{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Семь причин, почему фрилансеры и эксперты боятся называть нормальные цены и не могут найти клиентов

Большая часть начинающих фрилансеров сначала работают за копейки, берутся за заказы даже от невыносимых заказчиков и боятся называть себя профессионалами. Это нормально и на это тоже нужно выделить время. Все-таки, опыт.

Но когда аналогичное поведение у людей, которые давно в профессии и отлично справляются со своими обязанностями — согласитесь, не логично

Я сама прошла путь от фрилансера, работающего за копейки, до эксперта и предпринимателя с собственной командой. Сейчас много консультирую экспертов и специалистов из разных ниш, и вижу, что моя история вообще не уникальна. В итоге я вытащила семь встречающихся почти у каждого причин, почему не получается повышать цены, привлекать нормальных заказчиков и увеличивать свои доходы

Оговорюсь сразу, что эта статья написана для тех спецов и экспертов, которые весьма хороши в своем деле, имеют кейсы, имеют положительные отзывы, реально дают ценность бизнесу, но все равно продолжают топтаться на позициях начинающих (отбирая тем самым хлеб у новичков и жизнь у себя)

Статья не рассчитана на наставников наставников, коучей коучей и прочих ноунейм-деятелей

Так как это мой личный опыт, решила тут добавить свои фото

Почему эксперт и фрилансер не может найти нормальных клиентов

1. Неверие в свой навык, в свои знания и силы

Можно называть это как угодно: проблемы с самооценкой, синдром самозванца и так далее. Факт остается фактом. Пока вы сами не верите в свой опыт и свои знания, другие тоже не поверят. Причем можно рисовать людям любую картинку, даже роскошную роскошь в закройграм показывать, но если вы не уверены, что профессионал, люди это почувствуют, и неосознанно обойдут вас стороной

А вот клиенты-арбузеры, которых хлебом не корми, дай на вашей неуверенности свои амбиции обкатать, будут лететь на вас как мед. И тогда вам мало того работать за три рубля придется, так еще и тратить силы на попытки защитить себя от такого клиента

2. Позиция «ниже» клиента (а порой и позиция «выше» клиента)

Сядьте и честно вспомните, как вы себя чувствуете, когда ведете диалог с потенциальным клиентам? Есть ли такое чувство, что он важнее вас? Ведь у него уже бизнес, а вы так — маленький копирайтер или таргетолог. Есть ощущение, что вы как будто в школе перед учителем? Есть страх, что если вы что-то сделаете не так, клиент будет недоволен? Если хоть что-то из этого есть, поздравляю, вы в позиции «ниже»

Многие, очень многие фрилансеры ведут себя так, будто бы они зависят от клиента, а вот клиент может в любую минуту их заменить. Но нет. На самом деле найти хорошего специалиста вроде вас — тот еще квест. Поверьте мне, я нанимаю людей в свою команду и на проекты клиентов регулярно. И я как заказчик точно также боюсь, что кто-то из моей команды уйдет к другому работодателю. Ваш заказчик зависит от вас также, как вы от него

Ваши отношения — это отношения двух партнеров. Заказчик покупает вашу услугу, потому что без нее в его бизнесе что-то не будет работать или будет работать хуже. Держите это в голове всегда

3. Нежелание, неспособность и неготовность презентовать свои услуги

Тут может быть два фактора:

  • либо вы настолько в себе неуверенны и ощущаете себя маленьким на фоне потенциального заказчика, что боитесь называть себя профессионалом и озвучивать свой прайс
  • либо вы в себе уверены, но просто технически не умеете презентовать себя и свои услуги

В первом случае вам нужен психолог или коуч. Можно начать с коуча, возможно от 1-2 встреч проблема решится и у вас пойдут продажи. Во втором случае нужно взять консультацию или наставничество и научиться. Да, и туда, и туда придется инвестировать, но так работает все в этом мире. Чтобы покушать, надо заплатить. Чтобы пошли продажи, нужно инвестировать время и деньги, но чем быстрее и осознаннее вы это сделаете, тем быстрее оно окупится

4. Страх откликаться на адекватные вакансии, потому что ну точно не ваш уровень

А ваш уровень — он какой? Предлагаю сесть и от руки на листке бумаги расписать, что вы считаете за свой уровень. А потом прочитать вслух. Ну что? Как ощущения? Эмоционально вот эти слова о своем уровне откликаются? Чувствуете, что находитесь на своем месте? Я уверена на 90%, что ваши эмоции и тело начнут протестовать

Только вы сами решаете, специалист какого уровня вы. Решите, что вы круты, так и будет. Если для крутости не хватает каких-то знаний, то надо не уровень понижать, а знания получать. Если не хватает практики, то тем более надо откликаться на вакансии, которые пугают, а потом в поле нарабатывать практику. От вас лишь требуется ответственность и готовность в случае необходимости учиться

5. Акцент на том, что вы начинающий

Обожаю вот эти фразы в описаниях, в шапках профилей и в резюме:

  • начинающий копирайтер
  • молодой таргетолог
  • я еще только учусь, но уже есть результаты

Зачем потенциальному заказчику знать это? Мы с вами не медики, даже не психологи. Digital-профессии редко связаны с большими рисками. Максимум, что мы накосячим — это сольем бюджет. Но если вы объективно оцениваете себя и готовы в случае необходимости посидеть ночку-другую поразбираться в теме, если дали задачу, с которой вы еще не сталкивались, то до слива бюджета не дойдет. Все остальные промахи новичка при должном уровне ответственности можно поправить прям тут же. Клиенту даже и знать не надо, что у вас сначала что-то не получилось, или что вам пришлось учиться на ходу

Клиента интересует только результат. А с каким трудом он вам дался — не его забота. Зато вы берясь за сложные задачи будете расти гораздо быстрее, и ваш чек будет расти

6. Незнание где и как искать заказчиков и покупателей

В какой-то момент многие фрилансеры уперлись в закройграм, а он не всем подходит. Если вы интроверт, если вам не нравится вот эта вся медийность, если вам прям тяжело даются тексты или фотографии, то от блога усталость будет такая сильная, что это оттолкнет любого клиента как и неуверенность в себе

Это просто ощущается на энергетическом уровне. Сами повспоминайте, насколько вам весело и задорно общаться с кем-то, кто буквально за**ан? Если блог явно не ваша тема, используйте другие каналы. Сайты с вакансиями, чаты с вашими коллегами, где частенько кто-то передает клиента, стажировки в агентствах, нетворкинги, чаты вакансий крупных блогеров, закрытые клубы с их чатами вакансий

Например, у меня в закрытом клубе Blog&Business есть такой. Я за счет того, что мне блогерство дается легко, привлекаю много клиентов, но сама с ними работать не могу, нет у меня 3452952 в сутках. Что я делаю? Я отдаю их своим ученикам и участникам клуба

Также я писала небольшую заметку о том, как фрилансеру искать заказы и клиентов

7. Неготовность отстаивать/аргументировать своё профессиональное мнение

Очевидно, что неуверенные в себе специалисты будут бояться отстаивать свое мнение. Из позиции ниже» клиента тоже будет страшно лишний раз возразить. Это вредно тем, что наши заказчики не всегда знают, как им лучше, и если слепо следовать их пожеланиям, можно испортить весь кейс. А если нет кейсов, чем будете доказывать, что вы классный специалист?

На поводу у клиента идти нельзя никогда. В этой паре именно вы профессионал в своей области, а ваш клиент хорош в своей теме. Поэтому в рамках своих компетенций вы можете и спорить, и отказывать, и доказывать свою точку зрения. Таких профессионалов клиенты уважают. Понятно, что делать это нужно дипломатично и вежливо. К мямлям уверенные и платежеспособные клиенты не идут

Опять же, повспоминайте себя. Вы общаетесь с хамами? Пойдете повторно на маникюр к мастеру, которая всю процедуру ныла о своей жизни? Нравится вам, когда вас боятся? Я думаю, нет. Скорее всего вам самим не особо приятно рядом с такими людьми. Вот и ваши заказчики на интуитивном уровне обойдут вас стороной, если вы чихнуть лишний раз боитесь

Как завершение

На этом моя статья заканчивается. Все эти причины легко убираются в коучинге, в дополнительном обучении и в общении со своими коллегами. Очень рекомендую вписаться в профессиональное сообщество, например, в наш закрытый клуб. Поддержка коллег помогает не впадать во власть причин, которые я разобрала выше

Если у вас остались какие-то вопросы, вы всегда можете задать мне их в комментариях ниже. Еще больше полезной информации, лайфхаков из моей практики и адаптаций большого маркетинга под малый бизнес и экспертов можно найти на моих страницах в социальных сетях:

Подписывайтесь! Пишите вопросы

Я всегда активно вовлекаюсь в общение с читателями

0
79 комментариев
Написать комментарий...
Никита

Считаю, что частично проблема надумана. Сам был фрилансером и начинал с заслуженных копеек. Набивая карму общался с разными заказчиками и главным критерием успеха для меня был не положительный отзыв, а возможность найти решение, чтобы прокачаться. Это научило смотреть на задачи шире и выходить из любой трудной ситуации.

Со временем начинается такая история: клиентов больше чем времени и приходиться поднимать цены и искать коллег для передачи заказов с постмодерацией их работы. Вот тут я ахнул - амбиций у большинства фрилансеров прилично. Скилов не хватает: директологи (мерзкое кстати слово), которые собирают семантику ручками, сеошники, которые не могут проанализировать маркеры. А ценники, "как у всех". А главная проблема, на этапе приема задачи. Редко специалисты уточняют непонятные моменты и делают предложения, которые не только позволят упростить процесс работы, но увеличат полезность сотрудничества для заказчика.

Сейчас, я просто взял 5 крупных заказчиков и веду их полностью сам отдавая на аутсорс некие рутинные задачки с ТЗ по 3-5 А4 текста. А для того, чтобы периодически сбивать корону гордыни на дебафф к адекватности, хожу на собесы в крупные компании. Это помогает независимо оценить свои скилы в текущих реалиях. Если вы не можете продать свои услуги, то через силу дайте оценить себя тем, чей скилл, сегодня, цениться выше вашего.

Ответить
Развернуть ветку
Нина, маркетинг и сторителлинг
Автор

Все причины в статье именно про надуманные проблемы, и к сожалению у многих хороших специалистов эта «надуманная» история присутствует. То, что вы с этими вещами в себе справились или даже не сталкивались, не говорит о том, что для других это простая задача. Кто-то даже и не задумывался, что в его голове столько всего роится. А вы классный, выстроили систему, круто)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Ядерное Солнышко

Первая причина — это ты,
А вторая — все твои мечты...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Нина, маркетинг и сторителлинг
Автор

Подвело вас чутьё) Автор — маркетолог с высшим образованием, собственным бизнесом, стоматологической клиникой среди давних заказчиков, практикой в агентствах и на стороне бренда. Но на будущее про восприятие учту. Даже мб заменю фото в этой статье.

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Сидор

Всю статью можно заменить одним предложением :
Неумение продавать себя, свою экспертность и слаб работу.

Подписывайтесь на мой канал «Родная сестра таланта» и навсегда закончите со своим словоблудием.

Ответить
Развернуть ветку
Нина, маркетинг и сторителлинг
Автор

Как хорошо, что для любителей краткости есть вы — человек-одно-предложение) за ЦА, значит, не подерёмся)

Ответить
Развернуть ветку
Galina Perova

А если платят за работу мало, потому что она столько стоит на самом деле из-за слабого профессионализма фрилансера? Знаете, вот эти "звёзды" с завышенными требованиями порядком надоели. Особенно дизайнеры. Хотя, я с ними просто чаще общаюсь, думаю полно таких и в других профессиях. Поэтому добавлю к статье еще 1 пункт: искажение самооценки, отсутствие критического отношения к своим работам, топтание на месте в профессиональном плане. Порой стоит окинуть глазами своё портфолио и задать вопрос "а я вообще создаю полезность?". Ну, это снова о наболевшем, о дизайнерах.

Ответить
Развернуть ветку
Angry saler

Я не дизайнер, но смогу ответить на Ваш вопрос.
Я тоже зачастую завышаю ценник на услуги и у меня есть на то несколько причин:
1) Мне оказалось выгоднее взять меньше заказов за большие деньги, чем сражаться за копейки
2) Заказчики по низу рынка чаще всего намного более трудные, чем те, кто готовы платить выше
3) Я умею продавать
4) Цена услуги = максимально возможной цифре, за которую я сумею продать, отталкиваться от того, что кто-то может сделать быстрее, дешевле, лучше нет смысла)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Нина, маркетинг и сторителлинг
Автор

Галина, в начале статьи на этот счёт есть целый абзац, что статья написана для специалистов, которые преуспели в своём деле и им действительно есть за просить достойную оплату.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Башкиров

Очень желчная статья от и до.
Вы видимо долго работали за копейки на мудаков, что такую психологическую травму заработали? :)
И так как стать хорошим специалистом не получилось, решили попытать счастье в словоблудии за деньги :))

Девочек 18-20 лет, которые делают сайты на Тильда за 5-10 тысяч рублей бесполезно учить быть увереннее в себе, потому что есть рынок и есть закон спроса и предложения.
Если девочка выучится и начнёт разработкой в Web3 заниматься - она будет стоить в десятки раз больше. А если останется на своём уровне и ещё после ваших статей пальцы веером загнёт - совсем без клиентов останется со временем.

Ответить
Развернуть ветку
Нина, маркетинг и сторителлинг
Автор

Дмитрий, очень желчный комментарий от и до. Видимо, сильную травму от таких девочек заработали. В статье есть уточняющий абзац, что она обращена к людям, хорошо делающим свое дело, но не ценящим себя. Да, какое-то время я действительно работала за копейки. Было это давно. Сейчас у меня сложные проекты, долгосрочные клиенты и свой бизнес. Ваша оценка моих способностей мимо, но я рада, что вы сами в себе настолько уверены, что можете незнакомому человеку сказать, что его труд — словоблудие. Однако же, это словоблудие привлекло ваше внимание.

Ответить
Развернуть ветку
Julianna K.

согласна, попахивает хренотой

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Хромченко

Я занимался разработкой на Ruby On Rails, React, React Native, в статье все верно подмечено - пока я был на фрилансе - мои доходы были просто пипец как меньше чем в найме. Вряд ли я так прям внезапно вырос в cкиллах при найме )

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Илья Ланкевич

Вот что действительно интересно, так это, объем и размер рынка коучинга и вот этих «закрытых клубов» (не знаю, как определить их бизнес)? Доли, имхо, ничтожно малы, поэтому неинтересно, а вот структура отрасли очень интересна. И как ты планируешь развивать этот бизнес, чем это будет (куда оно движется)? Как это масштабируется или эту бизнес-модель нельзя расширять? Что есть субституты, консалтинг, психотерапия, клубы вязания?:)

Ответить
Развернуть ветку
Нина, маркетинг и сторителлинг
Автор

Согласна, тема интересная. У нас закрытый клуб на стыке коучинга и практических инструментов продаж в соцсетях. Не каждый эксперт и малый бизнес может себе позволить дорогие курсы или консалтинг — мой клуб ориентируется на них. А создавала я его изначально как поддерживаю экосистему для своих учеников, а то после завершения обучения некоторым становится одиноко (как студенту после выпуска). Я вижу для себя перспективы и куда можно масштабироваться, но говорить на эти темы экспертно пока не готова, так как тут я реально иду по наитию. Для меня это эксперимент. Создание комьюнити — отдельная тема, но очень интересная

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Ivanov

А есть номер аптеки? Почему без конкретики?) Или это закрытая инфа из закрытого сообщества в закрытом канале?) Прям сказка про Кощея получается)))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ivan Off

Ахах ))) Эт прозвучало бы в 90-е, но сегодня...

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Konstantin D

Бывает, что фрилансеры не могут обосновать "почему" их услуги стоят столько-то. Если заказчик пытается манипулировать или сбивать цену, то можно обосновать с математической точки зрения из чего складывается цена и почему при таком бюджете, реализация конкретной задачи не имеет для исполнителя смысла.

Как правило, адекватные заказчики соглашаются с математическим обоснованием, а халявщики и любители платить копейки за большой объем работы начинают доказывать, что работа стоит «дешевле». Но цифры не обманешь, а противопоставить им нечего. Поэтому, математическая аргументация – страховка практически от любых проблем рисков.

Ответить
Развернуть ветку
Нина, маркетинг и сторителлинг
Автор

Полностью согласна! Но до смешного доходит. Иногда человек так боится накосячить в своей работе, что ему в голову не приходит, что с клиентом можно спорить на уровне взвешенных аргументов.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Denis Luzanov

Классная статья) мне кажется подходит пункт 3, есть некое стеснение заявить о своих проектах и результатах, они всегда кажутся мне незначительными или не такими «высокими», как у других.

Ответить
Развернуть ветку
Нина, маркетинг и сторителлинг
Автор

Благодарю за оценку статьи. А по поводу вашей ситуации… Можно начать с простого вопроса себе — почему? Почему вам ваши результаты кажутся незначительными? А дальше покрутить вопрос — а что для вас значит «значительный» результат? Это какой? (простите, я ещё и коуч попутно, поэтому вопросы — мое все, но это реально может помочь!)

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

"Несправедливость", "закрытый клуб" — звучит как предложение от аферистов, которые решили заработать на молодых и наивных

Ответить
Развернуть ветку
Нина, маркетинг и сторителлинг
Автор

Такое у вас восприятие, что поделать)

Ответить
Развернуть ветку
Тома Весёлая

Да просто люди бояться брать много. Им кажется, что они недостаточные специалисты и тд. Это достаточно распространенная проблема.

Ответить
Развернуть ветку
Нина, маркетинг и сторителлинг
Автор

Да, так и есть)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Haleev

Хопошая статья, желаю удачи всем начинающим на фрилансе)
Из наболевшего 10 минут назад опубликовал тут статью тоже про фриланс, но уже не про начальный уровень, а про дорогостоящие проеты с загруженностью на пол года и больше, возможно будет полезна как новичкам, так и бывалым фрилансерам - https://vc.ru/u/1258962-aleksandr/472764-frilans-beda-bol-razocharovanie

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Нина, маркетинг и сторителлинг
Автор

Слушайте, вы так круто сделали срез моих компетенций, опыта, характера, в общем, аналитика очень мощная. Могу я предложить вам поработать в моей команде? Мы сейчас расширяемся, и для меня поиск и найм людей процесс, честно скажу, сложный. Надо как раз вот такую глубинную аналитику проводить, как вы сделали, а у меня на нее ни времени, ни желания, все же надо и побубнить в сети успеть и перспективного бизнесмена найти. Если вам интересно предложение, дайте знать как связаться с вами в мессенджерах для обсуждения условий сотрудничества.

Ответить
Развернуть ветку
Alfa Beta

У меня были три опыта общения с фрилансерами "за деньги". Все - печальны.
Всех нашел на известных ресурсах. С хорошими отзывами и примерами работ.
Причем оплачено было ровно столько, сколько запрошенно. Сроки - на усмотрение исполнителя.
Особенно убил один дизайнер-профессионал. Заказ был на оригинальную картинку сайта для детей.
Через год я нашел на зарубежных сайтах бесплатных картинок "не для продажи" все три базовых элемента. Без изменений.
После всех общения сделал вывод: договор с фрилансером должен быть страниц на сто.
Хотя к ответственности такого не привлечешь, как правило: будет экономически невыгодно.
Чем многие из них и пользуются.
Поэтому сложные работы у фрилансеров больше не заказываю.
Максимум - подправить логотип.)

Ответить
Развернуть ветку
Нина, маркетинг и сторителлинг
Автор

К сожалению, печального опыта с фрилансерами так же много, как печальных фрилансеров( я для себя взяла за правило первым делом спрашивать о постоянных клиентах. Когда я сама была фрилансером у меня было агентство, которое вот до победы просто обогащалось за услугами ко мне, лет пять подряд. И была клиентка — владелица стоматологической клиники. Была и есть, но я уже не на фрилансе, а по договору с моим ИП работаю. Если у фрилансера нет хотя бы одного такого клиента, которые годами его не отпускает, я не берусь с ним работать. Отзывы, кейсы — это все суета, я прекрасно сама знаю, как какашку упаковать в конфетку. А постоянные заказчики хоть какой-то гарант, потому что хренового спеца никто годами держать не будет

Ответить
Развернуть ветку
Julianna K.

Бесполезно и надумано. Когда человек готов - его прёт. Вот и всё. Вы просто щас вот говорите junior'ам, которые по некоторым показателям middl'ы, что они уже middl'ы, но не заметили этого. А это не так.

Ответить
Развернуть ветку
Нина, маркетинг и сторителлинг
Автор

Что и кому я говорю, я четко прописала в статье. А слова «когда человек готов — его прет» — это ваша призма восприятия.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Роман Рабочий

Я ничего не понял.
Вы что конкретно делаете?

Ответить
Развернуть ветку
Нина, маркетинг и сторителлинг
Автор

Я контент-маркетолог и копирайтер. Конкретно это и делаю

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
76 комментариев
Раскрывать всегда