Как я решил уйти из найма и открыть свое креативное агентство. Часть 2 (заключительная)

Привет, читатель! Это вторая часть рассказа про уход из найма и запуск своего агентства. Первую часть можно прочитать, нажав на эти слова.

2019 год начался с приглашения на работу в сетку агентства TBWA.

Кто я такой, чтобы отказываться? Хотя, если честно, по всем фронтам мне это было максимально невыгодно. Больше работы, меньше оплата. Но меня подкупала мысля, что либо сейчас делать что-то крутое и фестивальное, либо никогда, а деньги... ну я был уверен, что фрилансами по вечерам смогу покрыть все необходимые потребности.

Так я уволился из предыдущей компании, которая занималась дистрибуцией алкогольной продукции от Pernod Ricard (Altash Import), где делал брендинг для Peri, Tanbour, Стекло и тд...

... и ушел в агентство на должность арт-директора (по идее, это человек, который управляет дизайнерами, но по факту оказалось, что я и был тот дизайнер, только с более крутой должностью в трудовой книжке). Жалею ли я? Нет. Именно эти почти 3 года я учился лучшему у лучшего (по крайней мере в Центральной Азии я не знаю ребят, которые могли бы дать мне такие знания) — у Фархода Норбаева. Фарход — основатель и креативный директор TBWA\Tashkent. Сейчас агентство стало локальным, отказавшись от сетевого статуса и сменило нейминг на Lokals.

Фарход Норбаев. Со-основатель TBWA\Tashkent (Lokals)

Первые задачи были такими:

1. Логотип и фирменный стиль для строительного магазина (Я такой "фух", ничего страшного, изи).

2) Логотип для главной платежной системы в стране — Uzcard. (Whhhhhat?! Я буду делать такую ответственную работу? Ехуууу! И вторая эмоция — "как же страшно, как же страшно", ахаха). Сделали. Утвердили. Не знаю, на скольких миллионах карт это лого красуется, но это была моя вторая задача в агентстве.

Дальше всё пошло более-менее предсказуемо, но не менее страшно. Первые видеоролики, первые полноценные рекламные кампании с кучей каналов коммуникации. Первый хайп был на РК для сети магазинов бытовой техники — Texnomart. И соцсети взорвались.Тогда я понял, что попал в нужное место и шеф не обманул.

Кейс на 8 марта для магазина бытовой техники Texnomart.

В целом можно долго рассказывать про кейсы и задачи, но тогда придется писать и третью часть этой истории, а я хотел бы остановиться на двух.

Сейчас, уже в 2023-м, пришло понимание, сколько всего сделано за это время. На страничке ребят можно посмотреть шоурилы за остальные годы, но делюсь 2019-м. Самый сложный год для меня, потому что каждый день я уходил в холодном поту из офиса в ожидании того, что меня уволят за мою некомпетентность, и уже дома гуглил ту или иную задачу и пути решения, чтобы попытаться не сесть в лужу окончательно.

Отношения с женой и близкими в этот период стремительно скатывались вниз. Мне не хватало времени и сил погружаться в задачи, которые не были связаны с работой. В итоге карьера победила романтику — с женой мы разошлись (ну это если кратко, проблем было куда больше, но основным драйвером стала, как мне кажется, работа). Грустно? Было грустно, да. Жалею ли я об этом сейчас? Нет. Я слишком долго уже шел к цели и понимал, что после 30 быть простым графическим дизайнером — это не то, чего я хочу в жизни. И я продолжал.

Так или иначе, с агентством мы выиграли кучу наград за эти годы, в том числе и 3 гран-при Центрально-Азиатского фестиваля Red Jolbors. А это о многом говорит, согласитесь?

Новый этап

Время шло, агентство потихоньку начало менять вектор с креативного на маркетинговое (основная причина, как мне кажется, это совершенно иной прайс — быть маркетинговым агентством просто выгоднее), а соответственно и работа становилась менее интересной для меня. Да и клиенты остались только из крупного бизнеса из сфер финансов и производства — консервативная прослойка с типовыми решениями и узкими рамками. Мне же еще нравились фестивали, весь этот движ, эндорфин от участия, но вектор шел к тому, что фестивали переставали быть каким-либо значимым фактором для агентства, т. к. клиентская база уже сформирована, а лишние траты времени и денег на участие в фестах — не очень были интересны, судя по всему.

Вдобавок ко всему новые отношения тоже начали давать трещину из-за моего фокуса на работе, от увольнения удерживали вполне себе классный коллектив и вера в то, что всё поменяется как-то само собой (забегая вперед — ничего не меняется просто так). К тому времени уже выросла моя экспертиза и появилось своё мнение о подходах и каких-то решениях задач внутри агентства, которые я начинал видеть иначе, а значит было три варианта:

— 1) Смириться и продолжать работу по чужим правилам

— 2) Не соглашаться и конфликтовать

— 3) Уходить

Второй вариант не подходил, т. к. очевидно, большинству всё было ок (разговоры в курилке дальше разговоров особо не уходили), значит проблема не в подходе, а во мне. Смириться я уже не мог и не хотел. Получается, остался третий вариант.

Уходить? Куда? Да, были предложения пойти в маркетинг в некоторые компании за более чем достойный прайс, но деньги в тот момент не были первоначальным фактором, мне нужен был интерес, азарт и самореализация. Идея о своем агентстве витала в воздухе на протяжении полугода, но серьезно я задумался об этом только лишь за месяц до увольнения... Близкий человек был настроен скептически и не верил, что это здравая идея. У меня же просто не было других вариантов, кроме как рисковать или уходить опять в найм в другое агентство или на сторону клиента. Менять "шило на мыло" категорически не хотел, но поддержки было плюс-минус ноль (кроме парочки друзей), а значит нужно было включать "покерфейс" и верить в это всё в одного и за всех. Объявил об уходе, объяснил руководству, что я кажется "выгорел" и так будет лучше всем. Отпустили по-человечески и на добром слове.

И понеслось.

Название пришло сразу. VSEBUDET — Всё будет. Как минимум получилось без сильного пафоса, по-свойски, душевно и понятно на двух языках (русском и узбекском), т. к. выражение "крылатое". Плюс была синхронизация с моим хобби — ведением тг-канала под названием ЩА ВСË БУДЕТ (именно по каналу я стал довольно известен в узких кругах маркетинга и рекламы в столице). Всё сошлось.

Логотип агентства

Девушку (она была копирайтером в другом агентстве) позвал в качестве со-основателя. Ну как позвал, скорее поставил перед фактом, что мы теперь работаем над агентством. Немного грубо наверное получилось, но "покерфейс" был необходим и вот эта показушная уверенность, что я на 146% знаю, что делаю. Она согласилась, видимо из-за того, что не хотела ругаться, но сомнения никуда не ушли.

Анна. Со-основатель агентства VSEBUDET. 

Начал я с просчета различных моделей агентств. Не скрою, главный мой референс и вдохновение — это Володя Лифанов (основатель Suprematika). Мне нравился такой бутиковый подход и агентство состоящее из одного человека (да, их там много, но кто-то знает кого-то кроме Лифанова? Я нет до сих пор). Главная боль всего рекламного комьюнити — это офлайн работа в офисе. Найти дизайнера или сммщика в офис — проще выиграть Гринкард и уехать в Штаты, чем схантить достойного и адекватного специалиста на фуллтайм. Время на дорогу, опоздания, какие-то штрафы, нервы — для сотрудника; нехилая такая арендная плата за помещение, офисная техника и её амортизация, кулер, печеньки и вот это вот всё, что ложится на плечи бизнесмена.

Мне показалось, что пандемия научила и показала всем — что можно работать удаленно и ничего страшного не произойдет, а производительность если не увеличится, то точно не станет ниже. Всё дело в людях и их самосознанке. В прошлом агентстве мы отлично провели время на самоизоляции. Зумколы, полный рабочий день, диван и пивко по вечерам, так что почему-то я верил в это и верю до сих пор.

Мы запустились в начале октября 2021 года. Просто объявив в своих соцсетях о старте и заплатив 50$ за таргетированную рекламу.

Так выглядел пост на моей странице в Facebook*

Модель агентства была определена — онлайн-формат, пару ключевых сотрудников и лучшие специалисты, которых можно привлекать под проекты с такой же оплатой труда, как в топовых агентствах. Никаких дополнительных расходов — это смекалочка, да. Знаю, что во всем мире этот подход очень часто используется уже давно, но в Узбекистане он до сих пор не заюзан... Все стремятся первым делом сделать красивый офис.

Уже после первых встреч я понял, что каждому клиенту, с кем мы ведем дела, намного приятней провести время в лучшей кофейне города, попивая эспрессо и закусывая круассаном и параллельно обсуждать рабочий проект. Это оказалось комфортной альтернативой тому, чтобы ехать из одного офиса в другой офис, из одной напряженной обстановки в другую. Спустя год смело могу сказать: Я не ошибся. Это работает.

Первые клиенты были именно из знакомых и подписчиков моего Telegram-канала, наверное, не менее 80% первые полгода генерировал именно канал. Поэтому ответ на вопрос: "Развивать или нет личный бренд в 2023 году" — Однозначно. И в 2024-м, и в 2025-м и т. д. Развивать!

В апреле 2022-го отношения с девушкой/со-основателем закончились полностью, но на бизнес-процессах это практически никак не отразилось в то время. Говорю же, что ответственность и самосознанка — это очень важно. Тем самым, разъехавшись, переборов обиды и какие-то другие неприятные моменты спустя пару месяцев (наступило лето 2022), собрались с мыслями и утвердились с целями, определились с миссией агентства и взяли новый виток развития. Да, так бывает, что некогда близкие люди остались близкими в работе и общении, но без какой-либо романтической составляющей. Считаю, что это успех двух взрослых людей.

Миссия же агентства звучит сейчас так: “Делать чуточку больше, чем от нас ожидают”. Это касается подхода к каждому клиенту и проекту, обратной связи, эмпатии и решения задач как для себя самого, а не как для очередного источника дохода. Это работает. Делаем не просто "в бриф" по 2 концепта, а дополнительно вникаем и делаем третий и четвертый, если есть что сделать и показать. В общем сейчас это работает не как конвейер, а именно как персональный подход к решению задачи с погружением, которым могут похвастаться далеко не все инхаус специалисты. Видимо поэтому нам и стали доверять.

Цены на услуги.

Изначально хотели работать только с малым бизнесом (чтобы каждый проект был "веселым", т.к. флешбеки от консервативного прошлого были перед глазами), и тут я сильно просчитался. У малого бизнеса нет денег. Какие-то деньги есть, конечно, но этого не хватит на хорошее агентство даже с очень лояльным прайсом. Поэтому переобуваться пришлось очень быстро и расширять фокус и на средний бизнес (а сейчас без опаски поглядываем и на крупный, хаха, хотя прошел всего лишь год). Мы не хотели менять наше правило — достойную оплату труда — или соглашаться на менее квалифицированных сотрудников, в угоду сохранения концепции "работаем только для малого бизнеса". Поэтому банки, производства и т. д. уже есть в качестве выполненных проектов и ничего страшного пока не происходит, удается удержать вайб.

Средний чек за работу составляет 2000$, но он стремительно растет.

Я очень хотел отказаться от SMM, но понимаю, что он необходим для "поддержания штанов". Так сложилось, что как раз таки летом 2022-го, окончательно распределили зоны ответственности с партнером. Я взял на себя брендинг/стратегию/арт-дирекшн. Партнер — Digital/PR и HR-часть внутри агентства. Рекламные кампания делаем вместе и отвечаем вместе. Даже на встречах с клиентами меняемся во время презентаций: где нужно с выражением и максимальной эмпатией рассказать душевный ролик, там рулит Аня, где нужно серьезно, сухо и по фактам — тут уже "на сцену" выхожу я. Классное разделение задач и очень рабочий креативный дуэт.

SMM действительно приносит стабильный доход, но и к сожалению, отнимает очень много сил и времени у партнера. Поэтому более тщательно выбираем клиентов, с кем мы хотим работать, чтобы процесс был "в кайф", а не только ради заработка денег. Пока всё получается, но мнение по SMM я не меняю... Это не панацея, а всего лишь один из каналов коммуникации.

Что дальше?

Страшно забегать вперёд и писать об ожиданиях от 2023 года. Первый рабочий год позади, мы не умерли, а значит концепция агентства рабочая в нашем регионе. Я против расширения агентства (хотя уже на данном моменте 11 человек работает на нас), но знаю точно, что куда-то надо двигаться и тут я вижу несколько путей:

1) Выходить в офлайн, открывать офис, забывать про малый бизнес и работать только со средним и крупным, оставаясь независимыми, но уровняться по прайсу со всей конкурирующей средой (и речь о топах, а не ноунеймах).

2) Оставаться в онлайне, чуть поднимать прайс шаг за шагом, но все деньги вкладывать в развитие нынешнего агентства, ребят, вайб и личные "хотелки".

3) Примкнуть к медийному агентству в качестве креативного отдела, потерять независимость, но обрести полную уверенность в том, что всё ок и будет ок.

4) Занять наблюдательную позицию и просто еще один годик поработать в формате, в котором работаем, без каких-либо изменений.

Это самые очевидные пути, но поглядим, куда этот год вырулит. Единственное, что я знаю точно — круто, что я рискнул и не зассал :)

Далее в этом профиле будет серия историй под тегом "Личный опыт", которые уже написаны и только лишь ждут часа для публикации.

Так что подписывайтесь и скоро ВСË БУДЕТ.

*Meta, которой принадлежит Facebook, признана в России экстремистской организацией

0
34 комментария
Написать комментарий...
Михаил Емельченков

У Uzcard добротный запоминающийся логотип. Приятно познакомиться с его создателем. Узбекистан переживает небывалый рост в своём развитии, в прошлом году я убедился в этом своими глазами (сравнив с тем, как было пять лет назад). Думаю, самое время продолжить начатое.

Ответить
Развернуть ветку
Котик Котиков

Похоже очень на Uniliver. Возможно там и подсмотрено

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Емельченков

А ещё очень похоже на букву "U" английского алфавита.

Ответить
Развернуть ветку
Котик Котиков

Умничать то не надо. Реально похоже идея основная подсмотрена

Ответить
Развернуть ветку
Артур Федосеев

может и подсмотрена, главное что это не так сильно в глаза бросается

Ответить
Развернуть ветку
Диана

Да ладно, хорошее название, если сделано с расчетом на свою ЦА: не слишком возрастную, готовую к простому неформальному общению и партнерству (мне так ощущается Tone of voice в названии)

Ответить
Развернуть ветку
ЩА ВСЁ БУДЕТ
Автор

:) Есть люди, которым просто всё не так и не ок. Назвался бы BNMW (любая другая аббревиатура из букв), сказал бы, что ничего непонятно ))) Как правило, такие оставляют комментарии ради комментариев)

Ответить
Развернуть ветку
ЩА ВСЁ БУДЕТ
Автор

Букву U была и остается буквой U, к сожалению. Уверен, что логотипов с заглавной буквой А будет куда больше, но это не значит, что кто-то у кого-то скопировал букву А. Смотрите шире, что вложено в эту букву U дополнительно, помимо формы)

Ответить
Развернуть ветку
Jill Can

неплохие результаты, дальше-больше) удачи

Ответить
Развернуть ветку
Лилия Сафина

Очень интересно, спасибо за публикацию.

Касательно названия кто-то возмущался в комментариях. Могу сказать, что это действительно неплохая отстройка. Если смотреть по архетипам, это похоже на архетипы Ремесленник и Шут. Для ниши отлично. И вас позиционирует как надо, и аудитория будет приходить без лишних закидонов, душевная и с юмором) Молодцы 👏🏻

Ответить
Развернуть ветку
ЩА ВСЁ БУДЕТ
Автор

Спасибо большое) Действительно, с всё именно так и было задумано 🙌

Ответить
Развернуть ветку
Umida Fayzieva

Дальнейших побед!

Ответить
Развернуть ветку
Саша Егоров

Как crtv расшифровывается?

Ответить
Развернуть ветку
ЩА ВСЁ БУДЕТ
Автор

creative ;)

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Шулика

Все круто, уже писал, что поработал бы с вами)
А как клиентов находите? Тем более средний бизнес?
Неужели СММ и соцсети? Или все-таки через встречи с ЛПР?

Ответить
Развернуть ветку
ЩА ВСЁ БУДЕТ
Автор

Доброго времени суток.
В поиске клиентов работает всё: SMM, телеграмм-канал (До сих пор хорошо генерирует узнаваемость), сарафанное радио, нетворкинг.

Ответить
Развернуть ветку
hunterkhv

Классная статья. Успехов вам в развитии )))

Ответить
Развернуть ветку
ЩА ВСЁ БУДЕТ
Автор

Спасибо большое! :)

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мартин

VSEBUDET — блин, мужик, это не креатив, а какой-то колхоз, уж прости. Хотел было порадовать, что всем пофиг на названия, но в случае с маркетинговым агентством название имеет значение. Потому что если вы для себя нормальное название придумать не смогли, то что выйдет для клиента?

Ответить
Развернуть ветку
ЩА ВСЁ БУДЕТ
Автор

Просто интересно послушать, а что для вас не колхоз?) можно хотя бы парочку примеров?)

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мартин

Sterling Cooper, ArrowMedia, TBWA

Ответить
Развернуть ветку
ЩА ВСЁ БУДЕТ
Автор

Ясно) без комментов. Спасибо за мнение) нам нейминг збс)

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мартин

С другой стороны, неплохая отстройка от конкурентов. В том плане, что есть условный Сергей Михайлович, который любит шансон и букву Z на заднем стекле своего Крузера. И вот судьба заставила его выбрать маркетинговое агентство. И он смотрит на все эти Стерлинг Куперы и прочие непонятные названия, а тут, бац и ВСЕБУДЕТ! Вот, благодаря названию, вы и поймали своего клиента

Ответить
Развернуть ветку
ЩА ВСЁ БУДЕТ
Автор

ЩА ВСË БУДЕТ — тоже дерьмовое название для тг-канала? Нужно переименовать, как думаете? Или пойдет)?

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мартин

Зависит от того о чем и для кого канал. По названию я бы решил, что про службы доставки или советы по тому как шкаф собрать или розетку починить

Ответить
Развернуть ветку
ЩА ВСЁ БУДЕТ
Автор

)))

Ответить
Развернуть ветку
Саша Егоров

А там где мужик жене пощёчину выписывает - это прям такой ролик крутился? Или это предыстория для конкурса, я не пойму.

Ответить
Развернуть ветку
ЩА ВСЁ БУДЕТ
Автор

Это кейс. Объяснение контекста (в данном случае отношение к женщинам), и после объяснения контекста уже идет то, что придумало агентство.

Ответить
Развернуть ветку
Лилия Сафина

Эта пощёчина привела меня в шок. Я потом до конца ролика отходила от этого... Жесть...

Ответить
Развернуть ветку
ЩА ВСЁ БУДЕТ
Автор

К сожалению, так бывает, да(

Ответить
Развернуть ветку
Замело Порошин

Так и скажи, что уволили

Ответить
Развернуть ветку
ЩА ВСЁ БУДЕТ
Автор

Чем читали статью?)

Ответить
Развернуть ветку
Замело Порошин

по заголовку видно, что ты безработный

Ответить
Развернуть ветку
ЩА ВСЁ БУДЕТ
Автор

Обожаю таких как ты)

Ответить
Развернуть ветку
31 комментарий
Раскрывать всегда