{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как найти подход к американскому инвестору и получить от него деньги

Меня зовут Марина Могилко, я кофаундер LinguaTrip.com. Уже три года живу в США и почти каждый день общаюсь с местными инвесторами. В статье я попробую рассказать, как писать письма, вести переговоры и разговаривать о деньгах так, чтобы дали.

Это я во время учёбы в 500 Startups

Холодные письма

Чтобы познакомиться с инвестором из Кремниевой долины, личная встреча не нужна. Достаточно отправить ему письмо. Но электронное письмо — это только письмо, оно не значит, что инвестор сразу даст денег.

Когда мы с директором LinguaTrip.com Дмитрием Пистоляко запускали фандрайзинг, искали почтовые адреса инвесторов на LinkedIn. Писали главам фондов, которые инвестировали в Apple, Facebook, Airbnb и другие компании. Несколько человек ответили.

Например, Джоэл Катлер из General Catalyst сказал, что проект классный, но он не может инвестировать в нас на ранней стадии и попросил присылать апдейты. Артур Костен из Booking.com позвонил и час слушал наши идеи по развитию. Дэррен Хастон из Priceline.com несколько дней переписывался с нами в LinkedIn и дал советы по выходу на новые рынки.

Когда я пишу инвесторам впервые, то стараюсь соблюдать четыре правила.

Писать коротко. В три-пять предложений рассказываю, чем занимается компания, привожу статистику и рассказываю, что нам нужно.

Подкреплять слова данными. Я всегда привожу цифры или таблицы. Например, когда показатели стартапа были небольшими, я сообщала, во сколько раз выросла выручка за месяц или полгода.

Холодное письмо, которое отправляла инвесторам

Не говорить об инвестициях сразу. Обычно я прошу дать совет, оценку стартапа или порекомендовать людей, которым может быть интересно сотрудничество. Если человек сам захочет инвестировать в проект, он предложит встретиться.

Отвечать на письма в тот же день. В Кремниевой долине принято разбирать рабочую почту каждый день. Если не отвечаете в течение 24 часов, вас могут посчитать недостаточно заинтересованным или необязательным.

Ставить продающую подпись. Даже подпись в конце письма может повлиять на решение инвестора. В ней я рассказываю интересные факты о себе, которые не к месту в самом письме. Например, включаю туда знаковые публикации и упоминание в рейтингах.

Моя подпись в почте

Личная встреча

Крупные инвесторы и фонды обычно назначают встречи в офисе, частные — в кафе или где-то в городе.

Встречи в офисе более официальные, и их может быть несколько. Иногда нам приходилось проводить презентацию сначала для помощников главы компании, а в следующей раз — самому инвестору.

Чаще мы встречаемся с инвесторами в неформальной обстановке — за кофе или ланчем. Рассказываем о проекте и главных задачах, которые хотим решить с помощью финансирования, а наши метрики просто показываем на ноутбуке или планшете.

Есть несколько проверенных способов произвести хорошее впечатление.

Соглашаться на ранние встречи. Мне не раз назначили встречи на 7-8 утра, в Сан-Франциско это обычная практика. Многие бизнесмены встают в 5-6 часов, чтобы больше успеть за день. Если готовы прийти рано, то вы — свой.

Не уточнять время накануне. В Кремниевой долине не принято созваниваться вечером, чтобы узнать, всё ли завтра в силе. Даже если встреча через месяц, её внесут в расписание и будут ждать вас точно к назначенному времени.

Не надевать костюм. Человека в строгом костюме и галстуке здесь скорее примут за личного водителя, чем за бизнесмена. На официальные встречи с инвесторами я надеваю брюки и рубашку, на неформальные — джинсы и футболку или свитер.

Вот так можно одеваться в США и никто не скажет, что вы должны носить пиджак и галстук

Улыбаться, смотреть в глаза и крепко пожимать руку. Здесь ценят дружелюбие и открытость и не понимают серьезность, с которой мы привыкли вести дела. Я тоже всегда крепко пожимаю руку, потому что для женщин это правило не исключение.

Уверенно говорить на английском. В Сан-Франциско приезжают стартаперы со всего мира, поэтому иностранный акцент и небольшие ошибки не страшны. Важнее, если вы говорите уверенно и полностью понимаете собеседника.

Как понять инвестора

Иногда понять, что на самом деле написал или сказал инвестор, — сложно. Например, они могут написать, что ваш проект перспективный и перестанут отвечать на письма.

У нас было так же — мы радовалась, когда получили ответы от первых потенциальных инвесторов. Они уделили нам время, дали советы и казалось, что вот-вот инвестируют в проект. Но этого не произошло.

Позже я поняла, что это значит и как на это реагировать.

Никакой критики. В Кремниевой долине не принято критиковать стартапы, если об этом не просили. Поэтому я не надеюсь получить инвестиции после восторженных комментариев в почте или на встречи, а жду конкретного ответа.

Либо да, либо ничего. Если инвестор хочет вложиться, он говорит об этом прямым текстом и просит предоставить данные по проекту юристам. Все остальные варианты ответа означают «нет» или «не сейчас».

Он может вернуться в любой момент. Я получала ответы на некоторые письма спустя год, потому что инвестор услышал, что мы выросли, и захотел узнать новые метрики. Это не считается здесь невежливым: если человек не может сказать «да» прямо сейчас, он «оставляет дверь открытой» для дальнейшего сотрудничества.

Расскажите о своих наблюдениях: как общаетесь с инвесторами, где ошибались или наоборот угадали с местом и временем?

0
232 комментария
Написать комментарий...
Андрей Андреев

Только меня она почему-то раздражает, как своей натянутой улыбкой, фальшиво позитивными роликами на ютубе и навязчивым пиаром на Цукерберге?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Это правильный американский стиль. Она просто отлично адаптировалась для русской. Я не знаю ее био, но прямо очень круто.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Kotobotov

Американский стиль - если надо лгать чтоб продавать - лги, если надо рассказывать сказки постоянно улыбаться, создавать видимость безмерного "счастья" и радости - создавай.
Сами американцы после такой жизни срываются в глубокую депрессию, неврозы, садятся на всякие антидепрессанты, человек разрушается изнутри, жить в постоянной лжи (включая собственный самообман) создавая непрерывно картинку счастья невозможно.
Надеюсь Марина когда-нибудь откажется от этой стратегии постоянной накачки "американским стилем позитивного мышления" и станет более откровенной со свой аудиторией. Искренность и честность в долгосрочной перспективе даст лично ей больше отдачи, в том числе и для бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Вы с индийцами и китайцами не работали?... Просто одни улыбаются, другие нет. Но англо-саксы в целом порядочнее. Лгать будут все (и вы в том числе - вопрос в стимуле). Обычно он не такой большой.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Kotobotov

она признавалась что является адептом этого Карнеги - с его популярной книжкой "Как используя ложь и лицемерии воздействовать на друзей"
Для них это именно стратегия для того чтоб продавать.
Я как человек выросший в СССР, я не адепт этой культуры, у меня нет такого, чтоб постоянно чего-то кому-то впаривать, или кому-то пытаться угодить, мне плевать если я кому-то не понравлюсь или буду казаться не дружелюбным.
Вот и вся разница, это позволяет человеку быть более честным.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Вы или успешный или нет. И там и здесь.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Kotobotov

хех, жизнь она сложнее чем, черное или белое. Не надо людям навязывать свои мерки, используя которые можно например любую подлость оправдать -> типа все ради денег и "успеха" (как я понимаю, намек на это)

Ответить
Развернуть ветку
229 комментариев
Раскрывать всегда