{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Олды не поймут: как и зачем работают зумеры

Привет! Меня зовут Марина, в этом блоге мы с вами уже встречались – я рассказывала об ошибках планирования и фокусах сознания, которые их вызывают. Сегодня я хочу посмотреть на вопросы планирования чуть шире — попробую разобраться в особенностях менталитета своего поколения.

Я — представительница поколения зумеров. В представлении людей старшего возраста мы абсолютно другие, непонятные, слишком свободные, чересчур диджитализированные.

Мне кажется, что СМИ и соцсети сильно преувеличивают, создавая некий шаблонный образ зумера — иногда безответственного, часто слишком эмоционального, озабоченного лишь собственными амбициями.

Поколение Зет (англ. Generation Z) также известное как зумеры или зеты — термин, применяемый в мире для поколения людей, родившихся примерно с 1997 по 2012 годы, то есть сейчас им не больше 25 лет. Соответствует Теории поколений, созданной Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом (англ. Neil Howe).

Я решила разобраться, чем отличаются ценности, отношение к работе и планированию времени у зетов и предыдущих поколений.

Согласно исследованию рекрутинговой корпорации Manpower, четверть всего трудоспособного населения — зумеры. В мире их около 2 млрд человек, в России – 22 млн.

У каждого поколения — свои цели и задачи, которые важны для них в работе. Я абсолютно согласна с утверждением, что рожденные после второй половины девяностых, зеты, ставят главным приоритетом реализацию собственных амбиций. Мы разбираемся в технологиях, не зациклены на деньгах и делаем большие ставки на карьеру. При этом, как пишет Business Insider, мы скорее бросим работу, чем останемся там, где не чувствуем себя счастливыми и полезными.

Что с образованием?

Я точно знаю, что бум популярности высшего образования пришелся на конец девяностых и нулевые. Тогда диплом действительно был эффективным инструментом на рынке труда и прибавлял социальной значимости его обладателю. Но давайте признаем: времена поменялись. Сегодня высшее образование почти обесценилось, — с этим согласны не только зумеры, но и их работодатели.

По мнению аналитиков, учеба в вузе не сильно интересует зумеров — 74% респондентов опроса РАНХиГС в возрасте от 18 до 25 лет считают, что значимость высшего образования завышена. Не могу сказать, что полностью согласна с этой точкой зрения. Но вместе с тем у нас действительно много возможностей для самообразования: СМИ, подкасты, видео на YouTube и вебинары. Многие мои ровесники осваивают профессии с помощью онлайн-курсов — при этом умудряются совмещать доп. образование с работой.

Я и сама периодически учусь на разных курсах, совершенствую навыки или получаю знания в новых сферах. Сложно совмещать работу и учебу, даже если тебе не нужно заботиться при этом о семье, близких. Да, мы диджитализированы более, чем предыдущие поколения и нам проще выбрать подходящие цифровые инструменты для решения любых, даже повседневных задач. Поэтому многие из нас используют календари и планировщики в смартфонах и на компьютерах.

Лайфхак: Для того, чтобы правильно распланировать день, я заношу все дела в приложение-планировщик: и рабочие задачи, и дела по учебе, и домашние дела. Чтобы не запутаться – использую проекты. Когда мне надо сконцентрироваться на задаче – открываю только тот проект, по которому сейчас работаю.

К работе мы тоже относимся иначе

Бытует мнение, что зумеры работают не ради денег. Не совсем. Для моего поколения важно не просто найти место под солнцем — мы чаще рассматриваем карьеру как основной инструмент для самореализации. При выборе места работы нам действительно важны:

  • возможность гибкого графика,
  • баланс работы и личной жизни,
  • разнообразные пути для роста и развития,
  • дружный коллектив,
  • стабильность и надежность компании.

Если на собеседовании вы попросите моего ровесника описать идеальное место работы, услышите что-то вроде «я бы хотел работать там, где у меня будет возможность развиваться и менять мир». Больше, чем кого-либо до них, нас заботят проблемы экологии, социальняя ответственность и будущие нашей планеты. Это подчеркивают данные исследования VK и НИУ ВШЭ — проблема волнует 66% молодежи. С большей вероятностью зеты согласятся работать в компании, которая разделяет их взгляды.

Отмечу еще момент: нам скучно просто работать. Задачи должны быть привлекательными, иметь какую-то дополнительную ценность. Мне кажется, эту проблему можно решить с помощью геймификации.

Лайфхак: Самый простой способ сделать из любой задачи квест — использовать чек-листы. Еще лучше, если в них можно отслеживать прогресс. Вроде делаешь задачи по списку, а подсознательно получаешь « ачивки» и видишь прогресс. Я стараюсь избегать рутины именно таким способом, разбивая задачу на простые, но разнообразные действия.

В SingularityApp есть готовые чек-листы с заданиями по разным тематикам, я скачала экологический — приучаю себя сортировать мусор, экономить электроэнергию, воду, меньше потреблять, больше переиспользовать.

Где «ловить» зумеров?

Все современные люди массу времени проводят в мессенджерах и соцсетях, но зумеры — рекордсмены в диджитал-социализации. Под данным ВЦИОМ, 72% молодежи тратят на общение в интернете по 3 часа в день и больше. Здесь мы обмениваемся мемами с друзьями, потребляем разного рода контент, заводим знакомства. Ну и работаем, конечно же.

Лайфхак: В некоторые планировщики можно ставить задачи прямо из Telegram с помощью бота, который сам их добавит в приложение.

Мы и правда другие, но настолько, чтобы нас не понять. Зумеры в своем большинстве очень трудоспособный и осознанный народ, поэтому самое важное — при общении / работе / совместных проектах находить общий язык и почаще разъяснять, какую пользу принесет та или иная задача. И не ограничивать в вариантах ее решения :)

0
153 комментария
Написать комментарий...
Denis Ramzaev

СМИ, подкасты, видео на YouTube и вебинары - это полнейшая дичь. Ну ок, фотошоп, иллюстратор - ютуб. Кодинг - ютуб с натяжкой, все равно нужен опытный человек, чтобы не втыкать тысячу лет. 3D - ютуб + туча практики. Копирайтинг(Вы как раз вижу этим занимаетесь, неплохо, вполне, но заказы в РФ - полная шляпа) - реально надо много читать самостоятельно, да и не просто это, создать текст по всем канонам. СММ - ну такое себе, можно нассать заказчику в уши, пообещать качественную работу, а по итогу как у всех. Аудио продакшн - нужен опыт или талант, видео продакшн - мощное железо. Что-то специфичное, реально работающее и приносящее кэш - точно не подкасты, сми, ютуб, и уж точно не ипучие вебинары.

Ответить
Развернуть ветку
Banyanya

На ютубе лекции из mit опубликованы, тоже дичь?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Ramzaev

ну-ну да, все прям залпом смотрят эти лекции на ютуб

Ответить
Развернуть ветку
Banyanya

кому надо - те смотрят, хорошие лекции. Полезнее моих из универа уж точно. Вы утверждаете что контент Ютуба дичь, хотя там много полезного.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Ramzaev

Дичь не контент с ютуба, а сама идея о том, что это - удачный вариант для всех. Далеко не для всех и далеко не все есть на ютуб.

Ответить
Развернуть ветку
Banyanya

Это один из инструментов, который можно использовать. Названную вами идею вроде никто и не продвигает, интернет ресурсы и онлайн образование можно и нужно использовать. Это не заменит многолетний рабочий опыт, но и вышка его тоже не заменяет в той же мере.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Ramzaev

Как по мне, это один из инструментов научиться чему-то простому, чему можно научиться и методом тыка, либо расширить свой кругозор, что-то сложное - нужен наставник, иначе это будет не учеба, а тыканье в небо. Разумный, взрослый человек мечтает получить образование за рубежом, сильное образование. Вы же просто хотите упростить сложные вещи до плевания в потолок. я не спорю, кто-то тратит много времени на свое образование, потом идет на ютуб, записывает ролик, все интересно - понятно, но это и близко даже не образование, это так, по приколу. Один х*й человек записавший ролик на 10 часов будет ориентироваться в теме гораздо лучше, чем его просмотревший.

Ответить
Развернуть ветку
Banyanya

еще раз повторюсь,на ютубе выложены mit лекции по теории графов, например. Университестские, топового технического университета мира, одного из лучших.
Расширьте свой кругозор уже, там не только видео о том, как ногти красить и в носу ковырять.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Ramzaev

И еще, не надо тут давить умняка, я посмотрел дохулиард всякого рода лекций, не помню уже нихрена, потому что это все лажа. Кругозор расширил и чего? Учеба - процесс усердной работы, а не просмотра видосов.

Ответить
Развернуть ветку
Banyanya

Гайки крутить можно научиться только за счет опыта. А чтобы, например, сетку траблшутить, вам нужен фундаментал по сетке, системы админить вдумчиво, а не нажимать кнопки в случайном порядке - тоже нужен фундаментал. Это объем курсов в зарубежных вузах, так вот это прекрасно что его можно найти в виде видео в интернете.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Ramzaev

и все же, даже для этих простейших вещей нужна вышка, а не ролики с ютуб

Ответить
Развернуть ветку
Banyanya

Да ладно, в России не учат вышеописанному в рабочем объеме, плюс переводы специальной литературы ужасные и терминология 80х. У меня нет вышки, опыт работы 10 лет, учила все сама, получала офферы от зарубежных бигтехов. Вот уж действительно, кто не хочет - ищет причину.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Ramzaev

я с вами согласен, по it все стоящее - на английском, однако, не у всех есть время набираться опыта. человек с дипломом как правило быстрее добирает необходимые знания, потому на них и спрос за рубежом.

Ответить
Развернуть ветку
Banyanya

Спроса мало, там еще надо собеседование пройти, а диплом этого не гарантирует.
Как и знаний вообще, многие, наверное, помнят какой ад был на первых двух курсах с обязательной физикой и химией для всех, там не до знаний а просто бы выжить. А еще плюс к этому гуманитарные дисциплины типа экологии. Мне нравится больше гибкий подход, где студент должен себе набрать минимальное количество кредитов (дисциплин) на семестр, часть обязательные для специальности, часть выбирает сам. Может взять больше, но обязательно сдать из них нужно только на сумму кредитов, то есть если с дополнительным курсом не пошло, можно забить.

Короче, до 30 есть какой-то бонус от вышки, но только в случае, если она подтверждена знаниями, после - пофигу, только знания и опыт будет проверяться. Поэтому после 30 без вышки релоцироваться легче, например.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Ramzaev

спрос в IT огромен, сис админы и рекламщики из России - такое им не надо

Ответить
Развернуть ветку
Denis Ramzaev

либо очень хороший педагог, либо приличный опыт, с нуля ютуб эффекта не даст, нужна хоть какая-то база вне ютуб

Ответить
Развернуть ветку
Denis Ramzaev

ну и что? Вы много людей знаете, которые смотрят на ютуб что-то больше чем "как красить ногти и ковырять" в носу, более того разного рода лекции ходили на дисках еще до ютуба. Ютуб - платформа для обзоров, новостных подкастов и развлекушек в первую очередь.

Ответить
Развернуть ветку
Banyanya

Вы путаете желания и возможности, кому надо - те смотрят, материалы есть, кто хочет научиться, тот научится, вопрос же был об этой возможности, так вот - она там есть.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Ramzaev

зачем тогда люди учатся в mit, если есть видосы?

Ответить
Развернуть ветку
Banyanya

Потому что это престижное очень хорошее образование и отличный диплом. Но тем, у кого нет возможности его получить, можно прикоснуться к этим же образовательным курсам бесплатно, и это прекрасно.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Ramzaev

ага, потом работодателю будете рассказывать что посмотрели ролики mit на ютубе, и конечно же они выберут Вас, а не человека с дипломом даже не самого престижного вуза.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Ramzaev

базару нет, расширять кругозор надо, но не учите молодежь плохому, что все можно освоить на ютуб, конкуренция сегодня дикая, и Вы все далеко не цукерберги

Ответить
Развернуть ветку
Banyanya

да что за проблемы с чтением, я же писала, ютуб - один из инструментов, его стоит использовать, но не забывать про фундаментальную литературу, а также новичкам нужно совмещать практику и фундаментал, т.к. фундаментал без практики зачастую сложно освоить, а практика без фундаментала будет мартышкиными действиями. Можно миксовать все и получить хороший результат.

Ответить
Развернуть ветку
150 комментариев
Раскрывать всегда