Как я начал зарабатывать на работе со звуком. Финансы, кадры, продажи

Илья Ахияров рассказывает, как создавал полноценный саунд-департамент для krem.productions

Свой путь по работе со звуком я начал с небольшой проджект-студии в центре российской глуши, записывал рэп-исполнителей, песни на корпоративы, едва сводил концы с концами. Сейчас же в портфолио моей команды работы с такими грандами как Microsoft, THQ North и Playrix. Все дело в том, что в определенный момент я начал ценить свое время и навыки и решил, что пора менять подход к своему ремеслу и прикладывать свои силы в более перспективное русло. Я решил начать вести блог «как заработать на звуке миллион», но не успев даже начать, уже выполнил поставленную задачу. В этой статье я опишу как на базе простой недорогой проджект студии звукозаписи, я основал, развил и масштабировал студию саунд-дизайна и вышел на мировой уровень. Расскажу о финансовых, маркетинговых и управленческих решениях и пройдусь по кадровым и техническим вопросам.

Краткая предыстория

В 2014 году в продакшн-студии krem задались вопросами оптимизации издержек и отказом от аутсорса. В первую очередь, аутсорса по звуку. У компании были свои художники, моделлеры, моушн-дизайнеры, кодеры, сценаристы. Каждому из них для комфортной работы требовалось 2-3 кв. метра жизненного пространства, ясное видение своих целей и машина-инструмент мощности, чуть выше средней.

О звуке же представление было весьма туманным. Работа с фрилансерами и аутсорсерами со всего мира создала образ нервного, сложного, не пунктуального и недоговороспособного парня. Как саунд-дизайнера, так и композитора (что абсолютно 2 разных ремесла, попрошу не путать ландшафтного дизайнера с художником-реалистом). Пока не появился Я.

В очередной раз компания krem обращается за помощью молодого руководителя провинциальной студии. Задача — создать легкий ненавязчиво-игривый и чуть менее избитый, чем весь остальной корпорэйт, трек для ТВ и YouTube рекламы. Молодая команда с легкостью, быстро и недорого справляется с заданием, а мозг арт-руководителя проекта при этом остается девственным. Через некоторое время мне поступает предложение возглавить отдел звукового дизайна. Поставленной целью стало сформировать команду и этику молодой компании для выхода на рынок саунд-дизайна игр, приложений и фильмов.

Начну с осязаемого. Расходы, кадры, заказы

Расходы

Хорошая студия предполагает серьезные затраты. Но все не так плохо. Композиторы и саунд-дизайнеры комфортно работают в одном и том же сеттинге и не против работать по очереди в 3 смены. Главное, чтоб платили нормально.

На 1 рабочее место вы потратите:

  • Аренда помещения (минимуму 10 квадратов) — 10 т.р. в месяц;
  • Подготовка помещения: сэндвич-панели, будка, шумоизоляция и пр. — 30 т.р.;
  • Мебель: стол, стул, стеллаж, стойки под инструменты и мониторы — 20 т.р.;
  • Оборудование: мониторы, наушники, щит-контроль, звуковая карта, микрофоны — от 200 т.р. и до бесконечности;
  • Компьютер — от 50 т.р.;
  • Софт — от 100 т.р.

Подытожим: укомплектовать рабочее место на уровне «чуть выше среднего» — плюс-минус полмиллиона рублей. Кадры — бесценны. Конечно, на всем можно экономить: эмулировать, пиратить софт и обходится посредственным оборудованием. Но я так не работаю. Отличный продукт начинается с инструментов и культуры производства.

Кадры

Наконец, студия укомплектована. Чтобы шестеренки закрутились нужна отличная команда. В первую очередь вам понадобится руководитель.

Его задачами будут организация и управление, работа с кадрами, формирование этики и скриптов. По моему опыту, главные качества руководителя студии саунд-дизайна: ответственность, пунктуальность, умение вести диалог с заказчиками, умение строить работу с подчиненными (порой жестко). Само собой, с пониманием каждой из сторон работы. Рассмотрим идеальный вариант. Композитор, аранжировщик, музыкант с академическим образованием, звукооператор, звукорежиссер, маркетолог, призер международных олимпиады по математике. Не лишним будет высшее образование в ВШЭ по специальности «менеджмент». Амбиции, острый ум и невероятную харизму не стоит даже упоминать. Все это умножаем на болезненное, обусловленное психологическими травмами, стремление работать со звуком.

Руководитель — лицо вашей команды, ему Вы доверяете формирование имиджа, работу с клиентами, посещение выставок, фестивалей. А также отчетность, управление финансовыми потоками и административную работу.

Следующий ключевой сотрудник — арт-руководитель.

Он должен стать правой рукой руководителя. Его основная задачей будет контроль качества продукта и поиск решений для его непрерывного улучшения.

Хороший Арт-руководитель — это мастер, сенсей-звукорежиссер, саунд-дизайнер, который учит и направляет исполнителей. Финализирует продукт, и не спав 3 дня, дрожащими руками передает работу руководителю, чтобы тот играючи протолкнул работу в узкий и темный тоннель успеха. Главные черты, ответственность, стрессоустойчивость и маниакальность. Подберите правильно эту двойку и забудьте о кадрах навсегда. Вы моргнуть не успеете, как вокруг них начнут появляться и исчезать звукорежиссеры, саунд-дизайнеры и композиторы всех мастей, пока не сформируется мощная команда. У нас на это ушло около года.

Еще одной важной задачей вышеописанных ключевых сотрудников — формирование систем. Вся работа студии должна быть заскриптована. Поверьте мне, люди даже самых творческих профессий способны научится называть файлы по скрипту и работать с готовыми цепями плагинов. Формируем автоматизм и нейронные маршруты, чтоб делать простые вещи быстро и без ошибок. Приучаем к дисциплине, чтобы экономить время и ресурсы. Мы легко решили проблему с управлением и финансами, дав карт-бланш нашим руководителям. Но что делать если отчеты не отправляются, работы сдаются не вовремя, отдел не расширяется? Ответ прост — увольнять. Наша корпоративная этика работает следующим образом:

  • Первый фэйл — объяснение;
  • Второй (такой же) — выговор;
  • ...
  • Шестой — увольнение.

Рыба гниет с головы и всегда проще уволить некомпетентное руководство. Открою вам секрет. Моя работа — далеко не первая попытка создать на платформе krem студию саунд-дизайна, но первая удачная. Если заказы не появляются, задачи не выполняются, студия не расширяется на протяжении 3 месяцев — увольняйте смело. Вы не сработаетесь.

Заказы

Надо понимать, что формирование целой студии саунд-дизайна подразумевает наличие стабильного потока заказов. 95% студий связаны тем или иным образом с моушн-, продакшн- и геймдев-студиями. Либо дочками кино- и музыкальных студий.

Где же взять постоянных партнеров? В столице все довольно просто. Достаточно завести связи в индустрии рекламы, кинопроизводства, интернет-маркетинга и геймдева, что делается на первой же совместной пьянке.

В провинции с этой задачей значительно сложнее. И с учетом серьезных вложений в открытие, без поддержки или понимания как сформировать поток заказов, затея становится откровенно глупой. Попробуйте найти грамотного продажника в провинции за процент в области саунд-дизайна. Рехнетесь. Они сидят на окладе в 40 тысяч и им совсем не хочется прыгать в авантюры. Металл и материальный продукт им продавать привычнее, чем объяснять местной телевизионной компании, что им нужен человеческий звук.

Имеет смысл начинать бизнес и заводить клиентскую базу в Москве и Санкт-Петербурге, а затем переносить производство в провинцию. Поверьте мне, где-нибудь под мостами Тюмени Вас уже ждут голодные звукорежиссеры, готовые качественно работать за гроши. Сейчас они все на фрилансе. Но предложите им потоковую работу и они Ваши. Месседж предельно прост: «Вы работаете хорошо и вовремя — поток идет в вашу сторону. Плохо и срывая сроки — пожалуйста, получайте 1 заказ в месяц, берите с него чуть большие деньги, а потом сосите лапу». Поверьте, все предпочитают стабильность.

Подготовьте грамотные КП по всем направлениям, мини-презентации. Соберите со всех работников портфолио и составьте одно человеческое. Далее звонки, рассылки, ну или чем там сейчас отделы маркетологов с продажниками занимаются. Но это не принесет Вам первых заказов. Первые заказы Вам принесут посещения тусовок причастных к индустрии и горящие глаза.

Проблемы и решения

Разберем некоторые проблемы, с которыми Вы неизбежно столкнетесь, выбрав непростой путь работы со звуком.

Аутсорс. Музыка и дикторы

Первое, с чем столкнется начинающая студия саунд-дизайна, это необходимость привлечения сторонних лиц. Маловероятно, что у Вас в распоряжении сразу будут профессиональные дикторы и композитор готовый написать трек для малобюджетного трейлера за 2000 рублей. Если с музыкой все относительно ясно и Вы вполне можете использовать купленный трек с AudioJungle, pond5, Luckstock, то с дикторами ситуация аховая.

Прежде чем собрать свою базу, мы сотрудничали с множеством студий, заточенных под запись дикторов и результаты угнетали. Зачастую мы получали совсем не то, на что рассчитывали. Несоответствие результата и превью, проваленные сроки, заоблачные цены. Иногда проскакивали откровенные ошибки, которых можно было избежать просто прочитав ТЗ. Все это стоит денег и времени. Я могу порекомендовать некоторые студии, но не буду это делать в статье. Пишите мне в соц.сетях или на [email protected].

Знатоки со стороны заказчика

Типичная ситуация. Вы сдаете работу и внезапно со стороны заказчика всплывает их «специалист» по звуку. Иногда это бывает вчера нанятый звукач, иногда просто менеджер с образованием музыкальной школы в 8 классов. Это основополагающий момент для Вас, как для профессионалов. Если вы уверены в своих знаниях и вкусе, не бойтесь давить опытом, аргументируйте свои действия. Не стоит слепо исполнять все правки только для того, чтобы вся это возня закончилась. Зачастую, т.н. «специалист» пытается показать руководству свою полезность, а чаще просто придраться. Мы даже ставили эксперимент, высылая заказчику произведения Бетховена, где были услышаны посредственность, неправильная оркестровая аранжировка и противоречащие тональности диссонансы. Стоит отметить, что иногда можно услышать профессиональное мнение и это замечательно. Всегда запрашивайте фидбэк. Проводите работу над ошибками. Если же речь идет о вкусовщине, стоит пойти навстречу клиенту, все-таки Ваша задача, сделать продукт ДЛЯ клиента.

Плохая организация клиента

Ситуации из личного опыта. На протяжении месяца клиент договаривается о ряде работ, ставит дедлайн в 2 месяца и пропадает. Уезжает на работы в Сибирь. А за неделю до дедлайна возникает из ниоткуда и требует незамедлительного исполнения работ, при этом не предоставив материалы, необходимые для работы. Забыв про договор и предоплату. Или клиент, с которым мы работали поэтапно. Этап сдается, оплачивается и начинается работа над следующим. Срок — 3 месяца. Вроде все не сложно. Но организация в этой конторе была настолько убогой, что мне лично приходилось каждый раз обзванивать всю финансовую цепь начиная с ген.директора и заканчивая бухгалтерией, чтобы просто получить оплату. После, мне озвучили претензии по срокам сдачи проекта!

Единственный вариант работы с подобными заказчиками — грамотно составленный договор и готовность отстоять свою позицию в суде. В договоре не забудьте прописать такие пункты как: сроки предоставления материалов, сроки оплаты, порядок начисления штрафов и пени, условия для расторжения договора и отказа от работ. Никогда не сдавайте работу без вотермарок до получения закрывающего платежа. Если заказчик сомнительный — только 100% предоплаты.

Клиент не понимает, что ему нужно

Если ТЗ невнятное — запрашивайте хорошее, задавайте наводящие вопросы, брифуйте. Работа без четкого понимания, что нужно клиенту, как правило проводится впустую. Если уровень запроса явно не соответствует бюджету, который готов выделить заказчик — объясняйте, на что он может рассчитывать за свои деньги.

Доносите, что не стоит ожидать звука уровня Blizzard или саундтрека уровня Ганса Циммера имея 10 тысяч рублей.

Правки и сроки

По правкам 2 варианта. Либо ограничивать количество правок и оговаривать доп.кост за каждую дополнительную, либо работать по принципу «до последней правки» и учитывать это в стоимости, как это делаем мы.

Важно правильно оценивать сроки выполнения проекта. Если клиента эти сроки не устраивают, увеличивайте цену на коэффициент, который покроет издержки за срочную работу и стресс Ваших исполнителей.

Атмосфера и культура в команде

Как бы не был хорош исполнитель, если с ним невозможно работать, всем будет легче без него. Надежность превыше таланта. Спорно, но это мое личное мнение. Я убежден, что талантливых и перспективных людей в разы больше, чем надежных, исполнительных и просто адекватных. Учите и воспитываете. Не получается — прощайтесь без сожаления. И не допускайте особо горячих до общения с клиентами. Для этого есть Арт-руководитель.

Подводя итог

Наберите правильных ключевых сотрудников и выполните первые заказы качественно и в срок. Так, Вы зарекомендуете себя как надежную и умелую команду. Теперь можете рассчитывать на сарафанное радио. В геймдеве и продакшне это работает не хуже, чем на арабском базаре. Гарантирую, что даже мелкие и незначительные работы могут привести за собой большие, интересные и, самое главное, прибыльные проекты.

Автор: Ахияров Илья, руководитель студии Саунд-дизайна krem.audio, финансовый директор krem.group, фронтмен и создатель групп Mistackes, Mello.

0
24 комментария
Написать комментарий...
Artem Gruzdev

"Мы даже ставили эксперимент, высылая заказчику произведения Бетховена, где были услышаны посредственность, неправильная оркестровая аранжировка и противоречащие тональности диссонансы."

Всё так, Бетховен переоценен.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Напомнило тролльные истории (сам не вживую не видал, правда), когда на форум 3Д-художников постилась фотография, а там художники находили на фотографии (!) ошибки рендеринга, хреново положенные текстуры, тени и прочее.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Gruzdev

Матрица рендерит неидеально.

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина

Сколько начал зарабатывать? А то может и начинать не стоило.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ахияров

Напишу отдельную статью. Про историю развития и весь путь компании в цифрах.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Лукьянчиков

Интересная статья, но не хватает привязки к деньгам.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ахияров

Да, я соберу фид по этой статье и напишу новую по всем интересующим вопросам) Особо обращу внимания на (список буду пополнять):
1. Развитие компании в цифрах
2. Способы привлечения клиентов
3. Начальный стаф для рабочего места саунд-дизайнера

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Софт от 100к? На что, интересно, они были потрачены? Интересуюсь как человек, который не по наслышке знаком со сферой музпродакшена.

Ответить
Развернуть ветку
Edward Zigmund

Если говорить о нормальных банках семплов и хороших плагинах, то они могут стоить и дороже. Попробуйте укомплектовать Logic на сотку :)

Ответить
Развернуть ветку
Катя Розалик

есть хорошие библиотеки но найти их тяжело, можно сказать передаются из рук в руки

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Агафонов

Ну если учесть что тот же cubase стоит от 40k + куча плагинов то я думаю на софт с легкостью можно набрать даже больше 100к. Я думаю тут так же нужно учитывать лицензионную операционную систему, антивирусы и прочий софт.

Ответить
Развернуть ветку
Катя Розалик

если найти студента какого-нить гитра(те звукопрофильного вуза) и попросить справку о факте обучения, то проги у офдилера можно покупать со студенческой лицензией за 20к

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

В том-то и дело, что есть отличные альтернативы вроде Reaper, который вообще бесплатный или 50$ стоит. Так-то софта можно и на миллион накупить, только зачем?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Агафонов

Тут и начинается холивар бесконечный. Можно и вместо ноймана купить джениус 😂

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Таки вы будете уверять, что кубейс звучит лучше рипера и других DAW? Я что, вернулся в 2003 год?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Скиннер

Ну почему же сразу "звучит лучше".
Есть и другие отличия. Интерфейс. Удобство роутинга. Качество штатных плагинов.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Filippov

не так, он стоит 60$ или 225$, при этом 60 - это в личных целях или для обучения или если годовая валовая выручка меньше 20 тыщ баксов. А за 225 баксов можно уже и в сторону всяких разных других аблетонов посмотреть. Но вы правы, что можно и на бесплатном софте написать неплохо, вопрос удобства и скорости

Ответить
Развернуть ветку
Denis Denis

Вы в дефолтовом гаражбенде, что ли, музыцируете не по наслышке? :)

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Reaper же есть, например. По возможностям превосходит условный Cubase или Logic, а стоит раз в 10 меньше

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Kozlov

Илья, по доброму завидую вашей смелости, так как в свое время не увидел достойных вариантов заработка на музыке и саундпродюссировании. Удачи!
з.ы. А вот насчет цифр было бы интересно. Какая уже клиентская база, какая маржинальность услуги получается и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Пятница

Спасибо за статью. Полезно👍

Ответить
Развернуть ветку
Катя Розалик

а расскажите о поиске и привлечении потенциальных клиентов в этой сфере!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Filippov

было бы интересно почитать про железо в студии и софт, который используется, но возможно тут не профильный ресурс... а так да, скок зарабатываете?))

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Bushmakin

Неожиданно и приятно видеть знакомые названия и лица на VC. Успехов!

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда