{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как мы пытались разобраться в штрихкодировании и ничего не поняли

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, я обнаружил, что компания Fasim, где мы регистрировали штрихкоды для игр «Банды умников», исчезла. Милая девушка-менеджер, которая вела все дела по штрихкодированию, просто пропала: абонент не абонент, мейлы без ответа и сайт показывает ошибку 404.

Дело в том, что когда мы решали вопрос со штрихкодами первый раз в 2013 году, наша команда состояла из пяти человек, а штрихкоды нам нужно было сделать буквально за один день, чтобы заключить первый наш договор с большой сетью.

Соответственно, для срочного решения вопроса была использована случайная ссылка из выдачи поисковика по запросу «регистрация штрихкодов», а потом мы просто по инерции слали тем же людям артикулы на новые игры для регистрации — другие предложения не особо отличались по цене, и всё было нормально, пока подрядчик не пропал.

Казалось бы, какие проблемы? Найдите другого подрядчика и платите ему. Но в этот раз мы постарались реально понять, откуда берутся штрихкоды, чтобы не получилось «как в тот раз». Но когда открываешь Google и пытаешься разобраться в вопросе, начинается полный постмодернизм.

Каждый товар, который продается в сетях и более-менее крупной рознице, имеет штрихкод. Это не обязательное условие, и на правовом уровне никак не зафиксировано. Но торговые точки, как правило, требуют наличие штрихкода – это облегчает управление складскими запасами, работу с кассой и еще кучу всего.

Штрихкод – уникальная комбинация цифр, которая состоит из кода страны, кода поставщика и кода товара. Когда ты привозишь настолку в любую сеть, и они заводят ее в базу – другого такого номера быть не должно. Но как и кем обеспечивается эта уникальность при обилии предложения на рынке?

По запросу «купить штрихкод» — миллион предложений, от «регистрация EAN13 за полчаса» до пакетных предложений со вступлением в национальную ассоциацию штрихкодирования c ежегодным организационным взносом.

Существует ли в природе единый перечень всех зарегистрированных кодов? Где гарантии, что штрихкод обучающей детской игры не совпадает с рыбными консервами? Кто и как за этим следит?

Спойлер: никто и никак!

Страх и ненависть в штрихкодировании

Просмотрев существующие на рынке предложения, мы пришли к выводу, что, видимо, какими-то центральными генераторами штрихкодов являются две компании, которые предлагают зарегистрировать штрихкоды: «Disai» и «GS1». Остальные, видимо, либо выступали посредниками, либо выдавали случайные последовательности цифр.

Теперь предстояло разобраться: чем отличаются эти две системы, и как они создают условия, в которых штрихкод становится действительно уникальной номенклатурой товара?

Начали с организации GS1, которая указана в «Википедии» как Международная Ассоциация Товарной нумерации. Эти ребята в 2005 году объединились с американской системой штрихкодирования, создали 108 представительств в разных странах — в формате некоммерческих организаций. Для получения штрихкода через GS1 надо подать заявку, оплатить организационный взнос, вносить ежегодные взносы (около 15 тысяч рублей за любое количество штрихкодов), и будет тебе счастье.

Но вот что настораживало: о правах на единую мировую базу штрихкодов GS1 пишет только GS1.

Мы решили развеять сомнения и вступить с ними в переписку. Думали: «Наверняка представитель компании даст внятное разъяснение и поможет разобраться». Основные вопросы: законно ли использование штрихкодов, имеющихся у нас сейчас, и как они объяснят предложение о регистрации кодов от других компаний?

В ходе переписки с GS1 нам заявили, что коды на игры от нашего пропавшего подрядчика Fasim (которые мы используем по всей Европе), входят в реестр Эстонского отделения GS1. Но Fasim не регистрировала наше право на эти штрихкоды в GS1.

Что же делать? Мы стали жертвами мошенников? Огромные партии наших игр уже продаются в Европе с недействительными штрихкодами? Нас накажут по законам джунглей? GS1 посоветовал купить (опять заплатить) за эти штрихкоды их отделению в Эстонии и не переживать. Мол, коды эти свободны, но их вот-вот купят.

Мы пошли дальше и решили убедиться в необходимости регистрации кодов именно через GS1 и спросили у представителя GS1 о других организациях. Знаете, что они ответили? Что все-все-все остальные — мошенники!

Это самозванцы. Зайдите на сайт gs1.org и посмотрите сами, кто ведёт эту деятельность в России. Коды GS1 имеют глобальное распространение и действуют по всему миру.

Если вы уже работаете с ритейлерами, многие из них проверяют штрихкоды и просто не возьмут ваш товар.

Уникальность и глобальность достигаются за счёт того, что в каждой стране мира, участвующей в системе GS1, имеется ТОЛЬКО ОДНА организация (национальная организация GS1), которая регистрирует всех участников. В России такой организацией является ГС1 РУС. Все прочие — это самодеятельность.

Disai вводит своих клиентов в заблуждение, они не имеют отношения к GS1.

Представитель GS1

Мы крепко задумались. Особенно над тремя моментами:

  1. «Зайдите на сайт GS1 и посмотрите сами, кто ведёт эту деятельность в России». В целом, логично, что они на своём сайте пишут то, что им нравится. Но что это доказывает?
  2. «Если вы работаете с ритейлерами, многие из них проверяют коды и просто не возьмут ваш товар». Звучит впечатляюще, но как же мы раньше попадали в крупные сетевые магазины?
  3. «Disai вводит своих клиентов в заблуждение, они не имеют отношения к GS1». Эта последняя строка письма вообще сломала нам мозг. В целом, мы догадывались, что конкурирующие конторы не имеют никакого отношения друг к другу.

Тогда мы решили посмотреть на ситуацию со всех сторон и написать представителям Disai.

В ответ Disai нам прислали большое и довольно эмоциональное письмо:

Они [GS1] пишут очень хитро, но суть в том, что в России никто кроме ГС1рус не может регистрировать штрихкоды в системе GS1 — это правда. Но о том, что нигде не сказано, что система может быть только одна, они почему-то написать «забыли».

Официальной информации на уровне законодательства о штрихкодах нет ни в России, ни в одной другой стране, к сожалению.

Есть Ассоциации Автоматической Идентификации, которые учреждают системы штрихового кодирования. В уставах данных ассоциаций прописаны все моменты про систему штрихового кодирования, которую они учреждают. Данные уставы регистрируются в Министерстве Юстиции, о чём на уставах есть все отметки, включая гербовую печать Министерства Юстиции.

А если ГС1 каким-то образом вдруг продаст ваши коды кому-то другому (чего не может быть всё таки), то здесь уже по принципу первенства — кто первый зашёл в торговую сеть, тот и прав, т.к. обе системы существуют официально.

Представитель Disai

Ну, Disai хотя бы не отрицали существовании альтернативной системы кодирования.

Однако в следующем письме они ссылаются на статью о сравнении двух систем, где приводятся очень патриотические доводы в пользу Disai, что нас очень смутило:

Нам казалось, что мы совсем запутались. Но вдруг менеджер компании Fasim, через которую мы раньше покупали коды, вышла на связь! Своё исчезновение она объяснила техническими работами на сайте и сменой корпоративного номера телефона. Мы поделились с ней своими наблюдениями, и, получив ответ, запутались еще больше.

Все несколько десятков компаний, которые вы нашли в интернете, обеспечат вам уникальные штрихкоды РФ. Не могу точно сказать насчёт иностранных.

По поводу GS1 — это просто самая известная компания и одна из самых первых. Они выдают абсолютно такие же коды, но с кучей головной боли и проверок, с заполнением кучи документов. Плюс стоимость у них выше.

Я вам скажу, что за 4 года работы со штрихкодированием при мне было выдано очень много штрихкодов нескольким тысячам компаний клиентов. Проблем с пересечением (совпадением) не было вовсе никогда.

Представитель Fasim

Но как получается, что разные компании, которые отрицают существование друг друга и параллельно выдают штрихкоды разным организациям, не имея единой базы и не сверяясь, могут генерировать разные комбинации цифр?

Ответа на этот вопрос мы так и не нашли.

Что в итоге?

В итоге наши старые «европейские» штрихкоды от Fasim зарегистрировать в эстонском отделении GS1 так и не смогли, там утверждают, что их уже забрала другая компания. Какая именно и с какими товарами — не говорят. Сами мы этой информации найти не смогли, сложностей пока не возникало. Не исключено, что где-нибудь в Чехии под штрихкодами, идентичными нашим, продаются фарфоровые фигурки лосей или торфяные брикеты.

Новые штрихкоды для Европы мы регистрируем в эстонском отделении GS1, вроде там все так делают — решили перестраховаться.

Сотрудничество с компанией Fasim мы прекратили — слишком настораживает, когда партнёр вот так пропадает с горизонта. На российском рынке новые штрихкоды регистрируем в Disai: приобрели пакет из 50 штрихкодов за 17 тысяч рублей, просто потому, что по деньгам в нашем случае это раз в 10 выгоднее чем в GS1.

В целом, эта тема до сих пор оставляет нас в недоумении, так что если кто-то может пролить свет на тайный мир возникновения штрихкодов — делитесь в комментариях!

0
57 комментариев
Написать комментарий...
Михаил Качалов

Не понял, зачем вы задублировали статью с Хабра? https://habr.com/post/415941/

Ответить
Развернуть ветку
Roman Taranenko

Автор один и тот же, или хабр теперь единственный источник новостей?

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Степан Старченко
Не понял

А шанс что-то понять в принципе невелик, если не думать. Накидываю почву для размышлений в твою пустую клумбу:
1. Пересечение аудитории VC и Хабр сколько? 10%? 15%? Да даже если 50% - смотри п.2
2. Какова вероятность, что один и тот же человек (даже если он бывает на обоих сайтах) наткнулся на обе статьи, среди сотен других? С учётом, что разница в датах выхода несколько месяцев. Те, кто не прочитал статью на хабре, не должны её видеть здесь по какой причине? Только из-за твоей склонности к разоблачениям?

Просьба: если возникнет желание беспомощно огрызнуться в ответ, не вырывай из контекста и учитывай оба пункта (первый и второй, всего два, пересчитай). Осилишь, любитель оригинального контента?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Daria Mastryukova

Вообще не имею отношения к теме штрихкодирования, но история понравилась.
Как будто прочитала детективчик с неудачной развязкой.

Ответить
Развернуть ветку
Mihail

Почему неудачная?
Жизненная:)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Radaev

Извините

Ответить
Развернуть ветку
GS

Любимый профессор Фортран :-D

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Yudin

Давно занимался этим вопросом, все эти псевдо регистраторы, которые продают вам отдельные коды - шарлотаны. Вы регистрируете в GS1 первые 7 цифр и все. Дальше порядковый номер товара и контрольная цифра. Это не зарегулированно, но у GS1 самая большая база, потому полезно с ними зарегистрироваться, что бы избежать возможность пересечения с другими компаниями.
Продлевать на 2й год не обязательно, сами дорисовывайте новые коды сохраняя первые 7 знаков.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов

Если не продлевать, то GS1 может отдать свободный код производителя кому то другому, чем они и пугают вымогая деньги

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Шпилёв

Работал в нескольких сетях Беларуси категорийным менеджером. Сам вносил штрих-коды поставщиков в базу. НИКАКОЙ проверки НИ НА КАКИХ сайтах не проводил. И даже не слышал что так можно было :) При внесении ш/к в базу проверялось количество символов по EAN-13 и совпадение с уже существующими в базе ш/к. Все. Точка. Если в базе уже был такой ш/к (кажется один раз случилось) убрали ш/к у старого товара и присвоили новому (старый товар был выведен из ассортимента давно). Одинакового ш/к на двух разных товарах не допускалось. Если бы такое случилось, товар бы в базу просто не внесли. И поставку не разрешили бы изначально. До момента появления уникального ш/к на товаре. Несколько разных ш/к для одинакового товара - пожалуйста, такое встречалось. В случае отсутствия ш/к - магазин мог выдавать свои внутренние ш/к. Это коды в диапазоне первых 3 цифр 200-299. Позже случилось самому получать ш/к. Называть контору не буду где получал. Но там фишка была в том, что ш/к давали на один год. Потом нужно было платить за эти же ш/к каждый год снова. Если не заплатил могли отдать другим. Так что задвоение в теории могло произойти. С теми магазинами, с кем уже работал, это бы роли не сыграло, но проблемы могли быть с новыми, в которых такой ш/к был бы занят другим товаром.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Dmitrii Gimbelevskii

Получается заказать этикетку, отправить в сеть, а потом узнать что твое печенье это соленые огурчики другого производителя? И как быть тогда, опять методом тыка?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Так вопрос то не в создании базы наименований, а создать систему при которой коды не будут пересекаться. По сути, из-за этого требования, на рынке может быть только один глобальный игрок + мелкие/региональный, с дешёвыми тарифами на базу и без планов у производителей, выходить на глобальный рынок.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Михаил Качалов

Первое что нагуглил: https://shkolazhizni.ru/computers/articles/92625/

Ответить
Развернуть ветку
iweble

а мы думали, что ты не умеешь гуглить

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Э

Разве это проблема? Или даже не так. Нашёл проблему - делай деньги! Стань регистратором!

Ответить
Развернуть ветку
Diego Salvador

Тише, а то завтра появится очередной законопроект о введении национального 12 значного штрихкода "ЕАC-12" в целях предотвращения санкций, с обязательным ЕГАИСом и сбором в 2%.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Sazonov

Проблем с пересечением не будет до тех пор пока вы не решите выставить свой товар на Amazon. Не знаю по каким базам они валидируют штрихкоды новых товарных позиций, но порой ошибка даже в одной цифре EAN / UPC приводит к тому, что разместить листинг невозможно.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander A

Никогда не читал на эту тему, но осмелюсь предположить: Может идет какое-то распределение пулов штрих кодов между различными организациями и они уже вправе выдать штрих коды из приобретенных ими пулов? Таким образом могло бы обеспечиваться не пересечение (совпадение) адресов как минимум в рамках страны.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Пархоменко
Автор

Мы тоже так думали, а оказалось, что некому распределять. Эта сфера вне гос регулирования и каких-либо легитимных соглашений, в этом вся соль!

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Смирнов

Тоже об этом подумал. Собственно телефонные операторы так и работают и ничего, не пересекаются

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кузнецов

Меня тоже интересует этот вопоос давно. Искал в интернете регистратора, а там их куча, кого выбрать все предлагают разные цены и т.д. кому верить не понятно.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов

Верить нельзя никому, а самый крупный это GS1, у него больше охват, а значит меньше вероятность пересечения кодов. Остальные или посредники, или "альтернативщики" меньшего масштаба.

Ответить
Развернуть ветку
Yana Shoidopova

Кстати, Дисаи в последнее время говорят, что их курирует Минэкономразвития 🤔

Ответить
Развернуть ветку
Тим Пазухин

давно искал похожую информацию. помогли. спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Dutkovsky

Хорошее видео (на английском) по теме: https://youtu.be/XPuTZMp-HE8

Ответить
Развернуть ветку
Василий Шевченко

Мне напомнила эта модель "кредитного брокера"
Можно же присвоить любой код самому и нигде его не регить

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов

Чтобы не умничали)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов

"наши старые «европейские» штрихкоды от Fasim зарегистрировать в эстонском отделении GS1 так и не смогли, там утверждают, что их уже забрала другая компания. Какая именно и с какими товарами — не говорят."

- поиск на сайте GS1 РУС (http://gepir.gs1ru.org/GEPIR40/index.jsp?p=gtin&lng=ru) по коду который изображен на коробке с игрой (на фото) дает "Record not found [RC-2]", так что с таким кодом ни одна организация в "ЮНИСКАН/ГС1 РУС" не зарегистрирована. Похоже "эстонцы" - это лохотронщики.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Эстонцы тут не причем. Коробки на русском, автор же написал, что для локального рынка они закупили отдельные коды в disai . Там они проверяются корректно.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
54 комментария
Раскрывать всегда