{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Семь причин, почему фрилансеры и эксперты боятся называть нормальные цены и не могут найти клиентов

Большая часть начинающих фрилансеров сначала работают за копейки, берутся за заказы даже от невыносимых заказчиков и боятся называть себя профессионалами. Это нормально и на это тоже нужно выделить время. Все-таки, опыт.

Но когда аналогичное поведение у людей, которые давно в профессии и отлично справляются со своими обязанностями — согласитесь, не логично

Я сама прошла путь от фрилансера, работающего за копейки, до эксперта и предпринимателя с собственной командой. Сейчас много консультирую экспертов и специалистов из разных ниш, и вижу, что моя история вообще не уникальна. В итоге я вытащила семь встречающихся почти у каждого причин, почему не получается повышать цены, привлекать нормальных заказчиков и увеличивать свои доходы

Оговорюсь сразу, что эта статья написана для тех спецов и экспертов, которые весьма хороши в своем деле, имеют кейсы, имеют положительные отзывы, реально дают ценность бизнесу, но все равно продолжают топтаться на позициях начинающих (отбирая тем самым хлеб у новичков и жизнь у себя)

Статья не рассчитана на наставников наставников, коучей коучей и прочих ноунейм-деятелей

Так как это мой личный опыт, решила тут добавить свои фото

Почему эксперт и фрилансер не может найти нормальных клиентов

1. Неверие в свой навык, в свои знания и силы

Можно называть это как угодно: проблемы с самооценкой, синдром самозванца и так далее. Факт остается фактом. Пока вы сами не верите в свой опыт и свои знания, другие тоже не поверят. Причем можно рисовать людям любую картинку, даже роскошную роскошь в закройграм показывать, но если вы не уверены, что профессионал, люди это почувствуют, и неосознанно обойдут вас стороной

А вот клиенты-арбузеры, которых хлебом не корми, дай на вашей неуверенности свои амбиции обкатать, будут лететь на вас как мед. И тогда вам мало того работать за три рубля придется, так еще и тратить силы на попытки защитить себя от такого клиента

2. Позиция «ниже» клиента (а порой и позиция «выше» клиента)

Сядьте и честно вспомните, как вы себя чувствуете, когда ведете диалог с потенциальным клиентам? Есть ли такое чувство, что он важнее вас? Ведь у него уже бизнес, а вы так — маленький копирайтер или таргетолог. Есть ощущение, что вы как будто в школе перед учителем? Есть страх, что если вы что-то сделаете не так, клиент будет недоволен? Если хоть что-то из этого есть, поздравляю, вы в позиции «ниже»

Многие, очень многие фрилансеры ведут себя так, будто бы они зависят от клиента, а вот клиент может в любую минуту их заменить. Но нет. На самом деле найти хорошего специалиста вроде вас — тот еще квест. Поверьте мне, я нанимаю людей в свою команду и на проекты клиентов регулярно. И я как заказчик точно также боюсь, что кто-то из моей команды уйдет к другому работодателю. Ваш заказчик зависит от вас также, как вы от него

Ваши отношения — это отношения двух партнеров. Заказчик покупает вашу услугу, потому что без нее в его бизнесе что-то не будет работать или будет работать хуже. Держите это в голове всегда

3. Нежелание, неспособность и неготовность презентовать свои услуги

Тут может быть два фактора:

  • либо вы настолько в себе неуверенны и ощущаете себя маленьким на фоне потенциального заказчика, что боитесь называть себя профессионалом и озвучивать свой прайс
  • либо вы в себе уверены, но просто технически не умеете презентовать себя и свои услуги

В первом случае вам нужен психолог или коуч. Можно начать с коуча, возможно от 1-2 встреч проблема решится и у вас пойдут продажи. Во втором случае нужно взять консультацию или наставничество и научиться. Да, и туда, и туда придется инвестировать, но так работает все в этом мире. Чтобы покушать, надо заплатить. Чтобы пошли продажи, нужно инвестировать время и деньги, но чем быстрее и осознаннее вы это сделаете, тем быстрее оно окупится

4. Страх откликаться на адекватные вакансии, потому что ну точно не ваш уровень

А ваш уровень — он какой? Предлагаю сесть и от руки на листке бумаги расписать, что вы считаете за свой уровень. А потом прочитать вслух. Ну что? Как ощущения? Эмоционально вот эти слова о своем уровне откликаются? Чувствуете, что находитесь на своем месте? Я уверена на 90%, что ваши эмоции и тело начнут протестовать

Только вы сами решаете, специалист какого уровня вы. Решите, что вы круты, так и будет. Если для крутости не хватает каких-то знаний, то надо не уровень понижать, а знания получать. Если не хватает практики, то тем более надо откликаться на вакансии, которые пугают, а потом в поле нарабатывать практику. От вас лишь требуется ответственность и готовность в случае необходимости учиться

5. Акцент на том, что вы начинающий

Обожаю вот эти фразы в описаниях, в шапках профилей и в резюме:

  • начинающий копирайтер
  • молодой таргетолог
  • я еще только учусь, но уже есть результаты

Зачем потенциальному заказчику знать это? Мы с вами не медики, даже не психологи. Digital-профессии редко связаны с большими рисками. Максимум, что мы накосячим — это сольем бюджет. Но если вы объективно оцениваете себя и готовы в случае необходимости посидеть ночку-другую поразбираться в теме, если дали задачу, с которой вы еще не сталкивались, то до слива бюджета не дойдет. Все остальные промахи новичка при должном уровне ответственности можно поправить прям тут же. Клиенту даже и знать не надо, что у вас сначала что-то не получилось, или что вам пришлось учиться на ходу

Клиента интересует только результат. А с каким трудом он вам дался — не его забота. Зато вы берясь за сложные задачи будете расти гораздо быстрее, и ваш чек будет расти

6. Незнание где и как искать заказчиков и покупателей

В какой-то момент многие фрилансеры уперлись в закройграм, а он не всем подходит. Если вы интроверт, если вам не нравится вот эта вся медийность, если вам прям тяжело даются тексты или фотографии, то от блога усталость будет такая сильная, что это оттолкнет любого клиента как и неуверенность в себе

Это просто ощущается на энергетическом уровне. Сами повспоминайте, насколько вам весело и задорно общаться с кем-то, кто буквально за**ан? Если блог явно не ваша тема, используйте другие каналы. Сайты с вакансиями, чаты с вашими коллегами, где частенько кто-то передает клиента, стажировки в агентствах, нетворкинги, чаты вакансий крупных блогеров, закрытые клубы с их чатами вакансий

Например, у меня в закрытом клубе Blog&Business есть такой. Я за счет того, что мне блогерство дается легко, привлекаю много клиентов, но сама с ними работать не могу, нет у меня 3452952 в сутках. Что я делаю? Я отдаю их своим ученикам и участникам клуба

Также я писала небольшую заметку о том, как фрилансеру искать заказы и клиентов

7. Неготовность отстаивать/аргументировать своё профессиональное мнение

Очевидно, что неуверенные в себе специалисты будут бояться отстаивать свое мнение. Из позиции ниже» клиента тоже будет страшно лишний раз возразить. Это вредно тем, что наши заказчики не всегда знают, как им лучше, и если слепо следовать их пожеланиям, можно испортить весь кейс. А если нет кейсов, чем будете доказывать, что вы классный специалист?

На поводу у клиента идти нельзя никогда. В этой паре именно вы профессионал в своей области, а ваш клиент хорош в своей теме. Поэтому в рамках своих компетенций вы можете и спорить, и отказывать, и доказывать свою точку зрения. Таких профессионалов клиенты уважают. Понятно, что делать это нужно дипломатично и вежливо. К мямлям уверенные и платежеспособные клиенты не идут

Опять же, повспоминайте себя. Вы общаетесь с хамами? Пойдете повторно на маникюр к мастеру, которая всю процедуру ныла о своей жизни? Нравится вам, когда вас боятся? Я думаю, нет. Скорее всего вам самим не особо приятно рядом с такими людьми. Вот и ваши заказчики на интуитивном уровне обойдут вас стороной, если вы чихнуть лишний раз боитесь

Как завершение

На этом моя статья заканчивается. Все эти причины легко убираются в коучинге, в дополнительном обучении и в общении со своими коллегами. Очень рекомендую вписаться в профессиональное сообщество, например, в наш закрытый клуб. Поддержка коллег помогает не впадать во власть причин, которые я разобрала выше

Если у вас остались какие-то вопросы, вы всегда можете задать мне их в комментариях ниже. Еще больше полезной информации, лайфхаков из моей практики и адаптаций большого маркетинга под малый бизнес и экспертов можно найти на моих страницах в социальных сетях:

Подписывайтесь! Пишите вопросы

Я всегда активно вовлекаюсь в общение с читателями

0
79 комментариев
Написать комментарий...
Galina Perova

А если платят за работу мало, потому что она столько стоит на самом деле из-за слабого профессионализма фрилансера? Знаете, вот эти "звёзды" с завышенными требованиями порядком надоели. Особенно дизайнеры. Хотя, я с ними просто чаще общаюсь, думаю полно таких и в других профессиях. Поэтому добавлю к статье еще 1 пункт: искажение самооценки, отсутствие критического отношения к своим работам, топтание на месте в профессиональном плане. Порой стоит окинуть глазами своё портфолио и задать вопрос "а я вообще создаю полезность?". Ну, это снова о наболевшем, о дизайнерах.

Ответить
Развернуть ветку
Angry saler

Я не дизайнер, но смогу ответить на Ваш вопрос.
Я тоже зачастую завышаю ценник на услуги и у меня есть на то несколько причин:
1) Мне оказалось выгоднее взять меньше заказов за большие деньги, чем сражаться за копейки
2) Заказчики по низу рынка чаще всего намного более трудные, чем те, кто готовы платить выше
3) Я умею продавать
4) Цена услуги = максимально возможной цифре, за которую я сумею продать, отталкиваться от того, что кто-то может сделать быстрее, дешевле, лучше нет смысла)

Ответить
Развернуть ветку
Нина, маркетинг и сторителлинг
Автор

У меня такая же стратегия, как и у вас. Исключительно из соображений транзакционных издержек цена выбирается высокая. Но безусловно я подкрепляю ее профессионализмом и результатами. Наверное, стоит и об этом написать статью, типа, «да какого черта они ставят конские цены»)

Ответить
Развернуть ветку
76 комментариев
Раскрывать всегда