«Потребительский терроризм»: как я столкнулся с этим явлением, личный опыт и мое отношение

Спустя 8 лет развития бизнеса в сфере загородного девелопмента и строительства почувствовал на своей шкуре, что такое «потребительский терроризм», рассказываю.

Более 4 лет назад был у меня клиент, он купил готовый дом. Все общение было стандартным, показ, бронь объекта. Во многом этому клиенту пришлось пойти на встречу. Ему понадобились дополнительные три месяца для покупки, не было первоначального платежа – пошли на встречу и помогли с документами в банк. Клиент начал жить в доме, не сказать что он был слишком назойливым, но все же были неприятные истории: сломал в общем колодце кран, не сознавался в этом, после чего еще был недоволен тем почему в доме не работает вода, приехали, починили, не сказали и слова. Снова залез в колодец, открыл кран в соседний дом, отчего его затопило зимой в мороз, снова закрыли глаза – как говорится, «не пойман не вор». Через пару лет купил у нашего клиента соседний дом со своими родственниками, стало быть все нравилось. Претензий по качеству четыре года от него не было. И вот по прошествии более чем четырех лет узнаю, что он подал в суд. Никаких предварительных звонков, претензий, совсем ничего, ни одного сигнала.

Кто-то надоумил придумать повод и обратиться в суд, после более чем 4 лет проживания. Предоставили какую-то сомнительную экспертизу, придумали дефекты, не приглашали на осмотр, на экспертизу. Просо подготовили документы и отправили в суд.

Стало понятно, что непорядочный человек пытается нажиться за чужой счет. Никогда я не прятался от своих клиентов, никогда не бежал от их недовольства, всегда стараюсь отнестись с пониманием к любой проблеме и вопросу, даже если нет дефектов, недостатков и прочего, просто понимаешь, что для многих дом, это что-то новое, непонятное и не все понимают как с этим обращаться, как в нем жить. Бывает, кто-то злоупотребляет твоей добротой и открытостью, но таких не много, я отношусь философски к ним, их наличие не повод менять свое отношение ко всем остальным клиентам и людям в целом.

Не стал звонить этому «клиенту», стало неприятно от всей ситуации, да и не было в этом смысла, если человек ищет не решение проблемы, которой нет, а сочиняет повод для своей махинации, то о чем с ним говорить. Долгий процесс, что конечно неприятно. В процессе разбирательства этот «покупатель» звонил всем соседям, пытался настроить их против нас, подговаривал присоединиться к претензии. Никто не поддержал, более того позвонили мне и предупредили об этом, выразили поддержку и недовольство всей ситуацией, действиями соседа.

Суд мы выиграли.

Какой вывод из всей этой ситуации. Не столько задевает сам иск, непорядочное поведение отдельных лиц сколько такое явление как примитивное и необдуманное желание одних нажиться за счет других. Такой иск — это не просто судебное разбирательство, это попытка запачкать твое имя, имя команды и компании.

Потребительский терроризм как явление мешает добрым началам, мешает бизнесу. Он создает атмосферу недоверия, между продавцами и покупателями, клиентами и подрядчиками. Закон о защите прав потребителей чрезмерно поощряет подобное явление и лишает защиты добросовестного предпринимателя. Он не ставит в равные условия стороны. Недобросовестный «клиент» не несет ответственность за свои ложные претензии, он не боится ответственности и последствий. Порой атака потребительского террориста может закончится банкротством компании, а это труд многих людей, достаток десятков, сотен семей, чье-то загубленное время, усилия, репутация.

Нужны реформы законодательства в этом вопросе. Такой «террорист» должен нести ответственность, серьезные и соразмерные последствия своим умышленным и вредным действиям. Когда имел свой небольшой бизнес юридических услуг, сталкивался с толпами мошенников, которые обманывали страховые компании, пользуясь законом о защите прав потребителей. В Татарстане это приобрело такой масштаб, что коэффициент страхования был если не самый высокий, то одним из самых высоких в стране. Таких шаек работало десятки, может сотни по Республике, а наказание понесли единицы (да и само наказание было не существенным) .

Я бы значительно увеличил ответственность недобросовестного заявителя и ограничил размер ответственности в части штрафов, неустоек для предпринимателей, организаций, которые относятся к малому бизнесу, используют упрощенные системы налогообложения.

Если кто-то решится нажиться за чей-то счет, он должен помнить, что становится частью грязной системы, и придет время, когда и он пострадает от действий подобных ему. Мы сами должны очищать общество от подобных паразитов, говорить о неприемлимости лжи, обмана, недобросовестности. Честное и надежное поведение должно быть нормой. Слово должно стоить дороже любых денег. Тогда мы будем жить в обществе, которому не нужны будут горы бесполезных законов и условных наказаний, где люди смогут сами организовать свое благополучие. Это не простой и долгий путь, но это путь правды, только он может привести общество и отдельных ее членов к процветанию и благу.

Друзья, расскажите о своем отношении и опыте, если приходилось иметь дело с потребительским терроризмом, в качестве работника или предпринимателя. Будет интересно узнать об этом.

Пройдите опрос, соберем статистику.

Приходилось сталкиваться?
Да, однажды
Сталкиваюсь регулярно
нет
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
15 комментариев
Написать комментарий...
Сидор

1) Где конкретно в вашем случае есть потребительский терроризм?
Или в вашем случае одно дело в суде - это уже терроризм? Пока это выглядяит как реализация своих законных прав
Для понимания ситуации не хватаете решения суда

2) "Я бы значительно увеличил ответственность недобросовестного заявителя и ограничил размер ответственности в части штрафов, неустоек для предпринимателей, организаций, которые относятся к малому бизнесу, используют упрощенные системы налогообложения" - есть какие-то аргументы кроме ваших эмоций?
То есть, если МСП, то можно делать плохие продукты/услуги и тебе ничего не будет? А вы не.... обнаглели ли?
А если клиент инвалид/малообеспеченный/пенсионер, то тогда с него тоже взятки гладки?

3) Я вот предлагаю удесятерить штрафы маркетплейсам и продавцам, банкам, за любой их косяк после оплаты товара/подписания договора банковского обслуживания (задержка, не тот товар, не поставка, не возврат средств/похищение средств со счета, необоснвоанная блокировка).
И взыскивать штрафы на основе судебных приказов, если размер суммы к возврату вместе со неустойками и штрафами не превышает 500 тысяч рублей.
Причиной такой инициативы выступают многочисленные жалобы потребителей.

4) "Честное и надежное поведение должно быть нормой" - это вы к государству, надеюсь. Ибо только оно занимается законами.

5) "В Татарстане это приобрело такой масштаб, что коэффициент страхования был если не самый высокий, то одним из самых высоких в стране. Таких шаек работало десятки, может сотни по Республике, а наказание понесли единицы (да и само наказание было не существенным)" - никогда не думали, ПОЧЕМУ этих людей не трогали? Не ловили, не давали реальных сроков? И причем тут потреб. терроризм?

P.S. У вас "смешались в кучу люди, кони". То вы говорите об одном своем клиенте, которые непонятно за что и сколько хотел у вас отсудить.
Потом вы рассказываете о мошенниках на республиканском уровне. Затем вы говорите, что хотите работать по беспределу, если вы МСП. Ну, и в конце призываете всех жить дружно, как кот Леопольд.
А где, собственно, о потребительском терроризме?

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав
Автор

Благодарю за комментарий

1) в широком понятии потребительский терроризм (экстремизм) я понимаю как злоупотребление правом с целью получения материальной выгоды
в данном случае злоупотребление вижу в том, что не был соблюден претензионный досудебный порядок (обращений и жалоб досудебных не поступало), экспертиза и оценка дефектов производилось без приглашения, того к кому направлены требования, не был обеспечен доступ в дом, с целью оценки этих дефектов, факта их существования или причин появления

2) я не считаю что я обнаглел. Никто не говорит о плохих продуктах или услугах, которые могут делать субъекты МСП. я говорю о том, что ограничить ответственность в части неустоек и штрафов (они могу в разы превышать сумму основного требования). Говорю это потому что знаю, для многих такие требования могут стать причиной банкротства, не говорю о себе сейчас. Ошибаться свойственно всем, и наказание должно быть соразмерно.

3) Крупные предприяти, банки, маркетплейсы и прочее имеют сильные инструменты для решения своих проблем, материальные возможности, штаты юристов и т.д. я говорю о другой категории бизнеса

4) это я ко всем людям)

5) вы задаете уже другой вопрос, отдельная тема для долгой дискуссии! разные причины могут быть, в первую очередь наверно злоупотребление отдельных лиц. Но знаю истории когда не просто какие-то организованные группы этим занимались, а простые обыватели которые были не прочь надуть разок или два страховую и заработать на этом

P.S. тут без комментариев ))

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

1) Если не был соблюден досудебный претензионный порядок, как суд принял дело к производству?
Напишите номер дела, а то пока только вашу позицию знаем.
2) "я говорю о том, что ограничить ответственность в части неустоек и штрафов (они могу в разы превышать сумму основного требования). " - надо еще больше размера неустоек.
Бизнес должен понимать - получив деньги ты либо оказываешь услугу, продаешь товар, за которые пеерчислены деньгию Либо, если этого не делаешь, платишь штрафы и неустойки.

А то как предоплату брать - так давайте сразу и 100%, а как свою часть договора выполнять - то товар закончился, то мастер заболел, цены поменялись и вообще "я не бюллетене".

3) На маркетплейсах торгует и МСП, которые - сюрприз, сюрприз - не меньше, а то и больше пытаются налюбить потребителя.

4) Есть огромная разница между мошенничеством и потребительским терроризмом. (Это я про Татарстан). Там между эти двум понятиями целый УК лежит.

P.S. Наверное, я и есть тот злобный потребитель, который не пишет в чаты, а сразу досудебку на возврат денег и, если что, пойду судиться. Но уже за штрафы, неустойки, моралку.
Потому как многие компании, от малых до больших, слишком много стали есть ухи в последнее время.

Ответить
Развернуть ветку
Семён Горбунков

МСП, всякие ИП, как раз на полную сейчас пользуются запретом на банкротство и творят дичь, просто перерегистрируя ООО. Ответственность должна быть одна и та же, оборотный штраф и запрет заниматься деятельностью, если поймали.

В вашем случае нет никакого терроризма. Недовольный покупатель подал в суд. Мы не знаем суть иска, чего хотел клиент. Но это его право. И давайте откровенно. Застройщики сейчас лепят такую дрянь, выдавая ее за дома, что диву даешься. Я ничего не говорю про ваш объект, я не знаю, но сужу по тому, что рядом. Частная застройка крайне низкого качества с нарушением всех норм и правил: крышы протекают, утеплитель отсутствует, точка росы смещена в дом, влагозащитные покрытия не раскатывают и пр.
Обусловлено это жадностью и стремлением получить много, не вкладываясь.

Ваши мошенники в страховании - это не мошенники, нет. Это люди, которые отлично знают законы и поставили раком гребаные страховые компании. Страховые компании получили то, что заслужили, так как жировали за счет страхователей, выплачивая копейки по обращениям.

Так что объективно: в подавляющем большинстве случаев косячит бизнес. И ни о каком терроризме со стороны покупателей речи не идет.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав
Автор

я думаю что вопрос "если поймали" и на чем поймали очень размытый, все зависит от конкретного случая. Не всегда кратные штрафы и закрытый бизнес будет соразмерным наказанием. Злоупотребление со стороны недобросовестных продавцов, подрядчиков это тоже такое же отрицательное явление как и потребительский терроризм (не знаю термина соответствующего для этого)

как я написал в ответе у другому комментарию, процитирую себя: "в широком понятии потребительский терроризм (экстремизм) я понимаю как злоупотребление правом с целью получения материальной выгоды
в данном случае злоупотребление вижу в том, что не был соблюден претензионный досудебный порядок (обращений и жалоб досудебных не поступало), экспертиза и оценка дефектов производилось без приглашения, того к кому направлены требования, не был обеспечен доступ в дом, с целью оценки этих дефектов, факта их существования или причин появления". поэтому я думаю что это именно оно)

именно мошенники. начиная с обычного обывателя! знаю массу случае с фальсификацией обстоятельств ДТП, суммы ущерба, затягивание сроков для увеличении процента по неустойкам. Не знаю как сейчас с этим явление но в начала 10х годов было очень популярно, у мутили все кому не лень

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав
Автор

Спасибо, Семен!

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

В каком месте здесь потребительский терроризм?

Мне рассказать, как многие т.н. бизнесмены ежедневно наёбывают потребителей в самых разных сферах и им за это ничего не бывает, или сам погуглишь? Ишь ты, реформировать законодательство он собрался. Анус себе реформируй.

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

П.ц ты токсичный)

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав
Автор

Я бы сказал слегка придурковатый 😄

Ответить
Развернуть ветку
Ревербератор

Это не потребительский терроризм, а механизм самоуправления и "общественного контроля" в рыночных условиях. Основа будущего "верховенства права". Если у вас всё в порядке вы легко выиграете суд и никаких проблем. Со временем научитесь извлекать компенсации в полном объёме. А вот если у вас хоть что-то не так - могут быть проблемы. Даже если "не так" не связано с конкретным клоуном - он раскопает и вытащит.

Именно так работает "демократия". Не на мифических "честных юристах" или "честных журналистах", совсем нет. А вот на таких клоунах, которые лезут везде и пытаются нажиться. Они лезут и к вам и к вашим конкурентам и даже друг к другу. И к властям тоже. И это нормально и это реально работает.

Думаю, ваша ситуация сильно осложнена отсутствием, видимо, юридического отдела и вообще опыта. Займитесь этим вопросом. Суды это нормальная практика цивилизованного разрешения даже не всегда "споров" в значении конфликта, а, нередко, просто текущих вопросов.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав
Автор

ответил ниже, не разобрался с ответом под комментарием

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Без описания случая разговор беспредметный. Да даже с описанием будет - и что? Кто и что реформировать должен из читателей?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ярослав
Автор

Ревербератор, Спасибо за комментарий!

Насчет юридического опыта скажу что он есть, в силу этого опыта и сложилось отношения к подобным людям и действиям, которые злоупотребляют правом.

Особенность моего случая в том, что заявитель лично знаком тем, кому предъявляет претензию. Известны личный номер, адрес по которому можно обратиться. В данном случае не поступало совсем никаких жалоб, претензионный письма не были отправлены. Потому я и говорю о злоупотреблении правом. Если к недовольный клиент обратился с претензией и ее бы не удалось решить в досудебном порядке это одна история, а здесь произошло иначе.
Насчет того что если "все в порядке", то знаю истории когда действительно все в порядке, но повод притягиваются за уши, фальсифицируются факты и доказательства.

Насчет компенсаций от необоснованных исков по ЗЗПП: я за свою практику не встречал значительных компенсаций. Может я ошибаюсь но интересно было бы узнать о нескольких значимых примерах

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Куликова

Так а в чем претензия клиента-то была?

У нас в РФ, наоборот, уже бизнес-фредли законодательство.Неустойку, а уж тем более моральный вред, суды только так режут. Да и до суда доходят единицы потребителей

Ответить
Развернуть ветку
Максим Шарун

В автозапчастях https://kubanparts.ru мы сталкиваемся с этим постоянно. И хотя сейчас я создал маркетинговое агентство (https://maxsharun.ru) и занимаюсь упаковкой, как учредителю периодически приходится обрабатывать такие случаи. Увы, попадаются нечистоплотные люди, порой задаешься вопросом, что же у них в головах... И видишь печальную картину человека, убитого гордыней и завистью.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда