Зимовка в Гоа, удаленная работа

Опыт директора по продукту JivoSite Алексея Стрижова.

Несколько лет назад, стоя в очередной бесконечной пробке по пути на работу, я ясно осознал: хочу тратить время продуктивнее; хочу работать удаленно и так, чтобы путешествовать можно было не два раза в год, а сколько угодно. Работать практически без отрыва от отдыха показалось мне достойной целью, я решил не откладывать ее воплощение.

Довольно быстро я нашел работу мечты в компании JivoSite. Важно, что это был не фриланс, не проектная работа, а полноценная удаленка. Тогда, в 2012 году, это был стартап, который быстро развивался, работы было очень много. Но задачи были интересными, а формат работы — оптимальным для меня, так что я получал максимум удовольствия от жизни.

За первые полгода в JivoSite я окончательно убедился, что удаленная работа мне подходит, домашний уют не прижимает к дивану, я успеваю делать все вовремя без необходимости ежедневного присутствия в офисе. Тогда и решил попробовать небольшую вылазку без отрыва от работы. Как раз подвернулась возможность поехать с друзьями в Крым на пару недель.

Одна из прелестей удаленной работы (во всяком случае, в JivoSite, в других компаниях может быть иначе) заключается в том, что работать можно не с десяти до семи, а планировать свой день более гибко, например посвящать отдыху несколько часов днем, а работать по вечерам; главное, чтобы работа делалась, а задачи не стояли на месте.

Мой первый опыт «курортной» удаленной работы оказался вполне успешным, мне удалось отдохнуть без потери в производительности, я вернулся вдохновленный и полный сил. Этот опыт сподвиг меня задуматься о более длительной поездке — на этот раз в Юго-Восточную Азию, я стал выбирать подходящее место, изучал отзывы и планировал.

Вскоре на одном из съездов нашей компании (минимум раз в год мы собираем наших сотрудников со всего мира где-нибудь в Подмосковье, а иногда и за границей), один коллега рассказал, что уже третий год подряд ездит в отпуск в Гоа.

Там, мол, рай для удаленщиков, туда съезжаются программисты со всего мира — и работают буквально с пляжа. Я вдохновился идеей перезимовать в тепле, мы с ним решили на пару месяцев сменить место жительства, чтобы набраться новых впечатлений и работать одновременно.

Гоа: ожидания и реальность

Главное, что нужно знать об этом месте, — это все-таки Индия, хоть и туристическая. К национальному колориту, в духе мусора на улицах, нужно быть готовым. Да, в штате Гоа есть места как с картинок в интернете: чистейшие десятикилометровые широкие пляжи, хрустящий под ногами песок, голубой океан, вокруг чисто, нет никакого мусора — прямо как в рекламе про райское наслаждение. Но все это в Южном Гоа.

Пляж Агонда Южного Гоа Фото взято с tonkosti.ru, там фото вышло красивее, чем у меня. Но я там был, все именно так

Мы же поехали в Северный (красивые пляжи есть, но их намного меньше), так как у коллеги там уже был проверенный уютный по меркам Индии гестхаус с тренажерным залом, вкусным и дешевым рестораном, а главное — с Wi-Fi. Именно наличие более-менее стабильного интернета стало решающим при выборе жилья.

В то время далеко не везде в Гоа был интернет, даже 3G не везде работал, но в этом гестхаусе был ADSL с максимальной скоростью в головокружительные 8 МБ в секунду. С тех пор, конечно, ситуация в Индии разительно улучшилась, на всех пляжах и улочках ловит 4G, но к проблемам с интернетом в индийских деревушках нужно быть готовым в любом случае.

Панорама нашего гестхауса

Сюрпризом стали регулярные отключения электричества в нашей деревне: оно могло отсутствовать по полчаса до трех раз в день. К этому я точно не был готов. Это немного мешало работать, но в целом было не так критично, ведь нам не нужно было никуда спешить.

Мы работали прямо в ресторанчике своего гестхауса, нам не нужно было добираться до работы, ходить по магазинам, готовить пищу — тратить время на бытовуху, которая в России отнимает значительную часть жизни. Мы же наслаждались отдыхом во время работы.

Полезный и безалкогольный коктейль всего за 30 рублей. Из чего он был сделан, правда, уже не помню, но зато был такой вкусный, аж сфоткать решил

Готовым надо быть и к акклиматизации (фото выше тут ни причем). Обычно она наступает либо сразу, либо через пару дней. Организм привыкает к новой воде, пище, бактериям. Тут все просто: в первые дни ешь таблетки вроде «Мезима» и всегда строго соблюдаешь гигиену.

Нужно всегда перед едой не просто мыть, но протирать руки антибактериальными салфетками, пить только бутилированную воду и что-нибудь алкогольное для дезинфекции.

Но даже при условии соблюдения всех этих правил нас с коллегой на пятнадцатый день придавило какой-то второй волной акклиматизации: мы три дня ходили с температурой 38, но потом пришли в себя, как будто ничего и не было. Больше ни в одной стране у меня такого не случалось.

Еще у коллеги на третью неделю скончался жесткий диск на Macbook — не вынес жары. Из-за этого коллега потерял несколько рабочих дней. Работать на открытом воздухе в Индии, хоть и в тени, оказалось испытанием для наших лэптопов.

Но и с этим справились — у него с собой был запасной внешний диск. Лучше, конечно, в сильную жару работать в закрытом помещении с кондиционером и не испытывать свои рабочие машинки на прочность.

Несмотря на то, что Северный Гоа разительно отличается от Южного по чистоте и контингенту, мое первое впечатление было положительным.

В целом я был доволен: влажный климат, в котором очень легко дышать, большое количество свежих овощей, фруктов, морепродуктов, много интересных людей из разных точек мира, просто повсеместная позитивная атмосфера повсюду — все перечеркивало любые недостатки Северного Гоа. А шикарные виды и возможность сесть на байк и на закате прокатиться вдоль побережья вообще заставляли забыть обо всем.

Не дауншифтинг, а апгрейд

В целом на Гоа можно жить вполне бюджетно. Основные расходы — это аренда гестхауса, аренда байка, еда (мы питались только в кафе и вообще не готовили сами), также экскурсии, сувениры и прочие траты. Все это можно спокойно уложить в $500 в месяц. Мы часто ездили в довольно дорогие по местным меркам заведения, где ели лобстеров и крабов, даже эти трапезы обходились нам максимум в $20.

Конечно, можно жить и более экономно. Думаю, если бы у нас не было стабильной удаленной работы, а просто случайные заработки, мы бы не были столь расслаблены в плане трат.

В качестве рабочего места мы выбрали длинный столик под навесом в открытом ресторанчике нашего гестхауса — там было много розеток и подвесные вентиляторы, они немного спасали нас от адского пекла, которое наступало уже в 9 утра.

Из-за приличной разницы во времени с Москвой работать по будням мы заканчивали примерно в 21:00 по местному времени, так как у нас на работе уже был четкий распорядок: нужно было быть в онлайне с 11:00 до 18:00 по Москве. С одной стороны, это был минус, с другой — плюс.

Зимой там темнеет рано — уже в 19:00 хоть глаз выколи, поэтому часа два-три рабочего времени у нас проходили в приятной прохладной обстановке. А утром перед работой мы часто ездили купаться в море и завтракать на пляже — всего в пяти минутах езды от гестхауса.

К нашему столику стали присоединяться близкие по духу. Так мы завели новых друзей, даже из других стран. И у всех была удаленная работа

Кстати, я бы рекомендовал селиться подальше от пляжей Северного Гоа, если вы хотите высыпаться, — веселье и музыка на некоторых пляжах продолжаются всю ночь. К тому же жить там существенно дороже. Во многом удобнее селиться в пятиминутной доступности от пляжа на скутере или байке.

На пляжах Северного Гоа всегда весело
Кто-то в волейбол, кто-то на вечернюю йогу, кто-то на пробежки. Закат всех собирает рядом

Еще одним плюсом моей поездки стало повышение на работе по возвращении. Тогда Jivosite стремительно рос и выходил на новые рынки — можно было проявить себя и быстро вырасти. Как оказалось, совместное путешествие с коллегой или коллегами по работе имеет свои профессиональные плюсы: можно обсудить какие-нибудь идеи во время обеда или решить рабочие проблемы мозговым штурмом.

В больших офисах такая уютность и скорость обмена информацией уже теряются, потому что там много людей, много шума, а для работы нужна концентрация.

Также ты перестаешь думать о бытовых вещах, все услуги вроде прачечной, питания в кафе, жилья стоят дешево. Ты не тратишь время на покупки, уборку квартиры, готовку, только работаешь, а после работы отдыхаешь. Есть время думать о действительно важных вещах. Мы были дико результативны в этот период.

Говорят, что Индия меняет людей, меняет мировозрение. Это правда. Сама атмосфера способствует этому: вокруг очень много интересных людей, в общении с которыми приходят новые идеи, инсайты.

Если вам подходит удаленная работа, вы чувствуете себя комфортно вне офиса или работая в одиночку, то такой способ зимовки — это абсолютный must have-опыт. Это было одно из самых ярких впечатлений за всю жизнь, я до сих пор с теплотой вспоминаю то чувство, когда каждый день просыпаешься на курорте, а после работы у тебя есть гарантированный отдых и нет никаких «домашних» дел.

79 комментариев
Maxim Bugaev

у меня сомнения насчет "дикой" результативности )) знаменитая гоанская лень захватывает тебя с первого дня приезда и работать там не хочется совершенно. скорее хочется открыть пляжное кафе тут же и забыть про русскую зиму и про IT как страшный сон. Сколько там таких дауншифтеров...

Андрей Владимиров

Сомнения в своей результативности или автора статьи?