А давайте все-таки посчитаем KPI разработчика
За десять лет в программировании я ни разу не встретил расчета KPI разработчика. Бизнес буквально мечтает о введении этого показателя: следит за рынком, вводит грейды, присваивает ярлыки: Junior, Senior, Middle. Этой проблемой со мной поделился хороший товарищ, топ-менеджер международной компании, и у меня появилась следующая идея.
KPI — сугубо бизнесовый показатель. Применить его к отдельно взятому разработчику нереально. И вправду, как оценить показатель творческой деятельности? Как вообще понять, что один разработчик работает хорошо, а другой плохо с точки зрения бизнеса?
Мое решение — всего лишь теория, которую нужно подтвердить или опровергнуть. Что если оценивать не столько работу разработчика, сколько дополнительную нагрузку на бизнес в результате его работы. А конкретно: сколько ресурсов затрачивает разработчик, если выполняет свою работу недостаточно эффективно. Включая часы тестирования, аналитики, ревью и прочие затраты, которые можно посчитать.
Взгляд изнутри
Мы думаем что фича разрабатывается так:
Вот только план несколько утопичен. На деле все несколько сложнее:
Безусловно, общие время и ресурсы, затрачиваемые при разработке, зависят от каждого члена команды. Если кто-то из членов команды делает свою работу недобросовестно, то это будет видно по затраченному времени его коллег.
Если коммуникации в команде налажены, документация в порядке, а каждый специалист знает что и как делать — тогда, конечно, мы вернемся к утопичному сценарию. Но любой команде требуется время, чтобы сработаться, свои коррективы вносят ротация кадров и недостаток времени.
Идея расчета KPI для разработчика в том, чтобы считать время, которое команда тратит на работу вне минималистичной схемы. А именно повторное ревью, повторное тестирование. То есть все, что выходит за рамки линейного процесса или было отправлено назад на доработку. В отсутствии доработок и экономии на этом и есть прямой интерес бизнеса.
Считаем в деньгах
Для простоты предлагаю посчитать в деньгах. Возьмем ряд переменных:
Тогда формула будет выглядеть так:
R = (T*Ht + A*Ha + L*Hl + D*Hd) / D*Hd * 100 – 100
... и результатом ее вычисления будет процент превышения бюджета на разработку.
Пример. Разработчик потратил на задачу восемь часов. Она вернулась к нему на доработку с багами. Он два часа фиксил ошибки, лид потратил полчаса на ревью, а тестировщик еще час проверял, что все исправлено. Считаем:
(250*2 + 200*0 + 1000*0,5 + 10*500) / (10*500) * 100 – 100 = 20
Получаем процент. Компания потратила на 20% ресурсов больше, чем нужно было. Это немного, но в рамках рисков. Но если бы разработчик набросал свою фичу на коленке за два часа, перепроверять и дорабатывать пришлось бы несколько раз, цифра выросла бы в разы:
(250*6 + 200*0 + 1000*2 + (2 + 4)*500) / ( (2 + 4)*500 ) * 100 – 100 = 117
Если бы разработчик подошел к задаче ответственнее, потратил шесть часов сразу и все перепроверил — результатом формулы могло бы стать 0%. Это и называется «сработать чисто». А при текущей схеме мы потеряли 3500 у.е.
Можно вывести формулу с учетом предварительной оценки задачи, но важно помнить, что релевантность будет зависеть от множества факторов. Добавим переменных:
Re = (S / D*Hd + (Et*D – D*Hd) / D*Hd) * 100 – 100
Если добавить к предыдущему примеру оценку задачи в десять часов показатель будет равен 183, а если оценить в четыре часа — 83.
Сам алгоритм в стадии разработки. И к вам я пришел за обратной связью, взглядом со стороны, возможно, в надежде найти единомышленников. В моей компании «ЮзТехе» мне дали картбланш на тестирование теории. Я планирую подключиться к БД редмайна, вытащить оттуда историю статусов задач с трэкингом, наложить сверху вычисления и посмотреть, что получится.
Если вас заинтересовала идея, напишите об этом в комментариях, я постараюсь публиковать здесь промежуточные результаты своих тестов. А если вдруг кто захочет поучаствовать в эксперименте, милости прошу в Telegram, обсудим детали.
А как оценивать ситуации вида: приложение внезапно стало говорить нечто вроде "Хьюстон! У нас проблемы" (общее сообщение об ошибке) на определенном экране. Заказчик удивляется что происходит. Анализ указывает на код разработанный конкретным программистом. Только вот реальная причина - на бекэнде по просьбе заказчика очень внезапно решили изменить формат одного из полей (и вообще вместо поля отдавать структуру). Как это будем в KPI учитывать и ЧЬИХ KPI?
Это проблема частного характера. Виноват здесь менеджмент, аналитика и общий недостаток коммуникаций. Если у вас бэк и фронт делают работу врозь у вас это будет видно еще на этапе аналитики (если первый фронт) и на этапе тестирования (если первый бэк).
В рамках текущего примера по уму надо по ушам надавать постановщику задачи.