Как мы превратили работу в игру

Руководитель агентства Serenity Сергей Прусс поделился экспериментом над корпоративной культурой, который они проводят в своей компании.

В начале этого года я вдохновился книгой-исследованием «Заряженные на результат». Исследование посвящено тому, что на самом деле нас мотивирует и демотивирует:

Сила демотивации и мотивации по возрастающей слева направо

Демотивируют, как ни странно, деньги. Это показали результаты исследований, описанные в книге. Чуть меньше демотивирует психологическое напряжение (давление руководства, дедлайны, строгие правила). А сильнее и денег, и напряжения — инерция, когда не происходит ничего нового и отсутствует стремление к достижениям.

А мотивирует больше всего игра. Люди играют в игры уже десятки тысяч лет — это эволюционно самый основной метод обучения и организации труда, который вдобавок развлекает. Чуть меньше мотивирует большая и классная цель. И еще чуть меньше — самореализация.

Поэтому мы запустили игру

С апреля этого года наша команда соревнуется за титул «идеального серенитянина» — игра так и называется. Ей мы решили убить трех зайцев:

  • оценивать каждого члена команды;
  • обратить внимание на ценности компании;
  • показать ориентир на ребят, которые соблюдают эти ценности и приносят крутые результаты.

Поначалу было очень много сомнений на этот счет, мы боялись, что игра создаст ненужную конкуренцию, которая может навредить нашей культуре. Мы стали размышлять, как можно преподнести игру не как соревнование на выживание в компании, а как толчок к развитию себя и своих навыков. Объяснили всем, зачем это нужно, что полезного можно вынести из игры и понадеялись на отзывчивость людей.

Татьяна, HR-менеджер

Учли три важных элемента

Три элемента игры: соревнование, награда и победитель

Награда — 7% от квартальной прибыли, которые распределяются между семью лидерами квартала.

Победитель — тот, кто набрал за год больше всего баллов. Его приз — это оплаченный компанией отпуск заграницу в конце года (трансфер, проживание).

Соревнование идет по четырем критериям. Главный — доход сотрудника, ведь если он много зарабатывает, то много приносит и в бюджет компании — на окладе людей у нас нет. Еще сотрудника должны хорошо оценивать команда и руководство. Также если он делает публикации и выступает, то получает за это дополнительные баллы.

Формула расчета баллов проста: доход за квартал (+ баллы за публичную активность) умножается на среднюю оценку команды и среднюю оценку топ-менеджмента

Как мы друг друга оцениваем

Для этого написали небольшой сервис, с помощью которого автоматизировали оценку. Ребята могут оценивать друг друга по личным и профессиональным качествам, от своего лица или анонимно написать, что нравится и что можно улучшить.

Не ожидал, что получу отзывы о своей работе. Очень порадовали позитивные комментарии. До этого скептически относился к похвалам. Индикатором того, что я все делаю правильно, было отсутствие критики. Изменил свое мнение, когда увидел приятные слова в свой адрес. И начал лучше относиться и к коллегам, и к работе.

Вадим, Контент-маркетолог

Подводим промежуточные итоги каждый квартал

На встрече показываем семерку лидеров. Пока все хлопают победителю, он, вероятно, думает, в какой стране еще не был.

Мне нравится, что мы собираемся раз в три месяца и обсуждаем результаты. В какой-то степени это мотивирует. В какой-то — просто интересно.

Мария, Контент-маркетолог
Отдельно на квартальной встрече показываем лидеров среди маркетологов, лидеров направлений и специалистов

Каждый сотрудник получает обратную связь. По словам коллег это очень мотивирует.

Когда прошла первая игра, много людей в пожеланиях оставили одни и те же рекомендации по улучшению. Это заставило меня задуматься и обратить внимание на свою «зону роста».

Валерия, PR-менеджер

Карма

Пока делали сервис для игры, пришла идея реализовать карму, которая с игрой никак не связана. Через Slack можно отправить любому человеку плюс или минус с комментарием (анонимно или от себя). Так можно выразить благодарность и недовольство. А мы видим рейтинг популярных членов команды.

Это хорошая возможность публично выразить признательность. Минусов там почти нет и все выглядит очень мило и по-доброму

Первые выводы

Думаю, что затея с игрой удалась. Теперь мы ждем квартальную встречу, ребята хлопают именам в семерке лидеров, а в обратной связи все больше ответов — отмечают и отрицательные, и положительные моменты. Вся команда регулярно вспоминает о важных для нас профессиональных и личных качествах.

Игры — это то, что нас очень увлекает. В детстве для нас это самое интересное в жизни. Но и во взрослом возрасте люди постоянно играют. И могут прикладывать в онлайн- или компьютерных играх больше усилий — в ущерб работе и своей жизни.

Написать обратку легче, чем проговорить. Поэтому даже одна письменная обратная связь — как десять устных. И это касается не только негативных, но и позитивных оценок. Сразу всплывают на поверхность и личные, и профессиональные косяки. И наоборот — видишь, что получается хорошо.

Елена, Руководитель направления веб-разработки

Через игру мы хотели убрать лишнюю серьезность, увлечь ценностями компании и сделать работу интересней. Думаю, у нас это получилось.

А как вы улучшаете корпоративную культуру в своей компании? Что вас мотивирует работать лучше?

0
64 комментария
Написать комментарий...
Aliev Ruslan

То чувство, когда начальник-самодур мнит себя социальным инженером, мешая просто работать.
Простите, никого не хотел обидеть, личное мнение.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Tchantsev

Ну почему самодур? Судя по статье, элемент игры является чем то вроде дополнительного инструмента управления сотрудниками, который дает им ориентир к развитию в соответствии с ценностями компании.
Короче говоря, что плохого в том, что люди чувствуют себя частью команды и могу на халяву в отпуск смотать?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
8 комментариев
Mikhail Goncharov

Полностью согласен. Сотрудникам еще повезло, что не заставили покорять Эльбрус или сплавляться на плотах по рекам Сибири

Ответить
Развернуть ветку
Nick Sidorov

Блин, а не подскажете, где таких покладистых рабов брали?

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

В наборе вместе с игрой шли.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Малыгин

А что рабского в том, чтобы немного посоревноваться с коллегами?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Stanislav Savvinykh

Такие статьи очень полезны. Адекватным людям сразу становится понятно, куда не надо идти работать.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
TETA ETA

а кто не победитель - пятый год без отпуска сидит, я угораю с этих чуваков :)))

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Ware Wow

Как хотят, так и работают. Если кратко.

Ответить
Развернуть ветку
Volodymyr Fedorychak

"Демотивируют, как ни странно, деньги. Это показали результаты исследований, описанные в книге." - дальше можно не читать.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Варштейн

Деньги это зло. Будем платить орехами (с) Сергей Прусс

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Сергей Прусс

А вас мотивируют деньги больше, чем например, самореализация (она кстати может измеряться и в деньгах) или большая крутая цель (достижение которой, обычно, в итоге, приводит к большим деньгам)? Стива Джобса мотивировали не деньги, и это многих вдохновляет.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ware Wow

насчет демотивации не знаю, но то, что они редко кого-то мотивируют вроде не секрет.
ну для выживания мотивирует, а дальше только на уровне мечтаний на диване.

у кого будет сильнее мотивация, у бесплатно вышедшего на ринг талантливого паренька против чемпиона, или у Владимира Кличко, который выходит в двадцатый раз за чек 20 миллионов?

не уверен, что Володя вообще за чек выходил... а если за чек, то вот тебе и демотивация имхо.
когда это 20-й чек и ты понимаешь, что им можно зад подтереть и счастливее он тебя не сделает.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Прусс

В дыре? У нас хорошие зарплаты. Самоуправление, свободный график. Культура доверия и уважения. Семь лучших в игре получают еще 7% от прибыли компании за квартал. А тот кто оказался лучшим за год — главный приз, мы полностью оплачиваем ему отпуск. Это просто игра с призами. А как обстоят с этим дела в вашей компании, если вы такое называете дырой?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Артём Антипин

Эчар походу написал статью что бы убедить самого себя, в своих влажных фантазиях.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Чтобы баллов заработать... у них это часть игры (см. статью).

Ответить
Развернуть ветку
Влад Куряев

Игрой здесь вовсе "не пахнет".
% от денег, заработанных тобой - это нормально.
Порадовало что можно писать анонимный отзыв (но опять же - он анонимен для адресата, при желании можно узнать кто написал), поэтому теоретически это ничего не решает.
Вот когда кто-то находит отзыв о себе на независимых ресурсах - это должно мотивировать куда больше.

Ответить
Развернуть ветку
Serenity
Автор

Что игра для вас?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Прусс

Статья о игре.
Если говорить о мотивации на результат, в книжке доказывается, что самореализация и цель мотивируют больше чем деньги. Возможно, это больше на аудиторию Америки, но я с этим согласен.
Думаю, деньги — это отличный показатель твоей ценности для рынка. В нашей компании это тоже так. Чем больше человек заработал, тем больше он принес денег компании. Для победы в нашей игре недостаточно заработанных денег, нужно чтобы тебя еще высоко оценивали коллеги.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Yuriy Smirnov

Как раз сегодня на Хабре по теме :)

https://habr.com/post/430046/

П.С. За "деньги демотивируют" отдельное спасибо! :)

Ответить
Развернуть ветку
Костя Лефлеров

Не вижу смысла тут спорить с социопатами, ребята в совке застряли, я бы все понимал если бы мой батя тут подобные комментарии оставлял. Есть игра не хочешь не играй, а просто работай. Кек. Явно не актуально в России, где сидят на окладах, а после отработав день вяло двигают до дома тень, а вечером принимаются за троллинг и кичатся что они не рабы(работодателя, государства, жены).
Думаю в компании участие в игре не принудительно и санкции за то, что ты не играешь нету?

Ответить
Развернуть ветку
Bender Rodriguez
> Минусов там почти нет и все выглядит очень мило и по-доброму

И вас ничего не смущает в этом?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Маляровский

Вы просто не умеете веселиться) Троллинг-это здорово, но мне кажется задевать людей, это перебор. Комментаторы с радикальной позицией по отношению к статье, смешны. Вы перепутали сайт с блогом Навального. Разве здесь не делятся опытом?Рекомендую Замечательную книгу Кэрол Дуэк "Гибкое сознание", она может помочь вам не так категорично воспринимать информацию. А вообще, вам желательно придти к нам на стажировку. Мы научим вас быть добрее и сдержаннее. А лично я, расскажу, что такое интеллектуальный флирт. Я надеюсь вы не обзываете коллег на работе? Это было бы просто ужасно.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Денис Денисов

"Изменил свое мнение, когда увидел приятные слова в свой адрес. И начал лучше относиться и к коллегам, и к работе." Вадим. Контент-маркетолог.

ахаххаха, просто жесть.

Я так понимаю контент-маркетологи сидели (сидят) на 25к и агентство решило поднять зп, мотивацию игрой.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Илья Владимиров

Демотивируют деньги. Спс, этого достаточно.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Владимиров

Дичайшая помойка что я видел.

Запомните, всегда когда речь заходит о доп. мотивации - это значит вам не хотят платить объективную зарплату.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
TETA ETA

Мы играли, мы играли, наши пальчики устали.
Наши пальчики устали, нас игрушки задолбали.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Циберный

Идея в статье здравая, интересно применить у себя. С обратной связью идея - огонь, это очень важно практиковать. Комменты расстроили: ожидал обмена опытом от коллег, а увидел унылый пессимизм.

Ответить
Развернуть ветку
61 комментарий
Раскрывать всегда