Как найти подход к американскому инвестору и получить от него деньги

Меня зовут Марина Могилко, я кофаундер LinguaTrip.com. Уже три года живу в США и почти каждый день общаюсь с местными инвесторами. В статье я попробую рассказать, как писать письма, вести переговоры и разговаривать о деньгах так, чтобы дали.

Это я во время учёбы в 500 Startups

Холодные письма

Чтобы познакомиться с инвестором из Кремниевой долины, личная встреча не нужна. Достаточно отправить ему письмо. Но электронное письмо — это только письмо, оно не значит, что инвестор сразу даст денег.

Когда мы с директором LinguaTrip.com Дмитрием Пистоляко запускали фандрайзинг, искали почтовые адреса инвесторов на LinkedIn. Писали главам фондов, которые инвестировали в Apple, Facebook, Airbnb и другие компании. Несколько человек ответили.

Например, Джоэл Катлер из General Catalyst сказал, что проект классный, но он не может инвестировать в нас на ранней стадии и попросил присылать апдейты. Артур Костен из Booking.com позвонил и час слушал наши идеи по развитию. Дэррен Хастон из Priceline.com несколько дней переписывался с нами в LinkedIn и дал советы по выходу на новые рынки.

Когда я пишу инвесторам впервые, то стараюсь соблюдать четыре правила.

Писать коротко. В три-пять предложений рассказываю, чем занимается компания, привожу статистику и рассказываю, что нам нужно.

Подкреплять слова данными. Я всегда привожу цифры или таблицы. Например, когда показатели стартапа были небольшими, я сообщала, во сколько раз выросла выручка за месяц или полгода.

Холодное письмо, которое отправляла инвесторам

Не говорить об инвестициях сразу. Обычно я прошу дать совет, оценку стартапа или порекомендовать людей, которым может быть интересно сотрудничество. Если человек сам захочет инвестировать в проект, он предложит встретиться.

Отвечать на письма в тот же день. В Кремниевой долине принято разбирать рабочую почту каждый день. Если не отвечаете в течение 24 часов, вас могут посчитать недостаточно заинтересованным или необязательным.

Ставить продающую подпись. Даже подпись в конце письма может повлиять на решение инвестора. В ней я рассказываю интересные факты о себе, которые не к месту в самом письме. Например, включаю туда знаковые публикации и упоминание в рейтингах.

Моя подпись в почте

Личная встреча

Крупные инвесторы и фонды обычно назначают встречи в офисе, частные — в кафе или где-то в городе.

Встречи в офисе более официальные, и их может быть несколько. Иногда нам приходилось проводить презентацию сначала для помощников главы компании, а в следующей раз — самому инвестору.

Чаще мы встречаемся с инвесторами в неформальной обстановке — за кофе или ланчем. Рассказываем о проекте и главных задачах, которые хотим решить с помощью финансирования, а наши метрики просто показываем на ноутбуке или планшете.

Есть несколько проверенных способов произвести хорошее впечатление.

Соглашаться на ранние встречи. Мне не раз назначили встречи на 7-8 утра, в Сан-Франциско это обычная практика. Многие бизнесмены встают в 5-6 часов, чтобы больше успеть за день. Если готовы прийти рано, то вы — свой.

Не уточнять время накануне. В Кремниевой долине не принято созваниваться вечером, чтобы узнать, всё ли завтра в силе. Даже если встреча через месяц, её внесут в расписание и будут ждать вас точно к назначенному времени.

Не надевать костюм. Человека в строгом костюме и галстуке здесь скорее примут за личного водителя, чем за бизнесмена. На официальные встречи с инвесторами я надеваю брюки и рубашку, на неформальные — джинсы и футболку или свитер.

Вот так можно одеваться в США и никто не скажет, что вы должны носить пиджак и галстук

Улыбаться, смотреть в глаза и крепко пожимать руку. Здесь ценят дружелюбие и открытость и не понимают серьезность, с которой мы привыкли вести дела. Я тоже всегда крепко пожимаю руку, потому что для женщин это правило не исключение.

Уверенно говорить на английском. В Сан-Франциско приезжают стартаперы со всего мира, поэтому иностранный акцент и небольшие ошибки не страшны. Важнее, если вы говорите уверенно и полностью понимаете собеседника.

Как понять инвестора

Иногда понять, что на самом деле написал или сказал инвестор, — сложно. Например, они могут написать, что ваш проект перспективный и перестанут отвечать на письма.

У нас было так же — мы радовалась, когда получили ответы от первых потенциальных инвесторов. Они уделили нам время, дали советы и казалось, что вот-вот инвестируют в проект. Но этого не произошло.

Позже я поняла, что это значит и как на это реагировать.

Никакой критики. В Кремниевой долине не принято критиковать стартапы, если об этом не просили. Поэтому я не надеюсь получить инвестиции после восторженных комментариев в почте или на встречи, а жду конкретного ответа.

Либо да, либо ничего. Если инвестор хочет вложиться, он говорит об этом прямым текстом и просит предоставить данные по проекту юристам. Все остальные варианты ответа означают «нет» или «не сейчас».

Он может вернуться в любой момент. Я получала ответы на некоторые письма спустя год, потому что инвестор услышал, что мы выросли, и захотел узнать новые метрики. Это не считается здесь невежливым: если человек не может сказать «да» прямо сейчас, он «оставляет дверь открытой» для дальнейшего сотрудничества.

Расскажите о своих наблюдениях: как общаетесь с инвесторами, где ошибались или наоборот угадали с местом и временем?

0
232 комментария
Написать комментарий...
Alexey Ivanov

https://www.youtube.com/watch?v=H6ZG73sMcgw

Смотрел ее видосики - такой лайфстайл в СФ стоит 200К+ в год. Это стартап уже оплачивает?

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

но справедливости ради - у нее канал с 660k подписчиков. Только канал должен приносить тысяч по $60-80k год...

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Штоа? Она там рекламу размещает?

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

не знаю как она монетизирует основного канал(из явных я вижи реферальный ссылки на разные сервисы, вроде airbnb), но похоже, что у нее еще 2 канала есть - на одном почти миллион. на другом - около 200k. Итого - почти 2 миллиона.
Я конечно не спец в медиа, но что-то мне подсказывает, что человек владеющий такими каналами с легкостью получает гораздо больше, чем $100k в год. Причет рост начался где-то 2 года назад(собственно поэтому первый год они жили достаточно бедно) и сейчас он просто взрывной. На основном канале + 200k за 3 месяца.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Может, я не спец в ютубе... Каналы у нее отличные - живые, позитивные, внешние данные великолепные.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

если верить socialblade, то совокупный доход со всех каналов может быть до $300k. Это не считая того, что основное предназначение каналов, это реклама их собственной школы.

Ответить
Развернуть ветку
Ioanne

Ты инфу с socialblade сразу на 10 где-то дели. Там все считается приблизительно и по американским прайсам ютуба, зрители у нее в основном из нищего СНГ.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mobile One
Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Имхо это гон

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

ну насчет $300k напрямик от youtube жто конечно маловероятно. Скорей всего там тысяч 50-60 в год. Но, вопрос сколько там еще скрытой рекламы может быть. Да и повторюсь - основное предназначение ее каналов, это привлечение пользователей/клиентов к ее сервису. Кстати, думаю неплохо может работать на потенциальных инвесторов.

p.s. кстати насчет airbnb - я как-то в давние времена разместил небольшую статью на хабре, с небольшим линком на airbnb в конце (тогда еще можно было). Так вот это мне принесло почти $3000 реферальных денег. И до сих пор потихоньку капает ) А тут 2М человек...

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Сильнов

Ну по внешним данным она 6-7/10 максимум!

Ответить
Развернуть ветку
229 комментариев
Раскрывать всегда