«Это какие-то неправильные игрушки»: как мы за 1,6 млн рублей получили пять наглядных уроков работы с дебиторкой
История о том, как мы потеряли 1 622 000 рублей и после этого изменили работу с отсрочками. Спойлер: не помогло даже решение суда в нашу пользу.
Как хорошо всё начиналось
Сеть магазинов «Правильные игрушки» был первым нашим розничным партнёром. Когда мы начинали сотрудничество, у них было около 120 магазинов по всей России (сейчас 20). Первый договор мы подписали в 2013 году. Работать договорились «под реализацию»: мы отгружаем наши игры партнёрам, они их продают и переводят нам деньги за проданный товар с отсрочкой три недели.
Три года, вплоть до октября 2016 года, всё было замечательно: игры «Банда умников» становились всё популярнее, объёмы продаж росли, годовой оборот по этому контрагенту тогда составлял 4 млн рублей, и не было ни одной просроченной оплаты. Казалось бы, что могло пойти не так?
В итоге пошло не так буквально всё. Вот пять уроков, которые мы извлекли из этой истории.
Первый звоночек
Ну как звоночек. Скорее нормальный такой колокольный звон. В октябре 2016 года «Правильные игрушки» стали жаловаться на проблемы с деньгами, задерживать оплаты, регулярно срывать сроки, нарушать договорённости. После хорошей порции писем и звонков контрагент начал демонстрировать признаки жизни и худо-бедно оплачивать задолженность.
Что сделали мы? Мы посмотрели на деньги, подумали: «Ну, вроде платят», и продолжили отгрузки в рассрочку. В тот же момент состоялось знакомство с Петром Сахновым (по данным СПАРК, на тот момент совладельцем ООО «Правильные игрушки») — эдаким хорошим полицейским со стороны клиента, который радостно подтверждал графики гашения и «помогал» с оплатами.
Досудебные реверансы
Что дальше? А дальше история повторилась: отгрузки шли, а поступление денег снова прекратилось. Опять начались переговоры в духе:
— Давайте платите.
— Да-да, вы у нас первые в очереди на оплату.
В конце 2016 года от «Правильных игрушек» пришёл заказ сразу на полтора миллиона. Учитывая, что эта сумма в несколько раз превышала сумму стандартного заказа и была сопоставима с суммой всей накопившейся задолженности, мы сразу почувствовали неладное и полностью стопнули все отгрузки по контрагенту.
Следующие полгода мы постоянно согласовывали всё новые графики выплат, которые при этом не соблюдались. Пётр держал лицо, апеллировал к высшим силам и начал страдать от аллергии на словосочетание «график погашения задолженности».
В июле 2017 года нам пришлось признаться самим себе, что мы потеряли контроль над ситуацией, поэтому подключили внешнего юриста для решения этого вопроса. Начали с того, что прислали уважаемым партнёрам досудебную претензию. Получив этот документ, наш менеджер в «Правильных игрушках» Николай Ф. засуетился и предложил решить всё мирным путём с возвратом остатков и полной компенсацией до 31 августа.
Вообще, мы не очень хотели забирать долг товаром, поскольку это выглядело менее выгодным вариантом. Поэтому настаивали на компенсации деньгами.
Суд, мировое соглашение и приставы
Выждав положенный срок с момента, когда контрагент получил претензию, мы собрали все документы и обратились в суд.
Первое заседание было назначено на декабрь 2017 года. А в феврале 2018 года «Правильные игрушки» вышли на нас с мировым соглашением. Мы подписали мировое и график оплат, в соответствии с которым контрагент обязуется выплатить всё до копейки не позже 27 апреля.
Первые две оплаты по графику пришли вовремя. А вот дальше (сюрприз!) — контрагент перестаёт платить и не берёт трубку. «Правильные игрушки» снова ведут себя неправильно.
Окей, сразу идём к судебным приставам, которые сообщают нам: «Срок мирового соглашения не истёк, нам пофиг, что ответчик не соблюдает условия, приходите после 27 апреля, чао». И ведь не поспоришь — с точки зрения закона они правы.
Исполнительный лист как средство для растопки печи
После окончания срока мирового соглашения мы пошли в суд и получили исполнительный лист, с которым явились к приставам. Те открыли исполнительное производство и честно спросили у «Правильных игрушек», не изволят ли господа выполнить законные обязательства. Господа сказали: «Нет, чёт неохота».
«Ну, на нет и суда нет», — сказали приставы и пошли выставлять инкассовые поручения на банковский счёт «Правильных игрушек». На деле это означает, что как только на счёт должника падают деньги, они автоматически улетают к приставам.
В сентябре наш юрист идёт к приставам и спрашивает: «Как дела?». А приставы сообщают ему две радостные новости. Новость первая: в очереди за долгами «Правильных игрушек» мы не одни. Как минимум несколько контрагентов точно так же ждут от них денег по суду. И там суммы долгов гораздо больше, чем у нас. Новость вторая: на счету «Правильных игрушек» за последние несколько месяцев денег не появлялось.
Эпилог
Время на исполнение листа вышло, арестовывать на счетах «Правильных игрушек» по-прежнему нечего.
Формально ООО «Правильные игрушки» сейчас в процессе банкротства, но фактически сеть магазинов «IQ TOY Правильные игрушки» вполне себе работает и, вероятно, даёт финансовую отдачу. Например, один из двадцати магазинов сети находится в «Галерее» — торговом центре с самой высокой стоимостью аренды в Петербурге. Имеет ли это отношение к фиктивным сделкам, выводу активов или даже мошенничеству — не нам судить.
Ну а мы теперь в сто раз внимательнее относимся ко всем эпизодам ПДЗ и больше не попадаем в такие ситуации.
А вы не пробовали страховать вашу дебиторскую задолженность или хотя бы отдавать на факторинг?
Во-первых, это далеко не бесплатно, во-вторых, это не так просто организовать. Мне кажется, это имеет смысл для масштабных сделок с существенным запасом по рентабельности, которые могут "убить" если что-то пойдёт не так.
Ваша правда, относительно стоимости, но хоть какая-то защита, и тем более при грамотном подходе у вас хоть какая-никакая защита будет ...заодно сами дисциплинируетесь в управление дебиторки...я много лет в страховании дебиторки и видел куча примеров, как компании сами же себя гробят - лишь бы отгрузить товар, заработать на бонусы (менеждеры продаж)...А так, если честно, при грамотном подходе можно неплохо управлять вашей дебиторкой как своими силами, так и с привлечением банков, либо страховых компаний...Конечно с привлечением банков и страховых геморой еще тот, но ДЕНЬГИ - ЛЮБЯТ СЧЕТ , а уже тем более если суммы отгрузок с отсрочкой, могут убить бизнес, либо же сожрать прибыль многих лет :))) Возьмите к примеру Юлмарт, Дети, 36.6 и др
Павел, а что с 36.6?
сейчас ничего - все нормально, но года 3-4 назад, когда прошлые собственники скупали компании и неплатили - там были реально огромные долги, которые предлагали с дисконтом 50%. Там тогда дебиторка зависла на многие годы на огромные суммы!
Подтверждаю. "Ориола" после покупки была главным неплательщиком среди всех национальных фармдистрибьюторов - более 70% всех долгов рынка было на ней.
Альянс Хелскеа еще была после Ориолы :)))))