Почему образованцам пора прекратить ненавидеть инфобизнес и перенять его приемы

Объясняет руководитель Full House School Наталия Ландау

Раздражение, зависть, любопытство и даже благодарность — мы, образованцы, испытываем в отношении инфобизнесменов самые разные эмоции. Мы не можем игнорировать инфобизнес, потому что делим с ним одну аудиторию. И мы не так сильно от инфобизнеса отличаемся, чтобы отгораживаться от него глухой стеной.

Страх, ненависть и немного любви

Образовательный рынок не умолкает, обсуждая проекты, которые обещают научить зарабатывать миллионы, сидя у океана и работая час в день. Трудно остаться равнодушным, когда ты сам создаешь качественный образовательный проект, тщательно работаешь над методологией, а в это время кто-то приходит и уводит твою аудиторию, завлекая ее нереалистичными обещаниями и громкими лозунгами.

Образованцы высказывают полярные точки зрения на инфобизнес и понимают под этим словом разное. Есть те, кто инфобизнес категорически не приемлет, поскольку он разрушает доверие к образовательному рынку: “Слышишь слово "инфобизнес" — бери огнемёт и действуй”. Здесь проявляются очевидные противопоставления: они про деньги — а мы про миссию, они врут — а мы предлагаем реально достижимый результат, они продают контент — а мы обучаем.

Инсайт: "Инфобизнес — это мошенничество на выученной беспомощности". Честно скажу, после того, как я это написал, я плакал: настолько это определение было реальным, а не номинальным.

Максим Скрябин, Старший научный сотрудник ВШЭ

Есть и те, что видят в инфобизнесе очевидную пользу для образовательной отрасли: инфобизнесмены подогревают рынок и популяризируют образовательные услуги, а еще заставляют клиентов самосовершенствоваться.

Для меня инфобизнес — про быстрое и легкое достижение целей (что часто неправда) и более агрессивную подачу информации. Но я считаю, что инфобизнес ничем не хуже образования, ведь скольких людей это мотивирует хоть что-то сделать!

Наталия Мойола, директор по маркетингу SkyEng

Образованцы часто испытывают раздражение и недоумение, сталкиваясь с продуктами инфобизнесменов. Я сама не исключение, но все же занимаю примирительную позицию в споре о том, как инфобизнес влияет на образовательный рынок.

Если говорить о некачественных информационных продуктах, то их расцвет связан с нехваткой опыта у аудитории. Возможно, однажды услуги плохого качества научат людей разбираться, отличать плохое от хорошего, читать отзывы, глубже вникать в то, что им предлагают. Впрочем, пока я вижу лишь подорванное “плохим” инфобизнесом доверие к рынку.

Мы привыкли называть инфобизнесом низкокачественные услуги, продажа которых основана на пестовании ложных надежд. Но далеко не всегда это так: многие высококлассные услуги — консультационные и образовательные — это та же продажа информации. Просто значение слова инфобизнес было дискредитировано.

Я раньше очень верила в то, что рынку нужны регуляторы, селекция, сноб-контроль от лидеров сообщества (ведь каждый плохой продукт убивает клиента для рынка), но сейчас верю в то, что без разнообразия не будет роста.

Катя Лерман, директор по развитию в Профилум

Я сам не заметил, как ушел из лагеря ярых противников инфобиза — во многом потому, что понял: четкую грань тут провести довольно сложно, да и у каждого она будет своя. Как и образование, инфобиз есть плохой, а есть — хороший (субъективно), к тому же, это не постоянная величина, а качели. Хороший образовательный проект тоже может со временем скатиться в стыд.

Сергей Болисов, руководитель академии “Лайфхакера”

Что инфобизнес делает по-другому?

Очевидно, что информационный бизнес и образование — не одно и то же, и между ними есть грань, которая и порождает попытки образованцев отгородиться от инфобизнеса. Но где она находится, да и есть ли она вообще?

Я опросила своих коллег по отрасли: сотрудников вузов, корпоративных университетов и компаний, которые занимаются дополнительным образованием (среди них — Нетология, ИКРА), о том, что же все-таки отличает образовательный проект от инфобизнесового. И вот основные отличия.

Цель, отраженная в названии

Инфобизнес ставит своей ключевой задачей получение прибыли, образовательный проект — научить людей, дать им новые знания и навыки. Несмотря на то, что коммерческий учебный проект обязан быть финансово успешным, образованцы часто забывают о том, что им нужно еще и зарабатывать.

