{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Как приручить китайское железо и подружить его со столичным метро: кейс приложения EnerGO

Когда у Purrweb заказали приложение для аренды аккумуляторов, мы ещё не знали, что нас ждёт. А ждали нас интернет вещей, китайский язык, антитеррористические правила в метро и пандемия. Мы расскажем об этом и о том, как одно приложение превращается в три в процессе разработки. Садитесь поудобнее и не забудьте поставить телефоны на зарядку.

Разработка мобильного приложения с железом из Китая похожа на первую поездку на велосипеде: колеса умеют ездить только по китайским дорогам, ты знаешь, как крутить педали, но не понимаешь, как связать с ними ноги. Такой «поездкой» для нас стала разработка IoT приложения EnerGO для аренды аккумуляторов, где железо — станции из Китая. В какой-то момент нам нужно было ехать одновременно на трех велосипедах.

Восточное вдохновение

EnerGO — стартап, с помощью которого пассажиры столичного метро и посетители кафе могут арендовать аккумуляторы для смартфонов на одной станции и оставлять на другой.

На разработку IoT проекта заказчика вдохновили поездки в Китай. Там он познакомился с ребятами, которые делают большие (с медиаэкранами) и маленькие (без экранов, только ячейки) станции для аренды аккумуляторов. К моменту старта у проекта в Москве уже были конкуренты, но заказчику хотелось сделать свой стартап на базе китайских технологий. Главное отличие от конкурентов — размещение станций в метро. На уровне приложения «киллер фичи» не закладывали: объём работ над MVP и так был большим.

Одно приложение превращается в три

Заказчик обратился к нам в сентябре 2019 года и предложил нам разработать мобильное приложение для своего стартапа. Релевантный опыт у нас уже был — дизайн аналогичного стартапа ChargedUp в Лондоне.

На старте мы договаривались сделать одно приложение — для арендаторов. Еще два приложения появились в процессе и, конечно, были срочными:

  • Приложение для рекламы. Зарабатывать на проекте заказчик планировал в том числе через продажу медиарекламы на станциях: плейлистов с видео и баннеров. Для их размещения нужно приложение.
  • Приложение для техобслуживания. Техникам нужно приложение для мониторинга работоспособности станций и работы с ними.

Лучшее из неизданного

Начали с дизайна и решили опираться на похожие проекты, над которыми успели поработать: EvTrip и ChargedUp. Смотрели на конкурентов и паттерны от Apple — тогда как раз начали набирать популярность бэкдропы. Чтобы реализовать их на React Native, пришлось нехило попотеть, но об этом чуть позже.

За основные цвета взяли жёлтый и чёрный. Жёлтый как символ энергии, чёрный как хорошо контрастирующий с ним цвет.

Работу дизайнера распланировали на недельные спринты и справились с задачей за два спринта. Работали быстро и четко, во многом благодаря опыту с ChargedUp. С ним мы разобрались в матчасти ниши, узнали все, что нужно. От ChargedUp мы взяли лучшее: оптимальные UX-решения и нереализованные UI идеи.

Разработка для интернета вещей: что за зверь такой?

Дизайн согласовали быстро и перешли к разработке. Работали командой из шести человек: менеджер, дизайнер, три разработчика и тестировщик. Использовали наш классический стек — React Native + Nest.js.

Основное приложение состоит из двух блоков: само мобильное приложение для пользователей и модуль работы со станцией. EnerGO для нас стал первым проектом с разработкой для интернета вещей (IoT), а именно для китайских станций зарядки и хранения аккумуляторов. Документация к станциям написана на китайском, который мы перевели через Google-переводчик. Такой перевод оставляет желать лучшего, поэтому мы пошли обходным путём: связались с производителем из Китая и предыдущим подрядчиком, который до нас работал над первой версией десктопного приложения. Хоть старый код и был написан на Java (мы работаем с Node.js), мы смогли в реверс-инжиниринг.

Мы поняли, что:

1. Станция ≠ сервер → Она посылает запросы, а не обрабатывает их.

2. Станция подключается к фиксированному IP → Поменять его мы не можем.

3. Станция настроена на работу с операторами сотовой связи → Спойлер: не всеми 🙃

Проверьте соединение

Станция — не просто «коробка» с аккумуляторами. Это «умное» устройство, у которого есть подключение к интернету. Эту задачу станция должна выполнять с помощью симкарты, но китайские станции российские симкарты читать отказывались. Долгое время мы этого не понимали, думали что проблема в нас, ведь в логах шли запросы. Примерно через месяц мы поняли, что с нами все ок, а вот станциям требовались специальные настройки в прошивке. Их должны были сделать в Китае перед отправкой. И сделали, но единственным оператором, которому это не помогло, был Билайн. Знаете, какую симку мы все это время использовали?

Тимлид на проекте EnerGO с улыбкой вспоминает момент «прозрения».

Когда поняли, как работает станция, попытались подключиться к ней через нашу симку. А она не подошла. Долго не могли понять, почему станция не логинится на наш сервер — мы видели, что она посылает запрос, но сам запрос с данными на сервер не приходил. Заменили сим-карту Билайн на другого оператора, и пошло-поехало. Оказалось, что оператор Билайн станцией не поддерживался.

Тимлид на EnerGO
Станция — не просто коробка с аккумуляторами

Миссия выполнима: поменять IP

Локально подключить станцию нельзя. Приходилось держать включенным сервер с актуальной версией кода, чтобы станция получала и отправляла запросы.

Самим сменить IP тоже нельзя. По крайней мере, так говорили производители станции. Обратились к ним за помощью — скачали TeamViewer, дали доступ к коду и смотрели, что они делают, чтобы научиться менять настройки станций без их помощи.

Без китайцев поменять IP было бы трудно — всё прописывалось иероглифами. Мы, конечно, записали их действия и сели разбираться. Потом поняли, что данные вводились в шестнадцатеричной системе и определенном порядке. Воспроизвести их и перевести ASCII в HEX было несложно. Так мы научились менять настройки станции.

Тимлид на EnerGO

React Native и бэкдропы

Заказчик очень просил добавить бэкдропы как в нативном приложении iOS — Maps. Мы думали, что это дело на пару часов, но всё оказалось немного сложнее. Сейчас объясним.

Проблема бэкдропов на React Native в том, что анимация делается на JS и когда анимируешь все свойства, частота кадров падает до 30 fps.

Мы включили смекалку и нашли выход: использовать PanResponder API и сделать верстку с абсолютным расположением объектов. Благодаря правильному позиционированию, нам удалось «спрятать» шторку — она уже лежит на главном экране приложения. Когда пользователь потянет экран вверх на определенное количество пикселей, произойдёт магия.

Хотели сделать так, чтобы и овцы были целы, и волки были сыты — красиво и без потерь в скорости. Мы нашли решение, но пришлось ввести много переменных на каждое положение шторки. Размеры экранов сильно варьируются, поэтому было важно найти универсальную вёрстку всего интерфейса, которая бы отображалась без косяков в 100 случаях из 100.

Тимлид на EnerGO

Надо вчера

Когда первое приложение было готово, в чат вошли те самые дополнительные приложения. Сложностей с приложением для рекламы не было, но были очень сжатые сроки. Разработка такого мобильного приложения — условие от метрополитена на установку станций.

Само приложение реализовали просто: оно пингует наш бек и забирает плейлист с рекламой. Если есть новый плейлист, приложение его скачивает, если плейлист уже загружен, просто воспроизводит.

Станции EnerGO замечены в метро

Третье приложение, для техников, потребовалось нам после релиза основного приложения. Мы поняли это после запуска нескольких станций в кафе: техникам для работы со станциями приходилось брать аккумуляторы в аренду через основное приложение за деньги.

Здесь тоже главной проблемой были сроки, а в реализации всё очень легко. На бэке был готовый код, нужен был только клиент. По возможностям приложение похоже на пользовательское (которое скачивают арендаторы аккумуляторов). О дизайне здесь почти не беспокоились, техническая реализация была в приоритете.

К чёрту дедлайны

Наверное, сложно найти проект из 2020 года, который не пострадал из-за ковида. Станции из Китая мы ожидали получить в середине ноября 2019 года. Но в это время Китай закрылся. Отправка сдвигалась на середину декабря, потом января. Пока ждали павербанки и станции, вышли за пределы MVP: сделали анимации в приложении, поработали над лендингом, докрутили панель администратора.

Мы помогали станциям пройти таможню, как могли — отвечали на технические вопросы в декларации. К концу января станции добрались в Москву. Одну маленькую станцию доставили к нам в офис в Омск, чтобы тестировать приложение в реальных условиях. Большая станция тяжелая и занимает много места, поэтому ее в Омск не повезли, но тестировать приложение на ней тоже нужно. Флоу маленькой станции отличался от большой, поэтому, чтобы быть уверенным в запуске на 100%, наш тимлид сам поехал в Москву на тестирование большой станции. Разработка приложения для интернета вещей — это непросто😅

У людей своя логика

Первые станции начали размещать в кафе Москвы. И сразе же столкнулись с классической проблемой — люди делали всё не так, как мы планировали.

Большинство просто не были знакомы с форматом аренды аккумуляторов, поэтому не понимали, как всё работает, нервничали и жаловались. Некоторые пользователи думали, что смартфоны нужно оставлять в слотах на зарядку. Эту проблему решили инструкции на станциях.

Теперь понятно, как этой штуковиной пользоваться

Более серьезная проблема была в размещении станций в метро. На станциях не должно быть открытых ёмкостей (например, коробок, ящиков, мусорных корзин) — это антитеррористическая мера. Поэтому для станций в метро мы закупили специальные станции с закрывающейся заслонкой. Ее можно открыть только через приложение. В маленьких станциях заслонка открывается нажатием на неё.

Нам пришлось писать отдельные флоу возврата и прописывать новые запросы на сервере. Так в базе хранится история всех открытий и закрытий, а неадекватные люди не смогут засунуть мусор в ячейку для аккумулятора или оставить в ней, например, бомбу.

Для флоу возврата мы предложили интересное дизайнерское решение. Теперь приложение спрашивает пользователя, какая перед ним станция. Маленькая — вставляй аккумулятор. Большая — сканируй QR-код станции и жди, пока она откроет заслонку. Если с запросом все успешно, слева от заслонки замигает лампочка.

Больше станций

Хотя основной трафик приходит через метро, про кафе и другие наземные точки не забываем. Чтобы станции было легко вписать в интерьер, EnerGO предлагает мини-версии зарядных станций на 4 слота. Вот как они выглядят.

«Тостер» — новая станция на 4 слота

Фильтрация «только в метро»

В середине марта 2021 зарелизили версию приложения с кнопкой паровозика — это фильтрация станций, которые расположены в метро.

Жмешь на паровозик, видишь только зарядные станции в метро

Передаем приложение заказчику

После первых успехов на рынке заказчик решил создать собственную команду разработчиков для поддержки и масштабирования приложения. Начать решили с найма технического директора. Наш тимлид вместе с заказчиком ходил на собеседования, чтобы оценить технические знания будущего директора.

Проект передавали новой команде в течение полугода: сначала тех директор продуктовой команды EnerGO участвовал во всех созвонах нашей команды, общался с разработчиками, затем мы передали разработку бэкенда специалистам заказчика, потом — фронтенда. Полностью проект перешел к команде заказчика осенью 2021 года.

Что в итоге

EnerGO достигли своих целей: стартап вышел на самоокупаемость осенью 2021 года, сейчас в Москве работает более 1000 станций аренды, а приложение нравится пользователям.

Оценили не только пользователи, но и профессиональные дизайнеры. В марте 2022 приложение заняло 2-е место в категории «Транспорт и Путешествия» в рейтинге «Золотое приложение». Посмотреть на дизайн поближе можно в нашем кейсе.

Нашей команде приятно смотреть, как продукт, основу которого заложили мы, растет и двигается вперед. Так держать, EnerGO!

У нас ещё много интересных кейсов!
Недавно рассказывали про разработку приложения для рестораторов.
А ещё про создание криптокошелька.
И про эко-приложение для контроля выбросов в атмосферу.

Ставьте лайки и подписывайтесь! Так и нам будет приятно, и вы не пропустите новые материалы.
Пишите комментарии, мы на них обязательно ответим.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Абвгде Ёж

Ну разумеется. именно билайн не работал. Ничего нового)

Ответить
Развернуть ветку
Даяна Эльдяева

Тимлиду удалось уехать из Омска, хоть и временно. Странно, что инструкции не было изначально, но круто, что быстро исправились

Ответить
Развернуть ветку
Purrweb
Автор

Спасибо 😊

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav R.

Классная штука и гифка тоже очень крутая

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Я.

Удобная штука. На курской стоит такой с экраном. Часто пользуюсь

Ответить
Развернуть ветку
Багира
"Неадекватные люди не смогут засунуть мусор в ячейку для аккумулятора"

Правильно, у нас надо обязательно делать поправку на скотство.

Ответить
Развернуть ветку
Мулентий

𝚠𝚒𝚕𝚕𝚒𝚊𝚖 𝚊𝚏𝚝𝚘𝚗

Ответить
Развернуть ветку
Павел Романов

2019? Офигеть. Я думал, его вчера релизнули.Ваше приложение на флагмане с 13 Андроидом сыпет бесконечными ошибками остановки (но работает). Ладно, с 6-го раза в кафе забрал банку.Но вот тому, кто додумался в метро запихать станции, подключающиеся по воздуху - отдельный респект. Вернуть девайс не получилось ни в приложеньке (оно даже не способно выдать ошибку. Таймаут, слышали такое, не?), ни с оператором. Терминал задумался о вечном. Светясь зеленым, разумеется. Отличный экспириенс.

Ответить
Развернуть ветку
nimda

Ну да, ну да. Скачал приложение, стал регаться, там только Юкасса почему то, а потом мелким шрифтом: «нажимая ок вы разрешаете сохранение карты и (!!!) автосписания». Закрыл, удалил

Ответить
Развернуть ветку
Борис

Как зарядить дома пауэрбанк?

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда