Создание маркетплейса: как рассчитать прибыль до запуска

Ко мне часто обращаются подписчики с просьбой помочь рассчитать сколько примерно можно будет заработать, запустив аналог youdo в своём городе. Кого-то устроит и 50 000р., при слабой занятости, кто-то готов вкалывать и по 14-16 часов в сутки и ставит целью 1 000 000+ в месяц. Я решил поделиться формулой для прогноза оборота такого сервиса.

Эксперт по запуску маркетплейсов Bright Mobile рассказывает как на основе открытых данных youdo рассчитать оборот такого же сервиса в своём городе.

Статья в видеоформате

До запуска любого бизнеса важен вопрос перспектив заработка в первый год и на ближайшие 3-5 лет. Если говорить о тривиальном бизнесе, то расчёт сводится к загугливанию тех или иных средних показателей у конкурентов перемноженных на коэффициент погрешности. Со стартапами сложнее, никто, даже вы сами, не знаете куда дорога выведет. Но если есть аналоги на которые ориентируетесь, то можно брать их открытую статистику и транспонировать на свой масштаб.

Так как я занимаюсь запуском агрегаторов услуг, то чаще всего меня просят помочь с расчётом запуска аналога youdo в своём городе. Сегодня я расскажу, как это сделать самостоятельно.

Показатели youdo для расчёта

При сборе статистики по youdo я ориентировался на открытые источники (первый, второй). Выделил следующие данные:

  • Население пяти городов присутствия: 20 000 000 человек
  • Количество пользователей маркетплейса: 5 000 000 человек, из них мастеров 800 000
  • Средний оборот всех услуг на сервисе: 500-600 млн.р. в месяц, берём средние 550 млн.р.
  • Процент сервиса оценивается в 3-30% от стоимости услуги с перспективой достичь 8-10% в ближайшие 3-5 лет, но думаю, что 4% на текущий момент будет честным показателем
  • Оборот сервиса: 550 000 000 * 4% = 22 000 000р.
  • Возраст сервиса: 6 лет

Мне не удалось найти точных данных по маржинальности youdo. Если говорить о марже похожих сервисов, то нашёл данные о том, что маркетплейсы услуг из общего оборота тратят примерно 20% на разработчиков, налоги и офис и 40% на маркетинг и развитие, а 40% - чистая прибыль компании. Поэтому, с достаточно большой долей вероятности, можно сказать, что 8 800 000р. - это чистая прибыль сервиса в месяц.

Этих показателей будет достаточно, чтобы сделать прогноз оборота подобного проекта в любом городе.

Расчёт прибыли в произвольном городе N

Для примера я решил взять Новосибирск, в котором население 1 500 000 человек. На основе правил пропорциональности и перекрёстного умножения выведем недостающие параметры.

Например, для вычисления количества пользователей сервиса мы используем пропорцию. Количество жителей в городах youdo (20 млн) соотносится с количеством жителей в Новосибирске (1,5 млн) так же, как количество пользователей youdo (5 млн) с количеством пользователей в будущем приложении Новосибирска (х).

Получается: х = 5 000 000 * 1 500 000 / 20 000 000 = 375 000 пользователей

По такой же схеме вычисляем средний оборот всех услуг сервиса:

х = 550 000 000 * 1 500 000 / 20 000 000 = 41 250 000р. в месяц

Отсюда берём 4% чтобы получить оборот самого сервиса:

х = 41 250 000р. * 0,04 = 1 650 000р.

И примерную чистую прибыль, взяв 40% от оборота:

х = 1 650 000р. * 0,4 = 660 000р.

Таким образом, мы пришли, что запустив подобный проект в Новосибирске, ориентируясь на youdo, можно зарабатывать 660 000р. в месяц чистыми.

Очевидный вопрос - когда и что делать для запуска. Для выхода на свой уровень youdo потребовалось 6 лет. Уверен, что видя историю развития youdo, в том числе и ошибки, которые они допускали и ориентируясь не на федеральный масштаб, а только на 1 город, можно повторить историю за 3-4 года.

Если интересно, то одну из следующих статей посвящу истории развития youdo и аналогов.

0
48 комментариев
Написать комментарий...
Sam Beckett

Какие-то очень оптимистичные расчеты. Нет, я понимаю что ваша задача впарить свои услуги, но тем не менее.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

в этой статье я как раз и не впариваю, а даю расчёт. Подвергните цифры сомнению, если есть что по существу сообщить. Аргументы в стиле "мне кажется" как-то странно звучат

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Так у вас в статье примерно такие же аргументы и используются, чего вы?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

я дал ссылки на источники, которые ссылаются на официальные данные от владельцев youdo

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Да у вас в целом расчёт очень поверхностный. Вы могли вообще не париться, найти коэффициент отношения людей в Москве и интересующем городе и применить его к обороту и прибыли - уровень аналитики вообще не поменялся бы ))

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Ну давайте попробуем уточнить. Какие коэффициенты или дополнительные параметры Вы ввели бы? Я же не против скорректировать расчёт, но хотел бы конструктивных предложений

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Я не эксперт в этом вопросе, но тем не менее глубоко уверен, что просчитать даже приблизительно эту модель в других городах не получится, тк там будут участвовать множество неподконтрольных факторов, которые невозможно просчитать. Начиная от количества пользователей приложения и доли исполнителей, заканчивая количеством заказов, стоимости работ и прочим. То есть, конечно, просчитать можно, но это будет все тем же гаданием на кофейной гуще. Там ниже уже правильно написали и про стоимость разработки, и про "менталитет" жителей каждого отдельно взятого города.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Так речь о прогнозе, а не о гарантии. То, есть, если владелец из Новосиба заработает не 660, а 500к, это не проблема, если 50к или 5 млн в месяц - проблема.

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

О! Ну да, прогноз-то не обязательно должен быть реалистичным, я и забыл! Отличный бизнес-план!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Е. К.

Господа, ну нельзя же так...
1) Нельзя брать выручку относительно "взрослого" бизнеса и выводить из него данные для первых 1-3 лет стартапа. Логичнее брать выручку первых лет youdo и делить ее на 2 или 3 или даже 10 - так как сейчас конкуренция и все остальное (цены на рекламу, стоимость разработки и т.д.) будет выше.
2) Нельзя сравнивать пять крупнейших городов суммарно с условным "провинциальным" городом. Сравнивать надо похожие города.
Другие факторы которые дают основание в неверности линейной экстраполяции:
3) Уровень проникновения интернета (а точнее "привычки" делать заказы онлайн) - сильно разнится у столиц и провинциальных городов. Конверсия будет другой. И еще приучать сантехников в провинции к получению заказов - нужно будет очень долго.
4) Про средний чек - уже написали. Косвенно (но пока не понимаю как) можно учесть и среднюю зп по региону (городу), долю затрат на питание,
5) Напрямую можно и нужно учитывать ЦА youdo и есть ли она в открываемом городе, ее количество и качество и т.д.

На мой взгляд, более интересным было бы "классическое" исследование "провинциального" рынка, чем данная попытка...

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Бельтюков

я не могу говорить за маркетинг, но оценивать затраты на разработку в % от оборота сервиса не совсем корректно. В то время, как оборот может отличаться в десятки раз, затраты на разработку (при одинаковом функционале) можно сократить раза в 3, не более. Причем это, разумеется, скажется на качестве.
кроме того, средний чек в Новосибирске будет отличаться от московского или петербургского, а значит оборот не будет прямо пропорционален количеству пользователей: требуется некий поправочный коэффициент.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

По разработке вопрос - во сколько оценить затраты? Очевидно, что у свежеиспечённого стартапа - это программист фрилансер даже не на фултайме, а у youdo уже крупная команда. То есть рост затрат на разработку пропорциональны развитию, но прямо через процент коррелировать не совсем верно, согласен. Как предлагаете скорректировать параметр?

По поправочному коэффициенту тоже поправка принимается, предложите вариант корректировки?

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Бельтюков

к сожалению, я не разбираюсь в экономике в той степени, чтобы давать подобные советы. я только отметил очевидную нестыковку ответа на которую я не нашел в посте.
что касается разработки, то "программист фрилансер даже не на фултайме", к сожалению, не сможет разработать целый сервис. Мой опыт в разработке говорит о том, что по самым оптимистичным оценкам это будет команда из 4-5 человек. Но это лишь мое мнение.

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Сможет, но какой это будет сервис!

Ответить
Развернуть ветку
Max Beard

Нельзя линейно экстраполировать данные. Уже при расчёте аудитории, надо учитывать модель потребления, чем меньше город, тем сильнее социальные связи и услуги ищут у знакомых, а не в сети.
Ну и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Есть ли какие-то исследования по зависимости количества населения и объёма потребления?

Ответить
Развернуть ветку
Max Beard

Не объёма, а модели. Объём - следствие.
Конечно есть, правда не уверен что в свободном доступе. Копайте в сторону -Экономическое моделирование потребления (моделирование потребления).

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Bugaev

А зачем делать отдельный юду в каждом городе?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Юду есть в пяти городах только. Видя их рост и заработок, люди хотят повторить это и сделать подобный проект в своём городе. Либо в своей узкой нише. Как только появляется успешный бизнес в новой отрасли, появляется ряд последователей, которые хотят его повторить, но со своими фишками. Наиболее успешные становятся их конкурентами. Так, например, появились profi.Ru, Naimi.kz, Кабанчик и подобные проекты

Ответить
Развернуть ветку
Bakhtiyor М. Khuja

Не скажу про найми, но профиру, насколько я помню, это долгая история от репетиторинфо, духспорта и тд. То есть к реализации сервиса в виде текущего профиру основатели уже пришли с внушительным багажом компетенций. Ну и, с другой стороны, бизнес-модель юду и профи немного разная, на мой взгляд - в одном пользователю продают мастера, в другом - мастеру продают пользователя.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Согласен, отличия есть. Тот же youdo начинался как полушуточный проект для выполнения нелепых заданий, но когда они перешли в курьерку, то начали делать в том числе и очные собеседования.

Моя модель описывает некий сферический маркетплейс в вакууме, с определённой погрешностью. Но, Ваш комментарий натолкнул на мысль о статье для узконишевого проекта. Как минимум можно взять кого-то из наших клиентов и прикинуть их потенциальную прибыль в выбранном сегменте

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Bugaev

Что мешает юду добавить новый город в список? Надо искать не новый город для клона юду, а новуб нишу для маркетплейса

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Ну есть города, которые youdo не интересны с точки зрения малого рынка, но некоторым нашим клиентам заработка в 150-200 тыс в мес будет вполне достаточно.

Про ниши я с Вами согласен. У на как раз тренд последние 6-7 месяцев - это запуск отраслевых юду и досок объявлений. Например, перепродажа запчастей для КПП, вывоз мусора из ресторанов, строительные услуги в Чечне. Примеров узких ниш дохрена и больше

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Bugaev

Все таки я так и не понял, что мешает youdo просто добавить новый город в свой сервис, если они посчитают его перспективным?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Если посчитает перспективным - ничего. Просто будет в одном городе региональный проект и федеральный.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

А это уйня какая-то, а не расчёты, называется вилами по воде.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

у Вас прям один шаблон ответа по всем вопросам.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Денис извиняюсь за резкие выражения, но неужели вы считаете такие расчёты хоть чего-то стоящие, таких фантазий можно плодить тьма тьмущая, у меня сын создал местный проект намного лучше чем у конкурента, но без титанических усилий по продвижению, он ничего не стоит, а переломить человеческие привычки и устоявшееся мнение чрезвычайно сложно, попробуйте что-нибудь создать и продвинуть тогда спуститесь с небес на землю, удачи вам в начинаниях.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

В смысле попробуйте? Я с командой создал и продвинул за 2 года наше готовое решение для запуска маркетплейсов https://servicepi.ru и за два года мы заработали 35 млн на нём. И да, все два года титанически пахали, ошибались, делали выводы, изменяли подходы. Разве я говорю, что повторить youdo легко?

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Вы правда не видите разницы между созданием платформы "маркетплейса исполнителей" и продвижением маркетплейса исполнителей в отдельном взятом городе?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Тогда молодцы, а почему тогда расчёты такие детские, надо писать не для мальчиков а для дядек которые готовы заплатить за ваше решение, вы же читали другие комментарии там всё верно описано, вообще непаханное поле это города до 300 тыс., а в миллионниках всё забито, продвигаться сложно, удачи вам в работе, сделайте одно решение в небольшом городе и маштабируйте, я лично пока не увижу реальных действующих проектов, даже разговаривать не буду, потому что знаком что такое продвижение, у меня свой сайт, я то-же его могу продвигать как решение, но пока в своём городе не всё наладил, как будет всё готово, тогда и буду предлагать людя м как готовое решение и показывать как оно работает и сколько возможно заработать, только так, а все теоритические разговоры это всё фигня.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Какая-то уйня этот юду, прикрутили принцип поиска исполнителя в IT к бытовым услугам, авито проще и понятней и регестрироваться не надо.

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

А регистрация - это прям большая проблема?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

В данном случае , да. Промоделируем ситуацию - у меня сломался компьютер, я открываю Авито, нахожу мастера и решаю проблему, и так по многим позициям услуг и нафиг мне какие-то регистрации.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Bugaev

Нет отзывов и рейтингов. Мастер - кот в мешке

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Ну блин уболтали, как нибудь попробую.

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Или можно быстро пройти регистрацию на юду и получить доступ к проверенным исполнителям и даже какую-то гарантию от сервиса получить, да?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

И звоните 15 раз, вместо выбора одного из тех, кто готов здесь и сейчас приехать.

Ответить
Развернуть ветку
Da Apricot

Интересно. Хотелось бы статей и примеров о других областях с которыми вам приходилось сталкиваться.

Ответить
Развернуть ветку
Прочел это-потратил время зря

не написано про модель монетизации, ни его процесс. за что будет производится оплата? за первые места? за клиента? от этого - весь прикид цифр имеет место только для конкретного сервиса и не факт, что в другом будет также

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Конкретно у юду два типа монетизации - за отклик без гарантии выбора исполнителем и подписка на период времени. Я так предполагаю, что в ближайшее время появятся ещё 1-2 варианта

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Грушин

Зачем публиковать абсолютно нереальные цифры, Вы своих клиентов совсем не уважаете.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Сергей, я уважаю всех наших клиентов. В чём нереальность цифр?

Ответить
Развернуть ветку
Stas Sokolov

"Для выхода на свой уровень youdo потребовалось 6 лет." Забыли добавить и N десятков миллионов инвестиций.
Общая сумма привлеченных YouDo инвестиций на данный момент составляет $26,5 млн. -> https://www.kommersant.ru/doc/3744959
А учитывая текущее положение дел и стоимость рекламных каналов в лоб бодаться таким же сервисом в городе N с Юду будет нереально. А открывать похожий сервис в небольшом городе вообще не имеет смысла. Проще рекламу в местой газете дать или по местному кабельному ТВ.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Проще вообще ничего не делать. Везде конкуренция, налоговая и рэкетиры.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Sokolov

Конечно, но денежки должны капать на счет.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vitalik Shkil

Ребята, мы тут курс запилили о том, как создавать маркетплейсы. Возможно, вам будет интересно. Подробно прошлись по всем этапам запуска. Интересно услышать фидбек
https://m-p.academy

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
45 комментариев
Раскрывать всегда