Как мы пытались разобраться в штрихкодировании и ничего не поняли
Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, я обнаружил, что компания Fasim, где мы регистрировали штрихкоды для игр «Банды умников», исчезла. Милая девушка-менеджер, которая вела все дела по штрихкодированию, просто пропала: абонент не абонент, мейлы без ответа и сайт показывает ошибку 404.
Дело в том, что когда мы решали вопрос со штрихкодами первый раз в 2013 году, наша команда состояла из пяти человек, а штрихкоды нам нужно было сделать буквально за один день, чтобы заключить первый наш договор с большой сетью.
Соответственно, для срочного решения вопроса была использована случайная ссылка из выдачи поисковика по запросу «регистрация штрихкодов», а потом мы просто по инерции слали тем же людям артикулы на новые игры для регистрации — другие предложения не особо отличались по цене, и всё было нормально, пока подрядчик не пропал.
Казалось бы, какие проблемы? Найдите другого подрядчика и платите ему. Но в этот раз мы постарались реально понять, откуда берутся штрихкоды, чтобы не получилось «как в тот раз». Но когда открываешь Google и пытаешься разобраться в вопросе, начинается полный постмодернизм.
Каждый товар, который продается в сетях и более-менее крупной рознице, имеет штрихкод. Это не обязательное условие, и на правовом уровне никак не зафиксировано. Но торговые точки, как правило, требуют наличие штрихкода – это облегчает управление складскими запасами, работу с кассой и еще кучу всего.
Штрихкод – уникальная комбинация цифр, которая состоит из кода страны, кода поставщика и кода товара. Когда ты привозишь настолку в любую сеть, и они заводят ее в базу – другого такого номера быть не должно. Но как и кем обеспечивается эта уникальность при обилии предложения на рынке?
По запросу «купить штрихкод» — миллион предложений, от «регистрация EAN13 за полчаса» до пакетных предложений со вступлением в национальную ассоциацию штрихкодирования c ежегодным организационным взносом.
Существует ли в природе единый перечень всех зарегистрированных кодов? Где гарантии, что штрихкод обучающей детской игры не совпадает с рыбными консервами? Кто и как за этим следит?
Спойлер: никто и никак!
Страх и ненависть в штрихкодировании
Просмотрев существующие на рынке предложения, мы пришли к выводу, что, видимо, какими-то центральными генераторами штрихкодов являются две компании, которые предлагают зарегистрировать штрихкоды: «Disai» и «GS1». Остальные, видимо, либо выступали посредниками, либо выдавали случайные последовательности цифр.
Теперь предстояло разобраться: чем отличаются эти две системы, и как они создают условия, в которых штрихкод становится действительно уникальной номенклатурой товара?
Начали с организации GS1, которая указана в «Википедии» как Международная Ассоциация Товарной нумерации. Эти ребята в 2005 году объединились с американской системой штрихкодирования, создали 108 представительств в разных странах — в формате некоммерческих организаций. Для получения штрихкода через GS1 надо подать заявку, оплатить организационный взнос, вносить ежегодные взносы (около 15 тысяч рублей за любое количество штрихкодов), и будет тебе счастье.
Но вот что настораживало: о правах на единую мировую базу штрихкодов GS1 пишет только GS1.
Мы решили развеять сомнения и вступить с ними в переписку. Думали: «Наверняка представитель компании даст внятное разъяснение и поможет разобраться». Основные вопросы: законно ли использование штрихкодов, имеющихся у нас сейчас, и как они объяснят предложение о регистрации кодов от других компаний?
В ходе переписки с GS1 нам заявили, что коды на игры от нашего пропавшего подрядчика Fasim (которые мы используем по всей Европе), входят в реестр Эстонского отделения GS1. Но Fasim не регистрировала наше право на эти штрихкоды в GS1.
Что же делать? Мы стали жертвами мошенников? Огромные партии наших игр уже продаются в Европе с недействительными штрихкодами? Нас накажут по законам джунглей? GS1 посоветовал купить (опять заплатить) за эти штрихкоды их отделению в Эстонии и не переживать. Мол, коды эти свободны, но их вот-вот купят.
Мы пошли дальше и решили убедиться в необходимости регистрации кодов именно через GS1 и спросили у представителя GS1 о других организациях. Знаете, что они ответили? Что все-все-все остальные — мошенники!
Мы крепко задумались. Особенно над тремя моментами:
- «Зайдите на сайт GS1 и посмотрите сами, кто ведёт эту деятельность в России». В целом, логично, что они на своём сайте пишут то, что им нравится. Но что это доказывает?
- «Если вы работаете с ритейлерами, многие из них проверяют коды и просто не возьмут ваш товар». Звучит впечатляюще, но как же мы раньше попадали в крупные сетевые магазины?
- «Disai вводит своих клиентов в заблуждение, они не имеют отношения к GS1». Эта последняя строка письма вообще сломала нам мозг. В целом, мы догадывались, что конкурирующие конторы не имеют никакого отношения друг к другу.
Тогда мы решили посмотреть на ситуацию со всех сторон и написать представителям Disai.
В ответ Disai нам прислали большое и довольно эмоциональное письмо:
Ну, Disai хотя бы не отрицали существовании альтернативной системы кодирования.
Однако в следующем письме они ссылаются на статью о сравнении двух систем, где приводятся очень патриотические доводы в пользу Disai, что нас очень смутило:
Нам казалось, что мы совсем запутались. Но вдруг менеджер компании Fasim, через которую мы раньше покупали коды, вышла на связь! Своё исчезновение она объяснила техническими работами на сайте и сменой корпоративного номера телефона. Мы поделились с ней своими наблюдениями, и, получив ответ, запутались еще больше.
Но как получается, что разные компании, которые отрицают существование друг друга и параллельно выдают штрихкоды разным организациям, не имея единой базы и не сверяясь, могут генерировать разные комбинации цифр?
Ответа на этот вопрос мы так и не нашли.
Что в итоге?
В итоге наши старые «европейские» штрихкоды от Fasim зарегистрировать в эстонском отделении GS1 так и не смогли, там утверждают, что их уже забрала другая компания. Какая именно и с какими товарами — не говорят. Сами мы этой информации найти не смогли, сложностей пока не возникало. Не исключено, что где-нибудь в Чехии под штрихкодами, идентичными нашим, продаются фарфоровые фигурки лосей или торфяные брикеты.
Новые штрихкоды для Европы мы регистрируем в эстонском отделении GS1, вроде там все так делают — решили перестраховаться.
Сотрудничество с компанией Fasim мы прекратили — слишком настораживает, когда партнёр вот так пропадает с горизонта. На российском рынке новые штрихкоды регистрируем в Disai: приобрели пакет из 50 штрихкодов за 17 тысяч рублей, просто потому, что по деньгам в нашем случае это раз в 10 выгоднее чем в GS1.
В целом, эта тема до сих пор оставляет нас в недоумении, так что если кто-то может пролить свет на тайный мир возникновения штрихкодов — делитесь в комментариях!
Не понял, зачем вы задублировали статью с Хабра? https://habr.com/post/415941/
Автор один и тот же, или хабр теперь единственный источник новостей?
А шанс что-то понять в принципе невелик, если не думать. Накидываю почву для размышлений в твою пустую клумбу:
1. Пересечение аудитории VC и Хабр сколько? 10%? 15%? Да даже если 50% - смотри п.2
2. Какова вероятность, что один и тот же человек (даже если он бывает на обоих сайтах) наткнулся на обе статьи, среди сотен других? С учётом, что разница в датах выхода несколько месяцев. Те, кто не прочитал статью на хабре, не должны её видеть здесь по какой причине? Только из-за твоей склонности к разоблачениям?
Просьба: если возникнет желание беспомощно огрызнуться в ответ, не вырывай из контекста и учитывай оба пункта (первый и второй, всего два, пересчитай). Осилишь, любитель оригинального контента?
Первое что нагуглил: https://shkolazhizni.ru/computers/articles/92625/
а мы думали, что ты не умеешь гуглить
Вообще не имею отношения к теме штрихкодирования, но история понравилась.
Как будто прочитала детективчик с неудачной развязкой.
Почему неудачная?
Жизненная:)
Извините
Любимый профессор Фортран :-D
Давно занимался этим вопросом, все эти псевдо регистраторы, которые продают вам отдельные коды - шарлотаны. Вы регистрируете в GS1 первые 7 цифр и все. Дальше порядковый номер товара и контрольная цифра. Это не зарегулированно, но у GS1 самая большая база, потому полезно с ними зарегистрироваться, что бы избежать возможность пересечения с другими компаниями.
Продлевать на 2й год не обязательно, сами дорисовывайте новые коды сохраняя первые 7 знаков.
Если не продлевать, то GS1 может отдать свободный код производителя кому то другому, чем они и пугают вымогая деньги
Работал в нескольких сетях Беларуси категорийным менеджером. Сам вносил штрих-коды поставщиков в базу. НИКАКОЙ проверки НИ НА КАКИХ сайтах не проводил. И даже не слышал что так можно было :) При внесении ш/к в базу проверялось количество символов по EAN-13 и совпадение с уже существующими в базе ш/к. Все. Точка. Если в базе уже был такой ш/к (кажется один раз случилось) убрали ш/к у старого товара и присвоили новому (старый товар был выведен из ассортимента давно). Одинакового ш/к на двух разных товарах не допускалось. Если бы такое случилось, товар бы в базу просто не внесли. И поставку не разрешили бы изначально. До момента появления уникального ш/к на товаре. Несколько разных ш/к для одинакового товара - пожалуйста, такое встречалось. В случае отсутствия ш/к - магазин мог выдавать свои внутренние ш/к. Это коды в диапазоне первых 3 цифр 200-299. Позже случилось самому получать ш/к. Называть контору не буду где получал. Но там фишка была в том, что ш/к давали на один год. Потом нужно было платить за эти же ш/к каждый год снова. Если не заплатил могли отдать другим. Так что задвоение в теории могло произойти. С теми магазинами, с кем уже работал, это бы роли не сыграло, но проблемы могли быть с новыми, в которых такой ш/к был бы занят другим товаром.
Комментарий удален модератором
Получается заказать этикетку, отправить в сеть, а потом узнать что твое печенье это соленые огурчики другого производителя? И как быть тогда, опять методом тыка?
Комментарий недоступен
Так вопрос то не в создании базы наименований, а создать систему при которой коды не будут пересекаться. По сути, из-за этого требования, на рынке может быть только один глобальный игрок + мелкие/региональный, с дешёвыми тарифами на базу и без планов у производителей, выходить на глобальный рынок.
Разве это проблема? Или даже не так. Нашёл проблему - делай деньги! Стань регистратором!
Тише, а то завтра появится очередной законопроект о введении национального 12 значного штрихкода "ЕАC-12" в целях предотвращения санкций, с обязательным ЕГАИСом и сбором в 2%.
Проблем с пересечением не будет до тех пор пока вы не решите выставить свой товар на Amazon. Не знаю по каким базам они валидируют штрихкоды новых товарных позиций, но порой ошибка даже в одной цифре EAN / UPC приводит к тому, что разместить листинг невозможно.
Никогда не читал на эту тему, но осмелюсь предположить: Может идет какое-то распределение пулов штрих кодов между различными организациями и они уже вправе выдать штрих коды из приобретенных ими пулов? Таким образом могло бы обеспечиваться не пересечение (совпадение) адресов как минимум в рамках страны.
Мы тоже так думали, а оказалось, что некому распределять. Эта сфера вне гос регулирования и каких-либо легитимных соглашений, в этом вся соль!
Тоже об этом подумал. Собственно телефонные операторы так и работают и ничего, не пересекаются
Меня тоже интересует этот вопоос давно. Искал в интернете регистратора, а там их куча, кого выбрать все предлагают разные цены и т.д. кому верить не понятно.
Верить нельзя никому, а самый крупный это GS1, у него больше охват, а значит меньше вероятность пересечения кодов. Остальные или посредники, или "альтернативщики" меньшего масштаба.
Кстати, Дисаи в последнее время говорят, что их курирует Минэкономразвития 🤔
давно искал похожую информацию. помогли. спасибо)
Хорошее видео (на английском) по теме: https://youtu.be/XPuTZMp-HE8
Мне напомнила эта модель "кредитного брокера"
Можно же присвоить любой код самому и нигде его не регить
Чтобы не умничали)
"наши старые «европейские» штрихкоды от Fasim зарегистрировать в эстонском отделении GS1 так и не смогли, там утверждают, что их уже забрала другая компания. Какая именно и с какими товарами — не говорят."
- поиск на сайте GS1 РУС (http://gepir.gs1ru.org/GEPIR40/index.jsp?p=gtin&lng=ru) по коду который изображен на коробке с игрой (на фото) дает "Record not found [RC-2]", так что с таким кодом ни одна организация в "ЮНИСКАН/ГС1 РУС" не зарегистрирована. Похоже "эстонцы" - это лохотронщики.
Эстонцы тут не причем. Коробки на русском, автор же написал, что для локального рынка они закупили отдельные коды в disai . Там они проверяются корректно.