Как мы создавали фитнес-стартап Crosslife

В основу стартапов часто ставится быстрое обогащение создателей. Но что, если во главу угла поставить собственный интерес к проекту и делу, которое тебе нравится?

О своем опыте создания стартапа рассказывает Андрей Шишкин, технический директор DPROMO.

С чего все началось

История создания Crosslife до банального проста. В студии DPROMO мы занимались в основном заказной разработкой, но всегда хотелось создать свой продукт. Помимо работы мы увлеклись кроссфитом, вот и решили делать стартап на пересечении увлечения и технологий, которыми мы владеем. Плюс ко всему мы заручились поддержкой Романа Гречина — директора сети клубов Антифитнес, в котором мы занимались.

В то время кроссфит только начинал набирать обороты в России. Мы собрали статистику, проверили рынок, и он... оказался маленьким. По всем правилам и законам делать массовый продукт на таком рынке — заранее проигрышный вариант, но что-то внутри говорило нам, что нужно действовать.

Первая версия и первые пользователи

В студии мы привыкли все делать основательно и безупречно. Так и было с Crosslife: первую версию мы делали почти полгода, но мы наслаждались этим временем. Ведь это была не заказная разработка, и мы могли дать себе волю в дизайне и в технологиях, попробовать что-то новое: полная свобода действий. Творчество во всех его проявлениях!

Мы подолгу задерживались в нашем офисе, обсуждая проект. Так тянулись длинные зимние вечера.

Полгода прошло незаметно. Казалось бы, после огромной работы нам стоило поскорее показать ее пользователям. Но не в нашем случае. Нам казалось, что продукт недостаточно хорош, и релиз каждый раз откладывался и откладывался. Мы испытывали глубочайшее волнение, как и любой творец, который проделал огромную работу и все не решается показать ее миру. Мы пришли к выводу, что не можем выложить первую версию продукта и нужно что-то с этим делать.

Так выглядит добавление отчета о тренировке в приложении.

Мы решили выпустить бета-версию для ограниченного круга лиц. Сделали специальный код — только по нему можно было зарегистрироваться в приложении. Код раздали знакомым, с кем занимались в клубе.

Наш партнер Роман не выдержал и решил закинуть интригу в социальные сети, что скоро мы выпустим крутое приложение, но пока оно проходит тестирование.

Тот самый пост Романа, который собрал 3к просмотров и кучу комментариев. 

Нам начали писать люди с просьбой дать им код от приложения. Код, который мы дали 10 людям, стал распространяться в раздевалках клуба, передаваться «по секрету», и скоро вместо 10 человек аудитория выросла сначала до 30, потом до 50, 60. Мы поняли, что медлить больше нельзя, закрыли последние задачи и выпустили релиз.

Версия 1.0

Надо отдать должное Роману: он великолепно преподнес приложение аудитории сети своего клуба, поэтому первых 700 пользователей мы получили достаточно быстро и легко.

Член клуба АФ прочитал на доске о приложении и качает Crosslife.

Пользователи писали нам свои пожелания по улучшению приложения. Мы были счастливы. И всё бы ничего, но приложение мы разрабатывали и поддерживали на средства студии, и пора было задумываться о монетизации.

Первое, что пришло нам на ум — брать оплату за пользование сервисом. Мы считали показатели не одну неделю и в итоге поняли, что даже при 10000 пользователей и при хорошей конверсии в платный аккаунт средств бы едва хватало, чтобы просто поддерживать сервис, а про разработку и рекламу и говорить не приходится.

Все партнеры понимали, что на собственные средства мы долго не протянем. Настроение явно начинало падать, количество пользователей к тому времени перевалило за 1000. Многие из них писали и хотели что-то улучшить. Приложением пользовались, и мы чувствовали отдачу, но что с этим теперь делать?

Что мы имеем после полугода разработки своего стартапа? Проект, который проедает время и деньги и который непонятно как монетизировать! Как говорится в народе: чемодан без ручки — и бросить жалко и нести тяжело.

Первые деньги

Главное, мы не унывали, а значит, все еще впереди! И мы начали думать об инвестициях. В поиске и получении инвестиций у нас также не было опыта, поэтому решили попробовать отправить заявку во ФРИИ (Фонд Развития Интернет Инициатив).

На тот момент я думал о ФРИИ только как об организации, которая помогает с инвестициями. Я не питал каких-либо иллюзий, что нам так просто дадут инвестиции. Но одно я знаю точно — пробовать нужно всё. А вдруг? Вдруг судьба нам улыбнется? Так получилось и в этот раз.

Инвестиций нам не дали, но дали нечто большее. Оказалось, что ФРИИ — это в первую очередь мощный образовательный проект. Уже на этапе оформления заявки мы пересмотрели свой проект и свой подход.

Примерно неделя ушла на то, чтобы полностью заполнить заявку. Далее с нами провели интервью по скайпу и взяли в заочный акселератор. Несмотря на то, что нам с первого дня говорили, что у нашего проекта нет рынка, мы изучали экономику продукта, CustDev, параметры ARPU, CPA, LTV, и другие инструменты, которые полезны не только для стартапов, но и для любого другого проекта.

Доделываем презентацию прямо перед встречей в ФРИИ.

За годы работы мы привыкли к долгим проектам и обсуждению, поэтому максимально старались не допускать ошибок. Во ФРИИ от нас требовали совершенно иного: делать быстро, много ошибаться, учиться на ошибках, проверять гипотезы и идти дальше. Каждую неделю мы должны были отчитываться о проделанной работе, вернее, о гипотезе, которую мы подтвердили или опровергли. Пришлось запихнуть нашего внутреннего перфекциониста подальше и следовать стратегии.

Выступление на Startup Day 2017, мероприятие ФРИИ.

Кроссфит соревнования

Одной из идей монетизации проекта стало проведение онлайн соревнований по всей России. Придумали задания — для участия необходимо было внести взнос. Нашли партнеров, которые обеспечили призами. Назначили дату проведения. Записали видео-приглашение и видео с заданиями и стали ждать.

Мы доработали интерфейс приложения, подключили онлайн платежи.

За первую неделю зарегистрировалось 6 участников. Я тогда думал: «Вот бы еще 2 участника, и можно проводить соревнования!». Надо отметить, что у нас было 3 повышения цены.

Как сейчас помню: 16 июня — день повышения цены. До обеда зарегистрировалось еще 15 участников! Вау, нас теперь 21! А к вечеру нас было уже 35! Кто-то зарегистрировался за 2 минуты до повышения цены. «Вау, 35 человек!» — думал я. А ведь у нас впереди почти целая неделя, чтобы собрать еще спортсменов! В день, когда было очередное повышение цены, снова зарегистрировалось больше всего спортсменов, и нас уже было больше 70! Всего на первые соревнования зарегистрировалось более 80 человек!

Мы были без ума от радости. В те дни двери я открывал преимущественно ногой и уже представлял, как к нам в гости зайдет Цукерберг послушать нашу историю успеха. А что соревнования? Соревнования прошли как нельзя лучше! Ну, не умеем мы делать плохо.

Соревнования длились 3 недели. Для каждого задания была подробная видео-презентация с уроком. Спортсмены не только соревновались, но и оттачивали навыки. Были и задания по типу «Just for fun». На них народ отрывался по полной. Ребята знакомились, объединялись в команды, чтобы выполнить задания, общались как в онлайне, так и в оффлайне.

Кроме серьезных видео с заданиями, снимали и такие ролики для фановых конкурсов.
Люди присылали свои отчеты, как они в костюмах из фильма «Пила» выполняли задание на Дворцовой Площади!

После челленджа мы получили массу положительных отзывов и уверенность: нужно продолжать!

Участники челленджа из Норильска. Неоднократно занимали призовые места.

Вся прибыль ушла на проведение самих соревнований 😊 Но главное, что теперь мы нашли модель монетизации, остается лишь расширять аудиторию.

Нам казалось, что теперь аудитория будет расти за счет отчетов и отзывов соцсетях. Ребята выкладывали отчеты о своих заданиях, это было указано в правилах.

Посты победителей челленджей с призами. Всегда оставляли ссылку на нас и положительный отзыв.

Но оказалось, что у нашего пользователя не обязательно все друзья — кроссфит-спортсмены. Мы также пытались наращивать аудиторию через подключение других кроссфит-клубов. Аудитория росла, но очень медленно и со скрипом. Фраза «нет рынка» нас преследовала, как вы понимаете, постоянно.

В итоге мы нашли модель монетизации, но так и не нашли способ расширения аудитории проекта. Все упиралось в рынок и в нашу узкую специализацию. В общей сложности мы потратили больше года на разработку проекта, потратили кучу времени, сил и средств, но итог оказался один — для проекта нет рынка. Получается, в тот вечер нам не следовало браться за этот проект, ведь сразу было понятно, что рынок небольшой? Получается, чудес на свете не существует и надо признать — это провал?

Что делать дальше

Стало очевидно, что проекту не суждено выстрелить и выйти хотя бы на самоокупаемость. Так что же делать: закрыть проект или продолжать развивать? Сдаться или не сдаться? Этот вопрос наверняка задавали себе многие предприниматели.

С одной стороны, гуру и бизнес-тренеры в один голос кричат: «Ты не проиграл, пока не сдался». Уинстон Черчилль говорил: «Никогда не сдавайтесь. Никогда, никогда, никогда — и ни в чем, в великом или малом, большом или незначительном».

С другой стороны, во ФРИИ нас учили тому, что необходимо быстро проверять идеи и отказываться от невыполнимых задач. Мы долго думали и решили продолжать проект, не стали его закрывать. Смирились с тем, что наш проект — это такой небольшой «клуб для своих». Были рады опыту, который получили (а опыт надо сказать не слабый). Приложение работало, но функционал больше не развивался.

Всё продолжало идти своим чередом, пока в один прекрасный день нам не позвонили и не сказали, что нужен точно такой же проект, но для крупной федеральной компании, сможете? Конечно, сможем!

Суть проекта — запустить сервис онлайн тренировок и провести челлендж по всей России, но в рамках одной компании (у которой, между прочим, более 65000 сотрудников).

Мы адаптировали наш сервис, переработали дизайн и выпустили приложение меньше чем за месяц.

Что получили в итоге

Хотелось бы в заключение подвести черту и сделать некоторые выводы. Мы делали проект без каких-либо правил, оценок, бизнес планов. Мы делали, что нам нравится, и получали от этого удовольствие.

Стоит отметить, что кульминацией всей истории является получение заказа от крупной федеральной компании, и заказ этот пришел на почту стартапа, а не на почту студии DPROMO. Мы продолжали принимать письма, отвечать на вопросы пользователей и в один день получили письмо с заказом.

Теперь мы развиваем проект Crosslife в направлении корпоративных занятий спортом. Главной целью нашего проекта стало помогать компаниям сплотить коллектив из нескольких тысяч человек, находящихся в разных городах и странах. Повысить коммуникацию внутри коллектива и увеличить продуктивность.

Да, Crosslife изменил свое направление, но теперь мы обладаем уникальным опытом по разработке платформы и проведению онлайн соревнований, по взаимодействию с большой аудиторией, спортсменами, тренерами, судьями, спонсорами и т. д..

Сегодня мы находимся в поиске компаний, которые готовы внедрять наш продукт.

Благодарности

Любая хорошая история не может существовать без хороших людей. Выражаем всем пользователям и участникам соревнований большую благодарность. Хотим отметить тех, кто участвовал непосредственно в развитии проекта:

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Oleg Leonov

Из статьи так и не стало понятно, что за продукт вы делаете: по первому скрину кажется что это дневник тренировок которых уже сотни, потом появляются какие-то видео челленджей, в итоге вы для мтс делаете нечто для "корпоративных занятий". Не удивительно, что вы не нашли финансирования.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shishkin
Автор

Историй "Смотрите какой продукт мы крутой делаем" уже миллион, поэтому не хотелось вдаваться в детали самого продукта, а сосредоточиться на процессе. И это история не о том как мы искали финансирование. Очень часто в основу стартапов ставится одно лишь обогащение создателей. Я хотел написать историю о том, что будет если во главу угла поставить собственный интерес к проекту и делу, которое тебе нравится.

Ответить
Развернуть ветку
Валентина Левицкая

Вам просто стоило попробовать быть «своим». Ребята очень грамотно описали весь процесс! Очень круто, молодцы! Заряжает!

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shishkin
Автор

Но спасибо за ваш комментарий! :)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Коноплев

Вообще молодцы все! И команда основателей и МТС, которые качают темы и корпоративного и потребительского фитнеса. Пример для всех!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kivenko

Смотрел статистику от Surepjob - 61% компаний вообще не занимается вопросом спорта. Остальные либо покупают абонементы в залы, либо проводят спортивные мероприятия. Но это уже что-то.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Игорь Комаров

Классный проект, наблюдал за всем этим из-за соседнего стола практически. Спасибо за статью, Андрей!

Ответить
Развернуть ветку
Антон Грицай

Классное приложение, вполне удобное как личный дневник статистики. И можно посмотреть, как дела с килограммами у друзей в клубе.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shishkin
Автор

Антон, спасибо за вашу обратную связь! В этом и была основная идея - сделать так, чтобы можно было посмотреть как там дела с килограммами и друзей в клубе и поддержать соревновательных дух!

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Мерзенина

Интересная история. Ребята, вы молодцы, надеюсь что рынок все же появится, потому что мне приложение очень нравилось, было удобно и за своим прогрессом следить и с другими одноклубниками свои успехи сопоставлять (отличны стимул).
П.С. Помню как стали обсуждать, что приложени станет платным, все сразу готовы были перейти на тетрадки обратно ))) любим мы в России халяву, что ни говори, и это печалит

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kivenko

Спасибо) Да, но тут и может быть ошибка создателей продукта. Надо сразу обозначить планы по монетизации. Тогда пользователь прежде чем зарегистрируется будет знать что его ждет.
А про халяву согласен. У нас как-то не принято платить за музыку, фильмы, программы. Возможно скоро это пройдет.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Коновалов

А стоило тратить время? Покупка проекта МТС это чистая случайность. Если сразу поняли что денег в нише нет - не стоило и начинать.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shishkin
Автор

По моему мнению стоит начинать проект, если есть интерес к делу. Если проект только из-за денег, то и начинать не стоит. В идеале конечно, чтобы первое и второе совпали. А случайность - это результат тщательной подготовки.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Минаков

В конце 2016 тоже пришел в CrossFit зал. CrossFit сам по себе отличной мотивирует и вдохновляет. Поэтому в феврале 2017 решил сделать свой Pet-проект - Дневник Тренировок для зала для группы вКонтакте. Когда уже Front End был готов, узнал от тренера о вашем проекте. Проект довел до конца, релиз был спустя месяц после вас. Первые полгода была неплохая активность, потом сошло все на нет.
Впечатления от CrossLife:
- Отличный дизайн. Самое классное в этом плане приложение в маркете
- Очень продуманный UX

Проект ваш понравился и периодически следил за новостями. Непонятно было почему перестали поддерживать, но в статье все сказано. То что удалось продать MTS - это очень круто. В России есть много компаний, которым может быть это интересно, например, РЖД.

По поводу развития приложения:
- Не стоит тратить много ресурсов на социальную часть: фотоальбомы, чаты, дискуссии - для этого уже есть What's Up, Viber, Instagram. По факту в каждом сообществе уже есть свой Viber чат и там все дискуссии ведутся.
- Большая персонализация и анализ результатов спортсмена. Если атлеты у вас заполняют время выполнения WOD честно и тренировки расписаны верно, то на основе Predictable Analysis можно делать классные рекомендации. Такого на рынке нет.
Одна из интересных фич - это рекомендуемое время и вес для каждого спортсмена на тренировке. На базе машинного обучения.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Kolosov

Все, что вы описали в развитии приложения, частично есть в BTWB. Оно и веса подскажет и максимумы напомнит и графики нарисует о том, из чего состоят ваши тренировки и на слабости укажет.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Dmitry Kivenko

Спасибо за подробный ответ. Уже обсудили выше вопрос аналитики. Думаю что это на рынке Кроссфит будет к сожалению не актуально. Вот если пойти на рынок бега или фитнеса - там можно заработать. Но конечно требует анализа.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Andrey Shishkin
Автор

Игорь, спасибо за ваше мнение, мне кажется я даже видел ваш проект. Это ведь тоже приложение?
В Crosslife мы многое планировали внедрить, в частности уровни спортсменов на основе данных и сравнительного анализа. Даже дизайн-макеты были уже нарисованы и описан подробный функционал. Так же планировалось добавить геймификацию и многое многое другое.....

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Юшкевич

А мне приложение не понравилось, btwb намного круче.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kivenko

А чем он лучше? Пару лет назад интерфейс был не удобный, цена 10$ в месяц. Из плюсов только наличие уровней у атлетов.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Dmitry Kivenko

Спасибо) Да, но тут и может быть ошибка создателей продукта. Надо сразу обозначить планы по монетизации. Тогда пользователь прежде чем зарегистрируется будет знать что его ждет.

А про халяву согласен. У нас как-то не принято платить за музыку, фильмы, программы. Возможно скоро это пройдет.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Тюньков

Большое спасибо за статью. Видел Ваш продукт, было интересно узнать подробности. Вы молодцы!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kivenko

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Роман Романов

press f to pay respect
хорошее приложение. было...

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kivenko

Приложение работает и будет работать ;)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Малов

Интересно откуда брали трафик? Сколько пользователей удалось собрать в приложении? Соревнование только одно проводили?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shishkin
Автор

На сегодняшний день порядка 3000 пользователей. Трафик брали в основном с привлечением кроссфит - клубов и сообществ.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Smelov

В Инстаграме тысячи аккаунтов спортсменов и тренеров, бесплатно выкладывающих крутой тренировочный контент. В чем преимущество приложения (никогда не понимал их ценности)?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shishkin
Автор

Мы живем в век информации, информации стало столько, что она по сути не имеет ценности. Ценность наступает тогда, когда человек не только знает, но и действует согласно этим знаниям.
"Курение вредит вашему здоровью" - все знают это, это даже написано на пачке сигарет. Но тогда почему в России курит порядка 40 млн человек? Очевидно, что просто информации недостаточно.
Вот и создаются различного рода приложения, помогающие людям превратить просто информацию в действие. В частности наше приложение одно из таких.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Dmitry Kivenko

А наш продукт не был конкурентом с тренировочным контентом. Вы приходите в Кроссфит зал, качаете приложение и видите там ваши же тренировки. Пишете отчеты. Попадаете в лидерборд и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Симонов

А денег МТС хватило чтобы отбить затраты?)) Интересная история, крутой финал!

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shishkin
Автор

Спасибо за отзыв! Следующую историю постараюсь написать о расходах-доходах с этого проекта)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
никита смирнов

А мне кажется интересный кейс, можно например предлагать крупным компаниям в качестве средства по организации спортивных конкурсов внутри организации. Мне кажется даже может выстрелить в пару крупных корп на постоянную основу с последующим внедрением в качестве поддержания корпоративной культуры и обеспечения здоровья, следственно работоспособности. Думаю нужно активно стримить об этом, но важно адекватно оценить стоимость этой услуги. Например мне не жалко заплатить 150 р в мес за подписку apple music , при этом музыка абсолютно вся!

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shishkin
Автор

Да нам тоже сейчас кажется интересным направление развития корпоративного спорта. Совместные занятия помогают коллективу стать дружнее и сплоченнее без организации банальных корпоративов. Такие занятия можно организовать по всей России.

Ответить
Развернуть ветку
48 комментариев
Раскрывать всегда