Как живет индустрия продашкна после пандемии, 24 февраля и мобилизации?

В последнее время перетерпело трансформацию немало сфер бизнеса. Изменения коснулись и рынка продакшна в России. Что стало с индустрией рассказал кинооператор и режиссер Ярослав Головкин.

Как живет индустрия продашкна после пандемии, 24 февраля и мобилизации?

За последние пять лет до пандемии, кинопроизводственная индустрия в России очень выросла, и если раньше чаще учились и брали вдохновение у мировых, культурно признанных лидеров, то теперь на рынке стали появились профессионалы обращающиеся к своему аутентичному культурному наследию… Однако с 2020 г. пошел обратный процесс: индустрия потерпела немало потерь, в культурологическом смысле они продолжают происходить и способствовать застою развития.

После пандемии

Любой малый бизнес или новый бренд всегда потенциален в запросе на производно своего контента, своих материалов и это тоже довольно важная для индустрии ниша, так как в силу отсутствия больших бюджетов на производство, приходится действительно думать и изобретать способы завоевывать интерес с помощью простых и недорогих решений.

Именно по этой области ударила пандемия, большой бизнес же продолжал находить способы воплощать проекты и существовать в новых условиях, в отличии от больших кинопроектов, которые могли согласовываться, например, с министерством культуры, тут были «заморозки» и переносы съемок.

Скромные и камерные группы, снимавшие короткометражное и экспериментальное кино, еще как-то могли существовать в этих условиях. Фильммейкеры начали концентрироваться на фильмах, производственный состав которых мог быть радикально малым, а работа с архивами, фаунд футэдж (found footage — экспериментальные фильмы смонтированные из настоящих архивов с анонимными авторами или популярные фильмы, создающие документальную иллюзию) и жанр машинима (machinima — жанр кино, созданного внутри виртуального игрового пространства), а также кино-эссеистика были идеальными для работы в одиночестве.

Как живет индустрия продашкна после пандемии, 24 февраля и мобилизации?

Авторы экспериментального кино возможно даже получили необходимое время для того чтобы прислушаться к себе и настроиться на новый уровень чуткости, так как перед февралем 2022 г. фестивали, поддерживающие такое кино вышли на новый уровень. Их жюри проделало довольно большой путь в сторону демаргинализации гибридного, экспериментального и не мэйнстримового кинематографа, стали появляться гранты на воплощение очень ценных и редких для этой среды фильмов.

После 24 февраля и мобилизации

Однако пережившее пандемию производство, совсем не выдерживает в нынешнее время. Обо всех фестивалях приходится забыть, многие специалисты уезжают из России, пытаясь адаптироваться в международных командах за границей.

О нынешнем времени сложно говорить спокойно. Глобальная отмена проектов, требование некоторых компаний по поводу постоплаты, фактически убивают отрасль. Заметно сократились входящие запросы, в основном они от локальных компаний, а не от международных брендов. Вообще проектов стало значительно меньше, а бюджеты на них сократились вдвое-втрое.

Сейчас практически нет заданий на съемки имиджевой рекламы. Большинство компаний предпочитают короткие продуктовые ролики, которые помогают показать товар «лицом» и сразу его продать.

Также иногда обращаются за тем, чтобы перемонтировать старые ролики или сделать к ним новую графику.

Иногда, правда, эту графику бывает сложно воплотить в жизнь, поскольку есть явные проблемы для индустрии с поставками техники и необходимого программного обеспечения. Приходится искать решения, в связи с уходом крупных компаний с российского рынка.

Таким образом, ожидается, что индустрия кинопроизводства в России снова, как и в 1990-е перейдет на «полулегальный» и пиратский софт, столкнется с большой нехваткой кадров и проблемой устаревания оборудования.

Что делать бизнесу?

Во многом индустрия начала развивать новый опыт в момент пандемии. Активнее начали использоваться технологии. Например, в рекламу перекочевали некоторые методы, которые раньше использовал кинематограф. Например, гигантские LED-экраны, на фоне которых разворачивается действие в сериале «Мандалорец». Декорации на таких экранах можно сделать любые, они создают полную иллюзию бесшовного мира. Программисты могут нарисовать хоть соседний город, хоть другую планету. Отличная новость заключается в том, что программисты могут работать дистанционно и пока беспрепятственно передавать файлы заказчику.

То, что технологии дорогие – уже давно миф. Тем более, что вывезти на другую локацию целую команду с режиссерами, актерами, продюсерами, операторами и прочим персоналом, не всегда просто. Поэтому LED-экраны начали активно применятся в видеопродакшне. Например, так в пандемию была снята реклама для известного сотового оператора в ролях с Юлией Пересильд, Азаматом Мусагалиевым и Брюсом Уиллисом. Никому никуда не пришлось ехать. Все отсняли за 10 дней, без учета времени на подготовку фонов, в Москве.

Поэтому пока технологии действительно могут стать спасением для бизнеса, который и в кризис планирует привлекать к себе внимание. Ищите оснащенные команды, у которых есть оборудование и действует международная команда.

Конечно, никуда не делся потребность в креативных решениях. Иногда с помощью новаторской идеи можно значительно сократить бюджет и вывернуться из любой непростой ситуации. Но тогда также лучше поискать команду с опытом и интересными кейсами.

Не нужно забывать, что в прошлом «золотой век» Голливуда пришелся именно на сложное турбулентное время, полное кризисов и вызовов для индустрии. Возможно, такие вызовы, которые заказчик дает в качестве задачи видеопродакшну, и окажут благотворное влияние на отрасль в целом.

33
1 комментарий

..щас где-то грустит один Сабатовский )

Ответить