{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Почему личное мировоззрение — это наш главный проект?

Мировоззрение – это стратегия взгляда. Его можно уподобить операционной системе, невидимой дорожной карте, помогающей познавать себя, находить внутренние силы и жить с верой в будущее. Собрать в фрагментированном, хаотичном мире собственное мировоззрение – одна из ключевых задач для каждого из нас, ведь только так можно реформировать свою личность и, как следствие, мир вокруг.

Почему вообще стоит думать о мировоззрении? Ведь оно так и так есть у каждого, пусть и где-то на фоне. Отвечу на личном примере. В свое время я, как и многие люди, решил, что мои „гибкие навыки“ нуждаются в апгрейде. Однако в процессе работы над собой я понял: soft skills – это обратная сторона сугубо профессиональных качеств (hard skills), а усовершенствовать себя, не ответив на вопрос, кто я и зачем мне это надо, попросту невозможно. Когнитивный софт нуждается в надежном мировоззренческом ядре. И только узнав себя, можно добиться ощутимого прогресса в таких вопросах, как критическое мышление, стратегия или коммуникация. А главное – начать выстраивать на их основе успешные проекты и реализовать себя на всех уровнях.

Плывут как-то две юные рыбки, а навстречу им рыбка постарше, кивает и говорит: «Привет, ребятки, ну, как вода?» Рыбешки плывут дальше, а через некоторое время одна спрашивает у другой: «Что ещё за вода»?

Дэвид Фостер Уоллес, «Это вода», 2005.

Давайте на минуту представим себе, как видит мир другой человек. Чисто механически процесс прост: зрительная информация проникает в мозг через хрусталик — идеальная оптическая система. Проекция окружающего мира появляется на задней стенке глазного яблока, на сетчатке. Затем по зрительному нерву в мозг поступают нервные импульсы – не изображения, а именно наши собственные ожидания. За миллисекунды происходит реконструкция окружающего мира.

Образ реальности, который мы хотим поддержать, – это картина мира, но еще не мировоззрение. Говоря о феномене, который немецкие философы называли Weltanschauung, я подразумеваю уникальную личную оптику. Но чтобы начать осознанно работать над конструированием своего взгляда на мир, нам понадобится прояснить другой весьма непростой вопрос: что такое наша личность – реальность или вымышленная конструкция? Что скрепляет поступки на протяжении восьмидесяти лет жизни, если это всего лишь рассказ?

Поэтому значительная часть этой статьи будет посвящена исследованию вопроса о научной и духовной природе такого феномена, как самосознание.

Корабль Тесея

Корабль Тесея - это мысленный эксперимент, который поднимает вопрос о тождестве нашей природы. Попытка определить, что объединяет одну и ту же личность на протяжении жизни. Эта интеллектуальная головоломка – одна из старейших концепций в западной философии, она отражена в трудах Платона и Гераклита.

В действительности всё не так, как на самом деле.

Станислав Ежи Лец

Согласно легенде, дошедшей до нас благодаря Плутарху, корабль, на котором мифологический герой Тесей вернулся с Крита после победы над Минотавром, использовался афинянами для ежегодного паломничества на остров Делос. Перед каждым плаванием корабль чинили. Спустя какое-то время все старые доски корабля были заменены на новые. Среди философов разгорелся спор: тот же этот корабль, на котором плавал Тесей, или уже другой – новый?

Разные философские традиции отвечают на этот вопрос по-разному. И в зависимости от того, какую позицию мы займем, обнажается наше собственное, часто неосозаваемое мировоззрение.

Философский парадокс "Корабль Тесея": личность – это константа или поток?

Человек полностью обновляется на клеточном уровне за семь лет. Следовательно, в момент нашего рождения мы являемся совершенно другими существами, чем сегодня. У нас другое тело, иные психологические особенности. К приходу зрелости от нас прежних сохраняется совсем немного – лишь каркас воспоминаний. Характер, особенности темперамента, информационный метаболизм – все это меняется на протяжении жизни.

Что же тогда связывает нас в единую личность? Почему мы считаем личность целостной и неизменной, как это зафиксировано в паспорте?

«Входная дверь» в самосознание

Современная наука дает более четкий ответ. Источником самосознания является вентральная медиальная префронтальная кора (mPFC).

Память – это механизм, который собирает личность на протяжении жизни. Вентральная медиальная префронтальная кора (vmPFC) – помогает связать воедино воспоминания о настоящем и будущем «я». Именно эта область способна создавать фундаментальную модель нашего «я» и помещать ее в ментальное время. А ее повреждение приводит к нарушению чувства идентичности. Это, как предполагает исследование, может быть источником самосознания.

Ученый Роберт Мартон рассказывает о важных исследованиях, посвященных самоидентичности: «Областью мозга, связанной с осознанием «я», является медиальная префронтальная кора (mPFC). Дополнительно ее можно разделить на верхнюю и нижнюю части (дорсальную и вентральную), которые вносят различный вклад в самоосознание. Дорсальный отдел (dmPFC) играет важную роль в процессе различения «я» и других людей и, по-видимому, связан с выполнением задач, в то время как вентральный отдел (vmPFC) в большей степени участвует в обработке эмоций.

В более широком смысле исследование помогает выяснить, как воспоминания, связанные с «я» и необходимые для поддержания ядра нашей идентичности, зависят от функции vmPFC. Но как насчет наших прошлых «я»? Любопытно, что в предыдущих исследованиях vmPFC активизировалась не сильнее, чем при мыслях о ком-либо еще. Наши прошлые «я» кажутся нам чужими, как если бы они были другой личностью. Одна из идей, выдвинутых учеными для понимания этого различия, заключается в том, что, возможно, мы не очень добры в суждениях о себе в прошлом и можем использовать это прошлое преимущественно для создания позитивного образа себя в настоящем. Иными словами, поскольку мы можем признавать недостатки в поведении своего прошлого «я», то склонны дистанцироваться от того человека, которым были когда-то».

Личность на флэшке

Психологи Карл Роджерс и Авраам Маслоу преложили оригинальную теорию самокатегоризации, которая будет полезной для нашей темы. Согласно их точке зрения, Я-концепция человека состоит из самосхем и их прошлых, настоящих и будущих «я», где будущие «я» (или возможные «я») представляют идеи людей о том, кем они могут стать, кем они хотели бы стать или кем они боятся стать. Возможные «я» могут действовать как стимулы для определенного поведения.

Я-концепция отличается и от самосознания, и от самооценки. Я-концепция – это когнитивный или описательный образ самого себя (например, «Я быстро бегаю»), в то время как самооценка, то есть совокупность убеждений о себе, является оценочной и самоуверенной (например, «Мне нравится быть быстрым бегуном»).

Личность – это напряжение между тем, что ты есть, что тебе кажется и тем, куда ты идешь.

Андрей Баумейстер

Часто говорят, что можно перенести мозг на внешний носитель. Но можно ли перенести на флэшку личность?

Известный бизнес-архитектор Максим Цепков пишет на своем личном сайте:

«Некоторое время назад мне рассказали следующую конструкцию. Представления человека о мире, включая представления о самом себе, состоят из некоторого количества схем, набор которых не слишком велик и вполне обозрим. Схемы взяты из культуры, а вот соединены между собой индивидуальным образом, в том числе с ценностями человека. Бывает, конечно, что и вовсе не соединены. И фишка в том, что эти схемы можно заменять как флэшки в компе».

Важнейшая практика: знать набор флэшек-схем, которыми ты мыслишь. Следовательно, их надо выписать и осознать.

Культуролог и философ Михаил Эпштейн убежден, что они прочно связаны с первопонятиями – коллективным сознательным всего человечества.

Я и мои субличности

Итак, мы разобрались с психологическим чувством непрерывности, известном как эго-идентичность по Эрику Эриксону. Но все, как обычно, еще сложнее.

Психология накопила достаточно материала, на основании которого можно судить: большинство людей имеет множество субличностей, и это вовсе не клинические случаи, а норма. На этом построены многие действующие терапии. Примером может служить Internal Family Systems Ричарда Шварца, при этом в книгах он указывает и множество других психологов, которые разделяют эту точку зрения, хотя их конкретные теории отличаются от его.

Речь может идти и о социальной сфере (множественность социальной личности – какие роли мы играем в глазах других), и о том, что принято называть "внутренний театр".

Я занимался у калифорнийской женщины, дзен-мастера Шери Хубер. Она написала много книг именно про нашу внутреннюю кухню, про разные голоса: голос судьи, голос критика, голос того, сего. И на ее программе я смог осознать, что нет никакого одного Льва, а есть множество субличностей, голосов, я со всеми познакомился, и это стал видимый для меня театр. Наблюдая за ними, я заметил: вот я – это осознающее присутствие, как бы не совсем личностное, а вот в поле внимания возникают мысли, эмоции, но я не есть они.

Почему так происходит? Чтобы наметить путь к ответу, давайте обратимся к теории когнитома, которую разрабатывает наш выдающийся соотечественник, нейрофизиолог Константин Анохин.

Вавилонская библиотека мозга

Когнитом – своего рода «Вавилонская библиотека мозга» – это ансамбль нейронов, образующий субъективную модель мира в гиперсетевой структуре мозга. В рамках этой научной теории, любой мозг рассматривается как структура, обладающая когнитивной гиперсетевой функцией.

Метафора когнитома как Вавилонской библиотеки сознания отсылает нас к рассказу Хорхе Луиса Борхеса.

Ансамбли нейронов образуют модель мира, и она используется мозгом для принятия и воплощения решений, а механизмы внимания выделяют те ансамбли, которые активно действуют в моменте. По сути именно когнитом является нейронным коррелятом нашего сознания.

Ансамбли нейронов связаны между собой в единую сеть и постоянно взаимодействуют. Физических границ между ними, строго говоря, нет. Поэтому получается, что вопрос о множественности субличностей состоит лишь в том, как мы проводим границы между ансамблями, как отличаем работу одного ансамбля в разных контекстах от работы разных ансамблей со слабыми связями.

«В Вавилонской библиотеке возможных состояний нашего мозга, мыслимых „кадров“ его сознания, есть, например, все кадры фильмов, которые мы видели, и тех, которые когда-либо были или будут сняты. В этих потенциальных комбинациях активности — образы всех встречавшихся нам людей и тех, которых мы еще увидим, вообще всех людей, которые жили и будут жить на Земле».

Хорошо, с моделью личности вроде бы стало понятнее. Следующий важный вопрос: а что нами действительно движет?

Внутренняя сцена и прожектор внимания

«Прожектор внимания» ярким лучом высвечивает все, что и является нашим я на данный момент.

Теория глобального рабочего пространства (GWT) - это модель сознания, которую предложил когнитивный психолог Бернард Баарс в 1988 году. Баарс объясняет теорию метафорой театра, где процессы сознания представлены освещенной сценой. Этот театр объединяет входные данные из множества бессознательных и других автономных сетей в мозгу, а затем транслирует их в бессознательные сети (представленные в метафоре широкой, неосвещенной «аудиторией»).

С биологической точки зрения теорию нейронного глобального рабочего пространства можно объяснить так. Нейроны с длинными аксонами (передающими отростками) формируют взаимосвязанные тракты. Избирательно возбуждая и тормозя отдельные зоны предыдущих двух уровней, эти нейроны обеспечивают работу памяти, активируя нужные нейронные ансамбли без участия внешних раздражителей, из-за чего вспоминаемые образы «проносятся перед глазами». Также нейронные тракты организуют двусторонний обмен информацией между отдельными зонами. Благодаря этому человек может всесторонне осмыслять явления внешнего мира и произвольно связывать их между собой, даже если эта связь неочевидна. Все перечисленные процессы в совокупности создают интегральное переживание субъективного опыта. Оно состоит из «подвисающей» сенсорной картинки, которая подпитывается памятью и корректируется новой поступающей информацией.

Внутренняя сцена – осознанная модель тебя действующего в твоей модели мира с другими объектами и субъектами этого мира. Бернард Баарс, 1998.

Это вовсе не обязательно спектакль с визуальными образами, хотя можно представить его таковым. Все границы внутренней сцены касаются идеальных объектов, каких-то внутренних образов, которым может быть соответствие в реальном мире, а может не быть, и сам спектакль на внутренней сцене может сложно соотноситься с реальным действием во внешнем мире – спектаклем на внешней сцене.

Действие на внутренней сцене может идти в трех режимах: проигрывание будущего, работа с настоящим, рефлексия над прошлым. Мощность, навык режима у людей имеет разную силу, важны все три.

Таким образом, субъект («я мыслю») — отнюдь не психическое образование (не комплекс «я»), а нечто вроде трибуны или капитанского мостика, на который могут стать разные автономные комплексы.

Гегемоникон как нейронный коррелят сознания

С 1990 года исследователи, включая молекулярного биолога Фрэнсиса Крика и нейробиолога Кристофа Коха, добились значительного прогресса в определении того, какие нейробиологические события происходят одновременно с опытом субъективного сознания. Эти события называют нейронными коррелятами сознания, или NCC.

«По большому счету осознанность — это контроль над собственным вниманием: вы можете направить его куда хотите, и оно останется на этом объекте; когда вы захотите сместить его на что-то другое, вы сможете это сделать. Когда стабильно ваше внимание, стабилизируется и ваш разум: его не отвлекают посторонние предметы, он основателен, непоколебим. Внимание словно луч света; и то, что освещено им, попадает в ваш разум и формирует ваш мозг. А это значит, что, скорее всего, контроль над вниманием можно считать самым эффективным способом изменения мозга и разума». Седьмое чувство: что такое майндсайт и как он помогает достичь внутреннего благополучия.

Удивительно, но очень сходные по смыслу объяснения (хотя и лишенные четкой научной аргументации) с давних времен предлагала философская школа стоицизма. По мнению стоиков, существует господствующее начало человеческой психики, обладающее «глобальным доступом» к личности. И называется это начало красивым словом hêgemonikon.

Гегемоникон – это узкий динамический поток, который высвечивает глобальное рабочее пространство нашего сознания.

Итак, ключевой вывод: у того, что мы называем сознанием, имеется нейронный коррелят. Это признавали еще древние философские школы, а сегодня наука скопила достаточно данных, чтобы сделать предположения о природе нашего разума и чувства внутреннего "я". Мы можем принимать разные точки зрения, будь то Дэвид Чалмерс (трудная проблема сознания), Дэниел Деннет (модель множественных черновиков) или Франсиско Варела/Умберто Матурана (энактивизм), но сам предмет обсуждения нам становится ясен.

Дистальное моделирование и циркумамбуляция

Исходя из всего сказанного вернемся к центральному вопросу этого материала. Нас интересует вопрос о мировоззрении – и не в значении мировоззренческих систем, а через личность.

Мышление – это превращение многообразия данных в единство знаний. Субъективность - это его топливо. Нанизывая новые знания на стержень личности, мы образовываем себя всю жизнь.

Андрей Баумейстер

Если учесть, что мировоззрение не думается, а переживается, практикуется, исполняется (от английского глагола to perform), оно вполне может считаться творчеством, а иногда даже искусством. Этот тезис могут подкрепить выводы нового исследования Дартмутской лаборатории социальной нейробиологии и Пристонского университета 2019 года:

Карл Густав Юнг идентифицировал мандалу как архетипический символ человеческого совершенства — ныне она используется в психотерапии в качестве средства достижения полноты понимания собственного «я».

Как работает этот механизм, неплохо понимали древние даосы, по представлениям которых оболочка эго-пузыря создается методом закручивания энергии ци. Карл Густав Юнг указывает, что для описания этого процесса использовался термин циркумамбуляция:

Автор телеграм-канала о продуктовой разработке «Я-сделяль» переводит туманную метафорику швейцарского мыслителя на более понятный современный язык:

«Циркумамбуляция – это состояние, в котором сознание и бессознательное сотрудничают в гармоническом согласии. Это движение вокруг будущего себя самого. Будущий ты в настоящем, раскрытый через маячки будущего развития. "Будущий ты", раскрывший свой потенциал, манифестирует себя в тебе-настоящем через интересы: то, что увлекает, привлекает внимание, заинтересовывает в моменте - это то, через что мы можем быстрее и полнее всего раскрыть свой потенциал. Циркумамбуляция, в его случае, вокруг "будущего себя самого", который как бы потенциирован относительно того, что есть сейчас. И все штуки, которыми ты по-настоящему интересуешься - это маячки, которые ведут тебя в точке максимального возможного развития. Делая что-то новое, мы, помимо прочего, включаем гены, которые до этого спали (или усиливаем/ослабляем их экспрессию).

Оглядываясь на прожитое, вы замечаете, что некоторые жизненные опыты, то, как вы их проживаете, имеют тенденцию к повторению - такие музыкальные темы вашей жизни. Это и есть процесс поиска себя "по кругу", с разными вариациями и отклонениями, и со временем все ближе к центру (к настоящему себе)».

Но каким образом все это помогает нам работать над мировоззрением?

Человек как проект самого себя

Моя гипотеза заключается в том, что мировоззрение выступает как своего рода операционная система личности, на которой и упорядочены различные флэшки-схемы. Это такой программный код, на котором написана наша реальность: жизненные ориентиры, цели, способы принятия решений.

В действительности нам приходится говорить не об одном, а сразу от трех видах мировоззрения:

  • Фоновое мировоззрение — это система фильтров для работы с информации, которые мы не осознаем, но которыми постоянно пользуемся. Своего рода Система-1 по Канеману.
  • Операционное мировоззрение — через что, через что ты сознательно берешься за решения задач – Система-2.
  • Осознанное мировоззрение — это наша личная философия, набор ценностей, принципов и убеждений, которые мы четко осознаем и которые помогают нам делать самый сложный жизненный выбор -- Система-3, о которой Канеман не упоминал.

Именно на этом уровне человек становится способен к созданию личностных моделей мира – теорий, связывающих разные аспекты вашего я (убеждения, образ настоящего и будущего я, интересы, умения и навыки) воедино.

Теории важны не сама по себе, а лишь в том свете, что являются концентрированной практикой. Наличие оригинальных моделей реальности позволяет решать сложнейшие задачи, сохраняя способность действовать в неопределенности окружающего мира. По сути личная философия – это инструмент управления сложностью.

Один из лучших русскоязычных консультантов в области стратегии бизнеса Святослав Бирюлин пишет в своем телеграм-канале:

«Мир слишком сложен чтобы познать все его законы и принципы, поэтому мы, люди, строим в голове ментальные модели – упрощенные копии вселенной, которых нам достаточно чтобы жить и работать. Общего у ментальных моделей с реальным миром не больше, чем у глобуса с земным шаром, но этого хватает. Это неполные и неточные картины, которые с опытом уточняются, порой болезненно.

Сложность мира нас страшит, и мы цепляемся за свои модели, веря в их прочность. На вере в них строится наша уверенность в себе, ощущение, что мы «знаем как устроен мир». Если мы на минутку осознаем, что ни черта не знаем (как оно, по большому счету, и есть), нам станет очень неуютно и страшно. Поэтому мы верим. Чем успешнее человек, тем крепче его вера в свою ментальную модель, ведь она доказала «эффективность». Поэтому лидеры так часто уверены в своем мнении. Но уверенность рассыпается вдребезги при попытке переноса бизнеса в другую культуру».

Мировоззренческий канвас

На мой взгляд (и тут я говорю из своего мировоззрения!) каждого из нас есть я-ядро — первооснова, фундамент нашего эго. Оно врожденно и неизменно. Энергия ядра заряжает нас самих и окружающих, формирует нашу уникальность.

Но у личности есть и адаптивная часть — та, которая помогает нам меняться и расти, впитывать новый опыт и не повторяться изо дня в день. Над адаптивной личностью можно и нужно работать, прокачивая сильные стороны и исправляя недостатки.

Разобравшись с ментальными схемами, которые оказались в голове в силу случайных обстоятельств, по прихоти судьбы, стоит перейти к их осознанному проектированию.

Чтобы обновить "когнитивный гаджет", вам пригодятся несколько ключевых вопросов:

  • Каковы ваши ценности? Сильные и слабые стороны?
  • От чего нужно избавиться, что сохранить, а что – усилить и улучшить?
  • Чем вы отличаетесь от других и что формирует вашу уникальность?
  • Где и в чем ваши источники вдохновения? Кто является достойными образцами для подражания?
  • Что больше всего привлекает в мировой культуре?
  • Что отличает ваш способ восприятия мира?
  • Над чем необходимо работать, а главное, для чего?
  • В чем ты лучше всех?

В результате мы получаем прообраз своего мировоззрения – смысловой ориентир нашей деятельности, который позволяет стать управляющим партнером собственной жизни.

Археология мировоззрения: я-core и библиотека личных смыслов

Почему одним людям нравится одно, а другим другое? Почему, несмотря на общность языка и культуры, мы можем занимать совершенно противоположные позиции по разным вопросам? И почему дети иногда так непохожи на родителей?

Смысл фразы оставался загадочным для современников и вызывал множество толкований. Так, в платоновском диалоге «Хармид» афинянин Критий высказывает мысль, что фраза «Познай самого себя», обращённая богом к посетителям храма, должна заменять собой обычное приветствие «Здравствуй»; бог, таким образом, считает самопознание более важной вещью, чем здоровье

Единой точки в науке и философии нет. Скажем, в понимании Джона Локка человек рождается «пустым», Tabula Rasa, и полностью ответственен за то, чтобы создавать свою собственную душу. Прямо противоположную позицию занимал Платон, говоривший о вечной и неизменной мировой душе, проекцией которой является личное сознание.

Рождается ли наша душа в когнитоме или приходит заранее? Все ли определяется наследственностью или пренатальной стадией развития? И насколько велик наш личный вклад? Как подобрать ключ к своей уникальной вселенной? С давних времен мудрецы разных традиций призывали нас к самопознанию.

Но как на практике выглядит самопознание?

На мой взгляд, важно определить генезис собственных мнений и суждений. Брать мировоззренческие системы, разбирать их, изучать, выявлять, что в них твое и что действительно отзывается, и делать их частью своего личного смыслового нарратива.

Выше я отмечал, что мы пользуемся мировоззренческими системами, сами не осознавая этого. Поэтому, чтобы создать модель будущего "я", представив идеальный жизненный проект, образ себя в будущем, необходимо регулярно производить мыслительную операцию, которую можно справедливо будет назвать археология мировоззрения.

Каждый человек – это уникальный кирпичик эволюции, который вкладывает в мир что-то новое, оставаясь частью целого.

Лично мне помогает метод, который я называю я-core:

  • Составьте собственную библиотеку смыслов. Откуда берется то или иное мое убеждение? Где и в чем лежат истоки ваших идей?
  • Выпишите все те артефакты мировой культуры, которые оставляют след в вашей личности и, как следствие, помогают создавать продукт ценность для этого мира. Отрефлексируйте их.
  • Разберитесь с тем, что на вас повлияло и почему.

Например, в качестве универсальной метафоры своей личности я вижу турбийон (часовой механизм, способный частично компенсировать притяжение Земли, основным принципом работы которого является особая конструкция узла баланса) и экраноплан (гибрид самолета и корабля)

Подробнее о том, как найти глубинную метафору вашей личности и использовать ее для построения осознанного мировоззрения, я пишу в этой статье.

Вспомним о Юнге и циркумамбуляции. К чему постоянно возвращаются ваши мысли. Что помогает искать вдохновения, что двигает к расширению? Лично для меня это дзенские коаны, хокку и созерцание футуристичных архитектурных сооружений.

Все то, что вы делаете, берет свои истоки в том, что уже накоплено человечеством. И новизна, которую вы привнесете, ваш собственный проект – часть глобального проекта, который человечество строит с незапамятных времен. Присмотритесь к концептуальным истокам вашего вдохновения. Скажем, моим мировоззренческим лейтмотивом является тема реформ и творчества в городском пространстве. И в каждом из своих проектов я, осознанно или нет, создаю рифмы и парафразы этих смыслов. Уверен, вы делаете так же, но если вы начнёте это наблюдать, звучание вашей интонации будет сильнее и увереннее.

Как выйти из себя (без последствий)

Итак, то, что мы называем "личностью" или "внутренним опытом", не может быть описано исключительно в терминах психологии. Ведь личность – это и мышление, и ценности, и добродетели, и определенные смыслы и цели.

Психотерапия правит и корректирует, но не даёт жизненной основы не даёт готовое мировоззрение, скорее корректирует фокус ума. Поэтому единственный способ предъявить себя миру – это сформировать собственный взгляд и действовать из него.

Но как понять, что это проявление уже началось? Давайте ненадолго вернемся к Карлу Густаву Юнгу:

Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность. Это цель жизни, цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают.

На самом деле личностная философия хорошо видна не только в результатах вашей работы (как и сказано было выше, успешные люди эффективно используют собственные когнитивные модели в бизнес-проектах), но и в практиках самоактуализации. Причем, помимо ментальных упражнений, нам важна и работа с собственной телесностью, реализуемой на всех уровнях.

По мнению доктора философии, известного юнгианского аналитика, автора книги «Душевные омуты» Джеймса Холлиса, зачастую первую половину жизни человека можно описать как жизнь по шаблону — этап, в котором мы живем в соответствии с усвоенными в детстве установками, правилами и нормами. Жизнь проходит на автопилоте, обслуживая устаревшие стимулы/требования, чужие сценарии. Вторая половина нашего путешествия — это не хронологический момент, а психологический этап осознания, который происходит после какой-то критической черты.

Святослав Рихтер как духовный опыт

Вот лишь несколько примеров, которые основаны на моих когнитивных и ценностных схемах:

  • Канал «Наедине с собой» – диджитал-шатер, где я могу спокойно общаться с собственным "я".
  • Дзадзен – сидячие медитации.
  • Стоические беседы – открытый, честный диалог на любые неудобные темы.
  • Написание эссе и хокку – своего рода арт-терапия.
  • Трейлранниг – пробежки по горам и лесам без какого-либо оборудования, позволяющие лучше прочувствовать внешнюю и внутреннюю природу.
  • Большой теннис – способ эстетизировать мастерство координации и выносливости.
  • Страхополагание – аналог целеполагания, нацеленный на трансформацию фобий в силу.
  • Футбол – практика командной игры, а также умения создавать и реализовывать моменты.
  • Граффити/каллиграфия – работа над концентрацией через красоту.
  • Урбанософия – осознанный сити-дрейф и умеренный паркур в сочетании с философскими диалогами.
  • Прослушивание классической музыки в исполнении Святослава Рихтера.

Быть человеком - значит выходить за пределы самого себя. Быть человеком - значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому человек себя посвятил, человеку, которого он любит, или богу, которому он служит

Виктор Франкл

Чтобы еще лучше понять феномен расширения (трансцендентности, выхода за пределы себя), давайте обратимся к двум знаменитым фигурам – Мухаммеду Али и Роберту Фишеру.

Автор блога Tennisandfun на Sport.ru пишет:

«И Али, и Фишер, с точки зрения спортивных достижений, не самые великие, в боксе есть Шугар Рей Ленард и Джо Луис, в шахматах появился Каспаров, Карпов и Карлсен, но оба сделали самое главное, они были великими спортсменами, лучшими в свою эпоху, а также сделали невозможное, они продвинули свой спорт на новый уровень - Мухаммед Али сделал из маргинального полулюбительского бокса, один из самых дорогих и популярных видов в спорте в мире. Бобби Фишер сделал так, что в шахматах появились деньги, и шахматисты перестали восприниматься как изгои спортивного мира, которые живут только за счет шахматного ЧСВ-эгрегора».

Отличным примером выхода за пределы может быть и сам герой цитируемой статьи – Роджер Федерер, сумевший построить одну из самых великих карьер и один из самых сильных личных брендов, который котируется далеко за пределами теннисных кортов. Будучи настоящим виртуозом игры, признанным гением, он не остановился в своем развитии и продолжал шлифовку своего мастерства даже тогда, когда, по общему мнению, пик карьеры был далеко позади, и пора было уходить на покой.

«На определенном этапе карьеры Федерера наступил момент, когда он сам научился не только понимать свои недостатки в мельчайших нюансах, но и безошибочно находить людей, которые способны помочь ему если не ликвидировать, то нивелировать их».

Резюмируем

Осознав мировоззрение, его можно научиться практиковать, что, в свою очередь, поможет:

  • Найти смысл, который делает тебя уникальным – а значит, и живым.
  • Предъявить свою уникальную оптику этому миру.
  • Управлять собой, своей жизнью и своими проектами.
  • Научиться действовать из подлинного намерения.
  • Применять на практике, создавая новизну.

Наша задача – подключиться к Логосу, персонифицировать мировые смыслы, сделать их частью внутреннего созидания, чтобы стать самим собой и сделать жизнь долгой, наполненной и осмысленной.

Андрей Баумейстер

Продукт нашей личности – это источник силы. Важнейшая задача – выбрать свой путь и идти по нему, чтобы попытаться реализовать свою жизненную задачу. Для этого у нас есть определенные (и немалые!) ресурсы: мышление – то есть способность обучаться и расти над собой, собственная библиотека смыслов, компетенции и умения, ценности, уникальная личная способность – арете, а также ощущение призвания. Тем не менее, надо быть готовым к тому, что жизнь – непрерывная проверка и тестирование гипотез нашего представления о ней.

А завершить материал я бы хотел цитатой Гиллеля – одного из наиболее значимых духовных учителей-талмудистов.

Если не я для себя, кто для меня? Если я только для себя, то зачем я? И если не теперь, то когда?

Талмуд, Мишна, Авот, 1. 12—14

Послесловие

В этой статье использовано не менее 38 прямых и скрытых цитат. Синкретический метод, который я выбрал, можно назвать полифонией. На практике это значит, что я стремился объединить самые разные голоса, дав им возможность звучать в неискаженном виде.

Мне всегда казалось важным обратиться к первоисточнику – собственным интонациям мыслителей и исследователей. Симфония смыслов возникает только тогда, когда в общем хоре голосов каждый не теряет личностную интонацию – и эту интонацию можно прочувствовать и услышать. А за автором оставить лишь функцию творческого структурирования, придания каркаса идеям и суждениям, которые давно существуют в пространстве коллективного сознания.

И ещё

Более подробно разобраться с тем, как превращать фоновое мировоззрение в собственную философию жизни и деятельности, можно на открытых мастерских кампуса edtech-проекта Универs. Записывайтесь и приходите – обсудим лично!

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Карина Авернина

Необычная статья, трудновата для восприятия, но определённо имеет смысл вчитываться или хотя бы перечитать и вникнуть

Ответить
Развернуть ветку
Кот отца Пигидия

какая интересная статья, получил огромное удовольствие от прочтения, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Мария Медведева

👏🏼👏🏼👏🏼

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Пушнин

проще сказать парадигма мышления, их на самом то деле не так то и много в основном три версии, которые по разному сочетаются в разные периоды жизни, в зависимости от этого человек и строит то что называется свое мировоззрение

Ответить
Развернуть ветку
Саша G

Старости нет, есть период становления и зрелости - С.Белковский

Ответить
Развернуть ветку
Genrih Grigoryan

Философия на практике, полезная статья. Благодарю!
Рекомендую также осветить феноменологическую школу – для меня она ответила на многие вопросы о сознании.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Учитель

При всем уважении к автору (Гриш, привет): статья мне тоже была сложна для восприятия. Я понял, что статья – послевкусие лекции в библиотеке, и здесь часовая лекция плотно утрамбована в лонгрид.

Здесь, честно, собраны интересные фрагменты мыслей и идеи, есть ментальные панчи и крючки, но, чтобы это стало, как говорят в музыке, бенгером, нужно поработать над аранжировкой.

В итоге. Скажу просто: у каждого автора- своя книга. Вот и пишет он одну и ту же мысль на протяжении всех своих книг. Эту мысль я увидел здесь.
Путешествие в будущее и в прошлое для трансформации настоящего (метальное путешествие) – почему нет. Дальше, пока туман.

Кстати, будущего и прошлого – нет, если следовать глобальной теории мультивселенных ))

Ответить
Развернуть ветку
Grisha Khrabrov
Автор

а вот и нет, в библиотеке речь шла про стоицизм, здесь - более общий случай. в целом, надеюсь, каждый найдет что-то своё, исходя из своего мировоззрения))

Ответить
Развернуть ветку
Максим Учитель

ок)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда