{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

5 принципов из военной службы, которые помогли моему бизнесу

Военная служба помимо основного предназначения является хорошей школой по выстраиванию отношений и работе с людьми. Многие принципы помогли мне при первых шагах в бизнесе после обучения в военном ВУЗе.

UP Я не проходил срочную службу по призыву, а учился в одном из военных институтов ФСБ. Опыт службы в армии по призыву и опыт подготовки офицеров в военном институте/академии очень разный.

Поощрения и взыскания

В армии принято поощрять военнослужащих только в присутствии всего личного состава подразделения. Но если военному объявляют взыскание, то из строя просят выйти всех сослуживцев, которые ниже его по званию. Офицеру никогда не сделают выговор в присутствии рядовых, сержантов и прапорщиков. В строю останутся только офицеры.

В бизнесе я неоднократно был свидетелем, когда руководитель проводил разбор полетов по принципу массовой раздачи нагоняя. Сотрудник, на которого обрушился публичный гнев, всегда чувствует неловкость и обиду из-за того, что может потерять значимость перед своими подчиненными или коллегами.

Я сформировал два правила. Не хвалить человека наедине. Даже небольшая похвала в присутствии коллег всегда будет более приятной. А сложные вопросы решать только тет-а-тет. Никаких эмоций и публичных речей.

О выполнении доложить

Приказ считается выполненным, когда подчиненный доложил об этом начальнику. Даже если задача выполнена, но доклада не последовало, на военнослужащего могут наложить взыскание, словно он вообще ничего не сделал. Командир ставит задачу и точно знает, что обо всех статусах и проблемах в процессе он будет оперативно проинформирован.

К сожалению, в бизнесе, несмотря на различные методологии, тасктрекеры, CRM, ERP и другие инструменты, большинство проблем возникает не по причине слабых компетенций сотрудников, а просто из-за плохих коммуникаций между ними. Я уверен, что у каждого руководителя есть опыт тушения пожаров просто потому, что он слишком поздно узнавал о проблеме.

Может возникать и обратная ситуация. Когда подчиненный не готов брать на себя ответственность и слишком часто докладывает начальнику о возникающих в процессе сложностях. Грань тонкая, но в армии быстро приучают, что подчиненный должен решать проблемы, а не создавать их, задавая вопросы и отвлекая.

Я называю таких людей форвард-менеджерами, которые не могут сами принять решение, но умело пересылают условия на согласование между сторонами процесса.

На собеседованиях я всегда прошу кандидата рассказать о фейлах, которые приводили к негативным результатам или упущенной выгоде. Если человек не может вспомнить ничего конкретного, то он либо не брал на себя настоящую ответственность, либо что-то недоговаривает. Оба варианта для меня плохой сигнал. А вот людей, у которых есть богатый неудачный опыт и они не боятся им делиться, я очень ценю.

Суть любого приказа — обозначить результат

При правильной формулировке приказа военнослужащий всегда видит в нем конкретный результат, которого необходимо достичь. Нельзя приказать солдатам бежать в окоп и стрелять в сторону врага. Приказ прозвучит конкретно: оборонять рубеж в секторе от ориентира А до Б.

При этом методика выполнения приказа уточняется не всегда, так как начальник может не знать всех обстоятельств, которые могут возникнуть в процессе. Благодаря этому у подчиненных развивается умение быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, находить нужную информацию и принимать решения. Страдания и проявленное упорство не принимаются в расчет, если нет результата. Поэтому военные умеют хорошо отличать результат от процесса.

Я стараюсь на собеседованиях интересоваться конкретными результатами, которых кандидат достиг на прошлом месте работы, но часто слышу лишь набор процессов, а не то, как они повлияли на бизнес. Правильный ответ: улучшил конверсию, снизил стоимость привлечения клиента, увеличил продажи. Неправильный ответ: запустил рекламную кампанию, проводил встречи, нанимал сотрудников и так далее.

Единоначалие

Принцип единоначалия не допускает решения служебных вопросов с вышестоящим руководством, минуя непосредственного руководителя.

Например, если подчиненный хочет согласовать отпуск, он должен написать рапорт на своего непосредственного командира (допустим, на командира взвода), а командир взвода в случае своего согласия должен утверждать его с командиром роты. Нельзя решить вопрос с командиром роты напрямую, а командира взвода просто поставить перед фактом.

Плохой симптом, когда менеджеры компании в обход своего руководителя занимаются согласованием с более удобным вышестоящим руководителем, который этому не препятствует.

Признаюсь, что иногда сам нарушаю это правило, увлекаясь вместе с сотрудниками решением какой-то задачи. Руководителю можно поделиться своим мнением или дать рекомендации, но не стоит принимать за кого-то решения или утверждать их за других. Иначе коллеги не будут брать на себя ответственность и не смогут расти, а вы продолжите заниматься микроменеджментом.

Иногда проявить доверие к коллегам и дать им возможность принять неверное решение гораздо важнее, чем предотвратить ошибку. Но контроль и доверие должны сосуществовать одновременно.

Фокус на личностные качества при отборе кадров

Военнослужащие часто меняют не только место службы, но и специфику. Поэтому фокус при оценке кадров в армии в большей степени направлен на личностные качества, а не на служебный опыт.

Ответственность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, дисциплина ценятся больше, чем знания и навыки, так как любыми знаниями и навыками можно овладеть. Это всегда вопрос времени и желания. А исправлять характер взрослого человека и пытаться сформировать в нем правильные ценности невозможно. Проще отсекать чуждых на этапе найма.

Однажды, я выбирал из двух менеджеров по продукту, кому предложить должность в YouDo. В итоге ключевым фактором стало то, что один из кандидатов рассказал, как на прошлом месте работы периодически чинил вендинговый автомат, хотя сам отвечал за мобильную разработку. Его не устраивало, что ждать мастера приходилось долго, а разобраться с системой оказалось не так сложно, как все считали.

В YouDo он стал одним из ключевых менеджеров с высоким уровнем ответственности и самонаведения на цели.

Есть у военных и прямые запреты при подборе кадров. Например, в подчинении на службе не могут находиться близкие родственники. Это правило помогает оставаться объективным и не давать поводов для обвинений в предвзятости. Я рад, что мы с партнерами стали друзьями уже в процессе совместной работы, а не наоборот.

PS Вместо заключения вынесу интересную мысль, развившуюся в комментариях. Армия не сможет сделать из любого человека идеального управленца, но из этого опыта можно вынести бесценные уроки, которые могут помочь и в жизни, и в бизнесе. А мудаки есть и в армии, и в бизнесе! Переход из одной системы в другую таких не изменит.

Сооснователь YouDo Кутергин Денис

0
77 комментариев
Написать комментарий...
Vasilii Vasilev

вот все так вроде бы складно и вроде годно, но практика показывает что в большинстве случаев из военных получаются крайне плохие руководители.
не в плане руководства как такового, нет, командовать они умеют - поэтому-то ими и соблазняются всякие неопытные собственники, рассчитывая что вот этот-то командир наведет порядок.
плохие они в плане результата от этого руководства.
во первых - полное неприятие критики от нижестоящих сотрудников.
от слова совсем. если он начальник, то ты дурак - без вариантов.
отсюда вытекают чудовищные по своей неэффективности, решения.
во вторых - совершенное лизоблюдство в адрес вышестоящих чинов, т.е. приказы начальства принимаются без возражений и обсуждений.

в армии - это хорошо, но в бизнесе, подобная деформация сознания приводит к тому, что профессионализм людей остается невостребованным, культивируется невежество и как следствие начинаются финансовые потери.
поэтому, если к вам пришел устраиваться на должность руководителя бывший военный - лучше нахрен сразу.
бывают, конечно же исключения, куда без них - но вы уверены что вам повезет?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
74 комментария
Раскрывать всегда