{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как я открыла свою онлайн-школу рисования. Часть 2: от группы Vk к образовательной платформе

Сегодня расскажу о том, как и на какой базе я развивала работу онлайн-части своей Школы рисунка и черчения. Уверена, что мой путь поможет вам избежать дорогостоящих ошибок в запуске вашей собственной школы. Или открыть для себя новые возможности. Или высвободить ресурс, если вы уже запустили свой проект и думаете, как его развивать дальше.

Первый онлайн-курс в Vk

Первые видеозаписи теории я начала делать еще в 2013-м году. А вот полноценный онлайн-курс “сложила” в закрытой группе Vk в 2015-м.

Такой формат отлично подходит на начальном этапе развития проекта: когда мало учеников и сначала надо прощупать спрос и решить о дальнейшем развитии идеи.

Среди плюсов:

  • не требует финансовых вложений;
  • обладает базовым функционалом, которого достаточно на начальных порах: есть хранилище материалов с неограниченной ёмкостью серверов, видеозвонки и обмен голосовыми сообщениями, возможность создавать закрытые группы, делать рассылки, принимать деньги (несколько лет назад тарифы для цифрового контента были довольно высокими, а сейчас снижены);
  • аудитория видит автора проекта, его историю, успехи учеников.

Однако есть и подводные камни:

  • нет защиты интеллектуальной собственности. Отследить, кто шерит материалы из закрытой группы к себе на стену или транслирует вовне — можно только по чистой случайности;
  • нет системы отслеживания прогресса, из-за чего ученикам зачастую казалось, что они выполнили весь объем работ при реально сданной половине домашек;
  • нет автоматизации процессов (поставить оферты, анкеты сбора данных, осуществление платежей, открытие материалов и решение спорных ситуаций);
  • открытая система проверки домашек (все ученики сдают задание в одном месте) демотивировала тех, кто отставал, а в куче ответов легко можно было потерять часть вопросов и чьи-то работы;
  • отдельная песня — ведение документооборота. Как человек, ненавидящий бумажную работу, прекрасно помню волокиту с оформлением учеников: у каждого запросить паспорт, отправить свой паспорт в качестве доказательства, то я существую, выстоять против возражений половины родителей, и делать собственный договор на обучение. Это растягивало время оформления, тормозило процессы, отпугивало часть людей.

Решение споров было возможно только двумя путями: полностью возвращать деньги и оплачивать обучение ребенка из своего кармана или удерживать 100% оплаты, так как теория уже была открыта. Это вело к перекосу баланса в одну из сторон, и в конце концов я ввела оплату по модулям, что породило еще больше ручных процессов: отслеживание прихода денег, добавление в группу каждого отдельного модуля, сверка, что добавили всех и именно тех, кого нужно, ручное отслеживание сливов материала.

О масштабировании деятельности онлайн-школы не приходилось говорить…

Если резюмировать, то я бы рекомендовала запускать в Vk простые бесплатные курсы или марафоны без обратной связи. Где последствия ошибочных действий равны нулю (как, например, открыть курс человеку, который за него не платил).

Из Vk — к разработке собственного сайта

В 2017-м году мы сделали свой сайт, первая версия которого вышла настолько убогой, что даже не увидела свет (команда, которая нам его “творила”, записала свои ошибки на мой счет, обвинив в неправильно поставленном ТЗ).

Отсюда я вынесла два урока:

  1. Делать досконально прописанный договор.
  2. Искать команду, которая вникает в процессы и думает о сценариях пользования платформой ("путь ученика” и “работу преподавателя”), а не делает "на коленке” то, что изначально может функционировать только по одному сценарию.

Еще одним неудачным решением был выбор CMS для создания веб-ресурса. Точнее, полное ее отсутствие, так как нам предложили индивидуальную разработку.

За это мы поплатились не только сотнями тысяч рублей, но и жесткой зависимостью от команды разработки, которая зациклила все работы по развитию сайта на себе. А значит, для оперативного внесения изменений, добавления новых материалов, исправления ошибок, внедрения новых процессов — эта команда должна была быть всегда в доступе и дорого стоить, что для нас было непозволительной роскошью!

Например, загрузка одной статьи стоила 3-5 тысяч, ибо каждый знак приходилось программировать. Это я еще не включаю стоимость работы посредника, который должен был писать весь текст сразу от начала до конца, со всеми аннотациями и выверками. В противном случае, исправление любой ошибки влетало “в копеечку”.

Где могли, пытались делать своими силами, но плохие познания в html-программировании замедляли обновление материалов.

Для сравнения экономии: на нашем втором сайте (об этом чуть позже) с текстовым редактором, интуитивно понятным любому “чайнику”, мы разместили самостоятельно более 200 новых статей, не считая описания курсов, магазина, FAQ.

Если вы планируете создавать свой сайт, то имейте в виду, что экономить время на ТЗ и договоре с разработчиками ни в коем случае нельзя. Иначе поддержка и постоянное ведение обойдется вам очень дорого. Либо же второй вероятный вариант развития событий, который был у нас — ваш сайт будет в полузаброшенном состоянии.

Создание сайта образовательного продукта под себя лично — вопрос огромных вложений, поэтому, стремясь сделать обучение доступным, мы с командой старались соблюсти баланс и, где это возможно, снизить косты на разработку. Так мы смогли создать простенькие личные кабинеты только под один предмет — черчение.

Проблемы автоматизации хоть каких-то административных процессов так и не ушли. Проблемы сливов тоже — ведь люди не предоставляли свои данные. Купить курс мог любой аноним.

В мае 2019-го года мы совсем устали от такого положения дел. Вопросы развития были остры как никогда, а мы застыли на месте. Текущие на тот момент разработчики выкатили огромный счет на наши хотелки. В основном, потому что программирование шло с нуля, без применения имеющихся на рынке разработок и использования опыта других школ. И мы решили менять эту команду совсем.

Вторая попытка: сайт на Wordpress

Прежде чем сделать второй сайт, мы рассматривали сторонние сервисы.

Единственная имеющаяся на тот момент реальная альтернатива — Getcourse — не покрывала наши процессы, запросы и схемы обучения.

Она предлагала автоматизацию только известных схем для инфопродуктов. И была недостаточной для нашего полноценного образования.

Мы смотрели и другие платформы, но все они нам не подходили, по нескольким причинам:

  1. В них были заложены только стандартные схемы обучения. Когда пытаешься подобрать индивидуальную схему под ученика, они не работают.
  2. Ни одна платформа не согласилась дорабатывать функционал именно под нашу Школу. А, надо сказать, функционал нужен был весьма специфичный и широкий из-за количества схем обучения. Их много ради удешевления подготовки: чтобы те ученики, которым действительно не нужны какие-то услуги, за них не платили. Отказываться от этого, стандартизируя все и убирая часть программ, мы не хотели.
  3. Если теоретические материалы много "весят" (а у нас 3 больших курса и много маленьких — и видео занимают не одну сотню гигабайт) , то подключение дополнительного пространства стоит довольно дорого. Для учеников это может сказаться на цене курсов, поэтому приходится лавировать так, чтобы и удобно было, и доступно.
  4. Нет сопровождения = нет специально выделенных именно для нас людей, которые смогут проконсультировать как по технической стороне, так и по административной. Пришлось бы нанимать в штат отдельного человека, а его зарплата нивелировала бы разницу стоимости собственной разработки.

В конечном счете и было решено создавать собственный НОВЫЙ сайт с обучающим кабинетом и переносом туда всего учебного процесса: общение ученика с преподавателем, сохранение прогресса подготовки, административные функции.

Учитывая прошлые ошибки, мы устроили мини-тендер среди 6 команд и выбрали универсальную CMS, на которую в случае чего можно подключать сторонних исполнителей — WordPress. Новый сайт делали год. Интерфейс, внешний вид, даже логотип — все переделывали с нуля.

Туда мы добавили много новой информации по обучению: бесплатные лекции (“пробники”), структурировали описание курсов, разработали подборщик программы подготовки, описали варианты обучения по каждому предмету (рисунок, черчение, композиция) и многое другое. Именно он позволил нам частично автоматизировать административную рутину.

