Кто не рискует?

О том, как бороться с кризисными ситуациями в бизнесе, рассказывает коммерческий директор digital-агентства «Интериум» Алексей Астафьев.

На днях информационное пространство сотрясали публикации крупных брендов, которые публика сочла неуместными. Самый известный из них - случай с «Ikea», наверняка вы о нем слышали. Мы не будем давать оценку этой ситуации, а просто рассмотрим некоторые теоретические аспекты антикризисных коммуникаций.

ЧТО ТАКОЕ РЕПУТАЦИОННЫЙ РИСК?

Репутационный риск — это риск публичного распространения в любых формах нежелательной для компании информации о ее деятельности и негативных суждений и оценок ее деятельности на основе такой информации.

РЕПУТАЦИОННЫЕ РИСКИ НЕ ИДЕНТИЧНЫ «БИЗНЕС-РИСКАМ»:

  • Нарушение внутренних норм и правил компании («бизнес-риск») превращается в репутационный риск, когда становится достоянием гласности;

  • Но даже то, что является нормой для компании, и в силу этого не порождает «бизнес-рисков», может негативно восприниматься отдельными общественными группами и провоцировать репутационные риски;

  • Более того, публичные негативные оценки могут даваться на основе ложной, искаженной, тенденциозной информации, что также провоцирует репутационной риск, хотя с «бизнес-рисками» не связано.

Работая с рисками, главное - понимать, что дело не в том, что случилось, а в том, как реагирует компания.

Кто не рискует?

Уследить самостоятельно за всеми упоминаниями сложно, особенно в крупной международной компании, в франшизных сетях, в компаниях с множеством представительств по стране. И тут на помощь приходит мониторинг. В ходе мониторинга необходимо фиксировать ситуации, если:

  • действия Клиента ведут к ущербу или потерям для конкурентов;

  • клиент или связанные с ним организации или лица ущемили чьи-либо интересы, нанесли кому-либо ущерб;

  • деятельность или продукция Клиента признаны не соответствующими регуляторным нормам или требованиям;

  • случаи разногласий, конфликтов и т.п. с местными или региональными властями и представителями деловой элиты;

  • случаи обращений СМИ, общественных организаций, регулирующих органов, отдельных граждан по вопросам, связанными с качеством продукции, влиянием продукции Клиента на здоровье человека, особенностям хозяйственной и сервисной деятельности;

  • случаи, когда по интересам или репутации Клиента может быть нанесен удар.

Важно понимать, что в ходе мониторинга в поле зрения будут попадать сообщения разной значимости.

Существуют различные критерии значимости события, например, то, что публикация появились в ведущих СМИ, а комментарии дали известные чиновников и эксперты. И наоборот: если публикация вышла только в одном источнике, носит типовой и локальный характер – то она и не требует вмешательства.

Так какие же существуют базовые стратегии реагирования?

1. ПРИЗНАНИЕ

  • Да, это наша вина…

  • Мы уже принимаем меры…

  • Мы научимся на ошибках и станем лучше…

  • Мы открыты для общества и проверки!

2. ОТРИЦАНИЕ

  • Нет, мы абсолютно не причем!

  • Скорее всего, виноват [x] …!

  • Обвинять нас – ошибка

  • Ситуация - следствие кампании против нас…

3. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

  • Да, мы в принципе отвечаем за это, НО...

  • Этот случай - исключение

  • Это не плохо, а наоборот, хорошо

  • Это могло быть с каждым (отраслевой риск)

4. ВЫТЕСНЕНИЕ

  • О чем вы говорите, когда дети в Эфиопии умирают от голода?!

  • Сейчас намного важнее обратиться к теме...

5. МОЛЧАНИЕ (в большинстве случаев - самая слабая стратегия)

В кризисной ситуации необходимо придерживаться какой-либо одной стратегии! Пересматривайте стратегию только при изменении ситуации.

И тут возникает важный вопрос: что же делать? Ведь репутация влияет не только на стоимость акций крупных компаний, но и по сути является главным источником жизни малого бизнеса. Вот несколько инструментов реагирования на негатив:

  • Встречные публикации в СМИ, блогосфере и соцмедиа;

  • Комментарийная работа на новостных порталах;

  • Раскрутка персонального канала коммуникации с аудиторией;

  • Создание общедоступных механик (в том числе digital) для работы с аудиторией.

На сегодня прервемся на тему антикризисных коммуникаций, в следующий раз будем подробнее разбирать типы рисков, инструментарий и типовые ошибки.

Удачи вам и берегите свою репутацию!

336336 открытий
Начать дискуссию