Как мы потеряли 7 000 000 рублей из-за гарантии на дизайн

Привет, это команда Логомашины. Однажды мы решили гарантировать 100%-й возврат денег клиентам, которым не понравится разработанный дизайн. И пожалели об этом.

В этой статье рассказываем, почему гарантия — плохая идея в любом креативном бизнесе и какую альтернативу ей мы предлагаем клиентам сейчас.

Предыстория

В 2017-ом году средний чек в Логомашине был около двадцати пяти тысяч рублей: за эту сумму вы тогда могли заказать логотип, фирменный стиль и руководство по их использованию. Стоимость дизайна у нас в те времена сильно отличалась от стоимости у конкурентов: например, у студии Лебедева даже экспресс-логотип тогда можно было заказать минимум за сто тысяч.

Однако низкий прайс не спасал студию от вечной проблемы: лидов было недостаточно, и на одной из планёрок было принято решение — давайте введём гарантию.

Суть гарантии: клиент вносит предоплату, мы разрабатываем один вариант логотипа и один вариант фирменного стиля, и если результат не нравится — мы возвращаем деньги в полном объёме.

Вводя гарантию, мы предполагали, что она произведёт «вау-эффект» и станет нашим сильным УТП, поскольку:

  • компании, которые обратятся в Логомашину, будут уверены, что дизайн будет действительно классным, раз мы готовы вернуть деньги;

  • увеличится лояльность — клиент не будет рисковать потерять свои деньги, если ему что-то не понравится, и как итог — будет чувствовать себя комфортнее;

  • вырастет число заказов — часть компаний при прочих равных теперь будет выбирать нас среди других студий.

Что случилось с лидами и прибылью

Нельзя не признать: введение гарантии увеличило число заявок в студию почти на 40%.

За год Логомашина выросла в два с половиной раза — не в последнюю очередь благодаря тому, что и в соцсетях, и в статьях здесь мы регулярно напоминали о том, на каких райских условиях у нас можно заказать дизайн.

Однако введение гарантии привело к другой проблеме — кассовым разрывам, которые из категории «редкость» перешли в категорию «обыденность».

Поскольку разработка айдентики — это разовая услуга (вам ведь не нужен каждый месяц новый логотип), то первого числа каждого месяца студиям вроде нашей нужно начинать поиск клиентов с нуля.

Спрогнозировать число клиентов в B2B из месяца в месяц невозможно, сколько бюджетов в контекст или PR не влей: если сегодня к вам обратились три человека, то завтра может не обратиться никто.

Необходимость возвратов то и дело ставила нашего бухгалтера в ситуацию, когда возвращать деньги клиенту нужно, а откуда их брать — не ясно.

Как гарантия отразилась на сотрудниках

На бумаге решение привязать зарплату менеджеров по работе с клиентами к числу возвратов выглядело понятно: чем меньше у менеджера было возвратов в месяц, тем больше была его зарплата.

Мотивация оказалась и правда работающей, поэтому если раньше менеджеры посвящали рабочий день поиску креативных решений для проектов клиента, то теперь всё их время тратилось на убеждение клиента ни в коем случае деньги назад не просить.

Одними из самых эффективных способов уговорить клиента не возвращать деньги оказывались предложения бесплатно внести правки. За одной итерацией следовала вторая, за второй третья — в итоге дизайнерам сидеть над одним проектом иногда приходилось по полгода.

Другими словами, качество работы всей команды падало, а мотивировать сотрудников было нечем — за доработки клиенты не доплачивали.

Почему от гарантии отказались

Два года мы пытались приблизить систему гарантий к идеалу, однако, несмотря на стабильный рост продаж, негативных последствий находилось всё больше и больше. Несмотря на то, что процент возвратов на фоне всех сделок был не очень высоким (около 5%), в реальных деньгах мы не досчитались 7 000 000 рублей.

Кроме того, в начале 2019-го года мы провели опрос среди клиентов, по итогам которого оказалось, что 77% из них на пункт с гарантией возврата в договоре даже не обращали внимания, тогда как оставшиеся 23% приходили в Логомашину как раз из-за гарантии — чтобы «просто попробовать, деньги же всё равно вернут».

Отличить первых от вторых на начальных этапах было сложно. Настоящие мотивы и то, насколько серьёзно настроен клиент, можно было понять только при заполнении брифа, а это происходило уже после оплаты — другими словами, дизайнеры садились за разработку логотипа, даже если бриф звучал «сделайте красиво, некрасиво не делайте».

Как мы работаем сейчас

В конце 2019-го мы решили перейти на гарантию возврата 50% денег: клиент всё также вносил 100%-ную предоплату, однако получал не по одному варианту логотипа и фирменного стиля, а сразу пять, плюс в договор были включены две итерации бесплатных правок. Риск остаться по итогу ни с чем для студии снижался.

В 2020-ом 50%-ую гарантию заменили поэтапной системой оплаты: сейчас клиенты сначала оплачивают разработку логотипа, затем фирменного стиля, и только потом гайдбука.

Поэтапная система оплаты позволяет клиентам на любом этапе закрыть проект (часто на это бывают объективные причины вроде событий в мире или смены концепции проекта), но остаться с правами на то, что дизайнеры успели разработать: например, можно уйти от нас с логотипом, а фирменный стиль сделать уже в другом агентстве.

Для студии поэтапная система тоже удобна: больше не теряются деньги за время, которое дизайнеры потратили на разработку проекта, а клиентские менеджеры — на переговоры.

Летом 2022-го к поэтапной оплате добавилась рассрочка от 6 до 24 месяцев: теперь любая компания может быстро разработать дизайн и начать его использовать, даже если у неё нет возможности сразу оплатить все услуги.

В настоящее время около 30% клиентов оплачивают услуги студии в рассрочку: мы платим за них комиссию банка, а они благодаря растянутым платежам получают корректный ROI каждый месяц без финансового разрыва и снижают тем самым нагрузку на бизнес. В текущих условиях нестабильности, это самое оптимальное решение, которое мы нашли для заказчиков.

С гарантией же Логомашина точно попрощалась навсегда: кассовые разрывы, выгорание сотрудников и проекты, которые закрываются по полгода, перевешивают красивое УТП, которое, как оказалось, привлекает в основном тех, кто изначально не сильно заинтересован в дизайне или просто хочет «поиграть с цветами и шрифтами».

Логомашина в соцсетях: Telegram | ВКонтакте

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Constantin D'oh

как счастливый обладатель невозвратного договора с вами, могу сказать, что зачастую вы выкидываете в варианты такое непосредственное говно, что со своей стороны я принял решение не досчитаться аванса в 60 или 70к, чем продолжать общение с вашей командой

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

покажи

Ответить
Развернуть ветку
Constantin D'oh

Сбоку было название сервиса шрифтом, без заковычек GOOGLE например

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Кондратьев

Ну тут без контекста задачи не правильно будет судить просто так по картинке

Ответить
Развернуть ветку
Constantin D'oh

точно? 1 и 3 это просто темлейты со стоков. 2 похоже на развлекательный сервис. 4. как то отработать можно, но коммуникация с ними была такая - или вы принимаете что то сразу или идете лесом.
проект в финтехе

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова

Константин, нельзя обсуждать логотипы на белом фоне без контекста. Мы про это даже статью здесь писали: https://vc.ru/flood/32967-hvatit-obsuzhdat-logotipy-na-belom-fone

Мы помним историю нашего с вами взаимодействия и помним вас. Мы готовы снова пообщаться лично, если вы заинтересованы.

Ответить
Развернуть ветку
Monkey Do

В смысле "нельзя"? Это кто-то запрещает? Закон такой, возможно, есть? Осудит кто-то?

Обсуждать логотипы на белом фоне можно, но вот уместно ли?

Ответить
Развернуть ветку
48 комментариев
Раскрывать всегда