Шесть сложностей, к которым нужно быть готовым при запуске бизнеса в США

Основатель агентства контент-маркетинга на мировых рынках Smile Bright Media рассказывает о трудностях, которые ждут каждого, кто планирует запустить бизнес в Америке.

Тема переезда в США и запуска бизнеса в этой стране занимает многих. Этому способствуют позитивные статьи вроде этой. В результате у многих людей складывается чересчур идеализированное представление о жизни и работе за границей.

На протяжении двух лет я живу в США и развиваю два собственных проекта, и сегодня решил поделиться опытом. Я расскажу о сложностях в ведении бизнеса в Америке, к которым следует подготовиться тем, кто собирается переезжать.

Итак, поехали!

Никто не ждёт нас со своим бизнесом в США

Первый тезис — и сразу несколько холиварный. Оговорюсь, что речь здесь не идёт о том, что кто-то в Штатах недолюбливает конкретно россиян, речь скорее в целом о том, что иностранцам делать бизнес труднее, чем местным. Это нормально, но я почти не встречал упоминания этого факта с реальными примерами вытекающих из него ситуаций до того, как начал сам тут работать. Поэтому, может быть, кому-то будет полезен мой опыт.

Например, в русскоязычной деловой прессе и блогах в рунете существует очень популярный тезис о том, что открыть компанию в США можно удалённо и не вставая с дивана. В целом это действительно так, однако здесь могут быть нюансы.

К примеру, если вы воспользуетесь услугами профильных юристов, то всё пройдёт гладко. Я делал так при открытии своей первой компании, проблем не было. Кроме одной — стоимость только регистрации фирмы превысила три тысячи долларов, при этом я получил абсолютно стандартный пакет документов без отклонений «вправо-влево».

При запуске второй компании я решил быть умнее. Ведь есть же Stripe Atlas, который всегда упоминают в статьях о том, «как надо делать» (вот пример такой статьи). По факту мне отказали в открытии компании через этот сервис. После отправки заявки очень быстро пришёл ответ о том, что Stripe не регистрирует компании, «ведущие бизнес в определённых странах». И Россия в этом списке (ещё в нем фигурируют такие прекрасные страны, как Сомали, Иран, Северная Корея).

Ещё один пример из личного опыта. В США для ведения бухгалтерии очень популярна система QuickBooks. Она и впрямь очень удобна, у неё есть несколько разновидностей, включая облачный сервис. Одна из наиболее крутых фич — возможность рассылать инвойсы клиентам прямо из бухгалтерского софта. Оплатить счета можно хоть банковской картой, и всё сразу попадает в программу.

Включается возможность приёма платежей по отдельному запросу. Мне же, однако, около года отказывали в их активации из-за отсутствия кредитной истории — у новоприбывших иммигрантов её нет: нужно открыть несколько кредитных карт и попользоваться ими без просрочек, чтобы credit score вырос. Спустя год сразу мне не отказали, а прислали немаленький список документов, который надо предоставить.

Потратив пару часов, я всё собрал и выслал, благо это можно сделать в онлайне. В итоге получил письмо о том, что со списком что-то не так. Обмен мейлами со службой поддержки привёл к тому, что мне позвонила девушка из QuickBooks и объяснила, что их не устроили мои водительские права (driver's license) штата Флорида.

Дело оказалось в том, что поскольку я нахожусь в США по рабочей визе О1 (я рассказывал о её получении), то срок действия прав ограничен сроком действия статуса по визе. То есть они «временные» (хоть и выдали их на несколько лет).

А не временными они становятся при появлении у их обладателя грин-карты. То есть пока ты не постоянный резидент или не гражданин США, то платежи через QuickBooks принимать будет нельзя. Естественно, об этом не написано ни на одном из лендингов проекта.

Поиск вариантов экономии станет вашей второй работой

На мой вкус, уровень жизни в США (если говорить о крупных городах) очень высок. Выражается это в том числе и в конских ценах, особенно на услуги. И это ценообразование зачастую максимально непрозрачно. Поэтому если вы хотите решить какую-либо задачу, соглашаться на первую же предложенную цену нельзя ни в коем случае, конечно, если вы не миллионер.

Практический пример — поиск бухгалтера. К примеру, в первое время после переезда, когда мой бизнес ещё по факту не работал и никаких транзакций не было, мне нужно было сдать пустой отчёт и заплатить franchise tax в штате регистрации компании.

Я решил найти бухгалтера, который поможет это сделать. Поиски по знакомым не дали результата — откликались какие-то мутные личности, которые требовали от меня визита для «начальной консультации» за $250. Эти деньги предлагалось заплатить, чтобы получить ответ на вопрос «умеете ли вы подавать отчёт и платить налог».

В итоге было решено использовать Upwork. Там я тоже получил массу откликов на свою задачу — цена её решения варьировалась от $50 до $1200 (тут удалось в ходе напряженных переговоров сбить до $800). При этом за $50 бухгалтер прислал неверный расчёт налога — в Делавере franchise tax считается по двум схемам, он выбрал тот, что был проще ему, а не тот, что нужно было выбрать на основе предоставленных данных.

В итоге я нашёл хорошего бухгалтера, с которой мы работаем уже два года, но даже она периодически предлагает дополнительные услуги за бешеные деньги, и приходится много гуглить, чтобы не переплатить. Например, при регистрации фирмы она предлагала сделать всё в обход Stripe, но за $2000. В итоге я нашёл сервис Clerky и закрыл все вопросы за $700.

Без разговорного английского никуда

Даже если планируемая аудитория вашего бизнеса — русскоязычные иммигранты и вы не собирались много взаимодействовать с местными, без разговорного английского продвинуть бизнес самостоятельно будет трудно. Например, я был очень удивлён, насколько в Америке народ любит говорить по телефону.

Сам я этого делать не люблю, и в России удавалось решать значительное число связанных с работой вопросов в электронном виде. Здесь же у многих компаний и госорганов есть онлайн-чаты, но главным образом они используются для продажи услуг. По более сложным вопросам нужно звонить — и я не раз поминал в таких случаях добрым словом онлайн-чат в моём банке на родине.

Я был уверен, что неплохо говорю по-английски, но реальность оказалась чуть более сложной, чем представлялось. В США такое огромное количество иммигрантов и просто людей с различным произношением, что провести простейший диалог по телефону оказывается подчас непростой задачей. Распространённая ситуация — звонить в саппорт по несколько раз и сбрасывать, пока не попадёшь на оператора, которого понимаешь. Такое бывает даже с местными, это обычное дело.

Да, часто в государственных службах и крупных компаниях есть возможность воспользоваться услугами переводчика прямо по телефону. Однако это не всегда может решить проблему — во многих случаях переводчики не носители русского языка, а просто люди, которым кажется, что они его знают (на такого я попал, когда решал вопрос со сменой тарифа на корпоративной сим-карте в T-Mobile — ад ещё тот), либо иммигранты старшего поколения.

Качественно вести беседу через них далеко не всегда возможно, поэтому лучше тренировать разговорный английский ещё до переезда, так можно будет решать свои вопросы, рассчитывая только на себя.

Нужно быть готовым к юридическому давлению

Америка страна юристов. Все мы слышали дикие истории о том, как люди здесь подают в суд в ситуациях, которые вызывают у жителя экс-СССР в лучшем случае недоумение. Это нравится далеко не всем в самих США — неслучайно профессия юриста входит в пятёрку самых ненавидимых.

Распространённое мнение, что в Штатах в суд подают по любому поводу как сами компании, так и их клиенты. Тут есть важное уточнение: так делают те, у кого есть на это деньги. Юристы — дорогое удовольствие на всех этапах сотрудничества. Начальная консультация может стоить несколько сотен долларов, затем работа оплачивается на почасовой основе (ставки могут составлять и $400, и $500 в час).

Если у вас небольшой стартап на рынке с крупными и богатыми конкурентами, то вы автоматически в зоне риска — ведь у них есть деньги на юристов, а у вас нет. Я сам сталкивался с этим — спустя неделю после запуска сайта проекта один из конкурентов через юридическую фирму прислал письмо с угрозами.

Аргументы из этого послания было легко разбить фактами, однако для составления грамотного ответа пришлось привлекать опытного юриста. Поэтому при старте любой активности на рынке США необходимо закладывать бюджет с запасом на возможные юридические затраты.

Госорганы могут косячить и в США

Ещё один тезис, который трудно изначально трудно принять. Ведь США воспринимаются как страна, где во главу угла ставится эффективность и качество работы. К сожалению, это совсем не означает, что всё здесь всегда функционирует как часы.

Довольно часто бывает так, что важный документ от госорганов теряется и не приходит к вам по почте. Такое случается во взаимодействиях с любым ведомством — от федеральной иммиграционной службы до департаментов по делам бизнеса на уровне штатов.

Реальная ситуация — недавно я заказывал в соответствующем департаменте в Делавере сертификат, который подтверждает, что моя компания жива и ведёт бизнес. Такой документ могут требовать много где, например, PayPal просит его для регистрации бизнес-аккаунта.

Certificate of good standing в штате Делавер

Я заполнил заявку, отправил её по почте, деньги за услугу списались, в почтовый ящик пришёл чек, подтверждающий это, а сам сертификат — нет. Звонки и попытки решить проблему в чате ничего не дали: «Мы все отправили, вы должны были получить, до свидания».

Такие ситуации — не норма, а скорее исключение из правил, но лично меня они поначалу очень удивляли в принципе. Поэтому, хоть конкретно этот пункт обычно и не критичен, отправить заявку на нужный документ ещё раз может быть нетрудным делом — морально подготовиться к этому стоит, чтобы поменьше расстраиваться.

Огромная конкуренция усложняет поиск клиентов

Один из главных плюсов США — это огромный рынок практически в любой отрасли. Но также здесь и огромная конкуренция почти во всех нишах. Помимо прочего, это означает, что продвигать бизнес здесь далеко не просто. Чем больше компаний конкурируют за внимание потенциальных покупателей, тем дороже реклама — как в офлайне, так и в сети.

К примеру, мне известны случаи, когда компания заплатила около $100 тысяч за наружную рекламу в Майами и не получила никаких результатов. Работа с продвижением в онлайне помогла сдвинуть ситуацию с мёртвой точки. Но и здесь бывают трудности.

К примеру, в рунете есть некоторое количество онлайн-СМИ — хоть их и не много, но стартапам реально их использовать для привлечения клиентов, публикуя колонки, кейсы, комментарии. В США с этим всё плохо: контекстная реклама в интернете стоит очень дорого, а СМИ далеко не так лояльны.

Ранее я рассказывал о своём опыте взаимодействия с редактором крупного медиапроекта: ответ на одно письмо занимал у него около месяца. При этом в итоге в публикации было отказано без разъяснений. Платная же публикация в момент моего обращения стоила более $10 тысяч.

В итоге ушло довольно много времени на разработку действенных стратегий продвижения в США и подбор инструментов для их реализаций — например, я рассказывал об использовании в качестве альтернативы традиционным СМИ блогов на Medium.

Не сразу, но мне удалось научиться продвигать проекты через Medium-блоги, посещаемость которых выше, чем у традиционных онлайн-СМИ

Заключение

При открытии бизнеса в США вам придётся столкнуться с рядом сложностей. К ним важно быть готовым, чтобы не потратить больше и избежать проблем, но они преодолимы, если следовать простым советам:

  • Старайтесь заложить на всё больше денег, чем хотелось бы потратить, но пытайтесь экономить. США — страна внезапных трат, потратить $300–400 на разные непредвиденные расходы здесь в порядке вещей. Поэтому, с одной стороны, вы должны быть готовы к дополнительным тратам (пример: кейс с внезапным интересом юристов конкурентов и подготовка ответа на него). С другой — если не вникать во все процессы и детали любой работы — вы будете платить за всё в разы больше, чем это стоит.
  • Изучайте опыт других и смотрите на него критично. В рунете полно статей о старте бизнеса в США, из них можно почерпнуть много интересного. Однако не стоит принимать на веру всё, что там написано. Смотрите на такие тексты критично, выписывайте вопросы, не стесняйтесь задать их авторам в комментариях, соцсетях, по email. После моих статей о переезде мне писали такие вдумчивые читатели, я отвечал им на вопросы. Некоторые из них впоследствии смогли сами переехать и начать свое дело в Америке.
  • Постоянно экспериментируйте. Развивать бизнес в новой стране непросто, совсем не факт, что тактики, которые работали на родине, принесут результат здесь. Поэтому нужно анализировать опыт конкурентов, смотреть, кто и как продвигает свои продукты и услуги, экспериментировать и консультироваться с теми, кто прошёл через это раньше вас.

Спасибо за внимание. Буду рад ответить на любые вопросы!

0
33 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Lashkov
Автор

Привет! Можно, почему нет, придется все самостоятельно делать, но в этом нет ничего особо нереального

Ответить
Развернуть ветку
Renat Badgiev

Как меня бомбит, когда бравируют фразами «там вас никто не ждёт».

Блять, да а где ждут-то? В Москве, в Питере? Клиенты в Питере как узнают, что ты из их города, то сразу «растают» и начнут затариваться твоими товарами и услугами, госы начнут заботиться, чтобы административная часть дела проходила в полной гармонии, а партнёры создавать тепличные условия т.к. «тыж наш, свой»?

Че за бред!!

Да никто ни кого нигде не ждёт, сколько можно писать эту пустую фразу, перестаньте.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Lashkov
Автор

Прости(

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Novitsky

Полностью с Вами согласен! Но мне кажется,что автор писал как раз в противовес статей где рассказывается о том, как кто то вместе с семьей, кошкой и собакой переехал в США и все само собой наладилось, закрутилось и т.д. И все мол супер!! А об удаленном открытии компании в США,только слепой не писал!

Ответить
Развернуть ветку
passer2003

Так если элементарные вопросы дорого стоят - это же окно возможностей.
Типа:
"Проконсультирую за 50-100$ по тейлифону как открыть компанию через Stripe за 700.
Ваша экономия - 1200$!
Не переплачивайте уб...м - юристам!"
:))

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Ivanov

Главное что бы тебя не скинули и не начали натирать номер заново, что бы попасть на того кого они могут понять :)

Ответить
Развернуть ветку
passer2003

Я думаю что из-за экономии 1200 долларов они поймут тебя даже если ты на чистом русском будешь только говорить :))
Наймут переводчика за 100 в час - все равно будет им дешевле :))

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Я

Одна сложность при прочтении таких статей:
1. Нет нумерации или выделения жирным шрифтом указанных проблем.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Lashkov
Автор

Ну это какой-то адовый косяк редактора VC. Я уже три раза пересохранял пост, в котором конечно же есть подзаголовки - они не отображаются

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Концаренко

Привет. Опиши подробнее, в чем возникла проблема.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Lashkov
Автор

Да все просто - в хроме вставлял текст из гуглодока, отдельно выделял подзаги - они не сохранялись, хотя в редакторе были. Через сафари каким-то образом сработало, удалось сохранить в нужном виде

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Концаренко

Можешь поделиться ссылкой на документ, из которого копировал? Чтобы мы могли воспроизвести баг. Можно в Telegram, например — @philipp.

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Lashkov
Автор

Закинул)

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Бро, там действительно нельзя не платить налоги?
Просто вот пишут, что нет. Однако в том же кино постоянно показывают, что люди уклоняются, что там не все так, как принято у нас тут считать, есть и коррупция, взятки, и уклонение от налогов. Может быть это обыватели просто считают, что там все всё платят, а на деле это не так?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Lashkov
Автор

Насколько я знаю, у государства нет ресурсов на то, чтобы активно проверять налоговые декларации - платишь ты или нет. В итоге проверяют, может, пару процентов деклараций в год. Соответственно, ты можешь и не платить и подавать нерелевантные данные. С высокой долей вероятности за это ничего не будет, но если вдруг попадешь в 1-2 процента проверяемых - мало не покажется. В итоге никто рисковать не хочет.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Богданов

Бдительные граждане могут сдать неплательщика и получить вознаграждение.

Ответить
Развернуть ветку
tristan ghost

Не понимаю, при чем тут США и критическое мышление. Я не знаю ни одной локации, где бизнес можно успешно вести без критического мышления, т.е. 6 чувства, отличающего предпринимателя от обычного наемного сотрудника.
Начинать бизнес по гайдлайнам с каких-то сайтов, где непонятные персонажи рассказывают о ведении бизнеса в какой-то стране это вообще за гранью.
И да, изначально лучше переплатить за услуги, потому что ты 0, ты не знаешь специфики и тонкостей. А вот дальше уже искать варианты, отталкиваясь от некоего базиса и личного опыта

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Masterov

интересно, насколько все упрощается/усложняется если открывать бизнес через партнерство? или вливаться в существующий бизнес. есть опыт?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Дроздов

Все как и всегда зависит от стадии и того, кто с вами в одной лодке. У меня было два опыта:

1. Заход в компанию, которой управляли компетентные инвестиционные менеджеры с опытом вложения денег в Америке. Никаких проблем, на все вопросы уже есть ответы, номера телефонов юристов, налоговиков есть, вопросы решаются, пусть и с лагами.
2. Заход в компанию, которую создавал проект как головное юр. лицо перед переездом в Америку. Ад в чистом виде, люди не представляют с чего начинать, переплачивают юристам в 4-5 раз, набор персонала не отлажен, в итоге создается компания с неподходящим налоговым режимом и все затягивается еще на два месяца, из-за этих проблем и общей нервозности ситуации из проекта сбегает только что нанятый "звездный" Chief Architect американец.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Lashkov
Автор

Конкретно у меня опыта входа в уже существующий бизнес нет, но не думаю, что это как-то влияет на большинство вещей. Особенно, если вы при этом еще пока в России находитесь - все будет аналогично

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Лукьянчиков

Спасибо за отличную статью с конкретикой.
Желаю успеха в делах!

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Lashkov
Автор

спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Lashkov
Автор

Clerky как альтернатива атласу оказался неплох, но выходит подороже на несколько сотен баксов

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

и потом вас взяли как "эстонца"?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Lunin

А можно подробности про e-residency и Stripe? предстоит такое. Сюда или в личку! Спасибо огромное

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Bubble Buddy

Спасибо за статью, очень познавательно. Соглашусь очень важно развивать критичное мышление, лучше быть готовым к проблемам которых возможно и не будет. Надо верить в успех, но и к проблемам быть готовым морально. Надо беречь лишние нервы ))

Ответить
Развернуть ветку
Ivanov Vladimir

В какой сфере вы работаете?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Lashkov
Автор

Интернет-маркетинг, преимущественно в сфере IT-стартапов

Ответить
Развернуть ветку
30 комментариев
Раскрывать всегда