3 точных признака клиента-экстремиста, который гарантированно съест ваш мозг маленькой ложкой

Время от времени я общаюсь с клиентами как на этапе пресейла, так и потом, в процессе работы над продуктом. В сфере веб-разработки я уже более 10 лет, поэтому начинаю подмечать интересные закономерности. В этой статье хочу разложить клиента - потребительского экстремизма на 3 простых, но точных признака. Уверен, что такая быстрая классификация поможет вам сэкономить огромное количество времени, нервов и денег. Поехали!

1. Мы с вами будем работать очень долго, поэтому...

Самая банальная манипулятивная техника: сделать проброс в светлое и счастливое будущее, при этом потребовав выгоду для себя прямо здесь и сейчас. Как правило, никакого светлого будущего не наступает, а вы ставите себя в заведомо проигрышное положение, согласившись на эти условия. К слову, не так давно мы столкнулись именно с таким случаем, но ради эксперимента я решил поиграть в игру по этим правилам. Что в итоге? Ожидаемые убытки. Благо, небольшие :)

Что делать: не давать никаких скидок за обещания. Лучше всего таких орлов отрезвляет следующая тактика: сейчас мы с вами работаем по нашей базовой ставке, а при достижении (вставьте свои критерии светлого будущего) собираемся ещё раз и обсуждаем другие финансовые условия. Не устраивает - давайте не будем терять время.

Именно так, сухо и официально. Вероятность того, что манипулятор сольется - 80%, но и у вас же не богодельня, чтобы всем вокруг безвозмездно помогать, не так ли?

2. Ну что, вам сложно что-ли?

Второй типовой случай потребительского экстремизма. С чего то вдруг клиент начинает думать, что ему по доброте душевной или за красивые глаза что-то будут делать бесплатно и при этом постоянно. Прогнуться на этом этапе = постоянно получать такие просьбы вида: "ну тут же на пару минут всего".

Ему бесполезно рассказывать про технологический процесс, про загруженность и временные слоты сотрудников. Не тратьте на это время.

Тут мы имеем простую манипуляцию типа продавливания границ. На вашу реакцию, что это будет оценено отдельно, вы услышите ответ, что вы неклиентоориентированны, не умеете работать, и вообще, в детстве не воспитали и три раза из коляски уронили.

Что делать: оценивать каждую такую "хотелку" отдельно. Конечно, вы можете стать "клиентоориентированным" и какие-то просьбы закрыть бесплатно, но это на ваш страх и риск. Ещё хороший вариант - заключение абонентского договора с обязательной ежемесячной оплатой подобных хотелок (причем только по предоплате). Неадекватов отрезвляет очень быстро!

3. Мне эту задачу оценили в N раз дешевле

Третий, самый явный признак потребителя-экстремиста. Такие "прошаренные орлы" часто встречаются среди тендерного типа клиентов (они водятся на всевозможных фрилансах и сервисах поиска подрядчиков). Нередко рассылают запросы по почте с просьбой оценить ту или иную мелочевку.

За этим скрыт ещё один тип манипуляции: игра на вашем профессионализме. Каждый профи знает, сколько примерно решается та или иная задача и в соответствии с этим называет свою оценку. Когда такой манипулятор выдает заведомо заниженные оценки, профи начинает сомневаться в своих скилах и выходит в нересурсное состояние, после чего попадает под следующую волну манипуляций.

Именно поэтому никогда разработчик не должен общаться напрямую с клиентом. Всё взаимодействие только через проджекта, который должен распознавать такие манипуляции и противодействовать им, а также не воспринимать это близко к сердцу :)

Что делать: сразу отправлять к тому, кто так оценил. Главное - не забыть вдогонку отправить акт выполненных работ (если таковые были), письмо о расторжении договора и закрыть все финансовые обязательства.

Как же выявить манипуляцию на этапе пресейла и максимально себя оградить от подобного?

Мы определили для себя простую стратегию, которая работает и позволяет определить такого клиента либо на пресейле, либо в самом начале сотрудничества. С радостью делюсь с вами (если есть, что добавить - пишите в комментах):

  • Первая встреча безо всяких уступок за пустые обещания. Это железное правило. Верим только цифрам (лучше всего - цифрам на собственном банковском счету).
  • Не бояться спорить с клиентом и уметь сказать НЕТ.
  • Не бояться слить клиента.
  • Если сам клиент (либо ЛПР клиента) недостаточно вовлечен в проект, либо не готов выделить ответственное лицо из руководства (!), то это чревато огромными проблемами. Часто проект спихивается на младшего крайнего, а его задача - выслужиться перед начальством. Причем, за ваш счет :)
  • Заключать только рамочный договор, в котором описаны принципы вашей работы. Если юристы клиента требуют изменений условий договора - биться за каждый пункт. Это четко демонстрирует границы.
  • Отрабатывать первые взаимодействия с клиентом только на простых задачах.
  • Верить внутренней интуиции :) Вот же блин, она не подводит! Сколько вспоминаю таких случаев, когда или у меня, или у партнеров было ощущение, что "съедят мозг маленькой ложкой". И практически всегда ощущение подтверждалось. Мы даже договорились, что если у кого-то из партнером возникает подобное ощущение, то он накладывает вето на такой договор и с этим решением остальные не спорят. Работает :)

А какие у вас были случаи? Как вы решали вопрос клиентского экстремизма? Или, может быть, вас записывали в клиентов-экстремистов?

Автор: Козлов Эдуард. Совладелец компании по веб-разработке WSP-Design, центра ремонта бытовой техники, компании-дистрибьютора профессиональных автомобильных товаров. Спикер отраслевых семинаров и конференций.

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Дмитрий Корнейчук

Золотое правило: Если вам кажется что клиент мудак, то вам не кажется... У меня в строительстве работает 100%

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Сеовектор

Если вы не знаете технологию чего-то либо в строительстве, то вам сделают хреново, потому что строители те еще мудаки и пользуются этим. Работает 100%
P.S. Ничего личного конечно!

Ответить
Развернуть ветку
Topre

Оно все правильно написано, конечно, но чуть-чуть опыта - и все это приходит само собой.
У меня один такой "экстремист" теперь покупает через посредника у меня же. Надо сказать он успел достать знатно.

Ответить
Развернуть ветку
Ин Ко

надеюсь, вы продаёте ему дороже чем остальным? ))))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Eduard Kozlov
Автор

Можете вкратце рассказать суть?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Анатолий Б.

Я проектировщик, сам являюсь и заказчиком и исполнителем. На некоторые разделы нанимаю субпроектировщиков. Могу уверенно сказать, что уровень большинства объективно ниже плинтуса, а запросы на уровне рынка. Печально наблюдаю проф.деградацию, так как люди зачастую не владеют ни терминологией, ни технологией, хотя имеют даже обучающие каналы на ЮТ.
Вчерашний пример: фрилансер, называющая себя архитектором, удивилась, что в SketchUp можно чертить подробные разрезы. Я таких называю декораторами и их сейчас орды, по моему опыту процентов 90.
Поэтому описанная проблема взаимная. Всегда будут претензии и насмешки и в ту и в другую сторону.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Мои знакомые архитекторы просто разрезы чертят не в скетче, а в автокаде (ревите, архикаде).
Поэтому о этих возможностях скетча они вполне могут не знать.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Eduard Kozlov
Автор

Анатолий, согласен. Тоже есть негативный опыт найма субподрядчиков, там тема не одной статьи (напишу позже, есть что рассказать интересного). В работе с субподрядом, как мне кажется, главное - регламенты и стандарты. А их разработка - та ещё песня: долгая и недешевая. Сами иногда выступаем на субподряде на крупных проектах, и если от генподрядчика не приходят их внутренние стандарты, но при этом работа строится через их проджекта - то начинается ад.
Спасибо за интересную тему для будущей статьи.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кучаев

Откуда взялось вообще, что где то есть бесконечный рынок и ультрареволюционное выражение, что любой рынок бесконечен, кто может мне объяснить это? Факты?
Поясню: Для меня это звучит, скажем мягко охренеть как удивительно. Я работаю в b2b, весь рынок это две тыщи компаний на Россию, старый, давно поделённый рынок. маркетинг исследовал вдоль и поперек - максимум 20 компаний в месяц выбирают нового поставщика, всё. Никакие холодные звонки и маркетинговые ноухау не помогут. т.к. смена поставщика крайне болезненный процесс. Единственный выход это менять рынок.
При запуске новых проектов, мы всегда, и не только мы изучаем ОБЪЕМ рынка, сколько млн $ там крутится, какой кусок можно откусить.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Добавьте «...20 компаний делают вид, что выбирают поставщика». Это ещё точнее формулировка:)))

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Kozlov
Автор

Легко.
1. Компании рождаются и умирают
2. Целые отрасли рождаются и умирают
3. Рынок не ограничивается только Россией
4. Выход к тем же клиентам, но с другим предложением.
Нужно просто думать и следить за трендами. Уверен, что вы это делаете :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Saucedo Puetz

У меня простой принцип-если клиент начинает манипуляции-нафиг его, значит хочет обмануть. зачем нужен такой клиент?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Странные идеи про договор.
Как раз отсутствие конкретики в нем часто и порождает проблемы.
Также важно чтобы и разработчики внимательно читали техническую часть договора.
Очень часты проблемы когда "продают" и включают в договор то, что выполнить невозможно.

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Kozlov
Автор

Дмитрий, легко расскажу. В договоре есть рамочная часть (про взаимоотношения сторон), а есть техническая. Первоначально важно подписать именно рамочную часть, к которой затем прикладываются техдополнения. К рамочной части разработчики вообще никакого отношения не имеют, их вотчина - исключительно техничка. Мы пришли именно к такой модели, по разным причинам.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Иванович Иванов
именно они чаще всего ведут себя подобно клиентам из данной публикации

Сергей, предполагаю, это Ваш сугубо индивидуальный опыт. Моему самому запомнившемуся заку-мозгоклюю было 26 лет. С самым комфортным заком сотрудничал ровно 20 лет, ему было 45-65 лет. Впрочем, это тоже мой сугубо индивидуальный опыт. 😊

Сейчас обозрел свою практику (34 года) ретроспективно. Зависимости между мозгоклюйством и возрастом, образованием, культурным развитием у своих заков не обнаружил. Разве что… поспешная фамильярность, как правило, дурной предвестник.

--

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Алексеенко

Были олдскул. Цены отрезвляли. Работали. Несколько более придирчиво, но вполне вменяемы.

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Kozlov
Автор

Сергей, интересное наблюдение!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Александр Привалов

"Если юристы клиента требуют изменений условий договора - биться за каждый пункт" - ой, не вспоминайте. В таких хочется какашками кидать сразу. Многие (утрированно) по договору поставки пытаются аренду заключить.
- у нас тут правки...
- ДОГОВОР РАМОЧНЫЙ, НИЧЕГО МЕНЯТЬ НЕ БУДЕМ!
- но он вообще от нашей ситауции отличается...
- ДОГОВОР ПРОВЕРИЛИ ЮРИСТЫ, СО ВСЕМИ ПО НЕМУ РАБОТАЕМ!
- но по этим пунктам мы же с вами на переговорах о другом договорились?
- НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ, НЕ ХОТИТЕ НЕ ПОДПИСЫВАЙТЕ!

<прошел 1 день>
- мы так работать не можем
- ну у вас в договоре такой порядок прописан, нам самим неудобно, но вы настояли.
- нет, мы не понимаем как это сделать, давайте все по-другому делать
- черт с вами, давайте переподпишем договор или допник заключим.
- нет, подписывать надо начальство теребить, давайте работать так, а на договор пофик
- а если, извините, конфликт?
- ой, как с вами сложно работать, вы, клиенты, всю душу вынете....

Ответить
Развернуть ветку
Коля Капелькин

Этот простой принцип вывели ещё Ильф с Петровым: утром деньги — вечером стулья / вечером деньги — утром стулья.

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Kozlov
Автор

А можно так: утром стулья, днем деньги? Можно, но деньги вперёд!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Алексей Любимов

По моему все три пункта либо очевидны либо неверны. И в основе их обычные провалы менеджера.

1) Мы с вами будем работать очень долго, поэтому...

Все клиенты в случае удачи работают не одноразово. Вы же не беляшами на вокзале торгуете... Поэтому систему скидок и бонусов нужно иметь заранее и предлагать сразу. Клиент должен понимать, как он может снизить расходы. Не даете такой возможности, клиент уходит.

2) Ну что, вам сложно что-ли?

Менеджер во первых, должен уметь обосновывть сроки и затраты, а во вторых сам обязан уметь задавать вопрос, неужели для вас эта малость в затратах так принципиальна, вы что, нищеброды?

3 ) Мне эту задачу оценили в N раз дешевле

Еще раз, менеджер должен уметь обосновывть сроки и затраты в понятной клиенту форме.

Это хорошие клиенты, потому что они заказывают, а также хорошо и вовремя платят. Все остальное - провал менеджера.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

По 2 пункту.... Если согласовывать это малость надо линейному менеджеру, то ему это большой напряг. Во многих компаниях согласование тясячи и ста тысяч по трудоемкости не отличаются...

Одну очень неплохую компанию, после так "вытащенной" доплаты на 3 тысячи , линейный менеджер исключал изо всех конкурсов явочным порядком, просто стирая их письма и заявки.
При этом верхи были ими очень довольны.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Sandy

хм. как так манипуляции стали клиентским экстремизмом, а этап торгов -- манипуляцией?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Ровно с тех пор, как клиент вместо того, чтобы сделать заказ, оплатить и получить результат, просто морочит голову и давит, уничтожая бизнес.

Но в целом я с вами совершенно согласен, нормально выстроенный бизнес эти проблемы обходят стороной.

Ответить
Развернуть ветку
Nick Sidorov
Именно поэтому никогда разработчик не должен общаться напрямую с клиентом

Это про тупого и/или неопытного разработчика.
Проджекты вообще не нужны на проектах, где меньше 10 человек

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Kozlov
Автор

Суть статьи совершенно в ином. Ну да ладно, давайте поразмышляем насчет вашего мнения. Сколько проектов у вас вытягивает умный и опытный разработчик без ПМа? Какой % эффективного времени в этом случае теряется? Какова у вас себестоимость часа, хотя бы в пересчете на постоянные расходы (без учета ФОТ)?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
David Daniel

Я не в веб разработке, все в целом верно. Но и среди таких «манипуляторов» попадаются норм клиенты...

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Kozlov
Автор

Любой рынок бесконечен, и лидов на рынке бесконечное количество. Так стоит ли тогда тратить время на таких манипуляторов?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Сергей Захаров

С клиентом номер 3 вполне можно работать, если показать ему на примерах что он получит за цену Х у вас и за цену Y у дешевого конкурента. Рассказать что он может потерять в качестве дизайна или сервиса. У меня часто срабатывало.

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Kozlov
Автор

Сергей, согласен. С одной поправкой: Если это не доведено до абсурда, в переговорах обычно видно, когда найдём общий язык, а когда - нет.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кучаев

любой рынок конечен

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Иванович Иванов

Эдуард, все перечисленные Вами «клиенты-экстремисты» когда-то были моими заками. Да, заками трудными, но сотрудничество в итоге было вполне успешным.

Другое дело, что во взаимодействии с такими заками необходимы особые подходы ещё на стадии потенциалов. Большое значение имеет «чуйка», которая приходит с годами.

Не становятся моими заками только две категории потенциалов: 👇

1. Явно криминогенные (о криминальных и речи нет).

2. Мозгоклюи.

Даже если эти потенциалы предлагают привлекательные гонорары. Крайне негативный опыт показал, что, highly likely, гонорары эти потом изблюёшь. Была пара казусов, пока не набрался опыта, когда чуть было жизни не лишился.

Ваш довод о «бесконечности рынка» меня… обескураживает. Либо я Вас не понял. Таки рынок ограничен специализацией исполнителя и количеством платёжеспособных потребителей его услуг.

--

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Ловпаче

че вам жалко что-ли?

Ответить
Развернуть ветку
48 комментариев
Раскрывать всегда