Доверие к Школе росло, росло и количество учеников.

На данном сайте мы проработали 1,5 года, потратив за это время на его развитие около 800 тысяч рублей, включая сервисные сборы (домен, хостинг и прочее). Каждые 2-3 месяца мы собирали обратную связь по курсам и процессу обучения от учеников, на основе которой выбирали приоритетные запросы на доработки и реализовывали их. Развитие шло постоянно.

Но со временем мы поняли, что и этого сайта недостаточно: он не потянет растущий объем учеников. Нужно что-то более серьезное.

Со своего сайта — на образовательную платформу

Еще во время "перезапуска” сайта я пошла на обучение к Михаилу Уколову в Soho.MBA. Тогда-то и узнала "по секрету”, что он запустил разработку образовательной платформы Soho.Lms. Оставалось перетерпеть всего лишь год.

Что было важно и почему мы ждали именно эту платформу (помните, что их конкурентов мы изучили за год до этих событий):

  • Мы хотели собрать все обучающие материалы в одном месте, чтобы каждому ученику было удобно заниматься.
  • Мы очень хотели видеть прогресс учеников по каждому предмету, т.е. весь путь обучения с первого занятия.
  • Важным моментом стала готовность команды Soho разрабатывать нужные нам функции на платформе.
  • Мы искали хорошую техническую поддержку — это важно для оперативного решения любых технических вопросов. И именно в Soho мы получили такие условия. Служба поддержки всегда на связи (буквально — в праздники и выходные).
  • И, конечно, CRM-система (учет клиентов) , которая интегрирована в платформу. На нашем сайте учета не было, и когда онлайн-школа растет и развивается, когда одновременно приходится контролировать миллиард задач, то очень сложно понять, где мы проседаем, где нужно улучшить процессы, чтобы стать еще эффективнее.

Отдельным вопросом был перенос всей системы обучения, библиотеки знаний, прогресса учеников на новую платформу.

Когда запустилась платформа Soho.LMS, мы благополучно туда мигрировали. Вот уже более полугода работая на данной платформе, мы понимаем, что приняли правильное решение. И видим настрой команды сделать лучшую образовательную платформу в Рунете.

Какие проблемы нам удалось решить?

1. Учет клиентов, в том числе прозрачность прогресса ученика по другим предметам для каждого преподавателя. И это не только сама CRM, но и сбор истории по конкретному ученику в одном месте: в процессе полного обучения по трем предметам ученик может общаться с десятком представителей Школы. Такой функционал помогает оптимизировать процессы, а не делать 2-3-10 людям одну и ту же работу.

2. Точечные рассылки по клиентам. Перед покупкой мы ввели возможность протестировать продукт и получить подробную консультацию по программе подготовки и вопросам поступления на архитектуру. Но мы отказались делать массовые рассылки по типу “Переходи на следующую ступень, вот ссылка, скидка действует 3 дня”, если человек взял бесплатную лекцию, но не пошел в курс. Хотя система позволяет такие рассылки сделать, если необходимо.

Это специфика конкретно нашего проекта. Мы не любим СПАМ, и своих клиентов СПАМить тоже не хотим. Мы придерживаемся философии не навязывания. Мы хотим обучать тех, кому это действительно нужно, поэтому у нас нет такого метода агрессивных продаж.

Но мы использовали функционал рассылок для тех, кто уже купил и проходит курсы, чтобы увеличить глубину прохождения и дополнительно мотивировать ребят.

3. Статистика прохождения курсов. Прозрачная система прохождения предмета, дополнительная мотивация учеников в виде оценок за задания. Раньше ученик, не видя реальные цифры, думал, что сделал намного больше работы, чем было на самом деле.

4. Контроль за преподавателями. Есть проверяющий, а есть роль «надзирателя» = завуча, который, не вклиниваясь в работу преподавателя, может следить за ней, давать обратную связь, доучивать. Здесь же: возможность собрать все необходимые материалы по обучению своих же преподавателей, в том же месте.

5. Геймификация, квизы, тесты и другой интерактив в заданиях. При внедрении таких элементов, ученикам интереснее учиться, и они в среднем делают чуть больше, чем без этого. А в нашей сфере важно увеличивать глубину прохождения курсов любыми способами. Чуть-чуть там, чуть-чуть здесь — в итоге маленькими шажочками выходит весомая надбавка к итоговому результату!

6. Автоматизация сбора данных о клиентах. Мы ввели анкеты для оценки первоначального состояния и фиксации "входящего” уровня ученика, чтобы потом сложить историю "до-после”, или кейс. И автоматизировали сбор контактов родителей (для привлечения их по необходимости в дальнейшем к улучшению результата ребенка). Нюансом нашей сферы является то, что мы работаем с подростками, но должны быть на связи и с родителями.

7. Функционал постановки задач по клиентам, чтобы они не терялись.

  • Созвон с учеником, чтобы обновить ему программу;
  • Позвать на занятия рисунком / черчением;
  • Отказать в обучении в связи с систематическим игнорированием и отказом выполнять программы;
  • Переплаты, возвраты, закрытие курсов и пр.

Ситуаций возникает по несколько десятков в день, и раньше некоторые из них терялись. В Soho.LMS у нас есть CRM и таск-менеджер в одном флаконе. А оперативное решение разного рода задач улучшает лояльность клиентов.

8. Возможность контроля за продвижением ученика со стороны родителя. 90% наших учеников — несовершеннолетние, чьи родители (у 40%) довольно сильно контролируют прохождение курсов своими чадами (статистика по анкетам обратной связи). И они просят доступ к информации, как продвигается обучение.

К моменту перехода на Soho.Lms наш сайт уже умел очень многое. Но, конечно, он был очень инертен по сравнению с системой, где работает целая команда программистов. Но все же эта эпопея с собственной разработкой окупила себя многократно (сторонние сервисы стоили бы не сильно дешевле, их понадобилось бы больше чем одна LMS-ка, плюс нанимать людей в поддержку).

Мы были одной из первых двух “сторонних” школ, перешедших на Soho.LMS, и от нас взята и внедрена не одна сотня запросов. Причем, переход осуществлялся под личным надзором основателя платформы Михаила Уколова, что стало дополнительным плюсом в виде советов по оптимизации наших процессов.

Для тех, кто не заморачивался с разработкой своей системы, все, конечно, гораздо проще. И окупать затраты вы начнете с первых дней. Для каждой ниши есть свои этапы развития, и без определенных инструментов, в том числе программ автоматизации и профессиональной команды, рост невозможен.

Без чего невозможно эффективное функционирование современной онлайн-школы

Если вы планируете серьезный бизнес в сфере онлайн-образования, то вам необходимо обеспечить высокий уровень подготовки учеников. Важно, чтобы они получили результат от обучения, тот результат, который ожидают (или выше).

Очень многое зависит от автора проекта и его способности передавать знания. Например, я учу ребят не просто понимать каждую из дисциплин для поступления в престижные архитектурные вузы, но и применять полученные знания в смежных областях и в жизни.

Для меня важно было выстроить процесс обучения таким образом, чтобы мы видели весь прогресс учеников, их общение с кураторами. Это позволяет нам моментально реагировать, помочь каждому, если мы видим, что у ученика что-то не получается или стало психологически сложно учиться. Мы сразу помогаем, поддерживаем, и это улучшает результат.

Но, конечно, онлайн-школа — это не только процесс обучения. Это еще и административные процессы: от ответов на вопросы родителей до развития новых направлений. Это мотивация команды, подсчет KPI, отслеживание слабых работников и оптимизация состава кураторов.

Как мы оптимизируем бизнес-процессы, как работаем с командой, что настраиваем, что при этом получается, а что нет, я расскажу в следующей статье.

Не пропустите!

0
3 комментария
Александр Павлович

💪✨

Ответить
Развернуть ветку
Ян Юрьев

🔥🔥🔥🔥🔥🔥

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Путарева

👍👍👍

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда