

Ответить
Развернуть ветку
258 комментариев
Раскрывать всегда