{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

А давайте все-таки посчитаем KPI разработчика

За десять лет в программировании я ни разу не встретил расчета KPI разработчика. Бизнес буквально мечтает о введении этого показателя: следит за рынком, вводит грейды, присваивает ярлыки: Junior, Senior, Middle. Этой проблемой со мной поделился хороший товарищ, топ-менеджер международной компании, и у меня появилась следующая идея.

Мой босс, когда речь заходит о подсчете KPI

KPI — сугубо бизнесовый показатель. Применить его к отдельно взятому разработчику нереально. И вправду, как оценить показатель творческой деятельности? Как вообще понять, что один разработчик работает хорошо, а другой плохо с точки зрения бизнеса?

Мое решение — всего лишь теория, которую нужно подтвердить или опровергнуть. Что если оценивать не столько работу разработчика, сколько дополнительную нагрузку на бизнес в результате его работы. А конкретно: сколько ресурсов затрачивает разработчик, если выполняет свою работу недостаточно эффективно. Включая часы тестирования, аналитики, ревью и прочие затраты, которые можно посчитать.

Взгляд изнутри

Мы думаем что фича разрабатывается так:

Набросал в Draw.io из шаблона. Изи

Вот только план несколько утопичен. На деле все несколько сложнее:

Так же упущено много деталей, но уже ближе к реальной жизни

Безусловно, общие время и ресурсы, затрачиваемые при разработке, зависят от каждого члена команды. Если кто-то из членов команды делает свою работу недобросовестно, то это будет видно по затраченному времени его коллег.

Если коммуникации в команде налажены, документация в порядке, а каждый специалист знает что и как делать — тогда, конечно, мы вернемся к утопичному сценарию. Но любой команде требуется время, чтобы сработаться, свои коррективы вносят ротация кадров и недостаток времени.

Идея расчета KPI для разработчика в том, чтобы считать время, которое команда тратит на работу вне минималистичной схемы. А именно повторное ревью, повторное тестирование. То есть все, что выходит за рамки линейного процесса или было отправлено назад на доработку. В отсутствии доработок и экономии на этом и есть прямой интерес бизнеса.

Считаем в деньгах

Для простоты предлагаю посчитать в деньгах. Возьмем ряд переменных:

D — ставка разработчика (500);

Hd — выработка часов;

T — ставка тестировщика (250);

Ht — время повторного тестирования;

A — ставка аналитика (200);

Ha — время на разъяснения;

L — ставка лида (1000);

Hl — овертайм на ревью.

У всех, кроме разработчика, берем время затраченное после доработок

Тогда формула будет выглядеть так:

R = (T*Ht + A*Ha + L*Hl + D*Hd) / D*Hd * 100 – 100

... и результатом ее вычисления будет процент превышения бюджета на разработку.

Пример. Разработчик потратил на задачу восемь часов. Она вернулась к нему на доработку с багами. Он два часа фиксил ошибки, лид потратил полчаса на ревью, а тестировщик еще час проверял, что все исправлено. Считаем:

(250*2 + 200*0 + 1000*0,5 + 10*500) / (10*500) * 100 – 100 = 20

Получаем процент. Компания потратила на 20% ресурсов больше, чем нужно было. Это немного, но в рамках рисков. Но если бы разработчик набросал свою фичу на коленке за два часа, перепроверять и дорабатывать пришлось бы несколько раз, цифра выросла бы в разы:

(250*6 + 200*0 + 1000*2 + (2 + 4)*500) / ( (2 + 4)*500 ) * 100 – 100 = 117

Если бы разработчик подошел к задаче ответственнее, потратил шесть часов сразу и все перепроверил — результатом формулы могло бы стать 0%. Это и называется «сработать чисто». А при текущей схеме мы потеряли 3500 у.е.

Можно вывести формулу с учетом предварительной оценки задачи, но важно помнить, что релевантность будет зависеть от множества факторов. Добавим переменных:

S — общие затраты (T*Ht + A*Ha + L*Hl + D*Hd);

Et — оценка задачи.

Re = (S / D*Hd + (Et*D – D*Hd) / D*Hd) * 100 – 100

Если добавить к предыдущему примеру оценку задачи в десять часов показатель будет равен 183, а если оценить в четыре часа — 83.

Сам алгоритм в стадии разработки. И к вам я пришел за обратной связью, взглядом со стороны, возможно, в надежде найти единомышленников. В моей компании «ЮзТехе» мне дали картбланш на тестирование теории. Я планирую подключиться к БД редмайна, вытащить оттуда историю статусов задач с трэкингом, наложить сверху вычисления и посмотреть, что получится.

Если вас заинтересовала идея, напишите об этом в комментариях, я постараюсь публиковать здесь промежуточные результаты своих тестов. А если вдруг кто захочет поучаствовать в эксперименте, милости прошу в Telegram, обсудим детали.

0
79 комментариев
Написать комментарий...
Nikolay Pasynkov
Автор

Как и ожидалось, коллеги по цеху заклевали =) У человека при виде трех букв рядом K, P и I - сразу в голове всплывает "Ох уж эти проклятые менеджеры, опять хотят порезать мне зарплату и пить смузи!" Я встречал разных менеджеров, большинство из них, кстати, пашет как не в себя.

Вообще KPI не про "резать зарплату", а про эффективное использование ресурсов. Бизнесу проще больше зарабатывать чем резать ФОТ на копейку демотивируя сотрудника, уж тем более в такой высококонкуретной среде как ИТ. Смотрите глубже.

Представьте, у вас достаточно большой отдел разработки. Аналитик А - пишет достаточно подробные постановки, а аналитик B - в основном крупноблочно. Разработчик X - хорошо справляется с достаточно-подробными задачами, а разработчик Y - легко разбирает бизнес-требования и грамотно реализует. C каким кого поставить? А добавьте еще пару архитекторов у которых тоже свои заморочки. Эффективность сотрудников в команде это не про зарплату а про то кому с кем работать комфортнее и в каком эффективность команды будет выше.

Есть очень разные люди. Кому-то комфортнее когда у него мягкий лид, кому-то вообще проще одному, потому что не находит общий язык с командой и так далее. А задача "коварных менеджеров" при этом так их собрать, чтобы всем было комфортно, никто не лез на hh и получал удовольствие от того что у него получается, а не когда его долбит тестировщик, или аналитик опять "написал какую-то херню".

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Проблема в том,что единая команда распадается на отдельные команды со своими kpi. Их главная цель становится выполнение своего локального kpi,а не общего.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pasynkov
Автор

Почему вы ставите KPI целью? И уж тем более целью команды?

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Потому что по ним меня будут оценивать. Значит,нужно выполнять в первую очередь свой kpi,а не соседа.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pasynkov
Автор

А вы боитесь оценки? Или думаете что без KPI вас никак не оценивают?

На одном проекте у меня была добрая команда фронтов, 6 человек. Каждый из них работал на "отлично", но один хорошо пилил маленькие штуки, другой лучше справлялся с логикой, третий самостоятельно запиливал большие блоки. Каждого из них я пощупал и давал те задачи с которыми он лучше справиться, что ему больше понравится.

Та же самая оценка, просто без KPI. Разница только в наличии аббревиатуры.

Нет такого понятия "Выполнять KPI", это привито продавцами чтобы мотивировать их зарплатой. В разработке такое не зайдет.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Я про это и говорю,что не надо выставлять жёсткие рамки. Кто то лучше пилит одно,кто то другое.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pasynkov
Автор

Ни о каких жестких рамках не идет речи.

Ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI) — показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей. Использование ключевых показателей эффективности даёт организации возможность оценить своё состояние и помочь в оценке реализации стратегии. (с) Вики

Я говорю о том что мы можем взять реальные данные и посчитать математикой кто в какой ситуации/команде работает эффективнее и применить в формировании команд и распределении задач.

Ответить
Развернуть ветку
Кроко
Я говорю о том что мы можем взять реальные данные и посчитать

Не можете. Вы постоянно упрощаете задачу и этим теряете главное.

Ответить
Развернуть ветку
BblCMOPK HACMOPKA

а главное - это что?

Ответить
Развернуть ветку
Кроко

Автор считает, что главное - это оценить показатель творческой деятельности и вообще понять кто как работает с точки зрения бизнеса. Наверное достаточно очевидно, что по количеству строк кода или "трудодням" творческую составляющую оценить невозможно?

Кто полезнее с точки зрения бизнеса персональным KPI тоже не оценить - у вас может куча ленивых и слабых девелоперов и один весьма сильный. С точки зрения бизнеса много чего висит на нем (поэтому у него высокий KPI), но бизнес обречен. Или хуже того, все девелоперы с высоким KPI но на телефоне хамоватая персона, а в поддержке - студенты.

Ответить
Развернуть ветку
76 комментариев
Раскрывать всегда