Различие по цели зашито в название. Инфобизнес целится в бизнес — сделать деньги из информации, отсюда главное: упаковать то и так, чтобы это лучше продавалось. Цель образования — человека образовать, привести к какому-то образу: что-то с ним должно в этом пути случиться (родиться, трансформироваться, вырасти, поменяться). Все усилия истинного образования направлены на то, как помочь этому изменению случиться наилучшим образом и с наибольшей вероятностью. Инфобизнес о каких-либо результатах и лучших путях не парится, только о лучших и самых продаваемых обещаниях.

Ксения Плетнер, ex. руководитель направления развития персонала в Microsoft

Коммуникации

Инфобизнес выбирает панибратский тон и агрессивный маркетинг. Оставьте заявку на участие в тренинге или бесплатном вебинаре, и вы точно получите мегатонны писем, десятки навязчивых звонков и смс. Главная фишка таких проектов — обещание золотых гор и головокружительных успехов за короткий срок. Часто лицом и единственным драйвером инфобизнеса становится его владелец.

В коммуникациях образовательных проектов, как правило, “нет огня” и обещания реалистичные и приземленные. Люди, которые всерьез занимаются методологией и работают над мотивацией студентов, держат в голове множество вводных, которые могут помешать учащимся добиться результата. И у них язык не поворачивается произносить громкие лозунги. Как следствие — сдержанные, даже консервативные коммуникации, отсутствие эмоций и личного контакта с потенциальными клиентами. Образованцы на фоне инфобизнесменов, как правило, выглядят довольно скучно.

Методы

В образовательных проектах используются отраслевые наработки в области педагогического дизайна, андрагогики, психометрики и других наук. Учебный продукт держится на теоретической базе, на которую, как на каркас, надеваются практические наработки и иногда экспериментальные образовательные форматы и методики. В идеальной ситуации знания упаковываются так, чтобы студент смог использовать их в различных жизненных ситуациях и усваивать свежую информацию по теме самостоятельно. Образованцы предпринимают честную, но не всегда успешную попытку передать людям новые навыки.

Инфобизнес идет по другому пути: в центре продукта — передача готовых схем для достижения какой-либо цели (как правило, быстрого обогащения). Часто учебный продукт вроде вебинара или онлайн-курса предваряет продажу консультационного продукта — более дорогого.

Образование базируется на фактических, эмпирических данных, результатах длительных исследований как теоретических, так и практических, и научных трудах.

Инфобизнес берет верхи этих знаний или даже “ощущения знаний”, добавляет удобные в интерпретации материалы под конкретный курс и сверху шлифует эмоциональной составляющей, чтобы цепляло! Но практической и информационной значимости — минимум.

Надя Норд, консультант в сфере администрирования проектов и малого бизнеса

Что образованцам стоит перенять у инфобизнеса?

И образованцы, и бизнесмены сейчас существуют на молодом рынке, который сам отсеет некачественные и плохо упакованные услуги. В этих условиях главная цель образованцев — научиться продавать свои продукты. Для этого они могут перенять приемы инфобизнеса в продвижении:

  • Автодозвон: можно использовать, чтобы напомнить о предстоящем бесплатном вебинаре или дне открытых дверей, на который человек регистрировался
  • White-paper или “белая книга” — документ, который поможет клиенту выбрать именно вашу компанию.
  • Бесплатный демо-продукт, вебинар: даем клиенту проверить качество продукта перед покупкой. Сейчас на рынке уровень доверия очень низок, поэтому актуальность бесплатного демо как никогда высока.
  • Активное использование личного бренда создателей образовательного проекта в рекламе услуг.
  • Оригинальный и яркий дизайн посадочных страниц.
  • Тексты и промо-материалы, погружающие читателя в финальный результат обучения.
  • Триггерные смс и емейл-рассылки.
  • Хорошо отработанная цифровая воронка продаж с индивидуально настроенным скриптом для каждого из ее этапов.
  • Система скидок и спецпредложений, позволяющая человеку выгодно приобрести продукт, в случае если он сомневается в нем (через ретаргетинг, авторассылки или персональное общение с менеджером).
  • Онлайн-чаты с пользователем.
  • Рассрочки и системы кредитования.
  • Использование статистики для доказательства финансовой выгоды от покупки образовательного продукта (например, уровень зарплаты по специальности, которой вы обучаете, рассказ об успехах студентов).
  • Гарантии и возвраты денег в случае, если пользователь останется недоволен продуктом на старте.

А что у инфобизнеса брать не стоит?

Если маркетинговые принципы инфобизнеса — это то, к чему образованцам стоит присмотреться, то есть вещи, которые перенимать не надо. Это и развязный стиль коммуникаций, и навязчивость, и декларирование ложных обещаний.

Я бы также посоветовала с осторожностью выходить в сферы, традиционно занятые инфобизнесменами. Одна из них — это софт-скиллз.

Играйте на рынке софт-скилз с осторожностью или выходите на него тогда, когда у вашего проекта за плечами несколько лет работы и прочная репутация.

Когда Full House School, которой я руковожу, еще начинала свою работу, мы взялись за создание курса по личному брендингу. Мы собрали психологов, ученых, карьерных консультантов, бизнесменов, специалистов по продвижению в интернете, выстроили курс на базе серьезной методологии… и не смогли этот курс окупить.

Эта неудача связана с тем, что мы ступили на выжженную землю: в этой нише уже долгое время работали инфобизнесмены и продавали не самые качественные продукты, обещая гарантированный результат. К тому времени, как мы подготовили курс, на рынке воцарилась атмосфера недоверия и мы не смогли ее преодолеть.

Нужно признать, что в коммерческом смысле инфобизнес дает сто очков вперед образовательным проектам. А если инфобизнес добросовестный, он еще и приводит своих клиентов к результатам.

В то же время не все образовательные проекты оказывают качественные услуги. И нам, тем кто занимается образованием, стоит отнестись к соседям по рынку с меньшим снобизмом и взять лучшее из их практики.

Спасибо всем, кто помог в подготовке этого материала и поучаствовал в дискуссии на Facebook.

Если вам есть что сказать по теме этой колонки, напишите мне

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Boris Sokolov

слабый наброс...
"Инфобизнес идет по другому пути: в центре продукта — передача готовых схем для достижения какой-либо цели (как правило, быстрого обогащения)" - нужно уточнить быстрого обогащения инфоцыгана

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Boris Sokolov

да. Еще отличные франшизы каждый ученик должен создать и продать дальше. Мне тут предлагали супер успешную международную франшизу по раскрашиванию матрешек..

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Василий Алексеев

Жаль, что нет информации чему «инфобизнесу» стоит поучиться у «образованцев»...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Михайлов

".... есть вещи, которые перенимать не надо. Это и развязный стиль коммуникаций, и навязчивость, и декларирование ложных обещаний."-как будто не переняли,уже давно и вовсю используют. А вообще-то на мой взгляд статья нормальная, есть о чем поспорить.

Ответить
Развернуть ветку
Rostislav Yakovenko

Вообще странная статья,
проблема то в том, что в инфобизе работают и развивают современные инструменты интернет маркетинга, а действительно образовательные проекты (малых масштабов) верят только в продукт. Пренебрегая "маркетинговой упаковкой и функционалом", не обращая внимания на комфортность пользователей.
Как бы парадоксально не звучало, но благие образовательные проекты (большая часть), просто напросто лентяи, с синдромом всезнания. Относится в основном это к проектом с посещаемостью менее 1000 человек в месяц.
Ну как образовательный проект может "быть в интернете", хотеть от туда "благодарных клиентов" и ничего не делать. А потом видеть что инфобиз собрал 1000 человек на платный вебинар и говорить что они плохие (а они работают над воронками, обратной связью, юзабилити, развивают ленды, пушат емэйл и т. д.).

"Инфобиз работает над интернет-маркетингом - продукт плохой.
Образованы не работают над интернет-маркетингом - продукт хороший" на что жаловаться то.

Ответить
Развернуть ветку
Nataly Landau-Goryacheva
Автор

Так и я о том же в статье)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Belov

Школа, ВУЗ, курсы повышения квалификация и то, чем занимаются так называемые "образованцы" - это всё инфобизнес. Религия - самый прибыльный инфобизнес. Меняется только упаковка и ценник.

Смешно выглядят "образованцы", которые также впаривают свои образовательные продукты, но при этом хейтят инфобизнесменов, являясь ими сами. Типа мы не такие, они плохие, а мы хорошие.

Большинство курсов, что я проходил за последние 11 лет были высокого качества, нацеленные на конкретный результат. И уж точно качество продукта в достойных инфобизнесовых проектах выше, чем учебные программы большинства вузов.

Ответить
Развернуть ветку
Агиль Мамедов

Ok

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда