{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Революционная школа программирования «42»: «бассейн», язык С и никаких учителей

Руководитель команды разработки GeekBrains Юрий Жайворонок рассказывает о том, как ему удалось побывать в крутой школе программирования «42», открытой в Кремниевой долине французским миллионером Ксавьером Нилом.

Юрий Жайворонок

«42» известна своей революционной системой обучения, там, к примеру, нет учителей, а стартапы Долины расхватывают ее выпускников как горячие пирожки. Она совершенно бесплатна для учеников и живет на деньги спонсоров. Путешествуя по США, я не смог удержаться от того, чтобы своими глазами не посмотреть на это чудо и не поговорить со студентами. Студентами, правда, многих из них можно назвать с натяжкой, потому что в школу во Фримонте принимают до 45 лет (в парижском отделении – до 30 лет).

Как сюда попасть: бассейн и кадеты

Чтобы попасть в школу, для начала нужно выполнить несколько онлайн-тестов, выявляющих уровень знаний кандидата. Затем всех новеньких «скидывают в бассейн» – в La Piscine, так называется очный отборочный этап длиной в 4 недели, который необходимо пройти, чтобы получить право на учебу. В «бассейне» они почти в буквальном смысле барахтаются, пытаясь не утонуть в большом количестве сложных заданий.

Кампус

«Менторства тут нет, более опытные студенты новичкам не помогают, им запрещено. Подсказать что-то могут только те, кто рядом с тобой в «бассейне», а еще можно погуглить. Фейлят все, редко кто справляется с каждым заданием. Смысл La Piscine в следующем: ты можешь проваливать задания – это не беда, главное, ты должен много работать и расти. Еще один момент – бассейн показывает, есть ли у человека мотивация. Многие, столкнувшись с неудачами, просто сдаются и уезжают», - говорит Сергей Пушкин, один из учеников, год назад переехавший в Калифорнию из Беларуси.

Сергей Пушкин переехал в Калифорнию из Беларуси

Успешно «переплывшие» La Piscine переходят в кадеты, при этом не обязательно приступать к учебе сразу. Есть возможность вернуться через некоторое время, а еще можно выбирать место и поехать учиться в Париж. Обучение может занять до трех лет, но, по словам студентов, с которыми я общался, люди, заинтересованные в работе и развитии своих проектов, редко остаются здесь больше, чем на год.

В «42» учится и русскоязычная молодежь – из России, Украины, Казахстана и других стран бывшего СССР. Их так много, что они заслужили особое название – и, естественно, это «русская мафия». Кстати, в школе работают на компьютерах Mac и используют исключительно Unix системы.

Чему учат: «С – это боль»

Одна из главных фишек школы состоит в том, что здесь учат программировать на языках С и С++, поскольку полагают, что хороший программист должен обязательно знать их на базовом уровне. На С++ пишут всё без исключения, включая графику и игры, этот же язык используют в местной лаборатории по робототехнике.

К примеру, в “бассейне” Сергею пришлось создавать на С головоломку Судоку. Еще одной непростой задачей стало написание аналога тетриса на этом языке. В проекте необходимо было задействовать рекурсию и бэктрекинг. Возможность программировать на других языках, к примеру, на Python и Java, открывается только тогда, когда студент достигает приличного пятого уровня.

В школе есть список запрещенных функций, атрибутов и флагов, использование которых приравнивается к читерству. Все нужно прописывать своими руками.

«Нельзя пользоваться готовой стандартной функцией, ты должен ее сам написать. Сначала я задавался вопросом, к чему мне все эти мучения - зачем мне malloc, почему я должен аллоцировать память, ведь С – И это боль, особенно, когда ты только начал учиться. А потом до тебя доходит. Ты начинаешь понимать, как работает компьютер, после чего JavaScript уже кажется «детским» языком», - рассказывает Сергей.

Из-за этого объемы работы просто огромные, и многие сидят за компьютером даже не по 8, а по 14-15 часов в день. Время, проведенное за выполнением заданий, фиксируется. Если студент, по мнению администрации школы, занимается недостаточно усердно, его попросят освободить место в общежитии, тоже, к слову, бесплатном.

Кампус

Как все работает: баллы, уровни и проектная работа

Обучение в школе основано на проектной работе, а знания проверяются с помощью системы peer-to-peer learning. Каждый получает задание на выполнение проекта, а проверять его будут 2-3 других студента. За проверенный проект ученик получает 1 балл - correction point. Набрав несколько баллов, он в свою очередь может выставить свой собственный проект на защиту – и тогда его баллы списываются.

«Порой приходится заниматься проектами людей, которые выше тебя по уровню знаний. Они делают такой космос, что у тебя просто взрывается голова. В таких случаях один-единственный correction point приходится зарабатывать весь день. Вчера мне повезло, я получил целых 4 балла - это настоящая победа», - говорит Сергей.

Студенты защищают проекты на личных встречах. Таким образом, все ученики знакомятся и постоянно общаются друг с другом, что помогает завязывать контакты для дальнейшей карьеры.

Некоторые проекты проверяют только люди, а некоторые проходят проверку еще и школьной автоматической системой Moulinette - она призвана выявлять, соответствует ли код правилам школы. Успешно пройдя данный этап, ученик загружает свой проект в местном аналоге GitHub.

Кроме индивидуальной работы студенты занимаются групповыми проектами, которые защищают вместе. Школа развивает в учениках чувство локтя. «Если кто-то из группы не пришел на защиту, то провалились все. Мы должны заботиться о том, чтобы каждый в группе хотел участвовать и понимал код. Если кто-то не справляется или не заинтересован, это общая вина», - рассказывает Сергей.

С определенным числом выполненных проектов и заданий ученики переходят на новый уровень, получая очередное звание: cadet, midshipman, admiral и другие. На пятом уровне можно участвовать в совместном проекте школы с компанией FileMaker, на седьмом - выбирать, куда идти на стажировку.

Процесс геймифицирован – у каждого, как в компьютерной игре, есть своя карта-схема под названием Holy Graph, где наглядно представлено передвижение по уровням, как в компьютерной игре, и это действительно мотивирует. Кстати, информация открытая – можно зайти в профиль любого из учеников и полюбоваться на его успехи или неудачи. Интересно, что с продвижением вверх учебная нагрузка только увеличивается.

Holy Graph

Трудоустройство: без работы не уйдет никто

От студентов в школе требуют не столько практических знаний, сколько творческого мышления и стремления развиваться. Аналогичный подход проявляют ведущие ИТ-компании при найме на работу – на собеседовании в Google вас, к примеру, могут попросить решить головоломку.

Компании и стартапы Долины нередко обращаются в школу и отбирают нескольких учеников на оплачиваемую стажировку, по истечению которой, как правило, оставляют на работе одного-двух специалистов. На стажировке, по словам ребят из «42», платят небольшие по местным меркам деньги – в среднем 25 долларов в час, однако это реальный шанс найти интересную работу и куда лучше, чем ничего.

Периодически всех сажают в автобус и везут в Сан-Франциско знакомиться с потенциальными работодателями. Еще студенты активно используют Linkedin - заводят там знакомства, обмениваются контактами и ищут работу. После стажировки есть возможность вернуться в «42», учиться дальше, развивать свой стартап в школьном подобии инкубатора или устроиться в один из существующих стартапов, которые получают финансирование от инвесторов школы из Кремниевой долины.

На сайте школы прямо сказано, что никаких гарантий по трудоустройству она не дает. Однако, как показывает практика, после учебы в «42» большинство студентов находят себе интересную и перспективную работу.

Юра Жайворонок, Филипп Карнацевич, Оксана Бибик, Сергей Пушкин
0
33 комментария
Написать комментарий...
Ware Wow

Странное ощущение...
Внутри обучения рабская пахота, после обучения такая же пахота.
А к ним очередь. Школа рабов с очередью.
То есть они вроде должны вкалывать ради светлого будущего, то есть какой-то прорыв в их жизни должен произойти, а что за прорыв, пересесть из этого опенспейса, в другой?

Все так плохо, что люди видят в программировании единственное спасение, то есть высокий доход, карьеру? В других областях кончились деньги?

Или создано искривленное пространство, пиар, мода... то есть подается как они избранные ведь, некая каста. Но точка А и ожидания от точки Б ведь совершенно разнятся. Похоже на то, как дети играют, "я Ван Дамм, ты Брюс Ли, какие-то серьезные движения у них, ценность"...

Я понимаю, если бы это биотех школа, но прикладное программирование... я не знаю на сколько мои прогнозы верны, возможно не верны, но имхо программист это уже вот совсем скоро как работяга на заводе, оператор станка, с перенасыщением на middle и junior уровне, с дикой общемировой конкуренцией за заказчика с пакистанцами, индусами, всем СНГ.

Прошло несколько лет с момента, когда "сделать сайт" было ноухау с большим ценником до момента, когда на рынок вышли буквально ученики старших классов школы.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Токарев

ну, я вот подумал, что за бесплатные курсы в Штатах это вполне адекватные требования.
а в таком жестком тренинге есть плюсы - мозг действительно прокачивается

Но вот горбатиться так же после курсов - никто уже не заставляет )

И смысл в том, что ты выходишь из этой школы и ощущаешь себя бесконечно счастливым:
- Господи, наконец-то это закончилось!

Шутка. Просто когда я работал джуном за маленький прайс, меня тоже бросали на задачи без подсказок, только с поркой на коде-ревю. Это иногда кажется мучительным, но если протерпеть некоторое время, возникает восхитительное ощущение, что ты можешь сделать все, буквально все, абсолютно сам. Это волшебное чувтство, оно дает уверенность в своих силах и дорогого стоит

И когда у меня это случилось, я посмотрел по сторонам, засмеялся и ушел с той работы.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Беляков

Уже больше года провожу собеседования. Что-то я не заметил перенасыщенности рынка. Нормальных джунов ищешь по 3+ месяца, адекватные мидлы - это вообще редкость, это с учётом того что мы даже не валим кандидата глупыми задачками на логику и не дрочим по алгоритмам. г. Москва, зп предлагаем адекватную по рынку, проект с супер современным стеком. И все равно очень печально. Так что лет 10 ещё точно не изменится, все больше компании уходит в ит, вакансии все больше, хороших кандидатов - мало

Ответить
Развернуть ветку
Александр Беляков

Мис клик, комментарии выше - ответ Ware wow

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Если для вас программирование это рабская пахота, то меняете профессию. Люди едут в эту школу что бы заниматься любимым делом а не в рабство.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Василий Петров

Программист и является рабочим на заводе. Возможно сильный перекос по ЗП в СНГ еще сохранится какое-то время, из-за разницы курсов, т.к по сути работаешь на экспорт. Но в целом, я тоже считаю, что тренд такой - что спрос на прикладных программистов будет только падать. Их появляется все больше и больше, а старые никуда не деваются.

Ну и возможно лет через 10 водитель Газели в России будет получать примерно столько же, сколько скажем Java coding-monkey в каком-нибудь Тинькове или Сбере.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Василий Петров

Ну ИИ конечно вряди ли программировать смогут. По крайней мере, надеюсь, что я этого не увижу. Но вот, то что научить кодить можно даже табуретку и табуреток становится все больше - это факт.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

небудет этого. Очень хороший шофёр газели привезет груз на 15 минут раньше. А разница между производильностью нормального и очень хорошего програмистома может различаться в десять раз.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Петров

Да разница в производительности большая. Но речь про ЗП. ЗП определяется соотношением спроса и предложения. Сейчас вилка скажем 50-300 в Питере. Ну у водителя, я не знаю, чес говоря, какая, ну скажем 30-70. Ну вот будет также 30-70 и у водителя, и у программиста.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

не будет. на права могут сдать 95% людей, а програмистом могут стать меньше чем 30%.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Tinitilov

Спрос на программистов в ближайшие 10 лет точно падать не будет: всё больше и больше вещей, которые нас окружают требуют программистов. Сейчас любому супермаркету нужно приложение, мэрии нужна своя система сбора тикетов от избирателей. То есть любой бизнес, который хочет стать хотя бы средним должен иметь в штате программиста, любое СМИ для адекватной работы требует в штате программиста и... любой политик, который хочет стать успешным должен искать себе в команду программиста.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Anatoly Ivanov

что будет в будущем наверняка никто предсказать не сможет.

Ответить
Развернуть ветку
Крымский Чайничек

Это все пиар

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Kirill Kor

Так для разделения людей, которые идут за деньгами и тех, кто считает работу призванием это все и затеяно. У нас в стране уже забыли, что правильно идти учится туда, где нравится, а не туда, где много платят. От того и хмурые все ходят.

Ответить
Развернуть ветку
Avery Blake

"программист это уже вот совсем скоро как работяга на заводе, оператор станка"

Если прогеры падают до операторов станка, то операторы станка ...

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

что бы быть програмистом нужно как минимум с математикой дружить а очень большая людей с ней не дружит.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

А вы какой тип программ писали и для какой индустрии?
Математика в программировании везде. Начиная от проектирования структуры базы данных и заканчивая оптимизацией алгоритмов. Не всегда приходиться формулы писать, но в уме приходиться очень часто просчитывать как лучше сделать. Методом тыка тоже можно, но это долго.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Да, перечислите пожалуйста типы программ и индустрии.
Я больше всего создавал программы для бизнесов. И там математики хватает. Начиная от подсчёта себестоимости продукта до оптимального распределения заказов на производственных линиях.
Я согласен, там не было высшей математики, но когда в формуле более 40 переменных то без хороших знаний математики ни как.
И вообще, а = б +с. Это уже математика.
Любая программа это набор математических выражений.
Я тоже был тимлидом, и видел очень разных программистов. Были те кто в уме могли сложность алгоритма на лету просчитать, а были такие у кого программа вылетала из за деления на ноль.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Если это все продажа "бизнес успеха" (бизнес молодость наизнанку), то есть программирование в упаковке бизнес школы?

Но причем здесь программирование? И как им удалось подменить понятия у студентов.
Только через несколько "ошибок выживших", историй успеха НЕ серийных предпринимателей типа Цукерберга и еще нескольких случайных предпринимателей (стартаперов, хобби-предпринимателей), которые не строили бизнес, а писали код?

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kuvshinnikov

Я думаю дело в том, что рынок очень нуждается в специалистах или даже скорее людях с определённым складом ума, для которых сам факт "программирования" и работы над прорывным продуктом является самоцелью. Круто, что у них есть возможность к этому прийти и за деньги инвесторов) А так, конечно, есть куча более лёгких способов заработать денег.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Джек Воробей

Надеюсь гикбрайнс хоть чему-то научится там, а то все впаривание хер пойми чего под видом умной моськи

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergey Furtaev

В Калифорнии они тоже сейчас принимают студентов не старше 30-и, не знаю откуда автор статьи взял верхнюю границу в 45 лет. Это скорее похоже на интенсивное использование Википедии для написания материала, чем на общение с первоисточником.

Ответить
Развернуть ветку
роман иванов

Мой знакомый сейчас там учится. У него сосед по комнате 40 летний чувак. Так что у вас неверная информация 146%

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
роман иванов

че? зачем мне это писать?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
роман иванов

Лол. Уйди в туман.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александра Храмова

Борода сейчас в моде у молодежи)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Steve Jobs

Заработок на продаже курсов программирования тем хорош, что если кто-то бесплатно курс выкатит,то он через год безнадёжно устареет.

Как и все ваши разработки.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Павлов

Спасибо, отличный материал.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Богдан Быстрицкий

А как автор решает проблемы с визовым вопросом?
Едет по туристической визе и каждые пол года возвращается в Россию на 2 недельки и обратно на учебу?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Дубровский

Удивительно то, что про силиконовую долину написали, а то, что у нас (Россия), открылся филиал этой школы умолчали.)
Школа 21 уже вполне себе функционирует, и почти не отличается от других филиалов (Я, как раз тут учусь).

Ответить
Развернуть ветку
Vovix S.

Это — не Будущее. Это оголтелый эйджизм. У нас это "42" открылось в Киеве.
Речь идет не так об обучении, как об отборе "на износ" молодых и еще недооцененных талантов. Вероятно, ограничение по возрасту связано именно с этим. Хищнический подход, недостойный 21 века, но преподносимый как "бесплатное обучение". Можно сравнить с т. н. профессиональным спортом.

Ответить
Развернуть ветку
30 комментариев
Раскрывать всегда