Учёба за границей: как я учусь на архитектурном факультете на венгерском языке
Макет, проект, презентация, зачёт или незачёт — пересдача, сон по четыре часа в сутки, бесконечные tabló и шуточки в общем чате про нелёгкую судьбу студента архитектурного. Тонны кофе и зарождающееся тёплое чувство на сердце, когда встречаешь на улице прохожего с планшетом — это ещё не всё, что я могу рассказать вам о первом семестре.
Мне было очень интересно зафиксировать мысли и некоторые наблюдения в процессе первого семестра, пока все впечатления еще свежие и удивительные. И вот, закрыв первую в своей жизни сессию на венгерском, я наконец-то мощно выспалась и накатала для вас эту простыню.
Вкратце: я живу в Будапеште второй год, учусь на венгерском языке на бакалавре в Szent Istvan University, архитектурный факультет.
Венгерский начала учить в октябре 2017 года на подготовительных курсах ELTE по программе Stipendium Hungaricum. Дальнейшее обучение продолжаю по этой же программе.
Кстати, сейчас и до 15 января идет процесс приема заявок на следующий учебный год!
Первый семестр
Учебный процесс построен таким образом, чтобы в середине года проверить и укрепить знания студентов по текущему материалу. Это позволяет избежать завалов по предметам в конце года. В середине октября сдаем полугодовые тесты, на венгерском он называется zárthely. Венгры любители все посокращать, так что просто ЗЕ-ХА (ZH).
Если завалишь, zh-у можно пересдать, но если в итоге не наберешь минимальное количество баллов, то не допустят к экзамену и нужно будет на следующий год повторять курс.
Интересно, что первая пересдача бесплатно, а дополнительная уже с квитанцией об оплате (около 1000 рублей), но главное то, что в следующем семестре не сможешь взять продолжение курса (многие предметы идут по частям каждый год, как, например, «Архитектурная статика» (есть часть I, II, III и так далее). Первые два курса дается база, без которой вы не сможете взять смежной предмет, например, «Механику», которая является продолжением курса «Статики». И так далее.
Обычные студенты тоже получают стипендию, так что они на меня не в обиде.
Учимся четыре дня в неделю, в общих чертах об обучении я уже писала здесь.
У первокурсников по специальности Építészmernök (Architect) шесть предметов:
- Épülétszerkezetek I (Building Constructions);
- Épülettervezés I (Building design);
- Építésztörténet I (History of architecture);
- Építőanyagok (Materials for architecture);
- Építészeti statika I (Architectural statics);
- Rajz és abrazoló I (Drawing and descriptive geometry).
Расписание фиксированное и составлено с учётом того, чтобы слушатели набрали необходимое количество кредитов. Дополнительно можно взять курс иностранного языка (немецкий или английский), математику нулевого уровня (чтобы подготовиться к первой части на будущий семестр) и некоторые факультативы вроде пожарной безопасности или всемирной истории архитектуры на английском.
Я взяла дополнительно нулевую математику, сходила на две пары и бросила, потому что нас так завалили домашней работой и проектами, что я перестала успевать что-либо еще, кроме порочного круга — делай макет, фиксируй процесс на простыне, все сжигай при полной луне и начинай с начала.
Из тех с моего потока, кто начинал ходить на математику, тоже никто не закончил (так что хочется верить, что это не просто я тупенькая).
Про задания: из долгих проектов хочу выделить подготовку tabló — самостоятельных исследований, которые в результате выглядят как длинная стенгазета (студенты российских архитектурных вузов, вы тоже такое делаете?).
К ним нет четких требований, кроме формата и глав содержимого, которые обсуждаешь на периодических консультациях со своим ведущим педагогом (vezető tanár). * По основным предметам на лекции по четыре преподавателя обычно, на один семестр всех делят по группам из примерно 12 человек, и у каждой группы свой vezető.
Причем подобное задание есть по каждому предмету, но в соответствии с тематикой — например, по истории архитектуры каждый готовит исследование про два исторических здания в Будапеште, которые также необходимо измерить, сделать чертеж фасада, плана и разрез (сечение).
По строительным материалам тоже была сделана аналогичная презентация, но с упором на материалы, соответсвенно. Ну, и выбирали здания мы иначе — по стилям. Я выбрала брутализм, бетон и вот это вот все.
И даже на макетирование мы в конце раскатали метровые кальки с презентацией работы за семестр.
В общем, из этого всего вытекает.
Первое наблюдение
Очень большое внимание уделяется самопрезентации (и это самый ад для меня и самое сложное — го-во-рить. Плюс стрессовая ситуация сама по себе — выступать перед людьми, но когда ты делаешь это на венгерском, не владея языком настолько, насколько красноречиво тебе бы этого хотелось — двойной стресс.
Причем подтянуть разговорный язык в процессе не хватает ни времени ни сил... Он, конечно, сам подтягивается, но бить точечно не получается –много забиваешь голову изучением новых терминов. К первой презентации я вообще выучила наизусть свой текст, но, когда сделала ошибку в одном предложении, впала в ступор и забыла все остальное. Так что, заучивать наизусть это не лучший вариант. Но лучший я пока не нашла.
Композиция и прочее изучается не отдельно, а без отрыва от производства, а один из основных предметов в начале — это моделирование. Учат, чтобы мы чувствовали пространство (делай руками) и себя в пространстве (презентуй свой продукт бесконечно!).
Второе наблюдение
Конечно, весь семестр я сравнивала себя с другими студентами — с венграми (в группе из 50 человек только два иностранца, считая меня). Это было неизбежно, хотя я и не люблю сравнительный анализ, только глубинный ;-) Но мне было важно понять: иду ли я в ногу со всеми или отстаю; какие у меня есть преимущества; что сделать, чтобы не только идти в ногу, но и обогнать.
Скидок на то, что я иностранный студент мне никто в процессе не делает, кроме одного — публичные презентации. Не думаю, что я выступаю на уровне с остальными, порой люди вообще не понимают, что я говорю, иногда я неправильно понимаю вопрос и все идет через жопу. Но балл я получаю примерно такой, как если бы я говорила красиво (просто потому что это не мой родной язык). При условии, что я рассказала по делу, просто не нарядно.
В остальных же случаях, если у меня иные проблемы, связанные с языком (неправильно поняла задание или еще что) тогда я просто получаю самый низкий бал и время на исправление задания (если макет, то это около двух недель) и по итогу снижают общий балл на 20%, все как у всех.
Что в итоге. Получается ли у меня?
В целом да.
Мне было важно не просто закончить с проходными баллами, а даже лучше. В идеале набрать баллы выше среднего (пока не по всем предметам) Проблемы были с теми предметами и темам, которые я и на русском не очень понимаю — сопротивляемость материалов и начерталка.
На удивление, но в группе есть студенты, которые пришли к концу года с худшими результатами, чем я. Мне это и странно: «чувак, если бы это было на русском, я бы тебя еще больше сделала». И радостно — могу значит!
Я в других соцсетях:
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором