Когда «спасибо» означает «иди на ***»: истории айтишников о пассивной агрессии на работе
Статьи редакции
Неудачно поставленный смайлик, долгое отсутствие ответа и даже длинные простыни с вежливыми разъяснениями — все это может напрягать. Издание Bubble рассказывает, стоит ли искать в рабочих сообщениях двойное дно и как самому не прослыть пассивным агрессором.
Пассивная агрессия — интересный феномен, потому что ее трудно распознать наверняка. Вживую помогает мимика и интонация, в онлайн-коммуникации — совсем сложно. И если рабочее сообщение показалось недружелюбным, никогда не знаешь: то ли коллега на тебя сердится, то ли у него плохой день, то ли это его типичная манера общения. При этом недомолвки могут пагубно отражаться на атмосфере в команде.
Мы решили разобраться, что люди чаще воспринимают как пассивную агрессию, оправдано ли это и какие члены команды реально склонны делать неприятные намеки. Своим мнением поделились:
Каждый человек может воспринимать пассивной агрессией разные вещи — это во многом индивидуальная особенность. Иногда триггерами становятся конкретные фразы, но тут многое зависит от контекста.
Отсутствие вообще какого-то ответа — тоже может быть тревожным звоночком. Игнор от человека, который другим членам команды обычно отвечает быстро — это явно недружелюбный знак. Впрочем, есть и действительно занятые люди.
По сути, воспринять как пассивную агрессию можно буквально что угодно. Отсутствие смайлика и наличие смайлика. Долгий ответ или чересчур поспешный. Очень краткий или подчеркнуто растянутый. Трудности с пониманием других людей неизбежны в коммуникации, но они усугубляются в переписке, где мы видим только печатный текст — без всяких невербальных сигналов.
Пассивная агрессия или привычный стиль общения
Пожалуй, один из ключевых факторов, позволяющих определить пассивную агрессию — это контекст. Если человек всем и всегда отвечает без смайликов, кратко и спустя 5 часов — это можно списать на особенность характера. Если он ведет себя так только по отношению к определенной группе лиц — есть повод задуматься.
Но даже если пассивно-агрессивным ошибочно кажется привычный стиль общения коллеги, не каждый коллектив захочет терпеть даже мнимое недружелюбие.
Важно учитывать особенности культурной среды и компании, в которой вы работаете. И, по возможности, подстроиться под общий стиль общения — в мелочах это должно быть не так сложно. При этом важно понимать, что полностью пассивную агрессию — реальную или мнимую — искоренить невозможно. Это нормальная коммуникативная ситуация: просто из каждого такого момента стоит делать выводы, разбираться и быть внимательнее к чувствам окружающих.
Как распознать и обезвредить пассивного агрессора
Если какая-то фраза или действие со стороны коллеги показались вам пассивно-агрессивными, первое, что стоит сделать — понять, было ли реальное недружелюбие с его стороны.
Если человек один раз что-то не так сказал или сделал, не стоит сразу же записывать в его во враги — может быть у него просто был плохой день.
Есть и другое мнение: нет дыма без огня. Если в свой плохой день коллега сорвался именно на вас, возможно, вы ему действительно чем-то не нравитесь.
В рабочем коллективе, особенно большом, невозможно дружить со всеми, и личная неприязнь вполне возможна. Сдерживать ее — вопрос коммуникативных навыков и банальной вежливости.
С одной стороны, если хорошо поискать, найти мнимую пассивную агрессию можно в любом сообщении. С другой, если эти сообщения реально заставляют вас чувствовать себя плохо, проблему отрицать нельзя.
Пассивная агрессия — двусторонняя проблема. С одной стороны, агрессор может, осознанно или нет, пытаться задеть коллегу. С другой — этот коллега может обостренно воспринимать любую критику или краткие ответы, как нападки. В любом случае важно обозначить проблему и попробовать восстановить здоровую атмосферу в команде — это преимущественно задача менеджеров и эйчаров.
Что, если пассивный агрессор — это вы?
Поскольку пассивная агрессия часто проявляется неосознанно, есть риск не заметить ее за собой.
Стоит тщательнее за собой следить — особенно, если знаете, что некоторые коллеги особенно чувствительны к тону общения. Но полностью исключить недопонимание никогда нельзя.
Бывают конечно и неоправданные обвинения — невозможно, да и не нужно подстраивать стиль общения под каждого собеседника.
Проанализировав свое поведение, можно понять, насколько вы склонны к пассивной агрессии. А можно и спросить коллег в случае сомнения — это поможет разрядить обстановку. Случается, что мы проявляем такую недоброжелательность — остается лишь работать над тем, чтобы этих моментов было меньше, а возникшие конфликты легко разрешались.
Bubble — журнал об образовании, карьере и жизни в цифровом мире, входит в dev.media вместе с dev.by и dev.ua. Статьи по теме:
иногда при общении с боссом слова типа «я тебя услышал» мысленно перевожу как «ну ладно, заткнись уже». Есть специфическое «держи в курсе» — на мой взгляд, это звучит как «на самом деле мне пофиг».
Охуеть конечно так и не узнаешь что с шизоидом общаешься
может чуваку дома люлей давали мама не горюй, а теперь любое предложение у него вызывает тревогу и негатив. А, может, он выгорел на работе месяца три назад, и теперь его все раздражает
"Неудачно поставленный смайлик, долгое отсутствие ответа и даже длинные простыни с вежливыми разъяснениями — все это может напрягать."
Зумеры, я вам отвечу очень просто: вы попали во взрослый мир после школы и вам надо учиться общаться со взрослыми и зрелыми людьми. Все свои капризы оставьте своей мамочке
Моя скрытая агрессия очень простая - я просто нах посылаю человека, либо прямо говорю о том в чём он не прав.
Ну, например, авторке статьи я скажу, что ты написала полую хуй@ню и тебе надо просто повзрослеть
Звонят, пишут, некоторые умеют лично общаться. Курицы, обезьяны и прочие дцпшники с голосовыми идут лесом. Как говорится для создателей голосовых уготован отдельный котел в аду
Очень умиляют к статье о пассивной агрессии комментарии с активной🤣 письмо с не тем смайлом, конечно, может озадачить, но прямой посыл в рабочей обстановке - это зато прямо и конкретно и можно не паранойить😂.
По опыту, если коллектив рабочий и профессиональный, то в нем не водятся агрессоры, или как исключение. А если токсичный, то там вообще не до точек в конце предложения - все в круговой обороне.
сколько же мусора в головах у снежинок
Охуеть конечно так и не узнаешь что с шизоидом общаешься
Комментарий недоступен
может чуваку дома люлей давали мама не горюй, а теперь любое предложение у него вызывает тревогу и негатив. А, может, он выгорел на работе месяца три назад, и теперь его все раздражает
Зумеры, я вам отвечу очень просто: вы попали во взрослый мир после школы и вам надо учиться общаться со взрослыми и зрелыми людьми. Все свои капризы оставьте своей мамочке
Комментарий недоступен
Общался с такими...странные люди...
Такой тип однажды отправил сообщение состоящее только из трёх точек. Это было очень стремно
...
Почти дежавю. Только имя Сергей немного отличается от Антон.
Моя скрытая агрессия очень простая - я просто нах посылаю человека, либо прямо говорю о том в чём он не прав.
Ну, например, авторке статьи я скажу, что ты написала полую хуй@ню и тебе надо просто повзрослеть
Меня удивило, когда я узнал, что некоторые люди воспринимают точку в конце предложения как пассивную агрессию.
Комментарий недоступен
зумеры, в лицо схлопотать? да, скорее они слезами зальются на подушке, когда доберутся до дома :D
Комментарий недоступен
я про зумеров, но если вы такой впечатлительный бумер, то ок
Комментарий недоступен
Однажды из-за голосового сообщения отказался принимать оффер. Послать голосовое это все равно что сказать человеку что ты его совершенно не уважаешь
как с вами люди общаются? вы же можете интерпретировать любое движение, слово, предложение так, как вам вздумается
Звонят, пишут, некоторые умеют лично общаться. Курицы, обезьяны и прочие дцпшники с голосовыми идут лесом. Как говорится для создателей голосовых уготован отдельный котел в аду
рукалицо, компания, в которую вы отказались идти, должна вам быть благодарна
Ага, ушла под санацию. Туда ей и дорога как и всем даунам-фанатам голосовых
а за что тебя уважать?
Не ну бери в кодеры бабищу с силиконовыми губами, общающуюся исключительно голосовыми. А потом удивляются почему 95% бизнеса не живёт и года
Я б такую нанял!
Секретаршей да. Кодером - дохлый номер
Ещё раз. За что тебя уважать-то?
Пластинку заело?
Да насрать на них.
Проблемы белых людей. Вот это я понимаю.
Гагьловок - Прямо ответ Комитета про возвращение дизлайков
Думаю, нужно просто заменить пассивную агрессию на активную, судя по всему, с ней проблем нет.
Очень умиляют к статье о пассивной агрессии комментарии с активной🤣 письмо с не тем смайлом, конечно, может озадачить, но прямой посыл в рабочей обстановке - это зато прямо и конкретно и можно не паранойить😂.
По опыту, если коллектив рабочий и профессиональный, то в нем не водятся агрессоры, или как исключение. А если токсичный, то там вообще не до точек в конце предложения - все в круговой обороне.
что это? хотя я вас услышал, держите в курсе.
Открыта новая роль — IT-психолог!
От создателей «SMM-архитектор»
Прочитал статью и комментарии.
Всем доктора!