{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

«Железный» хакатон: деньги за идею

Опыт успешного участия российского стартапа в европейском мероприятии.

Вход в акселератор WeXelerate

Мы разрабатываем микробиологические анализаторы BioPix для индустрии производства продуктов питания, сейчас активно ищем партнеров, которые заинтересованы в таком оборудовании. Для нас участие в хакатоне было попыткой найти такие компании. Мы решили поделиться нашим первым опытом и дать информацию, которая, возможно, будет полезна как будущим участникам, так и организаторам.

LinkedIn работает

В очередном сообщении от незнакомого контакта в сети LinkedIn (запрещена в РФ) оказалось не предложение разработать сайт, вывести на ICO или заказать партию транзисторов на китайском заводе, а просьба найти людей, которым может быть интересно участие в хакатоне по разработке решений в области печатной электроники для упаковочной индустрии.

Условия участия: оплата всех расходов заказчиком мероприятия — не оставляли иного выбора, как принять приглашение. После подачи заявки и пары дней ожидания, организаторы мероприятия подтвердили наше участие, и мы занялись оформлением визы.

Печатная электроника для производства упаковки

Мероприятие проходило в Вене. Заказчиком выступала компания Greiner — один из лидеров в производстве пластиковой упаковки для продуктов питания. У них даже есть два завода в России.

Компания недавно справила 150-летний юбилей, до сих пор является частной и принадлежит потомкам основателей. С недавнего времени менеджмент и специалисты компании заинтересовались технологиями печатной электроники с целью использования их в производстве «умной» упаковки.

Продукция заказчика хакатона — компании Greiner

Здесь следует сделать отступление. Бурно развивающаяся новая индустрия — печатная электроника — лишь слегка задела самые обширные два процента мировой экономики: в России мало кто ею занимается. В двух словах: это вид микроэлектроники, в которой применяются аддитивные типографские методы для производства микроэлектронных компонент. Это как 3D-печать, но только для транзисторов.

Основными достоинствами является массовость, эффективность использования сырья, гибкость процессов. Недостатком — худшая топология устройств по сравнению с традиционной кремниевой технологией. Можно сказать, что сам Брэнсон велел применять печатную электронику для производства различных «умных» этикеток, «догадливых» банок и «смышленых» крышечек.

Организация хакатона

Организатором мероприятия была компания Pioneers, позиционирующая себя как единый хаб сервисов для стартапов, инвесторов и крупных высокотехнологичных компаний.

Площадку предоставила организация WeXelerate, представляющая собой смесь нескольких корпоративных акселераторов, офисного пространства и площадок для мероприятий. Занимает она 9000 м² и делит одно здание с отелем SO, Vienna в центре Вены.

По задумке организаторов, мы должны были разработать технические концепции и проработать бизнес-модель нового продукта или сервиса для Greiner. Для этого за каждой командой закрепили ментора из состава менеджмента компании.

В качестве рабочего инструмента Pioneers подготовили таблицу на основе модели Остервальдера. Чтобы мы не придумывали огнемёты, ребята из Greiner выставили образцы существующей продукции.

Организаторы как могли старались добавить оригинальности. Во время регистрации они провели фотосессию агрессивной направленности, а на следующий день вывесили фотографии на радость мимо проходящим стартаперам.

Утром второго дня устроили довольно милую игру для нетворкинга. Нужно было найти участников, которые положительно отвечали на вопросы, указанные в таблице. Кто первый заполнит все ячейки, тот молодец. А в начале третьего дня мы снимали ролик с участием бутылок, банок и крышек от Greiner. Победил ролик про казнь бутылки из пластика с большим сроком разложения.

The Hack

Что такое хакатон по разработке программных продуктов, нам было известно: возможность создать прототип за пару дней частенько являлось поводом для подшучивания над «мягкими» коллегами. А вот как изготовить прототип электронного устройства в физическом мире за три дня, мы надеялись разузнать в процветающей Европе.

Но, как говорится, на акселератор надейся, а сам не плошай. Мы взяли все наше железо с собой. А части команды, оставшейся в Уфе, мы настрого наказали быть на связи круглые сутки с паяльником под рукой.

Результат работы первого дня

Основываясь на собственных разработках, мы решили предложить компании Greiner «умную» этикетку, способную определить степень содержания болезнетворных бактерий в продуктах питания. Как оказалось впоследствии — по оценкам экспертов, это был самый революционный продукт из всех, которые предложили команды.

В первый день мы разработали концепцию устройства, наметили те продукты, в которых оно может быть использовано, определились с ценностями, которые он несет всем участникам рынка, прикинули размер рынка.

Фрагмент доски с заполненными временными слотами для работы с экспертами

На второй день, кроме самостоятельной работы, в нашем расписании были предусмотрены четыре временных слота для консультаций с экспертами — сотрудниками компании заказчика хакатона. И если ментор нам был назначен, то экспертов мы выбирали сами.

Чтобы не промахнуться, мы попросили нашего ментора подобрать их для нас, ведь они все его коллеги, а мы их видели первый раз. Возможно, это оказалось залогом нашего итогового результата. И, похоже, никто до этого не догадался.

Каждый из экспертов позволил решить тот или иной вопрос для более точного соответствия нашей разработки стратегии компании. Кто-то посоветовал сосредоточиться на баночках для йогурта, так как это основной продукт Greiner. Кто-то подсказал отдельно остановиться в выступлении на экологичности и высокой степени переработки этикетки.

Особенно полезно было общение с руководителем производства Greiner Packaging, с которым мы быстро решили техническую задачу интеграции наших устройств в их производственные цепочки.

Оказалось, что используемая технология литья под давлением (injection molding) также подходит и для установки сенсорной части этикетки на внутреннюю стенку банки. И для нашей технической поддержки в Уфе осталось только проработать принципиальную схему устройства и концепцию технологического маршрута.

€1000

В начале третьего дня мы подготовили презентацию и отработали ее с ментором нашей команды и одним из организаторов. Отдельно остановились на финансовых и временных затратах: согласовали наши прогнозы по работам и представление заказчика об их стоимости и скорости.

Мы посчитали этот вопрос очень важным, так как на этапе концепции продукта невозможно точно рассчитать ресурсные затраты, а раздражение жюри, вызываемое неадекватными с их точки зрения цифрами, может убить всё выступление.

В итоге мы заняли третье место из 15 команд. Нужно понимать, что призовой фонд в €8000 — это, конечно, всего лишь приманка для участников. И участие в хакатоне — это только знакомство, ­первый этап сотрудничества с крупным заказчиком.

«В самолет с таким не пустят»

LifeHackathone

Когда мы только собирались на этот хакатон, мы не нашли особо много информации о подобных мероприятиях загранично-железной направленности, поэтому хочу отметить некоторые, на наш взгляд, важные аспекты участия в таких конкурсах.

  • Ставка либо на прорывную идею продукта, либо на быстроту имплементации продукта в существующий бизнес заказчика. Первое место заняла компания, у которой уже есть продукт и есть технология его производства.
  • Максимальное использование ресурсов менторов и экспертов, в идеале из штата заказчика хакатона, что позволит достичь следующего эффекта.
  • Полная интеграция в бизнес заказчика на уровне стратегии, существующих продуктовых линеек, планов продвижения на новые рынки, производственных процессов.
  • Качество выступления, о чем уже говорили много раз.
0
1 комментарий
Константин Соболев

Я придумаю идею
@
Выиграю хакатон
@
Заплатят 10.000 евро
@
Производитель или реализатор идеи заработает 526.000.000 евро за первый год продаж
@
Успех

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда