{"id":14263,"url":"\/distributions\/14263\/click?bit=1&hash=b4dc4ce4b906960991e4705d10ce304ff5052bead202f1bda35bfb08e31596b1","title":"\u0421\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0442\u044c, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043f\u043e\u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0442\u044c \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u0443\u044e \u043a\u043d\u043e\u043f\u043a\u0443 \u0432 \u0447\u0451\u0440\u043d\u044b\u0439","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"edca0fea-02f8-5eb8-ae8c-3678b2acc040"}

"Кто умеет - делает": почему вам не надо создавать онлайн-школу

Николай Волосянков, основатель продюсерского центра “Обнаженный бизнес”, рассказывает, о чем нужно 100 раз подумать, прежде чем браться за создание собственного онлайн-курса.

"Мне надо помочь запустить школу по стройности, курению, трезвости" - так начиналось письмо, которое я получил на днях. Почти 10 лет я занимаюсь продюсированием онлайн-школ и такие сумасбродные обращения, к сожалению, скорее, мои будни, чем нонсенс. Есть те, кто мечтают преподавать онлайн, быть звездой перед камерой, ничего не делать и зарабатывать на своем “таланте”, если не миллионы, то хотя бы сотни тысяч. Ради справедливости стоит сказать, что адекватных экспертов в разы (!) больше, но тем не менее.

Сфера онлайн-образования сейчас переживает настоящий расцвет. Это максимально удобно для клиентов, это модно; в конце концов, это прибыльно, масштабируемо и крайне привлекательно с точки зрения бизнеса. Я знаю, о чем говорю, наш продюсерский центр “Обнаженный бизнес” запустил 20 прибыльных онлайн-школ за последние несколько лет.

Есть те, кто мечтают преподавать онлайн, быть звездой перед камерой, ничего не делать и зарабатывать на своем “таланте”, если не миллионы, то хотя бы сотни тысяч.

Преимущества и мифы вокруг этой сферы привлекли в нее не только настоящих экспертов из оффлайна, но и псевдо-экспертов, горе-преподавателей, поверхностных профи и тех, кто элементарно пока не готов к собственному онлайн-курсу.

На основе своего опыта я выделил несколько пунктов, которые, на мой взгляд, не совместимы с успешным запуском собственного курса.

В ряде случаев это не значит, что нужно ставить крест на своем желании, это значит, что нужно серьезнее подготовиться к старту собственной онлайн-школы и все тщательно взвесить.

#1 У вас нет реальных достижений

Первое и самое главное, что нужно понять для самого себя - есть ли у вас такие результаты, узнав о которых люди захотят у вас поучиться чему-нибудь. Это должен быть колоссальный личный опыт, выраженный в конкретных достижениях. Если вы трейдер, то какую доходность получаете в последние 5 лет? Сколько инвесторов доверили вам свои деньги? Если консультант по недвижимости, какова сумма ваших успешных сделок, сколькими объектами владеете сами?

Помню, пару лет назад ко мне на полном серьезе обратилась практически бабушка, которая хотела запустить свой курс по Forex. Личного опыта торговли на бирже у нее не было от слова совсем, зато она почерпнула очень много теории из интернета. Конечно, это сразу отказ.

Есть такая фраза: “Кто умеет - делает, кто не умеет - учит”. Так вот, это неправда. Экспертом онлайн-школы надо становиться, если ты “умеешь”.

Технический прогресс и индустрия социальных сетей позволяет запустить свой онлайн-курс практически любому, поэтому “остерегайтесь подделок”. Проверяйте информацию, которую эксперт указывает о себе и учитесь только у тех, кто имеет реальный результат.

Те же, кто имеют реальный результат, не стесняйтесь говорить о нем!

#2 Компетенция - не ваш конек

Есть теория “10 000 часов”. Ее смысл в том, что посвятив чему-либо 10 000 часов, вы станете экспертом в этом вопросе. Она может быть полезна для тех, кто хочет запустить собственный курс. Онлайн-школы часто создаются людьми, которые не имеют специализированного образования. Если вы, например, хотите стать экспертом по рисованию, но не заканчивали академий, при этом обладаете врожденным талантом, потратьте время и получите самостоятельно те знания, которых вам не хватает. Хотя, если разбить это время по дням, то получается, что на усердное обучение уйдет порядка 5 лет. Если эта цифра в 10 раз меньше - это ненормально.

Отдельная категория экспертов, которым не надо запускать онлайн-школы - это преподаватели вузов. Поясню свою позицию. См.#1. Будущим ученикам важны практические результаты в деле, а факт “20 лет читаю лекции в университете” хоть и заслуживает уважения, практическим результатом не является.

#3 Боязнь публики

Талант преподавания - это очень важно. Если поставить на одну чашу весов посредственного эксперта, но талантливого преподавателя, а на другую - супер-профи, который с трудом выступает на публике, то ученикам будет полезнее первый. Больше желание слушать - лучше усваивается информация.

Мы как-то начинали работу с одним экспертом - блокчейн-программистом. Безумно талантливый специалист, программист до мозга костей, работал в крупной перспективной компании, практически второй Виталик Бутерин! У меня не было сомнений ни в его компетенции, ни в качестве курса, который он готовил. Но курса так и не случилось: во время записи стало понятно, что он абсолютно теряется перед камерой и не может связать двух слов. Интровертные качества победили.

Поэтому, если у вас есть боязнь публики, смущение перед камерой, страх перед общением с незнакомыми людьми, то сначала нужно перебороть это, и только потом думать об онлайн-школе.

По своему продюсерскому опыту могу сказать, что от многих страхов и блоков многим экспертам удается избавиться.

Да и в целом, всем экспертам без исключения, необходимо совершенствовать ораторские навыки и не останавливаться на достигнутом.

#4 Больше хайпа, чем пользы

Теперь мой любимый пример в этом вопросе - курсы по криптовалютам. Как только в прошлом году биткоин начал расти, в интернете появилось масса курсов для новичков, которые рассказывали, как купить криптовалюту, зарегистрироваться на бирже, создать кошелек. Об этом говорили бывшие риелторы, дизайнеры и преподаватели по английскому, которые, прочитав все доступные статьи в интернете, теперь гордо назывались “криптоинвесторами” или “криптоэкспертами”. Где эти курсы теперь, когда биткоин с трудом держит отметку в районе $4000?

Другое дело, если хайповая тема становится частью вашего основного курса. Например, вы запустили свою кулинарную школу и в отдельных блоках учите выпекать пряники в виде символа Нового года. Но весь курс на этом основан быть не может.

Нужно выбирать такую сферу и нишу, которая не зависит от хайпа, а зависит только от вашего личного интереса. Тогда и только тогда есть шанс, что онлайн-школа просуществует долго, принесет пользу ученикам и самореализацию вам.

Нужно выбирать такую сферу и нишу, которая не зависит от хайпа, а зависит только от вашего личного интереса

#5 Другая сторона медали - очень узкая специализация

Если вы эксперт в какой-то узкоспециализированной сфере и хотите создать онлайн-школу на эту тему, то велики шансы, что это будет коммерчески не выгодно.

Изучите аудиторию, в прямом смысле слова, посчитайте ее. Как-то ко мне обратился эксперт, который занимался продажей недвижимости, с планом запустить курс для людей, которые хотят выгодно продать квартиру в Петербурге, не прибегая к помощи агентства. После исследования аудитории, мы пришли к выводу, что потенциально таких людей наберется примерно 8 тыс.человек. В лучшем случае, такой курс приобретут 200 человек, значит, игра не стоит свеч.

#6 Если лень - второе “Я”

Многие мечтают запустить свой собственный онлайн-курс, потому что считают, что это легкая нажива. Написал программу, читаешь ее перед камерой и зарабатываешь деньги. Это огромное заблуждение. Быть владельцем онлайн-школы - занятие не для ленивых.

Знаете, это можно сравнить с банковской отраслью. Вы берете деньги в кредит и видите только работу вашего менеджера. Кажется, что ничего не происходит, что все очень просто. Огромная информационная и IT базы, сотни сотрудников и технических специалистов, проверки кредитных историй и работа с рисками мошенничества остаются за кадром.

С онлайн-школами то же самое. Ведение уроков - это 5% всей работы. Но есть еще работа с технической платформой, рассылки, создание и настройка автоворонок, запуск и контроль рекламы, SMM, бухгалтерия, прием платежей, регистрация ИП или ООО, отправка чеков и еще с десяток важных вопросов. Именно поэтому эксперты стараются найти продюсера, который большую часть вопросов берет на себя.

Ведение уроков - это 5% всей работы.

Но даже при условии, что у вас многорукий продюсер, который успевает все, готовьтесь писать много текстов, выступать, вести блоги, аккаунты в социальных сетях, отвечать на письма, создавать и совершенствовать презентации.

Пример из личной практики. Ко мне обратился специалист по мнемотехнике - человек, который учит искусству запоминания больших объемов информации. Он хотел запустить собственный курс для студентов. Получив инструкцию по созданию презентации для вебинара, эксперт отправился ее делать. Через год присылает письмо “Николай, я доделал презентацию”. Думаю, говорить о том, что мы не стали сотрудничать, излишне.

#7 Если идете за быстрыми деньгами

С ростом популярности онлайн-образования начал укрепляться миф, что этот путь дает возможность быстро заработать. Расчеты просты: курс стоит 10 000 руб., продай курс 100 людям и вот ты уже заработал миллион. Звучит реально? Более чем.

Но тут нужно снова обратиться к предыдущему пункту и понять, что на подготовку курса уходит время (и подрядчики получают за него деньги), что нужно вычесть зарплату команды, затраты на рекламу, покупку оборудования, налоги и другое. Я уже не говорю о том, что для того, чтобы к вам пришло учиться 100 человек, вам надо заработать имя и освоиться.

Материальные блага, конечно, будут, но сначала надо будет потрудиться.

_______

Закон Джунглей работает и в сфере онлайн-образования. Как бы то ни было, но выживает сильнейший: качественные и востребованные курсы выстреливают и живут годами, хорошие эксперты становятся популярными, а курсы-однодневки быстро закрываются, псевдо-эксперты выходят из игры. Поэтому в любом случае время все расставит по своим местам.

Сфера онлайн-школ развивается семимильными шагами и, если вы чувствуете в себе силы, опыт, призвание - пробуйте и дерзайте! Подтягивайте свои скиллы, набирайтесь опыта, рискуйте, учитесь, изучайте конкурентов и рынок, работайте над взаимодействием с аудиторией, определите для себя цель или даже миссию вашей будущей онлайн-школы: тогда шансы, что ваш онлайн-курс будет успешным, многократно возрастут.

0
32 комментария
Написать комментарий...
Sofia Kapustina

А ведь сейчас и правда очень много онлайн школ, было бы здорово узнать, как простому обывателю отличить хорошие курсы от развода)

Ответить
Развернуть ветку
Ира Ира

А биткоин тем временем даже ниже $4000. Но до сих пор есть те, кто трубят, что на крипте можно нехило заработать

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гутник

Уважаемая Ирина,
Не важно какова стоимость того или иного актива, зарабатывать действительно все еще можно, просто не настолько базовыми методами как: приобрести - держать несколько месяцев - продать - ???? - PROFIT.
Сейчас это возможно используя соответствующие инструменты для анализа рыночной ситуации, объемов и грамотные методики.

Ответить
Развернуть ветку
Ира Ира

вы не преподаватель школы по крипте часом?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гутник

Для вас, Ирина, могу провести авторский курс, так и быть.

Ответить
Развернуть ветку
ccLouise

Ничего страшного, падали и поднимались

Конечно, много зависит от битка, но альты, как и прежде, стоят в основном гроши (а то и аирдропами падают в карман), а через некоторое время могут выстрелить

так что...

можно заработать и на фантиках, главное грамотно преподнести))

Ответить
Развернуть ветку
Ира Ира

хм. и как, вам удалось заработать на битках или альтах? Или все еще ждете, что выстрелят?

Ответить
Развернуть ветку
ccLouise

играл прошлой весной на бирже, играл с эфиром. с вложением в 3к поднял 9к

затем перестал уделять этому время, ибо не так интересно

Ответить
Развернуть ветку
Dima Lyk

"Отдельная категория экспертов, которым не надо запускать онлайн-школы - это преподаватели вузов. Поясню свою позицию. См.#1. Будущим ученикам важны практические результаты в деле, а факт “20 лет читаю лекции в университете” хоть и заслуживает уважения, практическим результатом не является."
20 лет лекций в универе - это результат. Если это не результат, то что тогда? Допустим я преподаю психологию в университете 5 лет, что мешает вести курсы?

Ответить
Развернуть ветку
Юля Андреевская

Хотя даже у таких должен быть "результат". А то пооткрывают курсы, как построить счастливую семью, а сами не замужем и без детей.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Lyk

Еще разок. Какой "результат" должен быть у преподавателя со стажем. Если я преподаю Аналитическую Химию.

Ответить
Развернуть ветку
Юля Андреевская

Короче. На мой взгляд, онлайн-школа - это не просто теория, но и некое свое видение, которое ты транслируешь ученикам. И имеет смысл создавать ее, если у тебя есть и теория, и это видение (полученное через опыт, как правило). Иначе ценность только теории не высока.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Lyk

Правильно) Поэтому, когда преподаватель получил опыт в колледже или университете (допустим 5 лет), он может создавать свои онлайн-курсы, так как у тебя уже есть знание своего предмета и практика выступлений на публике.

Ответить
Развернуть ветку
Юля Андреевская

Да, опыт в колледже он получил - но это опыт преподавания, а не практический опыт. Вот если бы этот химик возглавил аналитическую лабораторию (прости господи) химического завода, провел годы за реальной аналитикой, возможно, вывел бы какие-то свои алгоритмы или теории...ну это же было бы другое дело! Вы бы сами к какому из этих двух химиков пошли учиться?

Ответить
Развернуть ветку
Dima Lyk

Возглавить лабораторию чтобы вести курсы - это не необходимость. А знание практики в Химии обязательны. Я бы пошел к тому, кто хорошо и не скучно подает материал.

Ответить
Развернуть ветку
Юля Андреевская

А раньше преподавали психологию!)
Про аналитическую химию - без понятия. Что рассказывает этот преподаватель? Просто теорию? Никаких экспериментов? А зачем потенциальному ученику онлайн-школа по этому предмету, если преподаватель просто теоретик?

Если же ему элементарно лень учить то, что в школьных учебниках, или он что-то не понимает, то проще обратиться к репетитору. А вот зачем онлайн-школа?...

Ответить
Развернуть ветку
Юля Андреевская

Очень спорный момент. Может в таких нишах типа психологии это и норма, но в практических....

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Greenberg

Прочитал статью. Абсолютно согласен с автором. Но, у онлайн-обучения может быть и виртуальный ведущий, как например вирт.ведущие новостей в Китае. Тогда возможно сгладить тот факт, что человек теряется перед камерой (пример от автора):

"Но курса так и не случилось: во время записи стало понятно, что он абсолютно теряется перед камерой и не может связать двух слов."

Для меня наоборот, чем складнее и обольщающе человек говорит, тем меньше я ему доверяю.

Ответить
Развернуть ветку
Irina Shirshikova
Автор

То есть супер-специалист пишет программу, а виртуальный ведущий ее просто зачитывает?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Greenberg

Сложно сказать как именно это сделать. Человек теряющийся перед аудиторией или перед камерой скорее всего сможет, например, написать текст, а вирт.ведущий этот текст будет зачитывать.
Да и...это всего лишь моя точка зрения) и над воплощением этой идеи я не работал

Ответить
Развернуть ветку
Tamara Kotik

Человек, теряющийся перед камерой-мог бы записать уроки скринкастами, главное качество материала. Имхо.

Ответить
Развернуть ветку
Irina Shirshikova
Автор

Креативно, конечно. Но что-то пока сложно представить себе такое в России:)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Greenberg

Я думаю не за горами. Тем более, что сканеры уже могут многое, даже в России)

Ответить
Развернуть ветку
Юля Андреевская

Аудитория в 200 человек (я про курс по недвижимости), понятное дело - мало. А сколько она должна быть? Есть ли минимальный порог входа?

Ответить
Развернуть ветку
Irina Shirshikova
Автор

Думаю, что тут все сильно зависит от отрасли, но чем шире аудитория, тем лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Алякина

Считаю, что стоит преподавать и "теоретикам" и у "практикам".
Первые хорошо мотивируют, направляют и доносят информацию. Вторые - могут поделиться интересными решениями, к которым можно прийти только через опыт.

Главное. чтобы ученики умело могли комбинировать знания)

Ответить
Развернуть ветку
Ира Ира

платить тоже за 2 курса?

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Алякина

Можно и больше)
Например, Ира Ира, вам будет интересна тема PR и вы захотите в ней развиваться. Уверена, что двумя курсами дело не ограничится.

Думаю, чтобы разобраться в теме стоит взять как-минимум 4-5 программ разных тренеров)

Ответить
Развернуть ветку
Ира Ира

"Учиться, учиться и еще раз учиться"!, как завещал дедушка Ленин.
Вечный студент - не мое призвание.

Теоретиком может стать и человек, который прочел одну книгу, а теперь за деньги мне пересказывает ее. С таким же успехом я и сама могу купить книгу и прочитать.

Ответить
Развернуть ветку
Irina Shirshikova
Автор

"Для меня наоборот, чем складнее и обольщающе человек говорит, тем меньше я ему доверяю."

Кстати, почему? Такие спикеры, и с опытом и с подвешенным языком - они же на вес золота.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Greenberg

Это моё внутреннее чувство и мнение. Ничего более

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Дебкова

Здравствуйте,Николай!Спасибо Вам за такую интересную статью.Особенно понравилось про 10000 часов.Я всю сознательную жизнь работаю с камнем.И действительно,на то чтобы понять-почувствовать процесс понадобилось несколько лет.Мне регулярно пытаются подсунуть каких-нибудь свеженанятых учеников с уверенностью,что весь процесс обучения займёт три дня по основной программе,недельку по расширенной.Теперь вижу,что не все так рассуждают.

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Раскрывать всегда