{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Тайм-менеджмент программиста и как не выгореть в команде

Меня зовут Тимур Рахматуллин и я программист c более чем 10-летним опытом. Выбирая программирование в качестве профессии, я представлял себе будущую работу как творческий процесс, не ограниченный никакими рамками. Я считал, что главное в этом деле - вдохновение и полет мысли. Однако реальность оказалась несколько иной: выяснилось, что в этой работе нужно уметь выстроить систему, которая позволит не просто испытывать чувство удовлетворения от творчества, но и добиваться наилучших результатов в профессии.

Прошло какое-то время, и я на собственном примере понял, что ресурс, из которого мы черпаем вдохновение, не безграничен. Нужно обязательно найти способ восполнять его, чтобы оставаться эффективным. Я читал истории успеха, пытался воспользоваться какими-то советами, это помогало, но ненадолго. Я чувствовал, что назревает какой-то кризис, что я постоянно испытываю стресс, нервничаю, что работа от этого страдает, и я нервничаю еще больше - образовался какой-то порочный круг.

Тогда я понял, что именно такое состояние и называется “профессиональным выгоранием”, и начал искать способ его преодоления. Теперь уже я могу сказать, что нашел баланс, который позволяет мне быть эффективным и развиваться нон-стоп, при этом не терять интерес к программированию и не выгорать. Поскольку я погрузился в эту тему довольно глубоко, то думаю, что могу поделиться своими мыслями и опытом.

Что такое выгорание и почему оно наступает

Тема профессионального выгорания в последнее время стала актуальной для многих сфер человеческой деятельности. Сейчас считается, что выгоранию подвержены все, независимо от профессиональной сферы, размера компании и занимаемой должности. Можно сказать, что выгорание - примета времени. По сути, это хронический стресс, вызванный нашей вынужденной разобщенностью, фактическим стиранием границ между работой и отдыхом, необходимостью принимать решения в условиях тревожности и неопределенности, а иногда обусловленный и личными качествами (например, перфекционизмом).

Чтобы сохранять эффективность, необходимо противостоять профессиональному выгоранию, отслеживая свое состояние и не давая ему повлиять на результаты вашей работы.

Давайте рассмотрим факторы, которые могут вызывать реальный стресс у программиста:

  • неграмотно выставленные дедлайны, которые нервируют исполнителя;
  • баги;
  • напряженные отношения в коллективе, которые приводят к конфликтам;
  • чрезмерная загрузка или слишком большая зона ответственности;
  • неясность критериев успешности/неуспешности работы. Особенно от этого страдают сотрудники на бэкэнде;
  • чрезмерный контроль со стороны;
  • несправедливая оценка работы и, как следствие, отсутствие заслуженного вознаграждения;
  • чрезмерная эмоциональная вовлеченность в работу. Чтобы выгореть, надо “гореть”, поэтому те, кто спокойнее относится к работе и не так вовлечен, рискуют меньше;
  • сомнения в том, что удастся достичь результата (во время длительных проектов);
  • завышенные ожидания от самого себя (высокая критичность по отношению к себе);
  • неумение распределить/делегировать нагрузку, что приводит к необходимости выполнять рутинную работу, которую не хотят делать другие;
  • наличие объективных причин, которые не дают возможность планировать рабочее время и распределять нагрузку.

Думаю, любой программист найдет в этом перечне не один фактор, который портит жизнь именно ему: вызывает раздражение, управляет настроением и в конечном итоге ведет к стрессу. Долго существовать в подобных условиях невозможно, и ты либо начинаешь “забивать” на работу, либо вовсе меняешь ее. Если вам уже знакома хроническая усталость, нежелание двигаться дальше, придумывать новые способы решения задач, появляется бессонница, тревожность, раздражительность - пора принимать меры.

Печальные перспективы

На первых порах вам будет казаться, что ничего страшного не происходит, и один хороший уикенд в кругу друзей и семьи все исправит. Но, к сожалению, со временем раздражительность может перерасти в злобу, чувство подавленности. Вы будете совершать ошибки, срывать сроки, начнутся головные боли, проблемы с желудком, бессонница… Скорее всего, ваше состояние не останется незамеченным вашими близкими, и тут уж начнутся проблемы совсем другого порядка.

Именно поэтому так важно вовремя вспомнить, что мы работаем ради жизни, а не живем ради работы, и эта самая работа должна приносить удовлетворение.

Проверено на себе

По своему опыту знаю, как непросто постоянно находиться в процессе написания кода, проводя значительную часть дня за компьютером. При этом кажется, что список задач не уменьшается, а только растет. Кроме того, каждому специалисту необходимо постоянно развиваться - изучать новые современные технологии, читать книги по специальности и так далее.

На самом деле вопрос о том, как организовать свой рабочий день и сбалансировать нагрузку, стоит не только перед программистами. Представители разных профессий сталкиваются с подобными проблемами, а это значит, что уже придуманы и способы эти проблемы преодолеть. Я потратил значительное время на изучение опыта других и проверку его на себе.

Что помогает мне не выгорать и держать баланс:

  • Хорошо организованное рабочее место.
  • Позитивное мышление, которое стало результатом достаточно серьезной работы над собой. Я понял, что пока я развиваюсь - я работаю на будущее. На свое собственное будущее как в плане карьеры, так и в плане укрепления своего материального состояния. Я все время об этом помню, и это успокаивает.
  • Когда я чувствую, что меня вот-вот “накроет”, я на какое-то время все бросаю и даю себе отдохнуть. В том числе соблюдаю правила информационной гигиены. Стараюсь на пару дней съездить в другой город, сходить погулять. Главное - не прикасаться к работе: просто съездить на море или сходить в горы. Важно именно развеяться и сменить обстановку.
  • Конечно, можно путешествовать, продолжая работать удалённо. Но я предпочитаю именно смену обстановки: когда вид за окном и пейзажи меняются, подступающее выгорание отступает.

Главный вывод и совет: не нужно сидеть за компьютером до тех пор, пока у вас не начнут разваливаться семья и дружеские связи, не пошатнется здоровье. Не обращая внимания на “тревожные звоночки”, вы рискуете остаться наедине с компьютером.

Задумайтесь о том, что на самом деле ценно для вас, определите приоритеты и попробуйте найти баланс между работой и всей остальной жизнью. Ведь именно ценности определяют направление нашего движения и дальнейшие шаги.

Профилактика выгорания

Не знаю, как вы, но я предпочитаю принять профилактические меры, чем потом бороться с последствиями. Вот несколько советов для тех, кто предпочитает действовать так же:

  • Для начала, необходимо признать наличие проблемы. Это, кстати, проверенный первый шаг во многих случаях, когда речь идет о любой зависимости. Но мы говорим о профессиональном выгорании, причины которого очевидно кроются в нашем отношении к своей работе. Подумайте, возможно, ваши ожидания от работы были завышены. Или вы не рассчитали сил, вложили много эмоций в проект, но не получили ожидаемого результата.
  • Затем следует проанализировать свой образ жизни и ответить на вопрос: достаточно ли вы заботитесь о себе? Не только мозг, но и тело - ваш рабочий инструмент. Подумайте, насколько часто вы пополняете источники энергии: еда, сон, физическая нагрузка. Возможно, вам понадобится дополнительная информация о том, как грамотно подобрать рацион, сбалансировать режим дня и физическую нагрузку.
  • Выделите время для того, чтобы делать что-то для своего удовольствия. Хорошо, если у вас есть хобби. Если нет - посмотрите вокруг, в жизни так много интересных занятий и проектов (в том числе и тех, которые направлены на помощь людям). Переключение даст возможность почувствовать себя отдохнувшими и, возможно, под другим углом взглянуть на рабочую проблему. А вот если вы каждую неделю откладываете тренировку или встречу с друзьями из-за работы - это плохой показатель.
  • Пересмотрите нагрузку и четко соблюдайте разграничение между рабочим днем и личным временем. Задач не должно быть больше, чем вы можете выполнить в единицу времени. В конечном итоге вы определитесь с оптимальным объемом работ и снизите риск стрессовой ситуации.
  • Точно также нужно разграничить общение в мессенджерах по рабочим и личным вопросам. Определите, в какие промежутки дня вы на связи, а в какие - недоступны для решения рабочих вопросов. Рекомендуется также ограничить время “серфинга” в соцсетях.

Профессиональное выгорание - одна из форм стресса. Прожить жизнь, ни разу не испытав этого состояния, невозможно. Некоторые даже считают, что иногда стресс полезен, что выброс адреналина необходим для действий в определенных ситуациях. К примеру, в работе часто бывают моменты, когда нужно аккумулировать все силы и выполнить задачу. Если такое случается редко, то негативных последствий не будет. Однако регулярно повторяющиеся стрессовые ситуации идут совсем не на пользу, а, наоборот, приводят к тяжёлым последствиям, таким, как полное выгорание и апатия, предостерегают психологи.

Ритуалы и якоря

Итак, вы наладили режим сна и отдыха, научились правильно и регулярно питаться, не забываете восполнять дефицит витаминов и микроэллементов. Следующий важный шаг - проанализировать психологическое состояние, в котором вы наиболее работоспособны и эффективны, и научиться возвращать себя в это состояние при помощи своеобразных “якорей” и ритуалов. “Якорем” в тайм-менеджменте называют определенный (и для каждого свой) символ, связанный с определенным эмоциональным состоянием и способен его вызывать. Это может быть утренняя чашка кофе, вид из окна или любимая музыка.

Все дела нужно делать из состояния энергии, ресурса и положительных эмоций, поэтому так важно начинать день правильно: "сначала состояние, потом благосостояние"

Режим сна. Моя жизнь кардинально поменялась, когда я наладил свой режим сна, взяв за правило ложиться не позже 10-11 вечера и вставать не позже 7-8 утра. Как известно, во время сна в мозгу человека идут активные восстановительные и “ремонтные” работы, для которых важно не столько общее количество проведенных во сне часов, сколько биологические ритмы. К примеру, мелатонин - гормон сна и долгой жизни - вырабатывается в организме только в темное время суток. Я заметил, что на востоке многие люди до сих пор живут в согласии с природой: спят ночью и бодрствуют днем.

Начало дня. После раннего пробуждения наступает не менее важный этап - создание правильного настроя на предстоящий день. Вот тут важно сделать над собой усилие и заменить просмотр мессенджеров контрастным душем, легкой зарядкой или пробежкой, прогулкой с собакой. Вспомните, что у природы нет плохой погоды. Потом выпейте чашечку любимого кофе или чая для настроения и приступайте к работе!

Если вам все-таки сложно перейти на ранние подъемы - начинайте готовиться с вечера: записывайте рабочие и личные задачи на завтра в конце предыдущего рабочего дня. Так вы поймете свою нагрузку на следующий день и заранее подготовитесь к ней.

Распределение нагрузки в течение дня. В первую очередь необходимо выполнить важные рабочие задачи, используя биологические ритмы работы мозга. Пиковым периодом считаются первые 2,5 - 4 часа после пробуждения. Надо использовать его для выполнения наиболее трудных дел. Скорее всего, после решения наиболее сложных задач остальные покажутся менее сложными, и на них еще останутся силы.

К концу рабочего дня энергии становится меньше, работоспособность снижается. Возможно, вы даже не успеете выполнить всего, что запланировали, но вам будет спокойнее от того, что все действительно важные дела вы сделали.

Не работайте до поздней ночи. Используйте время после работы для вещей, которые улучшат качество вашей жизни. Уделите время своим хобби, общению или просто занятиям для души. Смена деятельности - лучший отдых. Помните, что наименее эффективными способами снятия стресса являются азартные игры, курение, алкоголь, перекусы, компьютерные игры, сидение в интернете, просмотр телевизора.

Сделай себя сам

Есть люди, которые просто “плывут по течению” жизни в надежде на судьбу и удачу. Другие, как и я, привыкли ставить перед собой амбициозные цели и добиваться их, используя для этого определенные инструменты. Один из главных ресурсов и ценностей, имеющихся в распоряжении каждого человека, - это время. И я решил научиться им управлять.

Основным помощников в этом деле считается тайм-менеджмент. Использование проверенных методик (скорее всего, в комбинации) точно придется вам по душе. Да, вас будет постоянно что-то отвлекать, времени в сутках будет не хватать, но если вы будете упорно и последовательно воплощать задуманное, разбивая длинный путь к цели на этапы (месяцы и недели), вы обязательно своего добьетесь. Важно, чтобы итог каждого дня был очередной ступенькой на лестнице к успеху.

В сутках будет по-прежнему 24 часа, 7 из которых уходят на сон, 5 – на общение с семьей и друзьями, личные дела, занятия спортом, а еще пара часов – на легкую прокрастинацию. Но если все это есть в твоем календаре, если календарь функционален и дедлайны соблюдаются - значит, тайм-менеджмент работает на тебя.

Расставляем приоритеты

Инструменты тайм-менеджмента описаны, и их немало. Более того, при ближайшем рассмотрении выясняется, что какие-то из них вы уже использовали в обычной жизни. Например, если вас завалило работой и вы не знаете, за что браться в первую очередь, вы пытаетесь расставить приоритеты. И вдруг выясняется, что этот метод в тайм-менеджменте называется Матрицей Эйзенхауэра. Он помогает разобраться, какие задачи срочные и важные, а какие просто отвлекают.

Метод популярен (благодаря простоте), неоднократно описан в литературе, его преподают в бизнес-школа - то есть, найти информацию несложно. Я лишь упомяну о главных принципах.

Работа начинается с простой сортировки дел из списка, даже если их много: формируем список задач и отвечаем на 2 вопроса по каждой из них:

Это важно? да/нет

Это срочно? да/нет

Самое простое (очевидно, так делал в свое время и Эйзенхауэр) - собрать матрицу на бумаге. Делим лист на 4 квадрата и вписываем в них задачи. В квадрате А у нас должны оказаться важные и срочные дела (преимущественно с дедлайнами), в квадрате В - важные, но не срочные (основная деятельность, повседневные обязанности), в квадрате С - срочные, но не важные (прямо сейчас дать совет коллеге), в квадрате D - несрочные и не важные (хобби и общение).

Затем нужно найти баланс между делами, записанными в эти ячейки. И здесь нам придется вспомнить о том, какую цель мы ставили перед собой? Разумнее последовательность А В С D. В экстренной ситуации последовательность меняется на А С В D.

Для команды можно построить таблицу в любом офисном редакторе или в специальной программе. Это дает возможность присваивать задачам статусы и отслеживать ход их выполнения. При этом важно помнить, что параметры важности и срочности могут по разным причинам меняться, а это потребует пересборки матрицы.

И еще одно замечание: поскольку этот метод сосредоточен на срочных и важных делах, это может вести к выгоранию или прокрастинации от количества важных и срочных дел.

Если уж мы заговорили об организации работы команды, упомяну еще один метод, который позволяет распределять нагрузку и выполнять работы в срок. Канбан - это визуальная система управления работой команды, одна из самых популярных в IT-компаниях.

Классический канбан - это таблица с тремя столбцами «Нужно сделать», «В работе» и «Сделано». Но столбцов может быть и больше, например, по количеству этапов в вашем проекте или на производстве, а их названия также могут меняться по усмотрению компании.

Управляем временем

На самом деле, мы привыкли учиться “по таймеру” - уроки в школе и лекции в институте имеют определенную продолжительность по времени. Оказывается, в тайм-менеджменте популярен так называемый “Метод помидора”, согласно которому весь рабочий процесс также разбивают на отрезки для работы и для отдыха.

Это простая техника тайм-менеджмента, которая помогает работать эффективнее и быстрее приступать к выполнению задач. Ее придумал и описал в своей книге «Метод Помидора. Управление временем, вдохновением и концентрацией» Франческо Чирилло. Чтобы облегчить себе подготовку к экзаменам и все успеть, он использовал небольшой кухонный таймер в виде помидора. “Помидор” - это отрезок времени в 30 минут, где 25 минут отводится на работу и пять минут - на отдых.

Подобный метод под названием “90/30” (или его вариант - “52/17”), где первое значение - время для работы, а второе - для перерыва, предложил использовать писатель и журналист Тони Шварц.

По сути, это модификация дедлайнов, но в них жестко ограничивается время не только на работу, но и на отдых. Короткие перерывы помогают “разгрузить” мозг, сменить деятельность и отвлечься. Чтобы методы работали, важно отдыхать и возвращаться к задаче в установленное время. Заведите таймер и работайте, не прерываясь, до звонка. Интервалы могут быть разные: 25 минут работы/5 минут отдыха, 40 минут погружения в работу/20 минут отдыха. И так несколько спринтов. Вы можете подобрать отрезки под себя и придерживаться их в течение дня.

Не менее важное условие - когда заканчивается время работы, нужно сразу идти на перерыв. В этом вся суть. Многие считают, что здесь слабое место подобных методов, так как бывает, что ты входишь в состояние потока, когда хочется творить и творить. А тут бац - сработал таймер.

Но перерывы полезно делать даже в состоянии потока, и тому есть несколько причин:

  • работая в потоке, вы не видите задачу целиком, а для пользы дела время от времени нужно смотреть на дело под другим углом;
  • если вы пропускаете перерыв, нарушается ритмичность работы — главное преимущество метода. После пары недель практики, если вы будете соблюдать условия метода, состояние потока будет включаться сразу, как только ваши уши услышат тиканье таймера;
  • без перерыва вы очень быстро устанете и какое-то время будете работать с низкой продуктивностью, прежде чем разрешите себе отдохнуть.

Поэтому не стоит жертвовать перерывами и продолжать работать, отключив таймер, как делают многие в начале. Как бы вам ни хотелось продолжать, максимум, что можно сделать — быстро “черкануть” мысль, которая вертелась в голове, когда прозвенел таймер, чтобы вспомнить, с чего начать новый “помидор”.

Однако нельзя полностью исключать индивидуальные особенности и привычки каждого программиста. Поэтому если после двух недель практики вы будете чувствовать, что таймер вам только мешает, попробуйте увеличить длительность “помидора”. Но не настолько, чтобы исключить перерывы совсем. В то же время, не стоит использовать перерыв для загрузки мозга новой информацией: не рекомендуется читать новости или отвечать в мессенджерах.

Авторы подобных методов утверждают, что они подходят для решения любых задач, в том числе творческих. Но тут, как всегда, все индивидуально: кому-то нравится использовать таймер в процессе работы над рутинными и скучными задачами, а кто-то, наоборот, применяет его исключительно для крупных проектов. Пробуйте и то, и другое.

Если у вас запланирована встреча или совещание, то измерять ее “помидорами”, конечно, тоже можно, но только в том случае если “помидорный” подход разделяют все участники.

Очень сложно работать по методу “помидора”, когда приходят нескончаемые уведомления. Поэтому для себя я нашел альтернативу “помидорному” таймеру - сервис Freedom. Его главное преимущество состоит в том, что сервис синхронизирован со всеми устройствами. Я выбираю промежуток в 30-45 минут и запускаю сессию. На это время сервис блокирует все сайты, мессенджеры и приложения из составленного мною списка на всех устройствах.

Вывод: при желании каждый может найти метод организации собственной работы по душе, который поможет концентрироваться и удерживать ваше внимание на действительно важном, быть эффективнее.

Мой личный набор инструментов

Я перебрал различные комбинации пока не подобрал оптимальные, с моей точки зрения, приложения для управления временем и являются неплохими помощниками в управлении задачами.

Таймер Pomodoro - таймер для телефона.

Focus To-Do — таймер Pomodoro и таск-менеджер одновременно.

Trello — канбан-доска для личных нужд и работы в команде.

Todoist — планировщик, который можно настроить под разные методы планирования, в том числе матрицу Эйзенхауэра.

Notion — база данных для хранения и систематизации практически любой информации.

Добавляйте приложения, которые используете вы, в комментариях ниже.

Несколько важных мыслей “на тему”

Воля и упорство - прекрасные качества, необходимые для преодоления инертности и достижения результата. Но все мы разные. Для кого-то стремление соответствовать высоким стандартам и демонстрировать наилучшие результаты на пределе собственных сил является наивысшим кайфом. А для другого, не менее талантливого, но менее энергичного человека такая “гонка на выживание” - верный путь к хронической усталости, недовольству и депрессии. Большинству начинающих программистов кажется, что формула: “Чем больше сделаю за день, тем лучше” является ключом к успеху в компании. Но на деле такая гонка приводит лишь к тому, что вы просто сильнее устанете, вымотаетесь эмоционально и ментально, и на следующий день у вас уже не будет сил даже на элементарную деятельность. Со временем вы поймете, что продуктивность и успешность в любом деле напрямую зависит от уровня вашей организованности и внутреннего ресурса, который требует восполнения.

В абзаце, посвященном профилактике выгорания я уже писал, но хочу еще раз подчеркнуть: прислушивайтесь к себе и не забывайте подзаряжать свою “батарейку”. Не стоит посвящать работе больше половины своего времени. У вас должен остаться ресурс на личную жизнь.

И еще раз повторю: отдыхайте. Умение переключаться с работы на отдых - это отдельный навык, требующий тренировки. Но ведь известно, что полученная информация закрепляется в голове в виде нейронных связей только тогда, когда эта самая голова отдыхает. Расширяйте кругозор, добавляйте в свои регулярные занятия хобби, спорт (бассейн, регулярные пробежки), длительный отдых, например, путешествие на месяц. Обязательно соблюдайте режима сна (очень сложно, но дисциплиной добиться можно всего). В общем, устал - отдохни, чувствуешь стресс - подумай, что с ним делать.

Не беритесь за все сразу - это точно неэффективно, потому что ком незакрытых задач будет расти вместе с тревожностью. Выполнив самое важное, дайте себе отдых. Будьте, как говорится, в порядке - тогда у вас всё будет складываться наилучшим образом и с наименьшими усилиями. Вы почувствуете, что творить, работать и реализовывать креативные и амбициозные идеи вам станет намного легче.

Не сравнивайте себя с другими, особенно с более опытными коллегами. Увидеть вектор развития и мотивироваться результатами других - это одно, а гнобить себя за то, что они знают больше - совсем другое. Пройдет время, и вы также будете выполнять более сложные задачи, причем гораздо быстрее, чем сейчас. На начальном этапе лучше сосредоточиться на развитии, а не на том, что кто-то решает задачи лучше, больше и быстрее.

Не зацикливайтесь на том, чего не сумели или не успели сделать. Делайте все возможное, но не умирайте на рабочем месте - вы нам нужны живыми. Примите свои сильные и слабые стороны, не тратьте время на излишние переживания и просто работайте.

Выводы:

  • Будьте внимательны к себе: вы самое ценное, что у вас есть в жизни;
  • Обзаведитесь полезными привычками;
  • Используйте тайм-менеджмент и трекеры привычек.

Вам может показаться, что все, о чем я написал выше - это сложно, ведь кому-то придется перестроить всю свою жизнь, чтобы следовать этим советам. Ваш мозг будет сопротивляться изменениям и доказывать, что это только усложнит процесс, что с программированием вообще не связано и так далее. Но мой опыт показывает, что все описанные мной приемы вполне жизнеспособны и полезны.

Я перебрал различные комбинации, пока не нашел оптимальные лично для меня способы повышения эффективности. Основываясь на этом опыте, я проанализировал и описал некоторые важные аспекты, на которые стоит обратить внимание. Главная же идея состоит в том, что нужна система, выстроенная вами и под вас. Только вы сами способны, приняв твердое решение взять свою судьбу в свои руки, выбрать действенные инструменты, которые позволят контролировать собственную жизнь, соотнося собственные возможности с важностью поставленных задач и помогая решать их наиболее эффективно.

Иногда на кардинальные изменения нужны годы. Но даже небольшие перемены могут привести вас к более продуктивной и осмысленной жизни. Желаю всем нам сохранить свое ментальное здоровье и избежать профессионального выгорания.

Поделитесь, что помогает вам справляться с эмоциональным выгоранием и выстраивать ваш тайм-менеджмент?

0
3 комментария
RedF

Отличная статья
Эти советы задали вектор в котором буду выкарабкиваться из выгорания, огромное спасибо автору!

Ответить
Развернуть ветку
Projecto

Спасибо! Софт и правда существенно помогает справиться с выгоранием. На замену Trello можно использовать отечественные планировщики. У них функционал не уступает западным аналогам, простой интерфейс, мгновенное внедрение, мобильное приложение и цена приятная)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ефремов

Отличная статья, некоторые советы я уже использую например Метод помидорок, но я так же открыл много нового для себя!

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда