Подводные камни автоматизации оптовых сделок

В этой статье хочу поделиться опытом автоматизации оптовых продаж, как мы это делаем в BrainForce. Изначально кажется, что всё просто: берем 1С или МойСклад и начинаем отгружать оптом (вместо кол-ва 1 ставим кол-во 100 и получаем в 100 раз больше прибыли с единицы товара, круто?).

А вот как доходит до дела, то возникает огромное число подводных камней, в котором сам факт отгрузки – это наименьшая из проблем. Начинаются и написания ТЗ на сотни страниц, и бесконечные переговоры, но всё равно не удается до конца всё учесть.

Типовые сложности в оптовых продажах

Потери времени

По нашей практике – это главный стопор в оптовой торговле. Анализируя отгрузки клиентов, которых мы автоматизировали, мы увидели вполне логичную закономерность: в обед, после 18-00 и в выходные никаких реакций на звонки и обращения клиентов не было. А теперь переведем это в цифры: если вы работаете с 8 до 17, пять дней в неделю, то вы теряете примерно 520 часов в месяц, в которые вполне можно было бы оформлять заявки! Конечно, цифра немного «подкручена», и опытный аналитик найдет подвох. По факту, её можно смело делить на 3. Получится 173 часа, а это уже соизмеримо с продуктивной работой целого менеджера! Если ещё больше углубиться в вопрос, то окажется, что это будет не 173 часа, а почти 200 (если мы учтем паузы на кофе, ожидание клиентов в очередях на отгрузку, обеды, перекуры и т.д.).

Потери в очередях

Одно время у меня был розничный интернет-магазин и я периодически закупал продукцию у крупного оптовика. Так вот, несмотря на то, что склад находился в квартале от моего офиса, процесс отгрузки занимал от 3-4 часов до нескольких дней. Нужно было созвониться, продиктовать артикулы, узнать, есть ли они в наличии в нужном количестве, поставить в резерв. Затем отправляли счет на оплату, который нужно было оплатить и с платежкой приехать на отгрузку, где ещё подождать пока заказ сформируют на складе и подготовят к выдаче, а затем сверить отгрузку и отстоять очередь с накладной, чтобы поставить печать.

При этом в компании работало 15 менеджеров и всё строилось по такой схеме. Сказать, что в отделе продаж творился ад – ничего не сказать. Особый ад был в преддверии праздников.

А это всё рабочее время, и время ожидания клиентов. Чем дольше клиент ждет, тем меньше он потом хочет закупаться у этого поставщика. Но реалии сегодняшнего рынка таковы, что зачастую у клиента просто нет выбора.

Человеческий фактор

Везде, где есть люди – есть ошибки. Когда идет большой клиентский поток, менеджеру очень легко ошибиться: там вместо 3 в количестве поставил 2, где-то выбрал не того контрагента (не на то юрлицо отгрузил), выбрал похожий товар по артикулу, но не учел цвет, ошибся на один символ в артикуле, не учел скидку, забыл поставить товар в резерв и его купил другой клиент и т.д. Каждая ошибка чревата потерей времени на исправление, плодит кучу бесполезных действий: отменить накладную, пересчитать резерв, пересчитать стоимость (это как минимум). А целый набор ошибок приводит к необходимости инвентаризации склада в миллионы товарных наименований. А это тоже деньги!

Зачем автоматизировать

Ответ банальный: чтобы максимально устранить недостатки оптовой торговли и улучшить качество сервиса. У 99% наших оптовых клиентов есть внедренные 1С, где ведется складской учет, но этого оказывается недостаточно. Поэтому в последние годы особую популярность набирают так называемые «личные кабинеты оптового клиента» (про особенностях я расскажу дальше). Но к такому внедрению готов не каждый оптовый продавец. Существуют простые критерии, чтобы понять, готовы ли вы к этому.

Готовы ли вы к автоматизации (7 главных вопросов)

Вот главные вопросы, ответив на которые, вы сами поймете уровень своей готовности к автоматизации оптовых продаж:

  • Вы работаете с 8 до 17, пять дней в неделю?
  • У вас в день более 5 обращений на менеджера с числом товарных SKU более 10 в одной накладной?
  • У вас внедрена 1С со складским учетом?
  • Ваши клиенты заказывают товар по телефону, либо через XLS прайс?
  • Ошибки ваших менеджеров при оформлении заказа превышают 2%?
  • Клиент ждет более 15 минут на любом из этапов сделки?
  • Клиенту нужно несколько раз придти в офис для оформления отгрузки?

Если хотя бы на половину вопросов вы ответили положительно, то можете сильно увеличить продажи и улучшить обслуживание клиентов!

Как будем автоматизировать?

Я уже вкратце рассказал про «личный кабинет оптового клиента». Сейчас рассмотрим подробнее данное решение.

Какая главная задача оптового кабинета?

Главное – минимизировать ошибки и человеческий фактор в продажах. Тем более, что сам процесс отгрузок достаточно легко алгоритмизируется и внедряется.

Основная идея оптового кабинета – передать оформление заказа с менеджера на клиента, оставив за менеджером только самые простые функции, в которых сложно ошибиться (в идеале – изменить статус и лично сообщить клиенту, когда приезжать за своим заказом). Для решения этой задачи необходимо провести большую предварительную подготовку.

Какие требования выставляются к оптовому кабинету?

Это очень сложный вопрос, от ответа на который зависит функциональность решения. Чтобы вы могли корректно выставить требования к разработчику необходимо сделать следующее:

  • Нарисовать общую схему бизнес процесса оптовой отгрузки от обращения клиента до его выезда со склада в максимальной детализации (клиент позвонил – приехал подписать документы – заказ собирается на складе – готовность к отгрузке – клиент приехал за своим заказом).
  • Расписать полученный элемент схемы бизнес-процесса в максимальных деталях: какие данные идут на вход и что должно быть на выходе этапа. Какие возникают сложности на данном этапе (как со стороны клиента, так и со стороны менеджера). Например, клиент не может назвать артикул, менеджер ошибается во вводе сложных SKU и т.д.
  • Определить среднюю нагрузку на менеджера и количество товаров в отгрузке
  • Проставить приоритеты в самых узких местах
  • На основании этих данных сформировать документ (предварительное ТЗ) для разработчика и быть готовым к ответам на много-много уточняющих вопросов

Например, типовой бизнес процесс отгрузки может выглядеть следующим образом:

  • Звонок клиента
  • Уточнение перечня SKU в заказе
  • Определение наличия на нужном клиенте складе
  • Определение текущей цены для клиента
  • Формирование предварительного счета
  • Постановка товара в резерв
  • Выставление по факту резерва счета на оплату
  • Ожидание оплаты клиента
  • Сборка заказа
  • Оповещение клиента о готовности
  • Формирование товарной накладной (ТН, ТТН)
  • Подписание документов после проверки клиентом комплектации заказа
  • Отгрузка с нужного клиенту склада

К примеру, у нас для каждого подобного пункта есть минимум 5-7 уточняющих вопросов, которые помогают алгоритмизировать бизнес процесс оформления заказа и сделать его простым как для клиента, так и для менеджера.

Какие сложности с внедрением?

Сложности типовые, как и при внедрении любого ИТ решения: саботаж сотрудников, первоначальное неудобство для клиента. Эти сложности ничтожны по сравнению с преимуществами, которые вы получаете при автоматизации своего опта.

Но даже этих сложностей можно избежать, максимально детализировав бизнес-процесс и описав трудности каждого шага. Например, уточнение «клиенту нужно увидеть фото товара, чтобы сделать заказ» сильно упростит работу с кабинетом, при этом в разработке это требование очень легко учитывается. Или уточнение вида «к каждому товару у клиента есть особые пожелания» тоже относительно легко реализуется, а пользы для клиента приносит много.

Какой ожидаемый эффект от внедрения?

По нашему опыту, время оформления заказа сокращается до нескольких минут, с менеджера снимается куча работы. В некоторых компаниях (особенно это заметно в сантехнике, стройке и в детских игрушках) увеличилось число отгрузок, потому что клиенты стали сами формировать свои заказы, а менеджеры только ставили в резерв.

Клиент сразу в кабинете получает счет на оплату, а когда он приезжает, его заказ уже собран, а все документы – подготовлены. Так мы решаем и вопрос ожидания, и вопрос человеческого фактора.

В следующих статьях расскажу про технические особенности оптовых кабинетов, про то, как мы язык бизнес-процессов переносим на язык программного кода.

Есть вопросы или уточнения? Давайте обсудим в комментариях!

По нашему опыту самое сложное в автоматизации опта - это не техническая реализация, а правильная постановка задачи. Для этого иногда проводится по 5-7 встреч, на которых обсуждается работа компании до мелочей.

Козлов Эдуард
, Директор WSP-Design
0
4 комментария
Павел Дронов

Больше половины оптовиков из районных поселков и крупных деревень - даже e-mail не имеют или имеют, но мониторят раз в месяц. Если им еще сказать, что в какой-то кабинет входить...

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Kozlov
Автор

Безусловно. Мы через это проходили в проекте со стройматериалами. После тестирования клиент вообще отказался от мелких поставок, которые только выносят мозг менеджерам и усложняют логистику.
Или оптовик формирует рынок и приучает своих клиентов работать цивилизованно или умирает в рутине мелких отгрузок. Все просто.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Дронов

Когда помимо тебя есть еще конкуренты, приучить невозможно. Они просто уйдут туда, где им удобней.

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Kozlov
Автор

Это только мнение. А возможная ситуация легко устраняется какой-нибудь программой лояльности при заказе онлайн (это самое банальное, что пришло в голову, если подумать немного глубже, то можно выделить и другие варианты решения).

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда